Повторение изученного по теме «Лексика» в 5 классе.
Цели: повторение и обобщение знаний учащихся по теме, развитие умения пользоваться словарями, воспитание любви к родному языку.
Ход урока.
1.Орг. момент.
2.Терминологический диктант.
Все слова языка, его словарный состав. (Лексика)
Запас слов и выражений человека. (Лексикон)
Слова, имеющие одно лексическое значение. (Однозначные)
Слова, имеющие несколько лексических значений. (Многозначные)
Слова, одинаковые по написанию и звучанию, но разные по лексическому значению. (Омонимы)
Слова, которые обозначают одно и то же. (Синонимы)
Слова с противоположным значением. (Антонимы)
3.Тренировочные упражнения.
1) В какой словарь нужно заглянуть, чтобы объяснить значение слов? (В толковый)
Загляните в толковый словарь, и тогда вы легко справитесь с заданием: объясните значение слов жокей, манок, сувенир.
Запись в тетрадях:
Жокей –профессиональный наездник на скачках, бегах.
Манок – дудка, свисток для приманивания птиц.
Сувенир – памятный подарок.
Сколько лексических значений имеет каждое из этих слов? (Одно)
Как называются слова, у которых одно лексическое значение? (Однозначное)
2) Объясните значение слова свежий в следующих предложениях:
А) Свежие овощи полезны для здоровья.
Б) По утрам почтальоны приносят свежие газеты.
В) Я купил свежий хлеб.
Г) Надо надеть свежую рубаху.
Ответы:
А) Идущие в пищу в натуральном виде.
Б) Недавно напечатанные, новые.
В) Недавно приготовленный.
Г) Чистую.
Слово свежий – однозначное или многозначное? Почему?
Какие слова называются многозначными?
3) Послушайте внимательно стихотворение Козловского; определите, о каких словах в нем идет речь?
Мы слова из русской речи, из родного языка,
Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат.
Но важны не только внешность, ты до смысла доберись.
Наподобие начинки смысл запрятан в серединке.
Схожим лицам вопреки мы по смыслу далеки.
О каких словах идет речь в стихотворении? ( Об омонимах)
Почему вы так решили?
Очень часто омонимы используются в шуточных стихотворениях. Послушайте одно из таких стихотворений:
Соль и король.
- Подать мне соль! – потребовал король.
И шут сказал ему в ответ: - Изволь,
Но что за соль имеешь ты в виду:
Ту соль, которую кладут в еду,
Иль ту, что на линейке, ноту соль?
- Дай соли, чтобы посолить фасоль! –
Но шут ответил королю: - Изволь,
Но объясни, имеешь ты в виду
Фасоль, которая идет в еду,
Иль ноты на линейках – фа и соль?
- Замучил ты меня, - сказал король,-
Ну сахар дай, я подслащу еду…
- Ах, сахар! Вот, что ты имел в виду! –
Вскричал тут шут. – А я – то думал – соль.
Задание: отгадайте загадки, ответ которых слово – омоним; определите его значение.
Вот слово. Для решенья
В нем отыщите два значенья:
Несется первое к реке,
Второе щёлкнуло в замке.
Ключ – приспособление для открывания и закрывания замка.
Ключ – родник.
В бою и рубят, и взрывают.
А после боя развлекают.
Шашки – игра.
Шашка – сабля.
На лугу – с хвостом.
Без хвоста – под мостом.
Бык – животное.
Бык – опора моста.
В чем основное отличие многозначных слов от омонимов?
4)Послушайте стихотворение и определите, какие синонимы в нем использованы.
Простое слово ПРОМЕЖУТОК.
В театре несколько минуток,
Пока начнется новый акт,
Мы называем все АНТРАКТ.
На время что – то прекратив,
Мы объявляем ПЕРЕРЫВ.
В борьбе, в труде устали слишком –
Дают уставшим ПЕРЕДЫШКУ.
После урока непременно
Нужна ребятам ПЕРЕМЕНА.
С какой целью используются в речи синонимы?
Подберите к прилагательным из словосочетаний синонимы:
Знаменитый писатель - известный
Громадный завод – большой, огромный
Холодная зима – морозная
5) Выпишите из пословиц антонимы.
Не узнав горя, не узнаешь и радости.
Будет день, будет и ночь.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Глупый осудит, а умный рассудит.
Не учись разрушать, а учись строить.
6) Найдите ошибки в словоупотреблении и исправьте их.
Со стола слезла скатерть. ( Сползла)
Герой не одинок, у него много сообщников. ( Друзей)
Дети подготовили памятный сувенир. (Подарок)
4. Подведение итогов урока.
5. Д/З
Написать сообщение о словаре.