Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 35 города Владимира
Методическая разработка урока русского языка
на тему «Правописание слов с суффиксами -ек-, -ик-»
(УМК «Развивающая система Л.В. Занкова», 3 класс)
Ерохина Елена Сергеевна
учитель начальных классов
2016-2017 учебный год
Русский язык 3 класс.
I.Тема урока: Правописание суффиксов –ек-, -ик- в именах существительных.
(Система Л.В. Занкова, учебник Н.В. Нечаевой)
Тип урока: открытие новых знаний.
Цели и задачи урока:
предметные: формирование умения грамотно писать слова с суффиксами –ик-, -ек- ( организация наблюдения за словами с данными суффиксами, обучение приёмам исследовательской деятельности); развитие орфографической зоркости;
метапредметные: формирование умений принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; планировать, контролировать и оценивать учебные действия; учить делать выводы и обобщения;
личностные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного и продуктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.
Формы организации познавательной деятельности:
групповая, индивидуальная, фронтальная.
Методы обучения:
по источнику знаний: словесные, практические, наглядные;
по уровню познавательной активности: частично - поисковый;
по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный.
Средства обучения:.
Для учащихся раздаточный материал, учебник, мультимедийна презентация» Правописание суффиксов –ик,-ек.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки для индивидуальной и групповой работы.
Русский язык: Учебник для 3 класса.Н.В.Нечаева.
Ход урока
1. Организация класса. Эмоциональный настрой.
Наши глазки,
Наши ушки,
Наша голова,
Наше сердце
Открыто знаниям.
-Мы продолжаем путь по дороге знаний.
2. Минутка чистописания. Повторение изученного. Сообщение темы.
-Посмотрите на ряд слов. Прочитайте.
![]()
К…рка, г…рка, р…чка. (корка, горка, речка или ручка)
(зеленая доска – письменные буквы)
- Что заметили? Что общего? ( имена существительные, женский род, ед.ч)
-Как вы думаете, какую букву мы будем писать на строчке чистописания? (К)
-Почему? (есть в каждом слове)
-Запишите буквосочетания , установив закономерность.
Кк, КкК, (КкКк, КкКкК,…) – доска зеленая, закрыто
-Какая закономерность? (чередование, увеличение количества)
-Запишите слова, вставляя пропущенные буквы. (Самостоятельно)
-Какие орфограммы встретились? ( чк)
Выделим корень, подчеркнем орфограмму.
-В какой части слова попущена буква? ( в корне)
-Один ученик у доски вставляет пропущенные буквы. (Дети записывают в тетрадь, выделяют орфограмму и корень.)
- Кто догадался, какой частью слова является буква -к в этих словах?
-Выделим в словах суффикс «К». (Один ученик на доске)
Какое значение он придает словам? (уменьшительное)
- Что такое суффикс? (часть слова, стоящая после корня) - табличку на доску
Итак: мы знаем, что суффикс –это часть слова, стоящая после корня.
-Что еще мы не знаем? Разобраться нам поможет следующее задание.
-У вас на столах лежат листочки. (работа в парах)
-Выберите верное утверждение. Одно верное утверждение мы уже нашли. Поработайте в парах дальше.
(Суффикс- это маленькое слово;
Суффикс-это часть слова;
Суффикс служит для образования новых слов;
Суффикс служит для связи слов в предложении;
Суффикс стоит перед корнем;
Суффикс стоит после корня.
Суффикс не имеет значение.
Суффикс имеет значение.)
(Проверка – на доске по карточкам собирает определение пара учеников, которые быстрее справились)
-Прочитайте что получилось.
-Кто согласен? Не согласен? Почему?
- О чем будем сегодня говорить на уроке? ( о суффиксах)
Итак, ребята, действительно, сегодня мы с вами на уроке будем говорить о правописании суффиксов. Сегодня и на следующих уроках мы будем говорить о суффиксах. Какие задачи определим позже.
ТЕМА: ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ. – на доске
3. Актуализация знаний. Постановка проблемы.
- Не даром мы вспоминали о суффиксе, т.к. дорога знаний нас привела к воротам Города Суффиксов. Но они закрыты. (слайд)
- На воротах висит замок, который можно открыть.
- Наверное, многие из вас читали книгу Лии Гераскиной или смотрели мультфильм “В стране невыученных уроков”, в котором главному герою Вите Перестукину нужно открыть замок. (ПОКАЗАТЬ КНИГУ – советую прочитать)
(Показ фрагмента мультфильма до слов “Вспомним правило…”).
- Что нужно ему сделать, чтобы ворота открылись? (чтобы открыть замок, нужно было поставит букву в словах “ключик” и “замочек”.)
- На воротах висит замок, который можно открыть, лишь уменьшив его размеры.
-Что нам поможет? (суффикс)
- Каким образом это сделать? (Образовать однокоренное слово с уменьшительно-ласкательным значением от слова ЗАМОК с помощью суффикса).
На зеленой доске- (работаю сама на доске):
Замок - замоч..к (карточки у детей – индивидуальная работа)
Ключ – ключ…к
-Перед вами карточки.
1.Выделите корень и основу.
-Являются ли слова однокоренными? Почему? (один корень,разные основы )
- Что заметили? (Чередование ч/к)
-Поставим ударение.
2. Выделите суффикс.
-Какая часть слова содержит орфограмму? (суффикс)
-Какой суффикс выделили?
- Где возникло затруднение? (какую гласную в суффиксе писать)
Почему непонятно? 1.слабая позиция гласного
3. Как же проверить? (надо знать правило)
Какая наша задача?
ЗАДАЧА: УЗНАТЬ ПРАВИЛО ПРАВОПИСАНИЯ СУФФИКСОВ –ЕК,-ИК. – на доске
-Нам поможет учебник.
4. Знакомство с новым материалом.
Исследуем ряды слов .
Работаем аккуратно карандашом в учебнике.
Учебник стр.111 упр. № 472 (б)
-Прочитайте первую строчку.
-Выделите основу и суффикс.
-Что заметили? Найдите родственные слова и формы слов.
-Выделите корень.
-Наблюдаем за формами слов.
-Что заметили? (разные суффиксы)
-Выделите суффикс.
-В какой части слова орфограмма? (суффикс)
ёж, ёжик, ёжика, ежики
лист, листик, листика, листики
листок, листочек, листочка, листочки
грибок, грибочек, грибочка, грибочки слайд 2
-Выделите суффикс в словах. (работают карандашом в учебнике)
1.Что мы наблюдали? (формы слов с суффиками)
2. Что увидели? ( разная основа, суффиксы –ек,-ик)
3.Вывод: чтобы определить гласную в суффиксе нужно изменить форму слова)
- Откройте учебник на стр.115
- Прочитайте правило.
-В чем мнения совпали?
-Какую информацию получили из учебника?
- Какое открытие для себя сделали?
- Проверим наши пары слов. Записываем слова в тетрадь.
Изменим форму слова.
Замок - замоч.е.к – замочка (на слайде)
Ключ – ключ и к – ключика
-Какое слово будет являться проверочным? (форма слова)
-Докажите, что это форма слова. (выделим основу)
-Какую гласную нужно вставить? Почему? (выделим суффикс и орфограмму)
(Дети записывают в тетрадь, выделяя орфограмму)
- Давайте с вами заглянем в сказку Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков».
-Как он справился с этим заданием?
(ВИДЕО)
5. Составление алгоритма действий.
-Как же узнать какой суффикс писать?
- Нужно определить шаги действия. Составить алгоритм.
Алгоритм: (слайд)
-читаю слово;
-изменяю форму слова;
-если гласный звук выпадает, пишу –ек-, если не выпадает, пишу –ик-.

6.Физминутка
Интерактивная игра «Лабиринт»
- Если слова с суффиксом -ик- приседают мальчики, с суффиксом -ек- приседают девочки (Пёсик, дубочек, звоночек, кирпичик, дворик, годочек, шарик, лесочек, цветочек, дождик)
7.Закрепление изученного.
Проведем «БЛИЦ – ОПРОС»
-Посмотрите на предметы. (закрываются)
-Назовите.(билет, платок, солдат, замок, корабль, горох)
-Посмотрим через лупу. Что произошло? (уменьшились в размере)
Назовите. (билетик, платочек, солдатик, замочек, кораблик, горошек)
Доска – билет(е,и)к, платоч(е, и)к, солдат(е,и)к, замоч(е,и)к, корабл(е,и)к, горош(е,и)к
(Записываем по цепочке на доске)
Билетик-билетика, … (выделяем суффикс и орфограмму)
8.Домашнее задание
Выучить правило стр.115
Упр.478 с заданием.
9. Самостоятельная работа.
Упр.479
-Прочитайте текст.
-С какой целью он написан? (уметь писать слова с новой орфограммой)
1)-Читаем задание.
Запишите первое предложение, выделите основу предложения.
Проверка – фронтально.
2) Работаем самостоятельно по группам. Девочки выписывают слова с суффиксом –ек, а мальчики – с суффиком –ик.
-Это задание я проверю сама.
Резерв: (слайд)
Обозначь в каких частях слов находятся орфограммы?
__давать
драг__ценный
занов__
предст__влять
ж__лтизна
гр__боч__к
боро__ка
зл__дей
буревес__ик.
10.Подведение итогов
-Какую задачу решали? (узнали когда в суффиксах пишется –е, а когда –и)
-Успешно ли справились?
Критерии:
4-знаю правило, умею применять, готов научить других
3- знаю правило, умею применять, не готов научить других
2- знаю правило, не умею применять
1-не понял правило
Оцените себя на синей лесенке.
Вы сегодня хорошо поработали, мне было интересно с вами.
-Это интересно! Ребята, в русском языке с помощью суффикса –ек- можно образовать только около 150 слов, а с помощью суффикса – ик- в десять раз больше – около 1500 слов.