СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока русского языка на тему «Правописание слов с суффиксами -ек-, -ик-» (УМК «Развивающая система Л.В. Занкова», 3 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского языка на тему «Правописание слов с суффиксами -ек-, -ик-» (УМК «Развивающая система Л.В. Занкова», 3 класс)»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 35 города Владимира















Методическая разработка урока русского языка

на тему «Правописание слов с суффиксами -ек-, -ик-»

(УМК «Развивающая система Л.В. Занкова», 3 класс)













Ерохина Елена Сергеевна

учитель начальных классов



















2016-2017 учебный год



Русский язык 3 класс.

I.Тема урока: Правописание суффиксов –ек-, -ик- в именах существительных.

(Система Л.В. Занкова, учебник Н.В. Нечаевой)

Тип урока: открытие новых знаний.

Цели и задачи урока:

  • предметные: формирование умения грамотно писать слова с суффиксами –ик-, -ек- ( организация наблюдения за словами с данными суффиксами, обучение приёмам исследовательской деятельности); развитие орфографической зоркости;

  • метапредметные: формирование умений принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; планировать, контролировать и оценивать учебные действия; учить делать выводы и обобщения;

  • личностные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного и продуктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.


Формы организации познавательной деятельности:

групповая, индивидуальная, фронтальная.


Методы обучения:

  • по источнику знаний: словесные, практические, наглядные;

  • по уровню познавательной активности: частично - поисковый;

  • по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный.

Средства обучения:.

Для учащихся раздаточный материал, учебник, мультимедийна презентация» Правописание суффиксов –ик,-ек.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки для индивидуальной и групповой работы.

Русский язык: Учебник для 3 класса.Н.В.Нечаева.























Ход урока

1. Организация класса. Эмоциональный настрой.

Наши глазки,

Наши ушки,

Наша голова,

Наше сердце

Открыто знаниям.

-Мы продолжаем путь по дороге знаний.

2. Минутка чистописания. Повторение изученного. Сообщение темы.

-Посмотрите на ряд слов. Прочитайте.

К…рка, г…рка, р…чка. (корка, горка, речка или ручка)

(зеленая доска – письменные буквы)


- Что заметили? Что общего? ( имена существительные, женский род, ед.ч)

-Как вы думаете, какую букву мы будем писать на строчке чистописания? (К)

-Почему? (есть в каждом слове)

-Запишите буквосочетания , установив закономерность.

Кк, КкК, (КкКк, КкКкК,…) – доска зеленая, закрыто

-Какая закономерность? (чередование, увеличение количества)

-Запишите слова, вставляя пропущенные буквы. (Самостоятельно)


-Какие орфограммы встретились? ( чк)

Выделим корень, подчеркнем орфограмму.

-В какой части слова попущена буква? ( в корне)


-Один ученик у доски вставляет пропущенные буквы. (Дети записывают в тетрадь, выделяют орфограмму и корень.)


- Кто догадался, какой частью слова является буква -к в этих словах?

-Выделим в словах суффикс «К». (Один ученик на доске)

Какое значение он придает словам? (уменьшительное)

- Что такое суффикс? (часть слова, стоящая после корня) - табличку на доску


Итак: мы знаем, что суффикс –это часть слова, стоящая после корня.

-Что еще мы не знаем? Разобраться нам поможет следующее задание.

-У вас на столах лежат листочки. (работа в парах)

-Выберите верное утверждение. Одно верное утверждение мы уже нашли. Поработайте в парах дальше.

(Суффикс- это маленькое слово;

Суффикс-это часть слова;

Суффикс служит для образования новых слов;

Суффикс служит для связи слов в предложении;

Суффикс стоит перед корнем;

Суффикс стоит после корня.

Суффикс не имеет значение.

Суффикс имеет значение.)

(Проверка – на доске по карточкам собирает определение пара учеников, которые быстрее справились)

-Прочитайте что получилось.

-Кто согласен? Не согласен? Почему?

- О чем будем сегодня говорить на уроке? ( о суффиксах)

Итак, ребята, действительно, сегодня мы с вами на уроке будем говорить о правописании суффиксов. Сегодня и на следующих уроках мы будем говорить о суффиксах. Какие задачи определим позже.

ТЕМА: ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ. – на доске


3. Актуализация знаний. Постановка проблемы.

- Не даром мы вспоминали о суффиксе, т.к. дорога знаний нас привела к воротам Города Суффиксов. Но они закрыты. (слайд)

- На воротах висит замок, который можно открыть.

- Наверное, многие из вас читали книгу Лии Гераскиной или смотрели мультфильм “В стране невыученных уроков”, в котором главному герою Вите Перестукину нужно открыть замок. (ПОКАЗАТЬ КНИГУ – советую прочитать)

(Показ фрагмента мультфильма до слов “Вспомним правило…”).

- Что нужно ему сделать, чтобы ворота открылись? (чтобы открыть замок, нужно было поставит букву в словах “ключик” и “замочек”.)

- На воротах висит замок, который можно открыть, лишь уменьшив его размеры.

-Что нам поможет? (суффикс)

- Каким образом это сделать? (Образовать однокоренное слово с уменьшительно-ласкательным значением от слова ЗАМОК с помощью суффикса).


На зеленой доске- (работаю сама на доске):


Замок - замоч..к (карточки у детей – индивидуальная работа)

Ключ – ключ…к


-Перед вами карточки.

1.Выделите корень и основу.

-Являются ли слова однокоренными? Почему? (один корень,разные основы )

- Что заметили? (Чередование ч/к)

-Поставим ударение.

2. Выделите суффикс.

-Какая часть слова содержит орфограмму? (суффикс)

-Какой суффикс выделили?

- Где возникло затруднение? (какую гласную в суффиксе писать)

Почему непонятно? 1.слабая позиция гласного

3. Как же проверить? (надо знать правило)

Какая наша задача?

ЗАДАЧА: УЗНАТЬ ПРАВИЛО ПРАВОПИСАНИЯ СУФФИКСОВ –ЕК,-ИК. – на доске

-Нам поможет учебник.


4. Знакомство с новым материалом.


Исследуем ряды слов .

Работаем аккуратно карандашом в учебнике.

Учебник стр.111 упр. № 472 (б)

-Прочитайте первую строчку.

-Выделите основу и суффикс.

-Что заметили? Найдите родственные слова и формы слов.

-Выделите корень.

-Наблюдаем за формами слов.

-Что заметили? (разные суффиксы)

-Выделите суффикс.

-В какой части слова орфограмма? (суффикс)

ёж, ёжик, ёжика, ежики

лист, листик, листика, листики

листок, листочек, листочка, листочки

грибок, грибочек, грибочка, грибочки слайд 2

-Выделите суффикс в словах. (работают карандашом в учебнике)


1.Что мы наблюдали? (формы слов с суффиками)

2. Что увидели? ( разная основа, суффиксы –ек,-ик)

3.Вывод: чтобы определить гласную в суффиксе нужно изменить форму слова)

- Откройте учебник на стр.115

- Прочитайте правило.

-В чем мнения совпали?

-Какую информацию получили из учебника?

- Какое открытие для себя сделали?


- Проверим наши пары слов. Записываем слова в тетрадь.

Изменим форму слова.

Замок - замоч.е.к – замочка (на слайде)

Ключ – ключ и к – ключика

-Какое слово будет являться проверочным? (форма слова)

-Докажите, что это форма слова. (выделим основу)

-Какую гласную нужно вставить? Почему? (выделим суффикс и орфограмму)

(Дети записывают в тетрадь, выделяя орфограмму)


- Давайте с вами заглянем в сказку Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков».

-Как он справился с этим заданием?

(ВИДЕО)


5. Составление алгоритма действий.

-Как же узнать какой суффикс писать?

- Нужно определить шаги действия. Составить алгоритм.

Алгоритм: (слайд)

-читаю слово;

-изменяю форму слова;

-если гласный звук выпадает, пишу –ек-, если не выпадает, пишу –ик-.

6.Физминутка

Интерактивная игра «Лабиринт»

- Если слова с суффиксом -ик- приседают мальчики, с суффиксом -ек- приседают девочки (Пёсик, дубочек, звоночек, кирпичик, дворик, годочек, шарик, лесочек, цветочек, дождик)

7.Закрепление изученного.

Проведем «БЛИЦ – ОПРОС»

-Посмотрите на предметы. (закрываются)

-Назовите.(билет, платок, солдат, замок, корабль, горох)

-Посмотрим через лупу. Что произошло? (уменьшились в размере)

Назовите. (билетик, платочек, солдатик, замочек, кораблик, горошек)

Доска – билет(е,и)к, платоч(е, и)к, солдат(е,и)к, замоч(е,и)к, корабл(е,и)к, горош(е,и)к

(Записываем по цепочке на доске)

Билетик-билетика, … (выделяем суффикс и орфограмму)


8.Домашнее задание

Выучить правило стр.115

Упр.478 с заданием.

9. Самостоятельная работа.

Упр.479

-Прочитайте текст.

-С какой целью он написан? (уметь писать слова с новой орфограммой)

1)-Читаем задание.

Запишите первое предложение, выделите основу предложения.

Проверка – фронтально.

2) Работаем самостоятельно по группам. Девочки выписывают слова с суффиксом –ек, а мальчики – с суффиком –ик.

-Это задание я проверю сама.



Резерв: (слайд)

Обозначь в каких частях слов находятся орфограммы?
__давать
драг__ценный 
занов__
предст__влять
ж__лтизна
гр__боч__к
боро__ка
зл__дей 
буревес__ик.


10.Подведение итогов

-Какую задачу решали? (узнали когда в суффиксах пишется –е, а когда –и)

-Успешно ли справились?

Критерии:

4-знаю правило, умею применять, готов научить других

3- знаю правило, умею применять, не готов научить других

2- знаю правило, не умею применять

1-не понял правило

Оцените себя на синей лесенке.

Вы сегодня хорошо поработали, мне было интересно с вами.


-Это интересно! Ребята, в русском языке с помощью суффикса –ек- можно образовать только около 150 слов, а с помощью суффикса – ик- в десять раз больше – около 1500 слов.