Альбицкая Нина Ефимовна, ГОУ гимназия № 201, г. Москва
Тема: Без вины виноватые
Цель: формирование и развитие чувства ответственности за свое здоровье, навыков саморазвития и самопознания, творческой и социальной активности обучающихся.
Оснащение: плакаты с поговорками и пословицами, листочки с заданиями, компьютер, мультимедийная приставка, модель искусственной клетки.
Соло учителя:
Знаменитый немецкий химик Р. Бунзен требовал, чтобы приходящие к нему сдавать экзамены студенты предъявляли учебник, по которому занимались. К экзамену строгий профессор допускал только тех, чьи учебники при быстром раскрытии и закрытии перед газовой горелкой давали продолжительное желтое окрашивание пламени.
- О чем «рассказывал» этот эксперимент профессору? Обсудить.
Теперь, наверное, вы сможете объяснить поговорку «изрядно попотеть над книгой» и догадались, что речь пойдет о поваренной соли. Давайте послушаем, что говорит народная мудрость об этом единственном минеральном сырье, которое человек употребляет в пищу в чистом виде.
Творческая работа обучающихся:
Пословицы и поговорки – это древнейшие традиционные жанры русского фольклора. В них заключена поэзия и мудрость, искусство емкого слова, меткость и проницательность жизненных характеристик.
- Без соли, без хлеба – половина обеда.
- Без соли стол кривой.
- На соль пьется, на хлеб спится.
- Соли не жалей, так есть веселей.
- Без соли хлебать, что немилого целовать.
Обсудить.
Вывод: Народная мудрость дает поваренной соли прекрасные рекомендации, так почему же мы все чаще слышим о том, что соль – «белый яд». Обсудить.
Проблема:
Итак, существует два противоположных мнения. Одни люди считают, что чрезмерное употребление поваренной соли вредит организму. Обозначим его так: много соли есть – можно заболеть.
Другие, наоборот, считают, что недостаток соли в пище ведет к серьезным проблемам со здоровьем: мало соли есть – можно ослабеть.
- Какое мнение верное? Давайте вместе искать ответ на этот непростой вопрос.
Вопросы для обсуждения:
- формульная единица поваренной соли;
- растворимость в воде;
- отношение ионов к категориям по уровню токсичности;
- отношение ионов натрия и хлора, согласно классификации биогенных элементов;
- значение ионов для живых организмов.
Организация самостоятельной деятельности обучающихся:
Я предлагаю вам воспользоваться сведениями из дополнительной литературы, которые нашли активные участники нашего мероприятия (на столах обучающихся листочки с интересными сведениями из дополнительной литературы; если есть возможность выхода в интернет, то учащимся предлагается самим найти материал, подтверждающий одну из точек зрения)
Это интересно:
Согласно классификации биогенных элементов, натрий и хлор относятся к элементам электролитного фона и олигобиогенным
За сутки у человека выделяется 1 л слюны, которая на 99, 4% состоит из воды. У здорового человека слюна имеет щелочную реакцию, так как содержит соли щелочных металлов. Именно они нейтрализуют кислоты гниения, которые образуются при разложении остатков пищи во рту под влиянием микробов. Щелочная среда слюны активизирует работу ферментов (птиалина, амилазу), которые расщепляют углеводы. Если среда слюны меняется в сторону нейтральной или кислой, это серьезное предупреждение о проблемах в нормальном функционировании организма.
В желудке среда кислая за счет соляной кислоты, концентрация которой в чистом желудочном соке составляет 0,5%. Кислая среда желудка активизирует работу фермента пепсина, который расщепляет белки. Концентрация соляной кислоты в желудке может повышаться или понижаться в зависимости от принятой пищи, или в результате заболевания. Соляная кислота повышает активность фермента. Холерный вибрион, погибает в желудочном соке через 10-15 мин.
Поваренная соль – хлорид натрия - это единственное минеральное сырье, которое человек употребляет в пищу в чистом виде.
Поваренная соль – хлорид натрия - обеспечивает постоянство осмотического давления в крови и создает условия для существования красных кровяных телец – эритроцитов.
Поваренная соль – хлорид натрия - сохраняет способность к возбудимости мышц.
Ион натрия – основной внеклеточный ион, отвечающий за поступление веществ в клетку, при его недостатке питательные вещества в клетку не поступают.
Ион калия – основной внутриклеточный ион, отвечающий за выход продуктов распада из клетки.
Слизистая желудка имеет щелочную реакцию.
Обсуждение двух противоположных точек зрения с учетом полученной информации.
- Какова функция иона натрия в организме?
Познавательная задача: Прокомментируйте следующую диету колдунов: в течение двух недель человек ест все, что хочет и сколько хочет, только без соли. Одновременно он должен 2 раза в неделю посещать баню и пить много воды. Предложите более мягкую диету для сохранения стройной фигуры.
(с потом выводится излишек ионов натрия, в клетку вещества поступают в незначительном количестве, а энергия на расщепление продуктов питания расходуется)
- Какова функция хлора в организме?
- Какова функция калия в организме?
Познавательная задача: Кислая среда желудка активизирует работу фермента пепсина, который расщепляет белки. Желудок тот же белок. Что его спасает от расщепления? (слизистая желудка имеет щелочную реакцию, действие фермента расщепляющего белки в щелочной среде невозможно, это и защищает наш желудок).
Творческий проект обучающегося «Клетка» и комментарии к нему.
Основной внеклеточный ион – натрий, он отвечает за поступление веществ в клетку. При его недостатке поступление питательных веществ в клетку ограничивается.
Основной внутриклеточный ион – калий, он отвечает за выход из клетки продуктов ее жизнедеятельности. При его недостатке продукты распада веществ накапливаются в клетке, клетка «зашлаковывается».
3. Творческий проект обучающегося «Модель искусственной клетки» (оптимальное содержанием ионов натрия и недостаток ионов калия).
 | Полиэтиленовый пакет наполняем остывшим крахмальным клейстером. Завяжем пакет, в основании которого находится стеклянная трубочка небольшого диаметра. Нальем воду в банку и добавим несколько капель иода. Поместим «клетку» в банку. Через минуту начинаем наблюдать, как вода проникает в клетку, о чем свидетельствует посинение крахмала. |
4. Подведение итогов, выводы (беседа)
- От чего зависит состояние здоровья человека? (беседа)
Состояние здоровья человека зависит от многих факторов, к основным относятся:
- наследственность – 20%;
- окружающая среда – 20%;
- уровень медицинской помощи – 10%;
- образ жизни – 50 %.
Прокомментируйте приведенные данные.
- На какие из них мы не в силах повлиять, или изменить? Обсудить.
К основным компонентам образа жизни относятся питание, быт, организация учебного труда и отдыха, занятие спортом, отношение к асоциальным явлениям (курение, алкоголь, наркотики), отношение к индивидуальному здоровью, отношение к окружающим тебя людям и природе.
Кому угрожает опасность?
Вам, Разве вы не видите, что перед вами весы,
на одной чаше которых ваше могущество,
на другой – ваша ответственность.
Виктор Гюго
Я прошу вас проанализировать и вникнуть в смысл слов В. Гюго, и сделать вывод о том, в чем же наше могущество и в чем наша ответственность?
Вывод: Каждый человек должен быть ориентирован на сохранение здоровья, вести здоровый образ жизни, а это хорошая основа для счастья.
Химические знания помогают оценить взаимное влияние человека и окружающей природной среды и, владея этой предметной областью, можно быть и могущественным и ответственным, и здесь очень уместны слова: «Знать – чтобы не навредить, знать - чтобы улучшить, знать – чтобы предотвратить».
Литература
1. Решетов П.В. Водород, хлор и его важнейшие соединения. – СМУ, 2005
2. Алимарин И.П.. Неорганическая химия. – М.: Советская энциклопедия, 1975
3. Величковский Б.Т. Здоровье человека и окружающая среда. – М.: Новая школа, 1997
4. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. – М.: Высшая школа, 1992
5. Макаров К.А. Химия и медицина. Книга для чтения. – М.: Просвещение, 1981
6. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2006
7. Пичугина Г.В. Повторяем химию на примерах из повседневной жизни. - М.: Аркти, 2000
8. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. – М.: ФАИР – Пресс, 2003
9.Чернобельская Г.М., Суханова Н.Ю. Реализация связи химии с валеологией при решении учебных проблем. // Химия в школе. – 2001. - №8. – С. 18
10.Гильманшина С.И., Мухаметшина Р.М. Пути интеграции химических и валеологических знаний. // Химия в школе. – 2003. - №. – С. 30
11. Холмогорова Г. Таблица Менделеева в вашем организме.// Здоровье. - 1997. - №10. – С. 24
12.Литвинова Т.Н. Задачи по общей химии с медико-биологической направленностью. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2001
13. Скурихин И.М., Нечаев А.П. Все о пищи с точки зрения химика. - М.: Высшая школа, 1991.
14.Соколова И.Ф. Химия для старшеклассников и абитуриентов химических и медицинских вузов. - М.: Московский лицей, 2002
15. Макаров К.А Химия и здоровье.- М.: Просвещение, 1995 г
16. Чернобельская Г.М., Суханова Н.Ю. Практикум с валеологической направленностью. // Химия в школе. – 2003. - №2. – С. 71
17. Эммануэль Н.М., Заиков Г.Е. Химия и пища. – М.: Наука, 1986
5