Технологическая карта урока
Ф.И.О. педагога: Агафонова Лилия Валентиновна Должность: преподаватель истории
Полное название ОУ (с указанием муниципального образования) Автономное профессиональное образовательное учреждение «Глазовский аграрно-промышленный техникум», г. Глазов УР
Предмет: История Группа: 21 Учебник (УМК): О.В.Волобуев, В.А.Клоков «Россия и мир»
Тема урока: Реформы Хрущева Тип урока: Урок изучения нового материала
Оборудование: компьютер, видеопроектор, тексты для работы в группах, тестовые задания, интерактивная доска
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений студентов группы, для которого проектируется урок:
Студенты владеют
• регулятивными УУД:
• познавательными УУД:
У большинства студентов не сформированы
• коммуникативные УУД:
• личностные УУД:
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых учебных действий | Учебные действия | Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Предметные | | 2 уровень — характеристика, оценивание, сопоставление |
Регулятивные | Преобразуют практическую задачу в познавательную, формулируют ответы; Планируют свою деятельность в составе группы. | 2 уровень — преобразование практической задачи в познавательную, определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана действий. |
Познавательные | Проявление интереса к новому содержанию; Воспроизведение знания в устной и письменной форме; Выделение необходимой информации, выведение следствий | 2 уровень — реконструкция (преобразование) информации, проявление интереса к новому содержанию, выведение следствий |
Коммуникативные | | 2 уровень — установление рабочих отношений, эффективное сотрудничество и способствование продуктивной кооперации |
Личностные | Формирование мотивации учения; Формирование коммуникативных, информационных компетенций; Осуществление рефлексии своего отношения к содержанию темы | 2 уровень — сотрудничество в ходе выполнения совместной деятельности, рефлексия своего отношения к содержанию темы |
Этап урока, время этапа | Задачи этапа | Методы, приемы обучения | Формы учебного взаимодействия | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД и предметные действия |
Мотивационно-целевой этап (5мин) | -самостоя тельное формулирование темы урока -совместное планирование деятельности | Беседа | Индивидуальная, фронтальная Фронтальная | 1. Предлагает студентам, используя подсказки на слайде, определить тему урока (Слайд 1) 2.Просит, исходя из темы, составить план урока (Слайд 3) | 1. Слушают преподавателя, смотрят на слайд и формулируют тему урока, записывают ее в тетрадях 2.Составляют план урока: 1) Личность Хрущева Реформы в с/х 2)Реформы в промышленности 3)Реформы в социальной сфере Записывают план урока в тетрадь | Познавательные УУД: воспроизводить знания в устной и графической форме Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать свое собственное Регулятивные УУД: составлять план действий |
Ориентировоч-ный этап (2 мин) | -осознание студентами неполноты имеющихся знаний; -мотивирова ние студентов на предстоящую деятельность; | Создание проблем-ной ситуации | Индивидуальная | 1. Напоминает о том, что в 1953 году после смерти Сталина Государственным секретарем ЦК КПСС становится Н.С. Хрущев. Он начинает проводить реформы в стране. Скульптор Э.Неизвестный выразил свое отношение к его реформам. Скульптура Хрущева, созданная им, наполовину светлая, а наполовину темная. Почему? Что хотел выразить этим Э.Неизвестный? Вот основная проблема нашего занятия. А для ответа на вопрос преподаватель предлагает рассмотреть личность Хрущева (Слайд 5) | 1. Слушают преподавателя | Личностные УУД: осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию |
Поисково-исследователь-ский этап (8 мин) | -Организация поиска решения проблемы | Исследо-вание (сбор и анализ фактов, обобщение данных, формули-рование выводов) | Индивидуальная Парная Индивидуальная | 1. Предлагает выслушать сообщение студента о Хрущеве 2. Предлагает студентам работу с историческими источниками для выяснения характеристики личности Хрущева 3. Предлагает послушать анекдоты о Хрущеве и выяснить отношение народа к своему руководителю (Слайд 6) | 1. Слушают и делают краткие записи в тетрадях 2. Работают с историческими источниками и выясняют то, как авторы характеризуют Н.С.Хрущева. Слушают анекдоты и дают ответы, делают предположения | Познавательные УУД: - выделять необходимую информацию; - строить логическую цепь рассуждений; - формулировать ответы - формулировать выводы |
Практический этап (20 мин) | -Обеспечение применения полученных знаний для объяснения новых фактов, доказательства своей точки зрения | Работа в группах | Фронтальная Групповая Индивидуальная, групповая Фронтальная, групповая | 1. Предлагает вспомнить, какие экономические проблемы были в стране к началу правления Хрущева (Слайд 7) 2. Предлагает, работая в группах, ответить на вопрос: «Какие меры предпринял Хрущев для решения проблем в стране?» 3. Предлагает обсудить работу в группах, приглашает выступить представителям групп, сделать вывод по реформам (Слайд 8) 4. Предлагает вернуться к скульптуре Э.Неизвестного и ответить, почему автор так изобразил скульптуру (Слайд 9) | 1. Отвечают на вопрос: 1)восстановлена промышленность 2) разорение с/х 3)высокие налоги на приусадебные участки 4)принудительные и репрессивные методы 5)голод в 1946-1947 гг. 2. Отвечают на вопрос, работая в группах: 1 группа-реформы в с/х, 2 группа-реформы в промышленности, 3 группа- реформы в социальной сфере. Каждая группа составляет кластер. 3. Представители от каждой группы выступают с кластерами (остальные студенты слушают и заполняют таблицу) 4. Отвечают на вопрос, сообщают, что реформы Хрущева были половинчатыми. Поэтому автор так изобразил Хрущева. | Познавательные УУД: - выделение информации Предметные УД: - оценивать реформы Коммуникативные УУД: -адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции |
Рефлексивно-оценочный этап (10 мин) | -осмысление процесса и результата деятельности | Самооценка | Индивидуальная Фронтальная | 1.Предлагает выполнить тест по теме (1 человек выполняет задание на интерактивной доске) 2. Подводит итог урока совместно с обучающимися, проводит самооценку обучающихся (Слайд 10) 3. Дает домашнее задание: Написать эссе «Хрущев: реформаторство или утопия?» | 1. Выполняют тест (1 обучающийся выполняет задание у интерактивной доски) 2. Подводят итог урока совместно с преподавателем, занимаются самооценкой 3. Записывают домашнее задание | Регулятивные УУД: санкционировать факт завершения действий Коммуникативные УУД: адекватное отображение своих чувств, мыслей в речевом высказывании |
Дата: 03.12.2014 Подпись педагога:
Самоанализ урока
ФИО: Агафонова Лилия Валентиновна Должность: преподаватель истории
Полное название образовательного учреждения: Автономное профессиональное образовательное учреждение «Глазовский аграрно-промышленный техникум»
Предмет: История Группа 21 УМК: учебник О.В. Волобуев, В.А.Клоков «Россия и мир»
Тема урока: Реформы Хрущева Тип урока: Изучение нового материала
Этапы урока | Вид планируемых учебных действий | Учебные действия | Планируемый уровень достижения результатов обучения | Возможные риски | Коррекционная работа |
Мотивационно-целевой этап | Познавательные Личностные | -Проявление интереса к новому содержанию; -Формирова ние мотивации | средний | 1. Студенты не могут сформулировать тему урока 2.Студенты не могут составить план урока | 1. Преподаватель задает наводящие вопросы 2. Преподаватель задает наводящие вопросы |
Ориентировочный этап | Познавательные | -Проявление интереса к новому содержанию | средний | 1. Студенты не могут понять проблему урока | 1.Преподаватель еще раз объясняет суть проблемы |
Поисково-исследовательский этап | Коммуникативные | Умение слушать и вступать в диалог. | средний | 1.Студенты не слушают выступающего 2. Студенты не могут сформулировать характеристику Хрущева как личности | 1. Преподаватель устанавливает тишину 2. Преподаватель задает дополнительные вопросы |
Практический этап | Регулятивные Личностные Коммуникативн ые Предметные | -Планируют свою деятельность в составе группы. -Формирова ние коммуникативных, информационных компетенций; -Умение слушать и вступать в диалог. -Характеризу ют реформы Хрущева, оценивают его деятельность | средний | 1. Студенты не понимают суть задания 2. Не все студенты активно работают в группе 3. Студенты ограничиваются краткими ответами, не оформляют свое высказывание в виде развернутого предложения. 4. Студенты не слушают друг друга | 1. Преподаватель еще раз поясняет задание 2.Поощрить активных студентов 3. Выбрать студента, который продемонстрирует, как правильно оформить свое высказывание 4. Установить порядок выступлений студентов от лица каждой группы |
Рефлексивно-оценочный этап | Личностные | -Осуществле ние рефлексии своего отношения к содержанию темы | средний | 1. Учащиеся затрудняются ответить на вопросы преподавателя 2. Учащиеся не могут оценить деятельность сокурсников на уроке | 1. Преподаватель задает наводящие вопросы 2. Преподаватель оказывает индивидуальную помощь |
Приложение 2
Таблица «Реформы Н.С.Хрущева»
Отрасли | Основные меры | Итоги |
1. Реформы в промышленности | | |
2 Реформы в сельском хозяйстве | | |
4. Реформы в социальной сфере | | |
Приложение 3
Анекдоты про Н.С.Хрущева:
– Почему в продаже нет обуви?
– Босиком легче догнать и перегнать Америку.
Колхозник говорит: «Вам, писателям, хорошо: в литературе Никита Сергеевич понимает».
Хрущеву после смещения предложили возглавить онкологический центр. Никита Сергеевич:
– Но, я же в этом деле ничего не понимаю!
– Ничего страшного. Вы же руководили сельским хозяйством – и хлеба не стало, займетесь онкологией, может быть, и рака не станет.
Хрущеву задают вопрос: - Никита Сергеевич, правда, что при коммунизме продукты будем заказывать по телефону?
-Правда, только выдавать их будут по телевизору.
Приложение 4
Вставьте пропущенные слова:
В 1953 году к власти приходит_________________ . Он становится Генеральным ___________________ ЦК КПСС. С его именем связаны реформы : освоение_________________, подъем ____________________, внедрение новой культуры __________________. В социальной сфере стали строиться дома-«___________________». Главной заслугой Хрущева является ________________ на 20 съезде КПСС, который состоялся __________________ . После этого доклада в стране начался процесс ___________________________.
Приложение 5
Разгадайте кроссворд
Генеральный секретарь ЦК КПСС с 1953 года
Первый советский космонавт
Сельскохозяйственная культура, ввезенная из США
Отдельная благоустроенная квартира

Приложение 6
Рабочий лист
Ф.И.О. студента_____________________________________________
Группа_____________________________________________________
1. Заполните таблицу «Реформы Н.С.Хрущева»
Отрасли | Основные меры | Итоги |
1. Реформы в промышленности | | |
2 Реформы в сельском хозяйстве | | |
3. Реформы в социальной сфере | | |
2. Выполните тест
1 вариант
1. С деятельностью Хрущева связано освоение земель
а)целинных б) болотистых
2.При Хрущеве рабочая неделя была
а)увеличена б)уменьшена
3.Закупочные цены на сельхозпродукции в годы правления Хрущева были
а) повышены б)снижены
4. Хрущев государственные пенсии
а)отменил б)ввел
5. Панельные дома с малогабаритными квартирами получили название
а) малышки б)хрущевки
2 вариант
1. Освоение целинных и залежных земель происходило на территории
а)Украины б)Казахстана
2. Хрущев пришел к власти в
а) 1954 году б)1953 году
3. При Хрущеве размеры минимальных пенсий
а)уменьшились б)повысились
4. Реформы Хрущева носили
а)интенсивный характер б)экстенсивный
5. В результате реформ Хрущева стали выплачиваться
а)денежные авансы б)пособия по безработице
Ответы к тесту:
1 вариант: 1-а, 2-б, 3-а, 4-б, 5-б 2 вариант: 1-б, 2-б, 3-б,4-б,5-а
Приложение 7
Биография Н.С. Хрущева
Хрущев Никита Сергеевич был рожден в середине апреля 1894 г. в деревне Калиновка. Его отец, Сергей Никанорович, работал шахтером - передовиком. Семья жила небогато, отчего летом Никита во время каникул подрабатывал в селе пастухом.
В четырнадцатилетнем возрасте Хрущев вынужден переехать с семьей на рудник Юзовки. Впоследствии, Никита Сергеевич, осваивает навыки ученика слесаря, а после учебы работает на шахте по специальности. Из-за специфики работы Хрущев не попал на фронт (1914 год).
1918 год является знаковым для Никиты Сергеевича, так как он присоединяется к партии большевиков. Он возглавляет отряд «красных» в Рутченково, становится комиссаром второго батальона на Царицынском фронте, после чего служит в политотделе на Кубани.
Семейная жизнь Никиты Сергеевича была весьма трагичной. Первая его супруга, Писарева Ефросинья, скончалась в 1920 году. От этого брака у Никиты Сергеевича остались сын Леонид, летчик, и дочь Юлия, которая выйдет замуж за директора оперного театра в Киеве.
2-я жена Хрущева, Кухарчук Нина Петровна, была моложе Хрущева на 6 лет. И хотя свадьбу сыграли в 1924 году, расписались они только в шестидесятые годы.
В конце двадцатых годов Хрущев сдает экзамены в Промышленную академию, где успешно учится. В 1938 году Никиту Сергеевича избирают секретарем ЦК КП.
Хрущев прошел войну и закончил генерал-лейтенантом. С декабря (1949 год) он является секретарём Московского обкома.
Похоронив Сталина (в 1953 году.), Никита Сергеевич становится главным инициатором ареста и смещения со всех постов Берии. На 20-м съезде Хрущев выступает с докладом о репрессиях Сталина. В 1958 году Никиту Сергеевича избирают председателем Совета Министров. Реформы Хрущева википедия Имея практически безграничную власть, Хрущев принимает «Косыгинскую реформу», стараясь внедрить в соцэкономику различные элементы рыночной экономики.
В 1958 году Хрущев проводит политику против подсобных хозяйств, которые были в личном использовании людей. Людям было запрещено держать скот, личная скотина выкупалась государством. Из-за сложившейся ситуации резко уменьшилось поголовье птицы и домашнего скота, ухудшилось материальное положение крестьян.
Находясь на пенсии, Никита Сергеевич Хрущев, записывал многотомные мемуары на магнитофон. Не стало Хрущева в 1971 году 11 сентября. После отставки Хрущева около 20 лет имя Никиты Сергеевича преданно забвению, а в энциклопедии ему отвели лишь маленький абзац с краткой характеристикой
Приложение 8
1 группа
Программа преобразований сельского хозяйства
Хрущев намеревался обеспечить подъем сельского хозяйства путем быстрого расширения посевных площадей за счет освоения целины (экстенсивный путь развития сельского хозяйства).
В 1954 г. началось освоение целинных земель в Заволжье, Сибири и Казахстане. С участием 300 тыс. добровольцев, в основном молодежи, было разработано 42 млн. га новых земель.
В два раза были повышены закупочные цены на сельхозпродукцию, списаны долги колхозов по сельхозналогу прошлых лет(1,5 млрд пудов зерна), в несколько раз увеличены расходы на социальное развитие села. Отменялись налоги на личное подсобное хозяйство, которое разрешалось увеличить в пять раз. В 1958 г. были отменены обязательные поставки сельскохозяйственных продуктов с приусадебного хозяйства, сокращены налоги с него.
По инициативе Н.С. Хрущева были изменены критерии планирования в сельском хозяйстве, колхозы получили право вносить изменения в свои уставы.
За 1953-1958 гг. прирост сельскохозяйственной продукции составил 34% по сравнению с предыдущим пятилетием. С целью решения продовольственной проблемы были увеличены площади под кукурузу: с 1955 по 1962 гг. с 18 до 37млн. га.
Но хозяйства испытывали постоянный недостаток электроэнергии, химических удобрений, семян ценных культур.
В целях индустриализации сельского хозяйства проводилось укрупнение колхозов (в результате их численность сократилась с 91 тыс. до 39 тыс.), происходило массовое преобразование колхозов в совхозы, ликвидирована МТС, что подорвало финансовое положение сельских производителей.
Не дала позитивных результатов кукурузная эпопея, в 1962-1963 гг. усугубился кризис в освоении целинных земель.
У колхозников вновь были урезаны земельные участки, насильственно выкупался скот. В итоге произошел упадок личного подсобного хозяйства.
В результате обострилась продовольственная проблема в стране. Возникший дифицит продовольствия вызвал рост цен, в частности на мясо на 25-30%. Экономические трудности совпали с неурожаем 1963 г., который имел катастрофические последствия. В результате кризис сельского хозяйства привел к первым массовым закупкам зерна за границей (12млн. т).
Группа 2
Социальная политика.
Экономическая политика постсталинского руководства, несмотря на противоречия, носила ярко выраженную социальную направленность. В середине 50-х гг. была разработана программа мер, нацеленная на подъем жизненного уровня населения.
Регулярно повышались оклады работников в промышленности. Реальные доходы рабочих и служащих выросли на 60%, колхозников - на 90% (с 1956 г. колхозники были переведены на ежемесячное авансирование оплаты труда). Закон о пенсиях по возрасту для рабочих и служащих увеличил их размер вдвое и снизил пенсионный возраст. Рабочая неделя сократилась с 48 до 46 часов, были отменены обязательные государственные займы. Большие права на производстве получили профсоюзы.
Одним из важных завоеваний социальной политики стало жилищное строительство. С 1955 по 1964 гг. городской жилищный фонд увеличился на 80%, новые квартиры получили 54 млн. человек. Укреплялась материальная база образования, здравоохранения, культуры.
Поначалу в социальной сфере продолжались позитивные сдвиги. Улучшалось материальное положение населения, росли общественные фонды потребления. К 1960 г. был закончен перевод рабочих и служащих на 7-часовой рабочий день. Готовилось введение пенсионного обеспечения колхозников. Вырос жилой фонд (за 1959-1965 гг. - на 40%).
В условиях сокращения темпов развития и нарастания кризисных экономических явлений социальная политика не была последовательной. Правительство заморозило на двадцать лет выплаты по внутренним займам, выпущенным до 1957 г.(с целью снижения бюджетного дефицита).К концу 50-х годов обострилась продовольственная проблема, по населению больно ударило снижение производственных тарифов и одновременный рост цен (в среднем на 28%).
Это вызвало стихийные выступления рабочих. В 1959 г. с помощью войск было подавлено полуторатысячное выступление рабочих - строителей Казахстанской магнитки (г. Темиртау). В 1962 г. в Новочеркасске состоялась 7-тысячная рабочая демонстрация, также разогнанная войсками с применением танков (погибло 24 человека, 105 участников волнений были осуждены). Рабочие выступления прошли во многих промышленных районах - в Москве, Ленинграде, Донбассе, Кемерово, Иваново.
Группа 3
Промышленность.
Одним из рычагов развития промышленности рассматривался научно-технический прогресс. Хрущев стремился к децентрализации управления промышленностью. Дело в том, что с каждым годом становилось все труднее управлять предприятиями, находящимися на периферии. Было решено, что промышленные предприятия должны управляться не министерствами, а местными органами - совнархозами. Совнархозы стали просто многоотраслевыми министерствами и со своими задачами не справились. Реформа свелась к бюрократической реорганизации. В развитии промышленности Хрущев делал упор на развитие тяжелой промышленности. Легкая промышленность отставала в развитии. Широкие масштабы приобрело капитальное строительство. Были сооружены и сданы в эксплуатацию тысячи крупных предприятий. В их числе - Соколовско-Сарбайский и Лисаковский горно-обогатительные комбинаты в Казахстане, Череповецкий металлургический и Омский нефтеперерабатывающий заводы, Новосибирский завод тяжелого машиностроения. Развивались новые промышленные отрасли - радиоэлектроника, ракетостроение. Во второй половине 50-х годов промышленность страны поднялась на качественно новую ступень. В ней насчитывалось около 300 отраслей и видов производства.
Благодаря сверхконцентрации материальных средств и человеческих усилий, на отдельных направлениях удалось добиться впечатляющих успехов: впервые в истории атом заработал в мирных целях (в 1954 году построена атомная электростанция, в 1959 - спущен на воду атомоход "Ленин"), выводится на околоземную орбиту первый спутник (1957) и первый космический корабль с человеком на борту (1961), радикально изменился топливный баланс страны за счет использования нефти и газа, мощный рывок вперед сделала химическая промышленность, освоившая выпуск искусственных материалов с заданными свойствами, на транспорте паровозы уступили место тепловозам и электровозам.
Однако символом научно-технического прогресса СССР стал штурм космоса. В октябре 1957 года был запущен первый искусственный спутник Земли. Затем космические ракеты понесли в космос животных, облетели Луну. А в апреле 1961 года в космос шагнул человек, первый человек планеты, советский человек - Юрий Гагарин. Покорение космоса потребовало колоссальных средств, так как это был не только научный, но и военный интерес. Все были уверены, что СССР надолго и прочно стал лидером научно-технического прогресса
Однако кардинальных изменений в развитии экономики, как предполагалось, не произошло человечества.