Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Температура и её измерение. Решение задач"»
Кузмауль Мария Сергеевна
АУ профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутский политехнический колледж»
г. Сургут,
преподаватель физики
Тема: "Температура и её измерение. Решение задач".*
Тип урока: комбинированный, урок с применением технологии развития критического мышления.
Приёмы: "Бортовой журнал", решение задач.
Цель урока:
Расширить знания учащихся о температуре, развитие умений применять знания при решения задач по молекулярной физике.
Задачи урока:
Образовательные:
Актуализировать знания, полученные при изучении темы «Основы МКТ»;
Совершенствовать навыки решения задач по молекулярной физике;
Подготовка к контрольной работе по разделу «Основы МКТ и термодинамика».
Расширить знания о температуре, единицах её измерения.
Развивающие:
Развивать способности учащихся строить логические рассуждения;
Развивать рациональное мышление;
Воспитывающие:
Воспитывать самостоятельность при поиске решения задач;
Формы организации учебной деятельности: фронтальная; индивидуальная
Ожидаемый результат урока:
В результате учебной деятельности, на запланированном уроке, учащиеся должны:
Закрепить знания по теме «Основы МКТ»;
Научиться решать задачи различного типа и уровня сложности;
Усовершенствовать приобретенные ранее умения и навыки;
План урока
Этапы | Действия преподавателя | Действия студентов |
1. Организационный момент - 2 мин. | Приветствует обучающихся и проверяет посещаемость. | Приветствуют учителя, настраиваются на работу. |
2. Актуализация (этап "Вызов") - проверка домашнего задания; -актуализация субъектного опыта)
10 мин. | 1. На прошлом уроке вы изучили тему: "Строение вещества. Основные положения МКТ. Масса и размеры молекул. Основное уравнение МКТ идеального газа". Вопросы для повторения (устный опрос): - Перечислите основные положения МКТ ? - Что такое диффузия? - Что такое броуновское движение? - Запишите основное уравнение МКТ. | 1. Отвечают устно на поставленные вопросы, работают с доской. |
2. Итак, определимся с темой урока. Я вам покажу познавательный объект, а вы догадаетесь, что мы сегодня будем изучать. Преподаватель показывает термометр и просит обучающихся рассказать, что они знают об этом предмете. - Далее проговаривает тему урока | 2. Учащиеся вспоминают и участвуют в коллективном обсуждении, пытаются сформулировать тему урока. - записывают тему урока с доски в тетрадь |
3. Даёт задание каждому начертить таблицу - бортовой журнал с названием "Термометр и температура" и просит заполнить индивидуально графу "Знаю". | 3. Записывают в левую колонку все то, что вспомнили, связанное с познавательным объектом в бортовой журнал " Термометр и температура ". |
| 4. Предлагает сформулировать цель урока, что должны узнать. | Пытаются сформулировать цель. |
Этап "Осмысление" 5 мин. | 1. Предлагает учащимся классифицировать записанные на доске знания по каким-либо основаниям. | 1. Предлагают основания для классификации полученных об объекте сведений. |
2. На доске оформляется структурно-логическая схема (в соответствии с проведенной классификацией) - кластер | 2. Записывают структурно-логическую схему, обсуждая вопрос о распределении по предложенным основаниям полученных на предыдущем этапе сведений. |
3. Изучение новой темы (50 мин) Работа с учебником - 20 мин | Организовывает работу с учебником (§ 61, 63), контролируя действия учащихся (выписывает формулы, разбирают вопросы). | Выписывают основные определения и формулы: - "температура", "тепловое равновесие"; - Термометры, их виды, назначение, принцип действия |
Решения задач - 20 мин | Показывает примеры решения задач на доске | Записывают в тетрадь, участвуют в обсуждении |
4. Закрепление 15 мин + "Рефлексия" (общий итог урока) - 5 мин | 1. Даёт самостоятельную работу (приложение 2). 2. Проводит рефлексию – возврат к таблице и кластеру - даёт задание их доработать. 3. Предлагает подвести итог, что узнали нового. | 1. Выполняют самостоятельную работу 2. Заполняют бортовой журнал - колонку "Узнал", кластер (индивидуально). 3. Участвуют в обсуждении. |
Этап "Домашнее задание" 3 мин. | На доске: 1. Изучить § 61, § 63, 2. Выполнить упр. 11 (задачи 8,9) | Записывают домашнее задание в тетради. |
* Социально-экономический профиль, длительность урока - 1 ч.20 мин.
Литература:
Мякишев, Г. Я. Физика. 10 класс : учебник для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе: базовый и профил. уровни / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский ; под ред. В. И. Николаева, Н. А. Парфентьевой. – М. : Просвещение, 2014. - 416 с. : ил. – (Классический курс).
Мякишев, Г. Я. Физика. 10 класс : учебник для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе: базовый уровень / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский ; под ред. В. И. Николаева, Н. А. Парфентьевой. – 21-е изд. – М. : Просвещение, 2012. - 366 с. : ил. – (Классический курс).
Приложение 1. Решение задач
Задача № 1. Выразите в Кельвинах значения температуры: - 54 0C; 173 0С; 23 0С.
Решение: Т = t + 273;
Т1 = - 54 0C + 273 = 219 К;
Т2 = 173 0C + 273 = 446 К;
Т3 = 23 0C + 273 = 296 К.
Ответ: 219 К, 446 К, 296 К.
Задача № 2. Воспользуйтесь таблицей Менделеева и определите молярную массу ацетилена С2H2. Чему равна масса одной молекулы ацетилена в единицах в единицах СИ?
Дано: Решение:

М (С2Н2) = 2·12+2·1 = 26 г/моль = 26·10-3 кг/моль;

С2Н2
Nа = 6,02·1023 моль-1
М - ?
m0 - ?
Ответ: 26 · 10-3 кг/моль; 4,3 · 10-26 кг.
Задача № 3. Сколько молекул содержится в 10 г углекислого газа?
Дано: Си: Решение:
СО2
Nа = 6,02·1023 моль-1
m = 10 г 0,01кг
N - ?
Ответ: 1,37·1024
Задача № 4. Определите среднюю кинетическую энергию поступательного движения молекулы газа при температуре 1500С.
Задача №5. Какое давление на стенки сосуда производит кислород, если υ = 400 м/c, n =2,7·1019 м-3.
Дано: | Решение: |
O2 υ = 400 м/c n=2,7·1019 м-3 р-? | p = 1/3 ·mo·n·υ2, m 0= M/ NA p = 1/3 · M /NA· υ2·n p = 1/3 ·2,7·1019 м -3 ·32·10-3кг/моль/6,02·1023 моль-1· (400 м/с)2 =72000 Па Ответ:72 кПа |
Задача № 6. Найдите среднюю кинетическую энергию поступательного движения молекул гелия, если при давлении 0,5·105 Па их концентрация n=1,5·109 м-3
Дано: | Решение: |
He М (Не) =4·10-3 кг/моль р =0,5·105 Па n= 1,5·109 м-3 ![]() -? | p = 2/3 n · 3р/2 n =3·0,5·105Па/2·1,5·109м-3 = 5·10-21Дж Ответ: 5·10-21 Дж |
Приложение 2. Самостоятельная работа.
"Основы МКТ" 1-вариант | "Основы МКТ" 2-вариант | "Основы МКТ" 3-вариант |
1. Абсолютная температура тела равна 300 К. По шкале Цельсия чему она равна? | 1. Выразите в Кельвинах значения температуры: 37 °С | 1. Выразите в Кельвинах значения температуру: -43 °С |
2. Опытным обоснованием существования промежутков между молекулами является ... 1) … броуновское движение 2) … диффузия 3) … кристаллизация 4) … испарение жидкости | 2. Броуновское движение – … 1) … движение молекул 2)…отрыв молекул с поверхности жидкости 3)…тепловое движение взвешенных частиц в жидкости (или газе) 4)…движение молекул, объясняющее текучесть жидкости | 2. Давление газа на стенки сосуда обусловлено … 1) прилипанием молекул к стенкам сосуда 2) столкновением молекул со стенками сосуда 3) столкновением молекул газа друг с другом 4) проникновением молекул сквозь стенки сосуда |
3. Количество вещества определяется ...  | 3. Число молекул вещества определяется отношением: 2) 3) 4)  | 3. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории … 1) 2) 3) 4)  |
4. Какова молярная масса карбоната натрия ? | 4. Какова молярная масса бромида магния ? | 4. Какова молярная масса азотной кислоты ? |
5. Сколько молекул содержится в 50г Аℓ? | 5. Рассчитать массу одной молекулы Н2SО4 | 5. Средняя квадратичная скорость молекул газа, находящегося при температуре 100 °С равна 540 м/c. Определить массу молекулы газа? |
Что я знаю | Что я узнал |
Прибор Цельсий Температура... | Кельвин ... |
Приложение 3. Бортовой журнал " Термометр и температура ".