СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока в 5 классе по теме "Повторение раздела "Лексика. Лексикология"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока используется на последнем уроке изучения темы "Лексика" для повторения и систематизации знаний, полученных по этому разделу. Работа на уроке может проходить в группах.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока в 5 классе по теме "Повторение раздела "Лексика. Лексикология"»

Повторение изученного по теме «Лексика» в 5 классе.

Цели: повторение и обобщение знаний учащихся по теме, развитие умения пользоваться словарями, воспитание любви к родному языку.

Ход урока.

1.Орг. момент.

2.Терминологический диктант.

Все слова языка, его словарный состав. (Лексика)

Запас слов и выражений человека. (Лексикон)

Слова, имеющие одно лексическое значение. (Однозначные)

Слова, имеющие несколько лексических значений. (Многозначные)

Слова, одинаковые по написанию и звучанию, но разные по лексическому значению. (Омонимы)

Слова, которые обозначают одно и то же. (Синонимы)

Слова с противоположным значением. (Антонимы)

3.Тренировочные упражнения.

1) В какой словарь нужно заглянуть, чтобы объяснить значение слов? (В толковый)

Загляните в толковый словарь, и тогда вы легко справитесь с заданием: объясните значение слов жокей, манок, сувенир.

Запись в тетрадях:

Жокей –профессиональный наездник на скачках, бегах.

Манок – дудка, свисток для приманивания птиц.

Сувенир – памятный подарок.

Сколько лексических значений имеет каждое из этих слов? (Одно)

Как называются слова, у которых одно лексическое значение? (Однозначное)

2) Объясните значение слова свежий в следующих предложениях:

А) Свежие овощи полезны для здоровья.

Б) По утрам почтальоны приносят свежие газеты.

В) Я купил свежий хлеб.

Г) Надо надеть свежую рубаху.

Ответы:

А) Идущие в пищу в натуральном виде.

Б) Недавно напечатанные, новые.

В) Недавно приготовленный.

Г) Чистую.

Слово свежий – однозначное или многозначное? Почему?

Какие слова называются многозначными?

3) Послушайте внимательно стихотворение Козловского; определите, о каких словах в нем идет речь?

Мы слова из русской речи, из родного языка,

Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат.

Но важны не только внешность, ты до смысла доберись.

Наподобие начинки смысл запрятан в серединке.

Схожим лицам вопреки мы по смыслу далеки.

О каких словах идет речь в стихотворении? ( Об омонимах)

Почему вы так решили?

Очень часто омонимы используются в шуточных стихотворениях. Послушайте одно из таких стихотворений:

Соль и король.

- Подать мне соль! – потребовал король.

И шут сказал ему в ответ: - Изволь,

Но что за соль имеешь ты в виду:

Ту соль, которую кладут в еду,

Иль ту, что на линейке, ноту соль?

- Дай соли, чтобы посолить фасоль! –

Но шут ответил королю: - Изволь,

Но объясни, имеешь ты в виду

Фасоль, которая идет в еду,

Иль ноты на линейках – фа и соль?

- Замучил ты меня, - сказал король,-

Ну сахар дай, я подслащу еду…

- Ах, сахар! Вот, что ты имел в виду! –

Вскричал тут шут. – А я – то думал – соль.

Задание: отгадайте загадки, ответ которых слово – омоним; определите его значение.

Вот слово. Для решенья

В нем отыщите два значенья:

Несется первое к реке,

Второе щёлкнуло в замке.

Ключ – приспособление для открывания и закрывания замка.

Ключ – родник.



В бою и рубят, и взрывают.

А после боя развлекают.

Шашки – игра.

Шашка – сабля.



На лугу – с хвостом.

Без хвоста – под мостом.

Бык – животное.

Бык – опора моста.



В чем основное отличие многозначных слов от омонимов?

4)Послушайте стихотворение и определите, какие синонимы в нем использованы.

Простое слово ПРОМЕЖУТОК.

В театре несколько минуток,

Пока начнется новый акт,

Мы называем все АНТРАКТ.

На время что – то прекратив,

Мы объявляем ПЕРЕРЫВ.

В борьбе, в труде устали слишком –

Дают уставшим ПЕРЕДЫШКУ.

После урока непременно

Нужна ребятам ПЕРЕМЕНА.

С какой целью используются в речи синонимы?

Подберите к прилагательным из словосочетаний синонимы:

Знаменитый писатель - известный

Громадный завод – большой, огромный

Холодная зима – морозная

5) Выпишите из пословиц антонимы.

Не узнав горя, не узнаешь и радости.

Будет день, будет и ночь.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Глупый осудит, а умный рассудит.

Не учись разрушать, а учись строить.

6) Найдите ошибки в словоупотреблении и исправьте их.

Со стола слезла скатерть. ( Сползла)

Герой не одинок, у него много сообщников. ( Друзей)

Дети подготовили памятный сувенир. (Подарок)

4. Подведение итогов урока.

5. Д/З

Написать сообщение о словаре.