Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 имени Адмирала Ушакова муниципального образования город-курорт Геленджик
Открытый урок русского языка
по теме:
«Безударные гласные в корне. Непроверяемые безударные гласные звуки в корне слова»
2 класс
Составила:
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 2 имени Адмирала Ушакова
Сапрыкина Екатерина Анатольевна.
2016 г.
Тема: "Безударные гласные в корне. Непроверяемые безударные гласные звуки в корне слова"
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: формировать понимание того, что написание слов с непроверяемыми безударными гласными нужно запомнить, а в случае затруднения – обращаться к словарю.
Технология: личностно- ориентированная с применением ИКТ технологий
Цели урока будут достигнуты путем решения задач по формированию универсальных учебных действий.
Задачи урока:
1. .В сфере личностных УУД:
-формирование ценностно-смысловой ориентации;
-развитие собственной самооценки усваиваемого на уроке материала.
2. В сфере регулятивных УУД:
- постановка учебной задачи, с учетом имеющихся знаний и знаний, полученных в процессе урока;
-умение планировать свою работу;
-учиться прогнозировать, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность.
3. .В сфере познавательных УУД:
-формирование логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей;
-постановка и формулирование проблемы, самостоятельный поиск ее решения.
4. В сфере коммуникативных УУД:
-умение плодотворно сотрудничать с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации;
-формирование умения слаженно работать в паре;
-формирование умения полно и четко выражать свои мысли, владея умело речью.
Оборудование:
учебник «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г.Горецкий (Программа «Школа России»), тетради, проектор, ПК учителя, авторская презентация, листок-опросник, орфографический словарь школьника.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
(Слайды 1-2)По щелчку:
Пожелаем себе успеха:
-Я буду внимательным!
-Я буду думать, размышлять!
-Я буду старательным!
-И у меня всё получится!
2. Актуализация знаний.
-Сегодня наш урок будет построен в форме интервью, которое проведут ученики нашего класса. Они будут задавать вам вопросы , вы будете на них отвечать, а помогать нам будет наш друг Умный Совёнок. Итак начнём.
(Слайд 3)
Задаёт вопрос Ангелина.
-Сколько гласных букв в русском языке? ( Проверка правильности ответа по щелчку – 10 букв, учащиеся перечисляют гласные буквы. )
(Слайд 4)
Задаёт вопрос Алёна.
-Какие гласные буквы обозначают один звук? (Проверка правильности ответа по щелчку- а,о,у,ы,и.)
(Слайд 5)
Задаёт вопрос Лиза.
-Какие гласные буквы могут обозначать два звука? (Проверка правильности ответа по щелчку- я,ё,ю,е.)
(Слайд 6)
Вопрос задаёт Давид.
-Как называются такие гласные? (Проверка правильности ответа по щелчку – йотированные)
(Слайд 7)
Вопрос от Умного Совенка.
-Что вы еще знаете про гласные? (Предполагаемый ответ- безударные и ударные. По щелчку правильный ответ )
3. Формулирование темы урока, постановка цели.
- Умному Совёнку очень понравилось , что вы ребята уже столько много знаете про гласные буквы и звуки. А теперь он предлагает вам поработать в парах. Задание которое мы сейчас будем выполнять тоже задаёт нам пара. У вас на столах лежат листы-опросники работаем в них.
(Слайд 8)
-Аришка и Саша просят вас разделить слова в два столбика . В первый столбик Арише нужно записать названия зверей (выполняет 1 вариант) , а во второй столбик Саше названия птиц (выполняет 2 вариант).
(Слайд 9) - Проверка выполнения задания.
-Вопрос на который Умный Совёнок хочет получить ответ.
По какому признаку еще распределились слова? (Предполагаемый ответ- безударные гласные в корне слова проверяемые ударением и непроверяемые «словарные» слова.)
Проверка правильности ответа по щелчку.
-Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока. (Предполагаемый ответ – проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.) (Слайд 10)
- Что вы знаете по этой теме?
- Что вы хотите еще узнать по этой теме?
(Слайд 11)
-Запишите в тетрадях число, классная работа. Обратите внимание , сколько словарных слов нам встретилось при записи этих двух строчек? (Предполагаемый ответ- 3 слова)
-Умный Совёнок предлагает нам вспомнить написание слов из словаря учебника. А работать мы будем в форме Буквенного диктанта.
(Слайды 12-16)
Буквенный диктант
Проверка правильности выполнения – по щелчку всплывающий результат.( а,о,и,е,я.)
-Какие это гласные? (Предполагаемый ответ - их нужно проверять или запомнить при написании слов с безударной гласной)
-В русском языке очень мног слов, запомнить написание всех невозможно, да и память иногда подводит. Как же поступить в этом случае?
4. Работа по учебнику
Стр. 104 в учебнике- читаем «Вспомните!»
- О каких словах вы прочитали?
-А что с ними нужно делать?
- Как по другому называют эти слова в школе?
5.Физминутка.
(Слайд 17)
Вопрос задает Женя.
-Где можно узнать как правильно написать слово? (Проверка правильности ответа по щелчку – в орфографическом словаре.)
- А как быстро найти нужное слово в словаре? (Предполагаемый ответ- по алфавиту)
-У вас на столах лежат словарики. Они нам понадобятся для выполнения задания от Георгия.
(Слайд 18-21)
-Найди в словаре как правильно написать название этой ягоды. ( Правильный ответ ребята ищут в словарях школьника -Калина)
-Записываем это слово в словарь.
6. Этимологическая минутка.
(Слайд 22)-
А теперь послушайте легенду про следующую ягоду.
Легенда о землянике
В одной глухой деревушке, которая располагалась на окраине дремучего леса, жили мальчик и девочка — Ганс и Хельга. Родители детей умерли, и дети остались сиротами. Пришлось им жить у чужих людей. И вот однажды. Когда в стране случился голод, решила злая мачеха отвести их в лес. Дети плакали, умоляли оставить их, но мачеха была непреклонна. Долго скитались дети по лесу, от холода и голода их силы были на исходе. Но вдруг однажды они вышли на полянку, и увидели маленький домик. В этом домике жили добрые гномы. Они подарили детям камушки и сказали, что камушки непростые, а волшебные. «Когда будет совсем плохо, ваши силы будут на исходе, бросьте эти камушки на землю, и они превратятся в чудесные ягоды, которые дадут вам силы.» Так дети и сделали. Они бросали камушки на землю и из них появились душистые ягоды, которые в народе назвали земляника.
Посмотрите внимательно на это слово и скажите:
-Какое слово спряталось в нем? (Предполагаемый ответ –земля)
-А как вы думаете какие слова спрятались в следующих ягодах?
Работа по слайдам 23-26. (Запись названий ягод в словарик.)
Черника-чёрная. Костяника-косточка. Голубика-голубая.
7. Первичное закрепление новых знаний. Формирование умений.
(Слайд 27)
-Прочитайте поговорку.
-Как вы её понимаете?
- Спишите поговорку в тетрадь, вставьте пропущенные буквы, поставьте ударение и подчеркните непроверяемую безударную гласную в корне слова. Для безошибочной работы смотрите в словарик. (Проверка и объяснение – фронтальный опрос - по щелчку всплывающий ответ.)
(Слайд 28)
-Самостоятельная работа по заданию Умного Совёнка.
(Слайд 29) – Взаимопроверка!
8.Закрепление изученного материала (работа в парах).
(Слайд 30)
Руслан нам предлагает выполнить следующее задание
- В листе-опроснике дано начало предложения вам необходимо закончить его, используя названия ягод изученных на уроке.
9.Итог урока. Составление алгоритма работы с безударными гласными. (фронтальный опрос)
(Слайд 31)
-Над какой темой мы сегодня работали?(По щелчку- написание гласных)
-Какие гласные бывают?(По щелчку- ударные и безударные)
-Какие требуют проверки? (По щелчку – безударные)
-Как проверять? (По щелчку- изменяем форму слова, подбираем однокоренное слово)
Где проверять ? (По щелчку – в словаре проверяем написание непроверяемых гласных )
10. Домашнее задание.
Стр.104-105, упражнение 165.
11. Рефлексия .
- Ребята мы хорошо потрудились. Если вам на уроке было интересно и всё понятно, то возьмите земляничку красного цвета и положите в корзинку . А кому что-то было непонятно ,то зелёную. (На доске корзинка и магнитные ягодки красного и зеленого цвета).
Спасибо за работу!
Приложение 1
Лист- опросник
Ф.И. ____________________________________
1.Задание от Ариши и Саши.
Ариша | Саша |
звери | птицы |
1. | 1. |
2. | 2. |
3. | 3. |
4. | 4. |
2.Задание от Руслана.
Варенье варят из | |
Пироги пекут с | |
Кислый морс из | |
Сладкий компот из | |
Приложение 2.
Магнитные карточки с красной и зеленой земляникой.

