5 минут | 2. Целеполагание и мотивация. (Стадия вызова). | 1.Зачитывается классу загадку и просит отгадать, что это: В воде она родится, Но странная судьба — Воды она боится И гибнет в ней всегда (соль) 2.Предлагает учащимся записать возможную химическую формулу соли, зная, что она состоит из атомов натрия и хлора. 3.Просит записать получившиеся формулы на доске. 4.Ставит проблему, обнаруживаются разные примеры записи формулы соли (верный и неверный). 5.Ставит цель: - обсудите в группах, чему мы должны научиться сегодня на уроке? Учитель выслушивает мнение каждое группы. Уточняет, что будем учиться составлять формулы бинарных соединений, фиксирует после согласования с классом цель урока. 6. Определение темы урока. 7. Как мы будем достигать поставленной цели? Изображает на доске треугольник, поделённый на части горизонтальными линиями, и выслушивает предложения учащихся, фиксирует план урока 4 выполнить упражнения; 3 узнать правила составления формул; 2 вспомнить о валентности; узнать об ее числовых характеристиках; 1 вспомнить знаки химических элементов. | 1.отгадывают загадку - готовят что это соль. Вспоминают, как называют поваренную соль по химической номенклатуре. (какие атомы входят в состав вещества). 2.Записывают в тетради возможные химические формулы. 3.Записывают разные варианты получившихся формул на доске. 4.Знаем, что соль состоит из атомов Na и CI , но не знаем в каком соотношении. Предлагают, что тема урока: «Составление химических формул». Предлагают свои достижения цели: вспомнить знаки химических элементов; вспомнить о значении валентности; узнать правила составления формул; закрепить полученные знания, выполняя упражнения. |
15минут | 3. Объяснение нового материала. (Стадия осмысления). | При изучении раздела «Первоначальные химические понятия» мы познакомились с понятием «валентность» (просит учащихся сказать, «что такое валентность?»). (Способность атомов связываться друг с другом.) Эта способность имеет числовые характеристики: число связей, степень окисления, заряды ионов, координационное число. Вокруг нас существует множество веществ, которые образованы благодаря тому, что атомы различных элементов связаны друг с другом прочными силами, которые мы называем химическими связями. В образовании химических связей, как мы знаем, участвуют электроны внешнего уровня. Атомы обладают различными значениями ЭО, и электроны внешнего уровня, могут смещаться в сторону более ЭО элемента. Степень окисления - это условный заряд атомов химических элементов в соединении, который они приобретают в результате смещения электронов от атомов одного элемента к другому. Степень окисления бывает: у простых веществ – нулевая; у сложных веществ: положительная, отрицательная; постоянная, переменная; низшая, высшая, промежуточная. Рассмотрим правила определения С.О. Работа по карте «Алгоритм определения С.О.» Определить постоянную СО , записать над соответствующим элементом, перемножить индекс этого элемента и его СО, разделить на индекс второго элемента, полученное число поставить над вторым элементом с противоположным знаком. Как определить С.О. в более сложных соединениях соединениях? Ответ: правильно составить уравнение с одним неизвестным, приравнять к «0» и его решить. | Учащиеся выполняют записи в тетради: Записывают определение С.О. и основные понятия: С.О. атомов в простых веществах = 0 С.О. фтора = -1 С.О. кислорода = -2 (кроме Н2О2-1, O+2F2) С.О. водорода = +1 (кроме МеН-1) С.О. Ме I, II, III групп = номеру группы С.О. неМе "+" = номеру группы С.О. неМе "-" = 8 - номер группы Учащиеся работают с картами «Алгоритм определения С.О.» |
15 минут | 4.Этап проверки первичного понимания. | Учитель организует работу по определению степени окисления элементов, используя периодическую таблицу Д.И.Менделеева, ряд электроотрицательности. Организует в парах взаимопроверку по ключу ответов. На доске показывается ключ и критерии ответов. | Учащиеся определяют степень окисления химических элементов в бинарных и сложных соединениях. Работа выполняется в тетради и дублируется на доске; обмениваются в парах тетрадями и производят взаимопроверку работ. |
5 минут | 5. Рефлексия | Обращает внимание ребят на записи темы урока. Достигнута ли цель урока? Запишите формулу вещества, состоящего из атомов Na и CI; объясните, почему формула записывается именно так Прочитайте хором – мы осуществили все этапы намеченного плана работы Ребята, мы начали наш урок с загадки о соли и закончить его предлагаю тоже солью. Соль земли в поте пахаря, крови воинов и слезах вдов. Соль жизни выступает на сединах стариков. «Соль земли» - подразумевает самое главное, важное, ценное. «Соль вопроса» - имеют ввиду суть вопроса. В чем «Соль урока?» | Произносят вслух – «натрий хлор » Видят по схеме на доске ,что план действий осуществлен. Раскрывают суть вопроса в чем «Соль урока?» |