СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока «Ты откуда, песенка? Ты какая, песенка?» в 3 классе

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока «Ты откуда, песенка?  Ты какая, песенка?» знакомит обучающихся  с историей возникновения песни, различными песенными жанрами, формами песен, аккомпанементом, а также со строением своего голосового аппарата. Учит беречь свой голосовой аппарат, объяснять важность охраны голоса.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока «Ты откуда, песенка? Ты какая, песенка?» в 3 классе»

Конспект урока. 3 класс.


«Ты откуда, песенка? Ты какая, песенка?»


Цель урока:

1.Познакомить обучающихся с историей возникновения песни, различными песенными жанрами, формами песен, аккомпанементом;

2. Познакомить обучающихся со строением своего голосового аппарата;

3. В рамках работы, направленной на здоровьесбережение, научить беречь; свой голосовой аппарат, объяснить важность охраны голоса;

4. Закрепить изученные дыхательные, артикуляционные упражнения, распевки и песни.

5. Привить желание изучать и исполнять разнообразный песенный материал.


Материал необходимый на уроке:

*на доске - картина жизни первобытного человека (пещера);

*муляж гортани человека;

*портреты композиторов песенников.

Наш урок посвящен песням.

Мы с вами много поем, но знаем ли мы, когда и как появилась песня? Какое у неё строение? Как нужно исполнять различные песни?

Сегодня мы не только найдем ответы на эти вопросы, но и исполним иного разных песен, вспомним различные упражнения и распевки.

А раз мы будем много петь, давайте вспомним основные правила правильного пения: Отвечают учащиеся.

1.Сидеть надо прямо;

2.Петь спокойно, не кричать;

3.При пении правильно и вовремя дышать;

4.Слушать музыку и своих товарищей.

Ребята, ответьте мне, пожалуйста, на такой вопрос: с помощью чего мы с вами произносим звуки? (Зубы, язык, губы).

Разминка для мышц языка: «Наш веселый язычок прогуляться пошел…

С горки весело спускался, на качелях покачался,

На лошадке поскакал и не разу не упал.

А потом играл в футбол и забил в ворота гол.

А потом домой вернулся, дверь закрыл и улыбнулся».

Сейчас мы с вами узнаем, как же человеку удается издавать звуки разной высоты, разной громкости и протяженности. Для этого мы посмотрим на наглядном пособии, как устроено наше горло. Рассмотреть муляж в раскрытом виде.

Обратите внимание на складки в горле человека – это связки. Они могут сжиматься и растягиваться. С их помощью мы говорим и поем. Если человек говорит спокойным голосом или поет тихо – связки работают спокойно, не сильно, а если человек поёт громко или кричит – связки сильно напрягаются и могут даже заболеть.

Каждый из вас испытывал такие ощущения: после того, как вы долго и громко покричите, у вас начинает болеть горло и даже голос становится хриплым. Это устали, перенапряглись ваши нежные связочки. Голос может совсем пропасть. Если не жалеть утомленные связки и продолжать громко петь или кричать. Связки надо беречь.

2. По-этому на уроках музыки я вас учу петь спокойно, не кричать, стараться слушать друг друга. А ещё я советую вам понаблюдать за собой и своими товарищами на переменах – там очень часто вы говорите очень громко, а это может повредить вашим связкам.

На наших уроках, прежде чем запеть, мы с вами всегда делаем упражнения для разминки голоса – этим мы помогаем связкам разогреться перед пением.

Разминка «Весна»:

Итак, мы познакомились с тем, с помощью чего человек произносит звуки и может петь и говорить. А теперь переходим к нашей теме (тема записана на доске).

Песня в жизни человека занимает важное место. Сегодня мы узнаем, как родилась песня, узнаем её историю, познакомимся с тем, какие бывают песни и как правильно их петь.

Мы подготовили с вами достаточно разнообразных песен и по ходу урока их исполним.

Как же возникла песня? Когда человек запел? Посмотрите на картину: вот древний человек, который живет в каменной пещере, ходит в шкуре, только-только научился добывать огонь, делает самые простые орудия из камня и палок, пытаясь охотиться на древних животных. Он еще не знает, как можно разговаривать со своими родичами и общается с ними с помощью жестов и невнятных звуков: попробуйте сказать что-нибудь своему соседу по парте без слов. Сложно понять друг друга? Могла в то время возникнуть песня? Нет.

Но кто или что помогло древнему человеку запеть? Как это могло случиться? Подумайте.

Где жил человек? В пещере. А если в пустой каменной пещере произнести громкий звук, что мы услышим? Эхо. Это наш голос отражается от стен пещеры.

Представьте себе, что неандерталец (так называли древних людей) придя в свою пещеру нечаянно уронил себе на ногу свой тяжелый каменный топор…Какой звук он мог издать? У-у-у…Правильно, он взвоет, а пещера отразит его вой эхом, и человек услышал, что звук можно тянуть. И тогда впервые человек попробовал тянуть звуки.

Это и была самая первая человеческая песня. Она состояла всего из 2-3-х звуков.

Постепенно люди научились говорить и стали распевать слова. Первые песни состояли уже из 4-6 звуков. Человечество развивалось, а с ним развивалась и песня.

Как вы думаете, о чем могло петься в первых песнях? (о жизни, о быте, об охоте, о войне племен – Чаще пелось о каком-нибудь действии, а не о чувствах или ощущениях человека).

Шли века…Голос человека становился все более богатым по возможностям. Люди научились петь и низкие и высокие звуки. Песни становились более певучими, но звучали они без сопровождения какого-либо инструмента. Ведь люди чаще всего пели за работой: на полях, когда жали хлеб или косили траву. По-этому народные песни в основном поются без музыкального сопровождения и называется такой прием пения – a cappella записать в тетради (Исполнить заранее разученную РНП «Сад»).

3. Когда ещё человек пел, если не за работой? Правильно, на праздниках. Как проходили праздники в селах и деревнях? Что на них делали люди? (Танцевали и пели).

Какой существует танец, где можно себе петь? (Хоровод). Ведь нет никакой сложности ходить по кругу, делать простые движения и петь. Хороводные песни и были пра-прабабушками наших современных песен. (Исполнить заранее разученный хоровод). Что в нашем хороводе воспевается – чувства или действия человека? (действия).Но

3. постепенно человечество стало слагать песни о своих чувствах и переживаниях. О чем пелось в этих песнях? (О любви, грусти, радости, счастье…и т.д.)

Вместе с человеческим голосом развивались и музыкальные инструменты. И люди заметили, что гораздо легче петь, помогая себе игрой на каком-либо инструменте.

Игра на инструменте для певца называется аккомпанемент. Записать в тетради. (Исполнить песню с аккомпанементом, разученную зарание).

Песни сопровождают человека всю жизнь – от рождения и до самой старости. Самые первые песни в вашей жизни – это колыбельные. Как они исполняются( с аккомп. или без)? Какие по характеру? По силе звука? (исполнить колыбельную «Сонная песенка»).

Разные события в жизни человека сопровождаются разными песнями и музыкой.

Радуясь, человек поет веселые песни, а когда ему грустно – слушает печальную музыку.

Современные песни имеют сложные мелодии, они больше по объему, пишутся в различных стилях. Давайте познакомимся с основным строением песен.

Их тоже 2 вида: с припевом и без припева. В каждой песне есть куплеты: это одинаковые по мелодии части. Которые повторяются с разными словами.(Привести примеры, нарисовать в тетради схему. Исполнить заранее разученную песню без припева).

А есть песни в которых после каждого куплета идет припев. В нем повторяются одинаковые мелодия и слова.(Привести примеры, нарисовать в тетради схему, исполнить песню с припевом).

Что ещё мы можем сказать о песне?

Песни бывают для детей и для взрослых. Есть композиторы, которые в своем творчестве не пишут пьес, симфоний, опер, а пишут только музыку к песням (мелодию и аккомпанемент). Такие композиторы называются песенниками.

Это Крылатов, Шаинский, Пахмутова. (Исполнить песню одного из этих композиторов).

Так же существуют композиторы, которые сами пишут не только музыку, но и слова своих песен. И исполняют сами свои песни, аккомпанируя себе на гитаре. Таких певцов-композиторов называют барды. Это – В.Высоцкий, Ю.Лоза, А.Розенбаум, М.Боярский…(Исполнить одну из песен этих бардов)

И, конечно же, существуют песни эстрадные. Современным певцам аккомпанируют электронные инструменты с компьютерными программами и множеством различных звуковых эффектов. Их мы слышим каждый день по телевизору, радио, на концертах и дискотеках.

Современные эстрадные песни пишут тоже композиторы-песенники. Это И.Крутой, И.Николаев, И Корнелюк и т. д. (Исполнить песню «Маленькая страна»).

Среди нас не найдется такого человека, который бы не любил петь или слушать песни. Даже самый не поющий человек, оставаясь один, без стеснения поет для себя любимые мелодии.

Представьте, какой бы была наша жизнь без музыки и песен?

Так пусть песня живет и развивается, украшая нашу жизнь, радуя нас, доставляя нам удовольствие.