СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока теоретического обучения по теме: «Состояние мира после Второй мировой войны. Феномен «Холодной войны»»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока теоретического обучения по теме:  «Состояние мира после Второй мировой войны. Феномен «Холодной войны»» разработана в соответствии с ФГОС  по специальности СПО 43.02.10 «Туризм». Целью методической разработки является обобщение теоретического материала по данной теме и представление опыта проведения лекционного урока. Представленный урок является  одним из серии уроков по теме «Биполярный мир и  «Холодная война»». Урок входит в программу дисциплины «История» и разработан по общеобразовательному направлению, с использованием элементов технологии критического мышления и ИКТ. Урок может быть использован для обучающихся широкого круга специальностей, например, «Коммерция (по отраслям)», «Реклама» и др.

Тема урока представленного в методической разработке важна для формирования профессиональных качеств, для  интеллектуального развития, а так же  необходима для умения ориентироваться в современной политической ситуации в мире и умения выявлять взаимосвязи политических межрегиональных проблем.

Использование элементов технологии критического мышления и ИКТ позволяет создать условия для формирования общих компетенций

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока теоретического обучения по теме: «Состояние мира после Второй мировой войны. Феномен «Холодной войны»»»

Департамент профессионального образования томской области

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Томский индустриальный техникум









Методическая разработка урока теоретического обучения по теме: «Состояние мира после Второй мировой войны. Феномен «Холодной войны»»

















Маслова Екатерина Константиновна

преподаватель ОГБПОУ «ТомИнТех»











Томск, 2015

Аннотация

Методическая разработка урока теоретического обучения по теме: «Состояние мира после Второй мировой войны. Феномен «Холодной войны»» разработана в соответствии с ФГОС по специальности СПО 43.02.10 «Туризм». Целью методической разработки является обобщение теоретического материала по данной теме и представление опыта проведения лекционного урока. Представленный урок является одним из серии уроков по теме «Биполярный мир и «Холодная война»». Урок входит в программу дисциплины «История» и разработан по общеобразовательному направлению, с использованием элементов технологии критического мышления и ИКТ. Урок может быть использован для обучающихся широкого круга специальностей, например, «Коммерция (по отраслям)», «Реклама» и др.

Тема урока представленного в методической разработке важна для формирования профессиональных качеств, для интеллектуального развития, а так же необходима для умения ориентироваться в современной политической ситуации в мире и умения выявлять взаимосвязи политических межрегиональных проблем.

Использование элементов технологии критического мышления и ИКТ позволяет создать условия для формирования общих компетенций, таких как: ОК 4.2. Осуществлять использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития, ОК 7.2. Брать на себя ответственность за результат выполнения заданий. Развитие данных компетенций входит в перечень требования к результатам освоения программы подготовки специалистов по специальности СПО «Туризм» и необходимы обучающимся в их будущей профессиональной деятельности.

Реализация представленного в методической разработке урока требует наличия учебного кабинета истории. Оборудование учебного кабинета должно включать в себя посадочные места по количеству обучающихся и рабочее место преподавателя. Технические средства обучения: компьютер, колонки, мультимедийная доска, проектор. Информационное обеспечение обучения: электронная презентация, видеозапись, раздаточный материал в виде текста отрывка речи.

Урок, состоит из трех основных этапов. На первом этапе преподаватель осуществляет проверку готовности обучающихся к уроку, сообщает тему и цели урока, мотивирует их на работу, знакомит с особенностями проведения урока и формой работы. На втором этапе проходит изучение нового материала. На заключительном этапе происходит закрепление полученных знаний, подведение итогов урока, домашнее задание, рефлексия, позволяющая осуществить «обратную связь» и сделать выводы об успешности проведённого урока.

Представленная методическая разработка может использоваться преподавателями истории для проведения уроков. Представленные в разработке приложения могут использоваться студентами для самостоятельного изучения материала.



Тема программы: «Биполярный мир и «Холодная война»

Тема урока: «Состояние мира после Второй мировой войны. Феномен «Холодной войны»»

Тип урока: освоение новых знаний.

Вид урока: урок-лекция с элементами беседы, использованием элементов критического мышления и применением ИКТ

Время проведения урока: 90 минут

Цель урока: Выяснить истоки «Холодной войны», определить, в чем заключается ее феномен.

Задачи урока:

    • Образовательная: дать понятие «холодная война», выяснить причины ее возникновения, ее влияние на международные отношения и последствия для развития мировой политики; охарактеризовать положение и внешнюю политику СССР в мире после Второй Мировой войны; выявить причинно-следственные связи, условия и факторы, смысл и значение изучаемых исторических событий и явлений.

    • Развивающая: способствовать развитию устной речи, умению высказывать свою точку зрения, вести аргументированный разговор;

    • Воспитательные: продолжить формирование интереса к истории; способствовать нравственному воспитанию учащихся;

Основные понятия: «холодная война»; социалистический лагерь; план Маршалла; доктрина Трумэна; сдерживание коммунизма.

Средства обучения:

  1. История. Россия и мир. 11 кл.: учеб. Для общеобразовательных учреждений / О.В.Волобуев, В.А.Клоков, М.В.Пономарев, В.А.Рогожкин. – 7-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа, 2008. – 351 с.

  2. История России (1991 – 2008 гг.): Ученое пособие. – Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2008. – 98 с.

  3. Электронная презентация, видеозапись: отрывок фултонской речи У.Черчилля.

  4. Мультимедийная доска, проектор.

  5. Раздаточный материал: фултонская речь У.Черчилля.

ПЛАН УРОКА

  1. Оргмомент.

  2. Актуализация знаний.

  3. Мотивационно-целевой этап.

  4. Изучение нового материала.

  5. Закрепление нового материала.

  6. Домашнее задание. 

  7. Рефлексия.





Ход урока

Эпиграф:

«Отыщи всему начало и ты многое поймёшь»

Древняя мудрость

  1. Оргмомент.

  2. Актуализация знаний. Цель урока выяснить истоки «Холодной войны», определить, в чем заключается ее феномен. Как показывает современная ситуация, конфронтация нашей страны и запада не прекращается до сих пор, наши мнения по вопросу событий на Украине и в Сирии разошлись и привели к еще большему напряжению в отношениях. Но чтобы понять современную ситуацию, нужно обратиться к ее истории, узнать, с чего же все началось. Поэтому на данном занятии у нас будет несколько задач:

    1. Рассмотреть военно-политическую и экономическую ситуацию после Второй мировой войны.

    2. Определить, чем отличается Холодная война от мира и от обычных боевых действий.

  1. Мотивационно-целевой этап.

Для лучшего запоминания темы, по ходу лекции, вам нужно записывать конспект, основные термины, даты, понятия, который поможет вам в дальнейшем при подготовке к диф.зачету.

  1. Изучение нового материала.

Когда закончилась Вторая мировая война? Каким были итоги Второй мировой войны? Какой урок вынесло человечество из Второй мировой войны?(рассуждения студентов).

Истоки «Холодной войны». Вторая мировая война привела к многомиллионным жертвам, огромным разрушениям и материальным потерям. Казалось, что те, от кого зависели судьбы людей послевоенного поколения, воспримут уроки войны и будет сделано все для обеспечения прочного мира. Однако этого не случилось. Человечество оказалось втянутым в противоборство двух сверхдержав — Соединенных Штатов Америки и Советского Союза, получившее название «холодной войны». В связи с этим значение понятий Запад и Восток поменялось. К Западу относили союзников США, к Востоку — СССР и дружественные ему социалистические страны. «Холодная война» вышла за рамки одной лишь международной политики. Она отразилась на экономическом развитии противостоящих друг другу государств, повлияла на происходившие в них внутриполитические процессы, способствовала изменениям в общественном сознании.

США вышли из войны сильнейшей в экономическом и военном отношении державой. Эта страна обладала монополией на ядерное оружие, которое президент Г. Трумэн уже в конце войны с Японией не преминул пустить в ход в качестве, по его же собственным словам, «дубины для русских парней». В правящих кругах США зрело стремление окончательно преодолеть изоляционизм, который не дал возможности Америке в полной мере воспользоваться плодами своего участия в Первой мировой войне. Целями внешнеполитической деятельности США после Второй мировой войны стали политико-экономическая экспансия в обессиленной Европе, закрепление американского присутствия на военных базах, расположенных вне территории страны, расширение пропаганды американского образа жизни.

Одной из важнейших внешнеполитических задач советского руководства в послевоенные годы являлось обеспечение безопасности границ от внезапного нападения потенциального агрессора, подобного тому, которое в июне 1941 г. осуществила Германия. Эта цель казалась достижимой за счет создания блока дружественных государств. Кроме того, Сталин рассчитывал использовать присутствие Вооруженных Сил СССР в сопредельных странах и осуществить «экспорт коммунизма» (как выражались западные политологи). Стремясь еще более расширить территорию СССР и укрепить его военную мощь, «вождь народов» планировал получить черноморские проливы, военно-морские базы в Северной Африке, присоединить населенный азербайджанцами Северо-Западный Иран.

В условиях «холодной войны» большинство государств были вынуждены действовать в фарватере политики сверхдержав. Цели внешней политики США и СССР явно противоречили друг другу, и это не могло не привести к расколу Европы и всего мира на две противостоящие друг другу военно-политические группировки. Узловыми моментами борьбы сверхдержав стали гонка вооружений, соперничество в Европе, участие в региональных конфликтах и идеологическая борьба.


Раскол Европы.

Задача усиления своих позиций в Старом Свете была решена американцами путем предоставления странам Западной Европы финансовой и экономической помощи в соответствии с планом Маршалла (названного по имени предложившего в 1947 г. этот план госсекретаря США). Получение помощи обязывало европейцев выполнять ряд условий: удалить коммунистов из состава правительств, согласовывать с Соединенными Штатами финансовую и экономическую политику. Сталин расценил план Маршалла как средство подчинения Европы (включая восточноевропейские государства), навязывания ей гегемонии США. Это подтолкнуло руководство СССР к шагам, направленным на то, чтобы к власти в странах Восточной Европы пришли просоветские правительства. В западноевропейских странах — союзницах США коммунисты были вынуждены покинуть правительственные кабинеты. В результате к началу реализации плана Маршалла Европа оказалась расколотой в политико-экономическом отношении. Создание в дальнейшем Совета экономической взаимопомощи (1949 г.) и Европейского экономического сообщества («Общего рынка», 1957 г.) явилось закономерным результатом этого процесса.

Политический и идеологический раздел Европы стал причиной раскола ее крупнейшей страны — Германии. Решения Потсдамской конференции по сохранению единого немецкого государства не были реализованы. Попытка СССР путем блокады Западного Берлина заставить Запад согласиться с присоединением этой части германской столицы к советской зоне оккупации закончилась безрезультатно. Берлинский кризис 1948—1949 гг. впервые поставил бывших союзников на грань «горячей» войны и привел к разделению Германии на две части. Западная (ФРГ) и Восточная (ГДР) Германия расположились по разные стороны баррикад «холодной войны».

Большинство государств Европы оказались втянутыми в созданные под эгидой сверхдержав военно-политические блоки. В 1949 г. десять европейских стран (Бельгия, Великобритания, Дания, Исландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Франция) и две североамериканские (США и Канада) учредили Организацию Североатлантического договора (НАТО). «Зоной ответственности» НАТО объявлялась Северная Атлантика и территории государств — участников альянса. Хотя договор предусматривал достижение консенсуса при принятии решений, военная мощь США, подкрепленная их экономическим влиянием, обеспечила американцам приоритет внутри блока.

В противовес НАТО в 1955 г. Советский Союз создал свой военно-политический союз. Решение о его формировании было принято после вступления в Североатлантический альянс Федеративной Республики Германии. Включение в состав вооруженных сил НАТО западногерманской армии руководство СССР расценило как угрозу безопасности страны и ревизию результатов Второй мировой войны. В Организацию Варшавского Договора (ОВД) вошли СССР, Польша, Чехословакия, Венгрия, Болгария, Румыния и ГДР. Советские войска, находившиеся на территории ряда стран — участниц ОВД, в дальнейшем играли роль гаранта сохранения просоветских режимов.

Феномен «Холодной войны».

«Холодная война» появилась в результате агрессивной политики держав во главе со США в отношении Советского Союза и других социалистических государств. Провозглашена У. Черчиллем в марте 1946 г. (известная речь в г. Фултоне, США).

Работа с раздаточным материалом.

    1. Что заявил Черчилль в начале Фултонской речи?

    2. Во второй части речи Черчилль перешёл к анализу ситуации в Европе и Азии. Кого он назвал причиной «международных трудностей»?

В ходе своей речи, написанной и прочитанной с присущим Черчиллю блеском, он активно применял запоминающиеся образы и ёмкие выражения — «железный занавес» и его «тень, опустившаяся на континент», «пятые колонны» и «полицейские государства», «полное послушание» и «безусловное расширение власти» и т. д. Интересно, что бывший (и будущий) премьер-министр Великобритании лишь по разу использовал слова «Британия» и «Великобритания». Зато «Британское содружество и Империя» — шесть раз, «англоговорящие народы» — шесть раз, «родственные» — восемь, чем подчеркивалось, что вопрос в Фултонской речи ставился не о национальных интересах Англии, а об интересах всего англоговорящего мира.

Теперь обратимся к оригинальной видеозаписи, с текстовым переводом этой речи. (просмотр видео). Что мы можем узнать из видео?


Но все же, главным инициатором «холодной войны» был 33-й президент США Гарри Трумэн (1884-1972), который предпринимал непосредственные шаги для развязывания этой войны.

«Холодная война» — система международных отношений, основанных на политическом, идеологическом противостоянии двух мировых сверхдержав США и СССР и их союзников, балансировавших на грани настоящей войны.

Для достижения этих целей использовались угроза применения силы, гонка вооружений, экономические блокады, информационно-идеологическая война, угроза ядерной войны и т.д. «Холодная война» (1946— 1989 гг.) была самым крупным невоенным (геоэкономическим) сражением XX в. Она закончилась принятием решений о выводе советских войск с территории ГДР, воссоединением Восточной и Западной Германии, сменой социалистических режимов в большинстве стран Центрально-Восточной Европы, ликвидацией Варшавского договора, поражением (разрушением) СССР.

«Холодная война» была третьей Мировой войной войной информационной, идеологической, экономической, ориентированной на разрушение государственности исторической России, на поражение социально-экономической социальной системы, на устранение Вооруженных сил, на идейную дезорганизацию сознания народов России. Главным оружием в этой войне являлось консциентальное оружие (информационное, идеологическое, психологическое), поражающее сознание, т.е. представление человека о собственной стране, о собственном народе, о строе его жизни, об истории, о том, кто мы есть».

Если посмотреть на «холодную войну» с точки зрения критерия средств ведения (отсутствие масштабных сражений, применения огневых средств), то можно с уверенностью сказать, что это не настоящая война, а мирное существование, «разрядка напряженности». Но если к «холодной войне» применить критерий достигнутых военных целей, то нам предстанет зловещая картина результатов битв и сражений «холодной войны». Заветные цели и мечты Гитлера, предпринявшего вооруженную агрессию против нашей страны, не только выполнены, но и перевыполнены. Уничтожен и раздроблен СССР, разграблено национальное богатство страны, произведена смена режима на «управляемый извне», осуществлена позиционная оккупация политического, экономического и информационного пространства, демографическая катастрофа.

Только Гитлер со своими планами и вооруженным вторжением потерпел сокрушительное поражение, а Запад, не применяя оружия, одержал победу в «холодной войне». Все это дает основания отнести «холодную войну» к особой форме войны или к составляющим нынешней мировой войны.

  1. Закрепление нового материала.

1.Что такое холодная война?

2. Кто первым провозгласил курс на противостояние с СССР?

3. Назовите страны-участницы НАТО? ОВД?

4. Как вы считаете, закончилась ли «холодная война» с развалом СССР?

VI. Домашнее задание.

Для доказательства предыдущего вопроса подберите факты СМИ подтверждающие и опровергающие утверждение об окончании «холодной войны». Результаты оформите в виде таблицы:

Факты «за»

Факты «против»



  1. Рефлексия.

  1. Как вы считаете, достигли ли мы цели урока?

  2. Что нового вы узнали на уроке?

  3. Что показалось неожиданным и интересным?

  4. Что вызвало затруднения? Как их можно было бы преодолеть?

















Список используемой литературы:

  1. История. Россия и мир. 11 кл.: учеб. Для общеобразовательных учреждений / О.В.Волобуев, В.А.Клоков, М.В.Пономарев, В.А.Рогожкин. – 7-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа, 2008. – 351 с.

  2. История России (1991 – 2008 гг.): Ученое пособие. – Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2008. – 98 с.

  3. В. Н. Злобин. Неизвестные американские архивные материалы о выступлении У. Черчилля 5.III.1946 // «Новая и новейшая история», № 2, 2000.

Интернет-источники:

    1. Википедия  http://www.wikipedia.org/ 

    2. Газета «Правда» gazeta-pravda.ru 

    3. Музеи СССР soviet-museum.narod2.ru/sovetskaya_literatura_doc_hist9.html.



Приложение

«Фултонская речь У.Черчилля». Выдержки.

«Соединенные Штаты находятся на вершине мировой силы Это — торжественный момент американской демократии», но и крайне «ответственное положение». Противостоят им два главных врага — «война и тирания». Объединённые Нации не смогли защитить мир, и поэтому было бы «преступным безумием» поделиться с ними секретом ядерной бомбы, которым пока владеют США, Англия и Канада. Чтобы стать реальным гарантом мира, Объединённые Нации должны иметь собственные вооруженные силы — в первую очередь, воздушные — сформированные на международной основе. «Я хотел видеть эту идею реализованной после первой мировой войны и считаю, что это нужно осуществить немедленно».

Мы не можем закрыть глаза на то, что свободы, которые имеют граждане в США, в Британской империи, не существуют в значительном числе стран, некоторые из которых очень сильны. В этих странах контроль над простыми людьми навязан сверху через разного рода полицейские правительства до такой степени, что это противоречит всем принципам демократии. Единственным инструментом, способным в данный исторический момент предотвратить войну и оказать сопротивление тирании является «братская ассоциация англоговорящих народов». Это означает специальные отношения между Британским содружеством и Империей и Соединенными Штатами Америки.

Тень упала на сцену, ещё недавно освещенную победой Альянса. Никто не знает, что Советская Россия и её международная коммунистическая организация намерены делать в ближайшем будущем, и есть ли какие-то границы их экспансии. Я очень уважаю и восхищаюсь доблестными русскими людьми и моим военным товарищем маршалом Сталиным… Мы понимаем, что России нужно обезопасить свои западные границы и ликвидировать все возможности германской агрессии. Мы приглашаем Россию с полным правом занять место среди ведущих наций мира. Более того, мы приветствуем или приветствовали бы постоянные, частые, растущие контакты между русскими людьми и нашими людьми на обеих сторонах Атлантики. Тем не менее, моя обязанность, и я уверен, что и вы этого хотите, изложить факты так, как я их вижу сам.