СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока "Реформы Хрущева"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка может быть использована в 11 классе при изучении политики Н.Хрущева

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Реформы Хрущева"»

Технологическая карта урока


Ф.И.О. педагога: Агафонова Лилия Валентиновна Должность: преподаватель истории

Полное название ОУ (с указанием муниципального образования) Автономное профессиональное образовательное учреждение «Глазовский аграрно-промышленный техникум», г. Глазов УР

Предмет: История Группа: 21 Учебник (УМК): О.В.Волобуев, В.А.Клоков «Россия и мир»

Тема урока: Реформы Хрущева Тип урока: Урок изучения нового материала

Оборудование: компьютер, видеопроектор, тексты для работы в группах, тестовые задания, интерактивная доска

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений студентов группы, для которого проектируется урок:

Студенты владеют

регулятивными УУД:

  • составлять план действий (2 уровень);;

познавательными УУД:

  • собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя (2 уровень);

У большинства студентов не сформированы

коммуникативные УУД:

  • высказывать свою точку зрения;

личностные УУД:

  • осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

  • Характеризуют реформы Хрущева

  • Оценивают деятельность Хрущева

  • Сопоставляют исторический материал

2 уровень — характеристика, оценивание, сопоставление

Регулятивные

  • Преобразуют практическую задачу в познавательную, формулируют ответы;

  • Планируют свою деятельность в составе группы.


2 уровень — преобразование практической задачи в познавательную, определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана действий.

Познавательные

    • Проявление интереса к новому содержанию;

    • Воспроизведение знания в устной и письменной форме;

    • Выделение необходимой информации, выведение следствий

2 уровень — реконструкция (преобразование) информации, проявление интереса к новому содержанию, выведение следствий

Коммуникативные

  • Готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей групповой позиции

  • Умение слушать и вступать в диалог.


2 уровень — установление рабочих отношений, эффективное сотрудничество и способствование продуктивной кооперации

Личностные

  • Формирование мотивации учения;

  • Формирование коммуникативных, информационных компетенций;

  • Осуществление рефлексии своего отношения к содержанию темы


2 уровень — сотрудничество в ходе выполнения совместной деятельности, рефлексия своего отношения к содержанию темы


Этап урока,

время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы

обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД и предметные действия

Мотивационно-целевой этап

(5мин)

-самостоя

тельное формулирование темы урока

-совместное планирование деятельности


Беседа

Индивидуальная, фронтальная

Фронтальная

1. Предлагает студентам, используя подсказки на слайде, определить тему урока (Слайд 1)

2.Просит, исходя из темы, составить план урока

(Слайд 3)

1. Слушают преподавателя, смотрят на слайд и формулируют тему урока, записывают ее в тетрадях

2.Составляют план урока:

1) Личность Хрущева

Реформы в с/х

2)Реформы в промышленности

3)Реформы в социальной сфере

Записывают план урока в тетрадь

Познавательные УУД:

воспроизводить знания в устной и графической форме

Коммуникативные УУД:

участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать свое собственное

Регулятивные УУД:

составлять план действий

Ориентировоч-ный этап

(2 мин)

-осознание студентами неполноты имеющихся знаний;

-мотивирова

ние студентов на предстоящую деятельность;


Создание проблем-ной ситуации

Индивидуальная

1. Напоминает о том, что в 1953 году после смерти Сталина Государственным секретарем ЦК КПСС становится Н.С. Хрущев. Он начинает проводить реформы в стране. Скульптор Э.Неизвестный выразил свое отношение к его реформам. Скульптура Хрущева, созданная им, наполовину светлая, а наполовину темная. Почему? Что хотел выразить этим Э.Неизвестный? Вот основная проблема нашего занятия. А для ответа на вопрос преподаватель предлагает рассмотреть личность Хрущева

(Слайд 5)

1. Слушают преподавателя

Личностные УУД:

осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию


Поисково-исследователь-ский этап

(8 мин)

-Организация поиска решения проблемы

Исследо-вание (сбор и анализ фактов, обобщение данных, формули-рование выводов)

Индивидуальная


Парная





Индивидуальная

1. Предлагает выслушать сообщение студента о Хрущеве

2. Предлагает студентам работу с историческими источниками для выяснения характеристики личности Хрущева

3. Предлагает послушать анекдоты о Хрущеве и выяснить отношение народа к своему руководителю (Слайд 6)

1. Слушают и делают краткие записи в тетрадях


2. Работают с историческими источниками и выясняют то, как авторы характеризуют Н.С.Хрущева.


Слушают анекдоты и дают ответы, делают предположения

Познавательные УУД:

- выделять необходимую информацию;

- строить логическую цепь рассуждений;

- формулировать ответы

- формулировать выводы


Практический этап

(20 мин)

-Обеспечение применения полученных знаний для объяснения новых фактов, доказательства своей точки зрения

Работа в группах

Фронтальная








Групповая







Индивидуальная, групповая



Фронтальная, групповая

1. Предлагает вспомнить, какие экономические проблемы были в стране к началу правления Хрущева

(Слайд 7)






2. Предлагает, работая в группах, ответить на вопрос: «Какие меры предпринял Хрущев для решения проблем в стране?»



3. Предлагает обсудить работу в группах, приглашает выступить представителям групп, сделать вывод по реформам (Слайд 8)

4. Предлагает вернуться к скульптуре Э.Неизвестного и ответить, почему автор так изобразил скульптуру

(Слайд 9)

1. Отвечают на вопрос:

1)восстановлена промышленность

2) разорение с/х

3)высокие налоги на приусадебные участки

4)принудительные и репрессивные методы

5)голод в 1946-1947 гг.

2. Отвечают на вопрос, работая в группах: 1 группа-реформы в с/х, 2 группа-реформы в промышленности, 3 группа- реформы в социальной сфере. Каждая группа составляет кластер.

3. Представители от каждой группы выступают с кластерами (остальные студенты слушают и заполняют таблицу)



4. Отвечают на вопрос, сообщают, что реформы Хрущева были половинчатыми. Поэтому автор так изобразил Хрущева.

Познавательные УУД:

- выделение информации

Предметные УД:

- оценивать реформы

Коммуникативные УУД:

-адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции

Рефлексивно-оценочный этап

(10 мин)

-осмысление процесса и результата деятельности

Самооценка

Индивидуальная

Фронтальная

1.Предлагает выполнить тест по теме (1 человек выполняет задание на интерактивной доске)

2. Подводит итог урока совместно с обучающимися, проводит самооценку обучающихся (Слайд 10)

3. Дает домашнее задание: Написать эссе «Хрущев: реформаторство или утопия?»

1. Выполняют тест (1 обучающийся выполняет задание у интерактивной доски)

2. Подводят итог урока совместно с преподавателем, занимаются самооценкой


3. Записывают домашнее задание

Регулятивные УУД:

санкционировать факт завершения действий

Коммуникативные УУД:

адекватное отображение своих чувств, мыслей в речевом высказывании


Дата: 03.12.2014 Подпись педагога:












Самоанализ урока


ФИО: Агафонова Лилия Валентиновна Должность: преподаватель истории

Полное название образовательного учреждения: Автономное профессиональное образовательное учреждение «Глазовский аграрно-промышленный техникум»

Предмет: История Группа 21 УМК: учебник О.В. Волобуев, В.А.Клоков «Россия и мир»

Тема урока: Реформы Хрущева Тип урока: Изучение нового материала

Этапы урока

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Возможные риски

Коррекционная работа

Мотивационно-целевой этап

Познавательные




Личностные

-Проявление интереса к новому содержанию;

-Формирова

ние мотивации

средний

1. Студенты не могут сформулировать тему урока

2.Студенты не могут составить план урока

1. Преподаватель задает наводящие вопросы

2. Преподаватель задает наводящие вопросы

Ориентировочный этап

Познавательные

-Проявление интереса к новому содержанию

средний

1. Студенты не могут понять проблему урока

1.Преподаватель еще раз объясняет суть проблемы

Поисково-исследовательский этап

Коммуникативные

Умение слушать и вступать в диалог.


средний

1.Студенты не слушают выступающего

2. Студенты не могут сформулировать характеристику Хрущева как личности

1. Преподаватель устанавливает тишину

2. Преподаватель задает дополнительные вопросы

Практический этап


Регулятивные





Личностные







Коммуникативн

ые



Предметные


-Планируют свою деятельность в составе группы.

-Формирова

ние коммуникативных, информационных компетенций;

-Умение слушать и вступать в диалог.

-Характеризу

ют реформы Хрущева, оценивают его деятельность

средний

1. Студенты не понимают суть задания

2. Не все студенты активно работают в группе

3. Студенты ограничиваются краткими ответами, не оформляют свое высказывание в виде развернутого предложения.

4. Студенты не слушают друг друга



1. Преподаватель еще раз поясняет задание

2.Поощрить активных студентов


3. Выбрать студента, который продемонстрирует, как правильно оформить свое высказывание

4. Установить порядок выступлений студентов от лица каждой группы

Рефлексивно-оценочный этап

Личностные

-Осуществле

ние рефлексии своего отношения к содержанию темы


средний

1. Учащиеся затрудняются ответить на вопросы преподавателя

2. Учащиеся не могут оценить деятельность сокурсников на уроке

1. Преподаватель задает наводящие вопросы


2. Преподаватель оказывает индивидуальную помощь








Приложение 2


Таблица «Реформы Н.С.Хрущева»


Отрасли

Основные меры

Итоги

1. Реформы в промышленности



2 Реформы в сельском хозяйстве



4. Реформы в социальной сфере





Приложение 3


Анекдоты про Н.С.Хрущева:


– Почему в продаже нет обуви?

– Босиком легче догнать и перегнать Америку.


Колхозник говорит: «Вам, писателям, хорошо: в литературе Никита Сергеевич понимает».


Хрущеву после смещения предложили возглавить онкологический центр. Никита Сергеевич:

– Но, я же в этом деле ничего не понимаю!

– Ничего страшного. Вы же руководили сельским хозяйством – и хлеба не стало, займетесь онкологией, может быть, и рака не станет.


Хрущеву задают вопрос: - Никита Сергеевич, правда, что при коммунизме продукты будем заказывать по телефону?

-Правда, только выдавать их будут по телевизору.



Приложение 4


Вставьте пропущенные слова:

В 1953 году к власти приходит_________________ . Он становится Генеральным ___________________ ЦК КПСС. С его именем связаны реформы : освоение_________________, подъем ____________________, внедрение новой культуры __________________. В социальной сфере стали строиться дома-«___________________». Главной заслугой Хрущева является ________________ на 20 съезде КПСС, который состоялся __________________ . После этого доклада в стране начался процесс ___________________________.



Приложение 5


Разгадайте кроссворд


  1. Генеральный секретарь ЦК КПСС с 1953 года

  2. Первый советский космонавт

  3. Сельскохозяйственная культура, ввезенная из США

  4. Отдельная благоустроенная квартира


1







2








3








4











Приложение 6


Рабочий лист

Ф.И.О. студента_____________________________________________

Группа_____________________________________________________




1. Заполните таблицу «Реформы Н.С.Хрущева»


Отрасли

Основные меры

Итоги

1. Реформы в промышленности











2 Реформы в сельском хозяйстве










3. Реформы в социальной сфере


















2. Выполните тест

1 вариант

1. С деятельностью Хрущева связано освоение земель

а)целинных б) болотистых

2.При Хрущеве рабочая неделя была

а)увеличена б)уменьшена

3.Закупочные цены на сельхозпродукции в годы правления Хрущева были

а) повышены б)снижены

4. Хрущев государственные пенсии

а)отменил б)ввел

5. Панельные дома с малогабаритными квартирами получили название

а) малышки б)хрущевки


2 вариант


1. Освоение целинных и залежных земель происходило на территории

а)Украины б)Казахстана

2. Хрущев пришел к власти в

а) 1954 году б)1953 году

3. При Хрущеве размеры минимальных пенсий

а)уменьшились б)повысились

4. Реформы Хрущева носили

а)интенсивный характер б)экстенсивный

5. В результате реформ Хрущева стали выплачиваться

а)денежные авансы б)пособия по безработице








Ответы к тесту:

1 вариант: 1-а, 2-б, 3-а, 4-б, 5-б 2 вариант: 1-б, 2-б, 3-б,4-б,5-а











Приложение 7


Биография Н.С. Хрущева


Хрущев Никита Сергеевич был рожден в середине апреля 1894 г. в деревне Калиновка. Его отец, Сергей Никанорович, работал шахтером - передовиком. Семья жила небогато, отчего летом Никита во время каникул подрабатывал в селе пастухом.

В четырнадцатилетнем возрасте Хрущев вынужден переехать с семьей на рудник Юзовки. Впоследствии, Никита Сергеевич, осваивает навыки ученика слесаря, а после учебы работает на шахте по специальности. Из-за специфики работы Хрущев не попал на фронт (1914 год).

1918 год является знаковым для Никиты Сергеевича, так как он присоединяется к партии большевиков. Он возглавляет отряд «красных» в Рутченково, становится комиссаром второго батальона на Царицынском фронте, после чего служит в политотделе на Кубани.

Семейная жизнь Никиты Сергеевича была весьма трагичной. Первая его супруга, Писарева Ефросинья, скончалась в 1920 году. От этого брака у Никиты Сергеевича остались сын Леонид, летчик, и дочь Юлия, которая выйдет замуж за директора оперного театра в Киеве.

2-я жена Хрущева, Кухарчук Нина Петровна, была моложе Хрущева на 6 лет. И хотя свадьбу сыграли в 1924 году, расписались они только в шестидесятые годы.

В конце двадцатых годов Хрущев сдает экзамены в Промышленную академию, где успешно учится. В 1938 году Никиту Сергеевича избирают секретарем ЦК КП.

Хрущев прошел войну и закончил генерал-лейтенантом. С декабря (1949 год) он является секретарём Московского обкома.

Похоронив Сталина (в 1953 году.), Никита Сергеевич становится главным инициатором ареста и смещения со всех постов Берии. На 20-м съезде Хрущев выступает с докладом о репрессиях Сталина. В 1958 году Никиту Сергеевича избирают председателем Совета Министров. Реформы Хрущева википедия Имея практически безграничную власть, Хрущев принимает «Косыгинскую реформу», стараясь внедрить в соцэкономику различные элементы рыночной экономики.

В 1958 году Хрущев проводит политику против подсобных хозяйств, которые были в личном использовании людей. Людям было запрещено держать скот, личная скотина выкупалась государством. Из-за сложившейся ситуации резко уменьшилось поголовье птицы и домашнего скота, ухудшилось материальное положение крестьян.

Находясь на пенсии, Никита Сергеевич Хрущев, записывал многотомные мемуары на магнитофон. Не стало Хрущева в 1971 году 11 сентября. После отставки Хрущева около 20 лет имя Никиты Сергеевича преданно забвению, а в энциклопедии ему отвели лишь маленький абзац с краткой характеристикой





Приложение 8


1 группа

Программа преобразований сельского хозяйства

Хрущев намеревался обеспечить подъем сельского хозяйства путем быстрого расширения посевных площадей за счет освоения целины (экстенсивный путь развития сельского хозяйства).

В 1954 г. началось освоение целинных земель в Заволжье, Сибири и Казахстане. С участием 300 тыс. добровольцев, в основном молодежи, было разработано 42 млн. га новых земель.

В два раза были повышены закупочные цены на сельхозпродукцию, списаны долги колхозов по сельхозналогу прошлых лет(1,5 млрд пудов зерна), в несколько раз увеличены расходы на социальное развитие села. Отменялись налоги на личное подсобное хозяйство, которое разрешалось увеличить в пять раз. В 1958 г. были отменены обязательные поставки сельскохозяйственных продуктов с приусадебного хозяйства, сокращены налоги с него.

По инициативе Н.С. Хрущева были изменены критерии планирования в сельском хозяйстве, колхозы получили право вносить изменения в свои уставы.

За 1953-1958 гг. прирост сельскохозяйственной продукции составил 34% по сравнению с предыдущим пятилетием. С целью решения продовольственной проблемы были увеличены площади под кукурузу: с 1955 по 1962 гг. с 18 до 37млн. га.

Но хозяйства испытывали постоянный недостаток электроэнергии, химических удобрений, семян ценных культур.

В целях индустриализации сельского хозяйства проводилось укрупнение колхозов (в результате их численность сократилась с 91 тыс. до 39 тыс.), происходило массовое преобразование колхозов в совхозы, ликвидирована МТС, что подорвало финансовое положение сельских производителей.

Не дала позитивных результатов кукурузная эпопея, в 1962-1963 гг. усугубился кризис в освоении целинных земель.

У колхозников вновь были урезаны земельные участки, насильственно выкупался скот. В итоге произошел упадок личного подсобного хозяйства.

В результате обострилась продовольственная проблема в стране. Возникший дифицит продовольствия вызвал рост цен, в частности на мясо на 25-30%. Экономические трудности совпали с неурожаем 1963 г., который имел катастрофические последствия. В результате кризис сельского хозяйства привел к первым массовым закупкам зерна за границей (12млн. т).










Группа 2

Социальная политика.

Экономическая политика постсталинского руководства, несмотря на противоречия, носила ярко выраженную социальную направленность. В середине 50-х гг. была разработана программа мер, нацеленная на подъем жизненного уровня населения.

Регулярно повышались оклады работников в промышленности. Реальные доходы рабочих и служащих выросли на 60%, колхозников - на 90% (с 1956 г. колхозники были переведены на ежемесячное авансирование оплаты труда). Закон о пенсиях по возрасту для рабочих и служащих увеличил их размер вдвое и снизил пенсионный возраст. Рабочая неделя сократилась с 48 до 46 часов, были отменены обязательные государственные займы. Большие права на производстве получили профсоюзы.

Одним из важных завоеваний социальной политики стало жилищное строительство. С 1955 по 1964 гг. городской жилищный фонд увеличился на 80%, новые квартиры получили 54 млн. человек. Укреплялась материальная база образования, здравоохранения, культуры.

Поначалу в социальной сфере продолжались позитивные сдвиги. Улучшалось материальное положение населения, росли общественные фонды потребления. К 1960 г. был закончен перевод рабочих и служащих на 7-часовой рабочий день. Готовилось введение пенсионного обеспечения колхозников. Вырос жилой фонд (за 1959-1965 гг. - на 40%).

В условиях сокращения темпов развития и нарастания кризисных экономических явлений социальная политика не была последовательной. Правительство заморозило на двадцать лет выплаты по внутренним займам, выпущенным до 1957 г.(с целью снижения бюджетного дефицита).К концу 50-х годов обострилась продовольственная проблема, по населению больно ударило снижение производственных тарифов и одновременный рост цен (в среднем на 28%).

Это вызвало стихийные выступления рабочих. В 1959 г. с помощью войск было подавлено полуторатысячное выступление рабочих - строителей Казахстанской магнитки (г. Темиртау). В 1962 г. в Новочеркасске состоялась 7-тысячная рабочая демонстрация, также разогнанная войсками с применением танков (погибло 24 человека, 105 участников волнений были осуждены). Рабочие выступления прошли во многих промышленных районах - в Москве, Ленинграде, Донбассе, Кемерово, Иваново.










Группа 3

Промышленность.

Одним из рычагов развития промышленности рассматривался научно-технический прогресс. Хрущев стремился к децентрализации управления промышленностью. Дело в том, что с каждым годом становилось все труднее управлять предприятиями, находящимися на периферии. Было решено, что промышленные предприятия должны управляться не министерствами, а местными органами - совнархозами. Совнархозы стали просто многоотраслевыми министерствами и со своими задачами не справились. Реформа свелась к бюрократической реорганизации. В развитии промышленности Хрущев делал упор на развитие тяжелой промышленности. Легкая промышленность отставала в развитии. Широкие масштабы приобрело капитальное строительство. Были сооружены и сданы в эксплуатацию тысячи крупных предприятий. В их числе - Соколовско-Сарбайский и Лисаковский горно-обогатительные комбинаты в Казахстане, Череповецкий металлургический и Омский нефтеперерабатывающий заводы, Новосибирский завод тяжелого машиностроения. Развивались новые промышленные отрасли - радиоэлектроника, ракетостроение. Во второй половине 50-х годов промышленность страны поднялась на качественно новую ступень. В ней насчитывалось около 300 отраслей и видов производства.

Благодаря сверхконцентрации материальных средств и человеческих усилий, на отдельных направлениях удалось добиться впечатляющих успехов: впервые в истории атом заработал в мирных целях (в 1954 году построена атомная электростанция, в 1959 - спущен на воду атомоход "Ленин"), выводится на околоземную орбиту первый спутник (1957) и первый космический корабль с человеком на борту (1961), радикально изменился топливный баланс страны за счет использования нефти и газа, мощный рывок вперед сделала химическая промышленность, освоившая выпуск искусственных материалов с заданными свойствами, на транспорте паровозы уступили место тепловозам и электровозам.

Однако символом научно-технического прогресса СССР стал штурм космоса. В октябре 1957 года был запущен первый искусственный спутник Земли. Затем космические ракеты понесли в космос животных, облетели Луну. А в апреле 1961 года в космос шагнул человек, первый человек планеты, советский человек - Юрий Гагарин. Покорение космоса потребовало колоссальных средств, так как это был не только научный, но и военный интерес. Все были уверены, что СССР надолго и прочно стал лидером научно-технического прогресса

Однако кардинальных изменений в развитии экономики, как предполагалось, не произошло человечества.