СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока внеклассного чтения по поэме Николая Алешкова "Отец"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представляю сценарий урока внеклассного чтения (с презентацией) в 6 классе по поэме челнинского поэта Николая Алешкова "Отец" , посвященнной подвигу народа-освободителя в Великой Отечественной войне. Автор поэмы - признанный поэт, лауреат литературных премий.

Просмотр содержимого документа
«Урок по поэме Н.Алешкова Отец»

Алексеева Светлана Павловна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №32 с углубленным изучением отдельных предметов» города Набережные Челны Республики Татарстан


План – конспект урока внеклассного чтения по литературе в 6 классе


Тема урока. Тема памяти в поэме Николая Алешкова «Отец».

Цели деятельности учителя: расширить представления учащихся о художественном мире Николая Алешкова; развивать умения вдумчивого чтения и анализа художественного текста; формировать нравственные качества и ориентиры.


Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения; выяснить, какое отражение получила в ней тема памяти; отбирать и систематизировать материал в соответствии с темой и основной мыслью высказывания; аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению.


Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: признавать для себя общепринятые морально-этические нормы; смыслообразование – устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; нравственно-этически оценивать усваиваемое содержание.

Регулятивные: контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы.

Познавательные: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в художественном произведении.

Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.


Оборудование урока: презентация к уроку Microsoft Power Point, листы оценивания, распечатанные тексты поэмы Н.Алешкова «Отец», иллюстрации учащихся к поэме.


Формы работы: групповая, парная, индивидуальная, фронтальная.


Тип урока: комбинированный


  1. Оргмомент. Мотивация к учебной деятельности. (3 мин)

Вступление в урок. Создание учителем настроя учащихся на творческую работу с текстом произведения Н.П.Алешкова. (Звучит мелодия из кинофильма «Офицеры»)

Учитель зачитывает эпиграф к уроку:

И я горжусь (кто помнит, тот поймет):

мой год рожденья — сорок пятый год.

Николай Алешков. Отец

  • Почему гордится датой своего рождения поэт? (Он родился в год Великой Победы.) Действительно, и нам понятно это чувство гордости.

  • Обратите внимание на слова, заключенные в скобки: «кто помнит, то поймет…» Помнить – значит хранить в памяти. С какими ассоциациями связано слово «память»? Попробуем выяснить это.

  • Метод «Ассоциации на доске» (применяется фронтально). Цель: привлечение собственного опыта учащихся. Форма проведения – «Прямоугольник» (в прямоугольник записывается основное понятие «Память».

  • Задание учащимся: «Назовите его синонимы, антонимы, прилагательные, глаголы, которые могут быть связаны с этим понятием». Когда ассоциации заканчиваются, учитель предлагает отобрать из каждой группы по 3 наиболее характерных, с которыми и ведется дальнейшая работа.)



Синонимы: воспоминание, след в душе, отпечаток


Прилагательные: священная, вечная, долгая, короткая, плохая, живая


ПАМЯТЬ


Глаголы: живет, не дает покоя, сохраняет


Антонимы: беспамятство, забвение, забытьё



  1. Проверка домашнего задания (2 мин).

  • В одной известной песне есть замечательные слова: «Нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой…»

Память о героях жива, в этом убеждаешься, когда читаешь ваши трогательные письма Победителям. Письма получились замечательные, потому что написаны они от всего сердца.

  • Давайте послушаем одно из них («Письмо прадеду» Рузановой Полины).

  1. Переход к новой теме. Актуализация знаний учащихся (7 мин).

  • Своего рода посланием сына можно назвать поэму челнинского поэта Николая Алешкова «Отец», которую вы прочитали дома.

  • Как бы вы сформулировали тему нашего урока? О чем пойдет речь на нем? (Тема памяти в поэме Николая Алешкова «Отец».)

  • Как вы думаете, что нам предстоит узнать на сегодняшнем уроке? Какие умения нам понадобятся прежде всего?

(Знать: как раскрывается тема памяти в поэме Н.Алешкова «Отец».

Уметь: анализировать художественное произведение.)

    • Проверить уровень собственных знаний нам поможет терминологический мини-кроссворд (с последующей самопроверкой). Нужно дать определение тому или иному литературоведческому понятию, расположив свои ответы по горизонтали.

    • А по вертикали из первых букв вы получите слово, означающее один из видов лироэпических произведений, в котором есть сюжет, события (что характерно для эпического произведения) и открытое выражение автором своих чувств (как в лирике). Учащиеся работают в парах

  1. Прием в художественной речи, заключающийся в двукратном или многократном использовании одних и тех же звуков, слов и т.п. в определенной последовательности. Не зря стоит деревня на пути. И мне нельзя деревню обойти. Н.Алешков

  2. Слова, совпадающие по звучанию и написанию, но различные по значению. Отец, на свете снова меркнет свет! Н.Алешков

  3. Короткий текст, цитата, изречение, помещаемые автором перед своим произведением или перед отдельной его частью и характеризующие их основную идею. Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны… (А.Т.Твардовский)

  4. Троп, оборот речи, заключающийся в перенесении свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего или сходного для обоих сопоставляемых членов. Та доска — моё спасенье и моя тоска. Н.Алешков

  5. Повторение начальных частей (звуков, слов, синтаксических или ритмических построений) смежных отрезков речи (слов, строк, строф, фраз) Я не хочу об этом невпопад! Я ничего не знаю о войне! Н.Алешков


П

О

В

Т

О

Р



О

М

О

Н

И

М

Ы


Э

П

И

Г

Р

А

Ф


М

Е

Т

А

Ф

О

Р

А

А

Н

А

Ф

О

Р

А








  • Проверьте себя. Те, кто все выполнили правильно, получают 5 баллов за первое задание. Ещё раз назовите ключевое слово нашего кроссворда (поэма).

  • Сейчас мы с вами услышим поэму Николая Алешкова «Отец». Наша задача – понять, почувствовать её и попытаться поразмышлять над вопросами, заданными самим автором-повествователем. Эти вопросы вы должны найти сами.

  1. Инсценированное чтение поэмы Николая Алешкова «Отец» (6 мин)

  • Кто уже нашёл и может зачитать волнующие поэта вопросы?

Отец, зачем тревожишь душу мне?

О чём я должен людям говорить?

Проблемный вопрос: О чем же должен говорить людям поэт, сын солдата?

  • Ответ на этот вопрос вы дадите в конце урока. Для этого мы сегодня будем работать в необычном режиме. Я приглашаю вас стать участниками работы мастерской, где мы в роли теоретиков, критиков, лингвистов, историков, художников попытаемся понять секреты мастерства поэта и сами ненадолго станем мастерами, потому что будем искать ответы на волнующие нас вопросы.

  1. Работа учащихся в группах - «мастерских». Заслушивание ответов выступающих.

    • Ребята, я даю вам 1 минуту, в течение которой вы должны будете обсудить свои ответы, чтобы потом нам их представить. (По 15 секунд на каждого. Начинает тот, у кого светлее волосы, продолжает партнер по плечу, затем партнер по лицу.)

    • Каждая группа дает ответ, используя технику «ПОПС-формулы»

Алгоритм ответа с использованием ПОПС- формулы

П – ПОЗИЦИЯ (В чем заключается твоя точка зрения по данному вопросу) – Я считаю, что…

О – ОБОСНОВАНИЕ (Довод в пользу позиции ученика) – потому что…

П - ПРИМЕР (Факты и аргументы из произведения) – например…

С – СЛЕДСТВИЕ (Вывод, который ты считаешь нужным сделать, призыв к принятию твоей позиции) – поэтому… (2 мин)


1) Вопросы для группы «Художники и музыканты» (5 мин)

Учащиеся представляют изобразительные и музыкальные иллюстрации к поэме. Так, Кристина Ларина исполнила «Фугу» И.-С. Баха на аккордеоне и обосновала свой выбор.

  1. Какое музыкальное произведение могло бы стать иллюстрацией к поэме Николая Алешкова «Отец»?

  2. Что вы знаете о данном музыкальном произведении?

  3. Какая иллюстрация, на ваш взгляд, наиболее точно соответствует замыслу автора поэмы «Отец»?

  4. Как бы вы прокомментировали свои иллюстрации к поэме? Какому эпизоду они соответствуют?



2) Вопросы для группы «Историки и краеведы» (2 мин):

  1. Как связан 2015 год с поэмой Н.Алешкова «Отец» и биографией автора? Перечислите основные факты биографии Николая Алешкова.

  2. Какие военные события упоминаются в поэме Н. Алешкова «Отец»?

  3. Что вы знаете о них?

(Примерный ответ:

Алешков Николай Петрович - ровесник Победы, он родился 26 июня 1945 года. Его отец, Алешков Пётр Фёдорович, потомственный сельский кузнец, участник финской кампании и Великой Отечественной войны, вернулся после тяжёлого ранения в 1943 году в родную Орловку. Участник героической обороны Ленинграда (10 июля 1941 года – 9 августа 1944 года).

Мать, Алешкова Марина Лаврентьевна, – простая колхозница, неграмотная, но мудрая женщина.

Литературным творчеством всерьёз занялся после 30 лет. В 1976 году поступил на заочное отделение Литературного института им. А. М. Горького, где занимался в поэтическом семинаре Николая Николаевича Сидоренко.  

Творческая атмосфера в Набережных Челнах того времени тоже способствовала литературному взрослению. Организованное в 1971 году литературное объединение «Орфей» в семидесятые и восьмидесятые годы весомо заявляло о себе публикациями в журнале «Новый мир», в издательстве «Молодая гвардия».

Автор 10 сборников книг. Лауреат Литературной премии имени Г.Р.Державина (2005), Всероссийской литературной премии «Ладога» имени А.Прокофьева (2009).)



3) Вопросы для группы «Теоретики» (3 мин):

  1. Вспомните определение поэмы. Соответствует ли этот жанр произведению Николая Алешкова «Отец»?

(Поэма носит автобиографический характер: она посвящена отцу поэта. В сноске мы читаем примечание автора: «Мой отец, Алешков Петр Федорович (1912-1986гг.), в 1940 году участвовал в Финской компании, с 1941 по 1942 год – в Великой Отечественной войне при обороне Ленинграда. Красноармеец 13-й роты минометного батальона 657-го стрелкового полка. Был дважды ранен».

Воспоминания об отце – это дань памяти рядовому Великой Победы. Автор-рассказчик горд за своего отца:

И я горжусь (кто помнит, тот поймет):

мой год рожденья — сорок пятый год.)

  1. Над какими вопросами размышляет автор?

(Имеем ли мы право забывать подвиг народа? Кого можно назвать настоящим героем? В чем заключается истинная любовь к Родине? Виноваты ли перед погибшими те, кто остались живыми?)

  1. Какова основная мысль (идея) поэмы «Отец»?

(Подвиг наших отцов не должен быть забыт. Великая Победа досталась нам ценой миллионов жизней. Война, несущая зло, горе, страдания, не должна повториться.)

  1. Помогает ли эпиграф выразить идею поэмы? Как вы понимаете его смысл?

(Примерный вариант ответа:

Эпиграф к поэме взят из известного стихотворения А.Т.Твардовского всего из 6 строк:

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они - кто старше, кто моложе -

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь,-

Речь не о том, но все же, все же, все же...

Чувство вины не дает покоя тем, кто остался в живых и пусть израненный, искалеченный, но живой вернулся с фронта…)



4) Вопросы для группы «Критики» (4 мин):

  1. Как построена поэма? Сколько частей в ней можно выделить?

Примерный вариант ответа:

(Поэма имеет кольцевую композицию: она начинается и заканчивается взволнованным обращением героя-рассказчика к ушедшему из жизни отцу:

Отец, зачем тревожишь душу мне?

О чём я должен людям говорить?

В основе поэмы «Отец» лежит прием контраста: войне, несущей смерть, противопоставлен мир, символ жизни. «Адом» называет её герой поэмы:

Сестрёнка! Если всё же я умру,

ты за меня родимому двору,

когда из ада выйдешь, поклонись,

а мне сейчас, прошу я, улыбнись.

Ты прав, солдат. Блокада — это ад...

В структуре произведения можно выделить две части: скупой, но пронзительно правдивый рассказ отца о спасении в Финском заливе во время бомбежки и воспоминание о совместной с отцом поездке к родителям погибшей девушки – медсестры, ухаживавшей в госпитале за раненым отцом).


  1. Передайте сюжет (последовательность событий) поэмы в 3-5 предложениях.

Примерный вариант ответа:

(Сын – повествователь вновь и вновь обращается к прошлому, чтобы найти в нем ответы на мучительные вопросы. Из поэмы мы узнаем, что сын неоднократно бывал под Ленинградом, на месте боев своего отца, Петра Алешкова:

Я дважды был на сонном берегу

залива Финского, где думал об отце

и о себе самом — в его лице.

Я был и в Колпино, где на передовой

был ранен Пётр Алешков, рядовой.

«Я ничего не знаю о войне!» - эта строчка, являющаяся своеобразным продолжением так и не состоявшегося диалога с Отцом, дважды повторяется в поэме, выражая то упрек самому себе, то сожаление от невозможности что-либо изменить…)



  1. Каким предстает образ главного героя – отца?

(Это простой крестьянин, каких на Руси миллионы, глава большой семьи, защитник родной земли:

Отец вернулся к матери моей,

его там ждали двое сыновей.

И дочке (старшей) было девять лет.

А нас с Верунькой и в помине нет...

Два брата у меня и две сестры.

«Боль и страх» как будто «застыли» в глазах отца, чувство вины по отношению к погибшим не отпускало… «Не спрашивайте больше про войну!» - в этих словах героя мы слышим неподдельную искренность, чувствуем горечь потери и душевную боль.

Однажды с сыном-«последышем» отец отправляется в татарскую деревню Бурды к пожилым родителям не вернувшейся с войны медсестры Бибисары:

Бабай там жил, абийка там жила.

А на стене — их дочери портрет.

Я понял, что её на свете нет...

Отец мешок зерна в сарай занес.

Рахмат, рахмат...

Не обошлось без слёз.

Отец понимает, что теперь он в ответе за родителей «сестренки» Бибисары, которая спасла его на войне.)

  1. Что вы можете сказать о сыне – рассказчике?

(Человек уже другого, послевоенного поколения, сын горд за своего отца-героя. Но воспоминания о войне, пережитой отцом, не дают ему покоя. Рассказчик вновь и вновь обращается к прошлому, чтобы найти в нем ответы на мучительные вопросы. Из поэмы мы узнаем, что сын неоднократно бывал на месте боев своего отца под Ленинградом:

Я дважды был на сонном берегу

залива Финского, где думал об отце

и о себе самом — в его лице.

Я был и в Колпино, где на передовой

был ранен Пётр Алешков, рядовой.

«Я ничего не знаю о войне!» - эта строчка, являющаяся своеобразным продолжением диалога с Отцом, дважды повторяется в поэме, выражая то упрек самому себе, то сожаление от невозможности что-либо изменить).

  1. Кто из героев, в том числе второстепенных, вам запомнился и почему?

(Немногочисленные реплики Бибисары помогают представить эту смелую девушку с сильным характером, повидавшую много горя, наделенную добротой, состраданием, отзывчивостью. Отец признается: «Ваша дочь сумела всё же земляку помочь, определив меня на самолёт». Но чувство вины возвращается снова и снова:

Но почему, бабай, — не знаю сам —

я здесь, а Ваша дочь осталась там...)

Учитель:

  • Бибисара не дожила до Победы, быть может, погибла от истощения. А какой прекрасной она могла быть женой, матерью, дочерью! Кстати, её имя переводится на русский язык как «женственная». И все же память об этом светлом, чистом человеке продолжает жить… Образ цветущей под окнами черемухи становится символом весны, юности, жизни, Мира.


5) Вопросы для группы «Лингвисты» (2 мин):

  1. Какие средства художественной выразительности вам встретились в поэме? Приведите примеры.

(Средства художественной выразительности скупы и сдержанны: это и метафоры («Летела пуля в голову отца», «капелька свинца»), и сравнения (в бред ночной, как в омут, я нырял), и риторические восклицания («Я не хочу об этом невпопад! Я ничего не знаю о войне!»), и риторические вопросы («Отец, зачем тревожишь душу мне? О чём я должен людям говорить?»), и повторы («Запомнил я рассказ, когда подрос. Зачем запомнил — тут другой вопрос», «Бабай там жил, абийка там жила»).

  1. Охарактеризуйте речь Отца. Найдите в ней примеры разговорных слов и выражений. Какую роль в поэме играет сниженная лексика?

(Язык произведения содержит немало просторечных слов и выражений («вертопрах», «застолье», «самогон», «поддавался уговорам», «барахтались», «матерился», «хлебушек», «последыш», «изба»), воссоздающих картины народной жизни. Автор упоминает такие имена близких людей, как Верунька, Петруха, употребляемые обычно с уменьшительно-ласкательными и оценочными суффиксами.

Перед читателем предстает жизнь русской деревни, мы как будто прикасаемся к истокам народной речи.)

  1. С какой целью автор включил в текст поэмы слова из других языков: татарского, немецкого. Приведите примеры с переводом или комментарием некоторых из них.

(Использование понятных и без перевода слов татарского языка («бабай», «абийка», «рахмат») делает картину встречи героев поэмы пронзительной и правдивой.)


  1. Самостоятельная работа (тест с самопроверкой) (2 мин)

  • Вам предлагаются цитаты из поэмы Н.Алешкова «Отец». Необходимо определить, иллюстрацией какого средства выразительности они являются.

  1. «И в бред ночной, как в омут, я нырял…»

А) сравнение

Б) метафора

В) эпитет

2. «О чем я должен людям говорить?»

А) метафора

Б) риторический вопрос

В) олицетворение

3. «Я дважды был на сонном берегу залива Финского, где думал об отце»

А) сравнение

Б) эпитет

В) метафора

4. «Случайный взмах! И капелька свинца попала в руку, в локтевой сустав, навеки быть смертельной перестав».

А) олицетворение

Б) риторический вопрос

В) метафора

5. Способ рифмовки:

Отец вернулся к матери моей,

его там ждали двое сыновей.

И дочке (старшей) было девять лет.

А нас с Верунькой и в помине нет...

А) параллельная (смежная)

Б) перекрестная

В) кольцевая


1

2

3

4

5

А

Б

Б

В

А

Ответы:




  1. Заключительные вопросы для группы «Философы» и класса в целом

(2 мин):

  1. Над чем заставила задуматься поэма Николая Алешкова «Отец»?

(Нельзя повергать мир в пучину войны. Нельзя забывать уроков войны, надо помнить её героев.)

  1. В чем заключается смысл жизни человека на Земле?

  2. Как бы вы расшифровали такие понятия, как Жизнь и Смерть, Добро и Зло, на примере поэмы «Отец»?

  3. Какую философскую формулу жизни можно вывести после прочтения поэмы Н. Алешкова «Отец»?

ЖИЗНЬ= МИР+ЛЮБОВЬ+ПАМЯТЬ

Ответ на проблемный вопрос:

О чем должен говорить людям поэт, сын солдата?

Мир и Любовь к Родине, к людям, природе, доброта – вечные и самые важные для нас ценности, которые легко потерять. Не надо повергать мир в пучину войны. Помните, какой ценой завоевано Счастье, пожалуйста, помните!

Судьба поэта Николая Алешкова неотделима от истории страны, России. Поэма «Отец» - это сыновняя благодарность героям-победителям от имени всего послевоенного поколения.


  1. Включение в систему знаний и повторение. Работа над синквейном (в группах). Каждой группе предлагается слово: «война», «мир», «победа», «солдат», «поэт», «родина». Задание: составить синквейн к уроку. (2-3 мин)

1-я строка — одно ключевое слово - существительное, определяющее содержание синквейна;

2-я строка — два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка — три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка - короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка - синоним ключевого слова (существительное).



  1. Рефлексия учебной деятельности (2мин).

Итак, ребята, наш урок подходит к концу. В своих листах самооценки не забудьте указать свой конечный результат и выставить себе отметку. (В это время использовать аудиозапись песни Я Френкеля «Журавли»)

До свидания, ребята. Благодарю вас за урок.

Задание на дом (на выбор):

  1. Напишите письмо автору поэмы «Отец» о своих впечатлениях.

Например:

Уважаемый Николай Петрович Алешков,

я понял Вас…

я хочу сказать…

я почувствовал…

я узнал…

  1. Написать отзыв о художественном произведении, посвященном теме Великой Отечественной войны.

Просмотр содержимого документа
«Маршрутный лист учащегося 6А класса»

Маршрутный лист учащегося 6А класса

Фамилия, имя ______________________________________

Выполните следующие задания:

    1. Терминологический мини-кроссворд. (По 1 баллу за каждый правильный ответ.)

Дайте определение тому или иному литературоведческому понятию, расположив свои ответы по горизонтали.

По вертикали из первых букв вы получите слово, означающее один из видов лироэпических произведений, в котором есть сюжет, события (что характерно для эпического произведения) и открытое выражение автором своих чувств (как в лирике).


  1. Прием в художественной речи, заключающийся в двукратном или многократном использовании одних и тех же звуков, слов и т.п. в определенной последовательности. Не зря стоит деревня на пути. И мне нельзя деревню обойти. Н.Алешков

  2. Слова, совпадающие по звучанию и написанию, но различные по значению. Отец, на свете снова меркнет свет! Н.Алешков

  3. Короткий текст, цитата, изречение, помещаемые автором перед своим произведением или перед отдельной его частью и характеризующие их основную идею. Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны… (А.Т.Твардовский)

  4. Троп, оборот речи, заключающийся в перенесении свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего или сходного для обоих сопоставляемых членов. Та доска — моё спасенье и моя тоска. Н.Алешков

  5. Повторение начальных частей (звуков, слов, синтаксических или ритмических построений) смежных отрезков речи (слов, строк, строф, фраз) Я не хочу об этом невпопад! Я ничего не знаю о войне! Н.Алешков.















































    1. Тест с самопроверкой. (По 1 баллу за каждый правильный ответ.)

Вам предлагаются цитаты из поэмы Н.Алешкова «Отец». Необходимо определить, иллюстрацией какого средства выразительности они являются.

  1. «И в бред ночной, как в омут, я нырял…»

А) сравнение Б) метафора В) эпитет

2. «О чем я должен людям говорить?»

А) метафора Б) риторический вопрос В) олицетворение

3. «Я дважды был на сонном берегу залива Финского, где думал об отце»

А) сравнение Б) эпитет В) метафора

4. «Случайный взмах! И капелька свинца попала в руку, в локтевой сустав, навеки быть смертельной перестав».

А) олицетворение Б) риторический вопрос В) метафора

5. Способ рифмовки:

Отец вернулся к матери моей,

его там ждали двое сыновей.

И дочке (старшей) было девять лет.

А нас с Верунькой и в помине нет...

А) параллельная (смежная) Б) перекрестная В) кольцевая

Ответы:

1

2

3

4

5







    1. Работа в группе (в течение урока)_________________ Максимум – 5 баллов.

Нормы оценивания:

«5»- 15 - 14 баллов

«4» - 13 - 12 баллов

«3» - 11 - 10 баллов

«2» - 9 и менее баллов Мой итоговый балл_________ Отметка ______


Мои впечатления от урока (отметьте галочкой)




Просмотр содержимого документа
«Николай Алешков. Отец»

Николай Алешков

Отец

Поэма

Я знаю — никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны...

Александр Твардовский

Я знаю, что меня могло не быть.

Хотели до рождения убить.

Летела пуля в голову отца.

Случайный взмах! И капелька свинца

попала в руку, в локтевой сустав,

навеки быть смертельной перестав.

Был госпиталь. Блокадный Ленинград...

Я не хочу об этом невпопад!

Я ничего не знаю о войне!

Но дух отца тревожит память мне.


Отец вернулся к матери моей,

его там ждали двое сыновей.

И дочке (старшей) было девять лет.

А нас с Верунькой и в помине нет...

Два брата у меня и две сестры.

Мы друг для друга — разные миры.

Един для всех нас корень родовой.

Войне конец. И наш отец живой!

И я горжусь (кто помнит, тот поймет):

мой год рожденья — сорок пятый год.

Но первые рассказы о войне

не от отца пришлось услышать мне.

Отец молчал. Я видел, вертопрах, —

в его глазах застыли боль и страх.

Но брал своё в застолье самогон.

И поддавался уговорам он.

— Петруха, легче станет, расскажи...

— По Финскому заливу три баржи

из госпиталя раненых везли —

добраться б только до Большой земли.

В блокадном небе «Юнкерс» вдруг завыл

и в три захода баржи разбомбил.

И в ледяной барахтались воде

от взрывов уцелевшие. В беде

мне повезло. Я грёб одной рукой,

готовясь утонуть. Но вдруг

с доской рука в воде столкнулась.

Та доска — моё спасенье и моя тоска.

За край доски (будь проклят этот век!)

ещё один схватился человек,

такой же, видно, раненый солдат.

Коль есть ты, Бог, верни меня назад —

пусть лучше я в заливе утону!

Не спрашивайте больше про войну!

Ведь та доска не вынесла двоих.

Я, а не он обнял детей своих...

Отец скрипел зубами, слёзы лил

и матерился так, что свет не мил...


Запомнил я рассказ, когда подрос.

Зачем запомнил — тут другой вопрос.

Я на него ответить не могу...

Я дважды был на сонном берегу

залива Финского, где думал об отце

и о себе самом — в его лице.

Я был и в Колпино, где на передовой

был ранен Пётр Алешков, рядовой.


Плетёный, чёрный помню тарантас.

Гнедок возил в том тарантасе нас.

Я хлебушек делил с ним пополам.

Мы ездили по фермам, по полям.

Последышем в семье тогда я был.

Отец меня особенно любил.


— Заглянем-ка, давай, сынок, в Бурды,

сказал отец. — Тут полчаса езды.

Не зря стоит деревня на пути.

И мне нельзя деревню обойти.

Иначе прокляну свою судьбу...

И мы вошли в татарскую избу.

Черёмуха под окнами цвела.

Бабай там жил, абийка там жила.

А на стене — их дочери портрет.

Я понял, что её на свете нет...

Отец мешок зерна в сарай занес.

— Рахмат, рахмат...

Не обошлось без слёз.

Потом мы пили чай. Бабай молчал.

Лишь белой бородой бабай качал.

Рассказ отца печально слушал он:

— Бибисара услышала мой стон.

И к госпитальной койке подошла.

Висела бирка там. Она прочла —

откуда, кто. Узнала, что земляк.

— Как жизнь, солдат?

— Спасибо. Кое-как.

Вот только рана ноет все сильней,

но без неё бы стало голодней.

— Солдат, ты шутишь? Значит, будешь жить.

— Хотелось бы, конечно. Может быть.

Я половину веса потерял

и в бред ночной, как в омут, я нырял.

Сестрёнка! Если всё же я умру,

ты за меня родимому двору,

когда из ада выйдешь, поклонись,

а мне сейчас, прошу я, улыбнись.

— Ты прав, солдат. Блокада — это ад...

Я до войны попала в Ленинград.

Учёба. Медицинский институт.

Война. Приказ. Я оказалась тут.

Поверь, солдат, на берегах Невы

мы голодаем так же, как и вы.

— Держись, землячка! Вот наступит мир —

на родине с тобой закатим пир.

— И ты, солдат, держись. Надежда есть...

Через неделю смог я перелезть

с кровати на носилки. Ваша дочь

сумела всё же земляку помочь,

определив меня на самолёт.

Я плохо помню тот ночной полёт.

Конечно, немцы нас пытались сбить.

В Москве очнувшись, попросил я пить...

Потом другой был госпиталь, в Перми.

Так перед смертью хлопнул я дверьми.

Но почему, бабай, — не знаю сам —

я здесь, а Ваша дочь осталась там...


Я ничего не знаю о войне.

Отец, зачем тревожишь душу мне?

О чём я должен людям говорить?

Тебя, отец, мне не в чем укорить.

Я у твоей могилы вновь стою

и сам себе вопросы задаю.

Лежишь ты рядом с матерью моей.

Вас поминают пятеро детей,

и внуки есть, и правнуки у вас.

И близится к финалу мой рассказ.

Отец, на свете снова меркнет свет!

Ответа нет, ответа нет, ответа нет...

Просмотр содержимого презентации
«Поэма Алешкова Отец»

Эпиграф к уроку И я горжусь (кто помнит, тот поймет): мой год рожденья — сорок пятый год. Николай Алешков. Отец

Эпиграф к уроку

И я горжусь (кто помнит, тот поймет):

мой год рожденья — сорок пятый год.

Николай Алешков. Отец

Давайте поразмышляем… Синонимы Прилагательные Память Глаголы Антонимы

Давайте поразмышляем…

Синонимы

Прилагательные

Память

Глаголы

Антонимы

Письмо Победителю

Письмо Победителю

Николай Петрович Алешков. Поэма «Отец»

Николай Петрович Алешков. Поэма «Отец»

Тема урока.  Тема памяти в поэме Николая Алешкова «Отец».

Тема урока. Тема памяти в поэме Николая Алешкова «Отец».

Цели урока

Цели урока

  • Знать: как раскрывается тема памяти в произведении Н.Алешкова «Отец».
  • Уметь: анализировать художественное произведение.
Кроссворд (самопроверка) П О О М В Э Т О М П Е Н О А И Н Т Г И Р А М А Р Ф А Ы Ф О Ф О Р Р А А

Кроссворд (самопроверка)

П

О

О

М

В

Э

Т

О

М

П

Е

Н

О

А

И

Н

Т

Г

И

Р

А

М

А

Р

Ф

А

Ы

Ф

О

Ф

О

Р

Р

А

А

Проблемный вопрос О чем должен говорить людям поэт, сын солдата?

Проблемный вопрос

О чем должен говорить людям поэт, сын солдата?

ПОПС –формула   (алгоритм ответа)

ПОПС –формула (алгоритм ответа)

  • П – ПОЗИЦИЯ (В чем заключается твоя точка зрения по данному вопросу) – Я считаю, что…
  • О – ОБОСНОВАНИЕ (Довод в пользу позиции ученика) – потому что…
  • П - ПРИМЕР (Факты и аргументы из произведения) – например…
  • С – СЛЕДСТВИЕ (Вывод, который ты считаешь нужным сделать, призыв к принятию твоей позиции) – поэтому…
Группа «Художники и музыканты»

Группа «Художники и музыканты»

  • Какое музыкальное произведение могло бы стать иллюстрацией к поэме Николая Алешкова «Отец»?
  • Что вы знаете о данном музыкальном произведении?
  • Какая иллюстрация, на ваш взгляд, наиболее точно соответствует замыслу автора поэмы «Отец»?
  • Как бы вы прокомментировали свои иллюстрации к поэме?
«Историки и краеведы»

«Историки и краеведы»

  • Как связан 2015 год с поэмой Н.Алешкова «Отец» и биографией автора?
  • Какие военные события упоминаются в поэме Н. Алешкова «Отец»? Что вы знаете о них?
  • Какие географические названия встретились в поэме? Как они связаны с нашим городом?
Ровесник Победы Алешков Николай Петрович родился 26 июня 1945 года. Его отец, Алешков Пётр Фёдорович, потомственный сельский кузнец, участник финской кампании и Великой Отечественной войны, вернулся после тяжёлого ранения в 1943 году в родную Орловку. Мать, Алешкова Марина Лаврентьевна, – простая колхозница, неграмотная, но мудрая женщина. Лауреат Литературной премии имени Г.Р.Державина (2005),  Всероссийской литературной премии «Ладога» имени А.Прокофьева (2009)

Ровесник Победы

  • Алешков Николай Петрович родился 26 июня 1945 года. Его отец, Алешков Пётр Фёдорович, потомственный сельский кузнец, участник финской кампании и Великой Отечественной войны, вернулся после тяжёлого ранения в 1943 году в родную Орловку. Мать, Алешкова Марина Лаврентьевна, – простая колхозница, неграмотная, но мудрая женщина.

Лауреат Литературной премии

имени Г.Р.Державина (2005),

Всероссийской литературной

премии «Ладога» имени

А.Прокофьева (2009)

Ровесник Победы Литературным творчеством всерьёз занялся после 30 лет. В 1976 году поступил на заочное отделение Литературного института им. А. М. Горького, где занимался в поэтическом семинаре Николая Николаевича Сидоренко.   Творческая атмосфера в Набережных Челнах того времени тоже способствовала литературному взрослению. Организованное в 1971 году литературное объединение «Орфей» в семидесятые и восьмидесятые годы весомо заявляло о себе публикациями в журнале «Новый мир», в издательстве «Молодая гвардия».

Ровесник Победы

Литературным творчеством всерьёз занялся после 30 лет. В 1976 году поступил на заочное отделение Литературного института им. А. М. Горького, где занимался в поэтическом семинаре Николая Николаевича Сидоренко.  

Творческая атмосфера в Набережных Челнах того времени тоже способствовала литературному взрослению. Организованное в 1971 году литературное объединение «Орфей» в семидесятые и восьмидесятые годы весомо заявляло о себе публикациями в журнале «Новый мир», в издательстве «Молодая гвардия».

Малая родина – село Орловка Родина одна у человека, Словно сердце, родина одна. Н.Алешков

Малая родина – село Орловка

Родина одна у человека,

Словно сердце, родина одна.

Н.Алешков

Поэтические сборники  Николая Алешкова 1 . «Запомни меня счастливым» (1983)   2. «Орловское кольцо» (1988) 3. «Лимит» ( 1993) 4. «Дальние луга» (1995) 5. «Это в Тарловке было» (1996) 6. «Вопреки» (2003) 7. «Сын Петра и Мариши» (2005) 8. «Свет небесный» (2007) 9. «С любовью и нежностью» (2010) 10. «От сердца к сердцу» (2012)

Поэтические сборники Николая Алешкова

1 . «Запомни меня счастливым» (1983)

  2. «Орловское кольцо» (1988)

3. «Лимит» ( 1993)

4. «Дальние луга» (1995)

5. «Это в Тарловке было» (1996)

6. «Вопреки» (2003)

7. «Сын Петра и Мариши» (2005)

8. «Свет небесный» (2007)

9. «С любовью и нежностью» (2010)

10. «От сердца к сердцу» (2012)

Героическая оборона Ленинграда   (10 июля 1941 года – 9 августа 1944 года)

Героическая оборона Ленинграда (10 июля 1941 года – 9 августа 1944 года)

Группа «Теоретики»

Группа «Теоретики»

  • Дайте определение поэмы. Соответствует ли этот жанр произведению Николая Алешкова «Отец»?
  • Какой теме посвящена поэма Николая Алешкова «Отец»?
  • Над какими вопросами размышляет автор?
  • Какова основная мысль (идея) поэмы «Отец»?
  • Что такое эпиграф? Помогает ли эпиграф выразить идею поэмы? Как вы понимаете его смысл?
Примечание автора

Примечание автора

  • «Мой отец, Алешков Петр Федорович (1912-1986гг.), в 1940 году участвовал в Финской компании, с 1941 по 1942 год – в Великой Отечественной войне при обороне Ленинграда. Красноармеец 13-й роты минометного батальона 657-го стрелкового полка. Был дважды ранен».
Эпиграф к поэме Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны, В том, что они - кто старше, кто моложе - Остались там, и не о том же речь, Что я их мог, но не сумел сберечь,- Речь не о том, но все же, все же, все же... А.Т.Твардовский

Эпиграф к поэме

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они - кто старше, кто моложе -

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь,-

Речь не о том, но все же, все же, все же...

А.Т.Твардовский

Литературоведческий словарик

Литературоведческий словарик

  • Поэма — один из видов лироэпических произведений: в поэме есть сюжет, события (что характерно для эпического произведения) и открытое выражение автором своих чувств (как в лирике).
  • Сюжет - последовательность и связь событий в художественном произведении .
  • Эпиграф — краткое изречение (пословица, цитата), которое автор помещает перед произведением или его частью, чтобы помочь читателю понять главную мысль.
Группа «Критики»

Группа «Критики»

  • Как построена поэма? Сколько частей в ней можно выделить?
  • Передайте сюжет (последовательность событий) поэмы в 3-5 предложениях.
  • Каким предстает образ главного героя – отца?
  • Что вы можете сказать о сыне – рассказчике?
  • Кто из героев, в том числе второстепенных, вам запомнился и почему?
Группа «Лингвисты»

Группа «Лингвисты»

  • Какие средства художественной выразительности вам встретились в поэме? Приведите примеры.
  • Охарактеризуйте речь Отца. Найдите в ней примеры разговорных слов и выражений. Какую роль в поэме играет сниженная лексика?
  • С какой целью автор включил в текст поэмы слова из других языков: татарского, немецкого. Приведите примеры с переводом или комментарием некоторых из них.
Группа «Философы»

Группа «Философы»

  • Над чем заставила задуматься поэма Николая Алешкова «Отец»?
  • В чем заключается смысл жизни человека на Земле?
  • Как бы вы расшифровали такие понятия, как Жизнь и Смерть, Добро и Зло, на примере поэмы «Отец»?
  • Какую философскую формулу жизни можно вывести после прочтения поэмы Н. Алешкова «Отец»?
Формула Жизни

Формула Жизни

Проблемный вопрос О чем должен говорить людям поэт, сын солдата?

Проблемный вопрос

О чем должен говорить людям поэт, сын солдата?

Мир и Любовь к Родине, к людям, природе, доброта – вечные и самые важные для нас ценности, которые легко потерять. Не надо повергать мир в пучину войны. Помните, какой ценой завоевано Счастье…
  • Мир и Любовь к Родине, к людям, природе, доброта – вечные и самые важные для нас ценности, которые легко потерять.
  • Не надо повергать мир в пучину войны.
  • Помните, какой ценой завоевано Счастье…
Проверьте себя

Проверьте себя

  • 1.А
  • 2.Б
  • 3.Б
  • 4.В
  • 5.А
Работаем над синквейном 1-я строка — одно ключевое слово - существительное, определяющее содержание синквейна; 2-я строка — два прилагательных , характеризующих данное понятие; 3-я строка — три глагола , обозначающих действие в рамках заданной темы; 4-я строка - короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней; 5-я строка - синоним ключевого слова (существительное ).

Работаем над синквейном

1-я строка — одно ключевое слово - существительное, определяющее содержание синквейна;

2-я строка — два прилагательных , характеризующих данное понятие;

3-я строка — три глагола , обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка - короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка - синоним ключевого слова (существительное ).

Задание на дом (на выбор): Напишите письмо автору поэмы «Отец» о своих впечатлениях.  Например: Уважаемый Николай Петрович Алешков, я понял Вас… я хочу сказать… я почувствовал… я узнал…

Задание на дом (на выбор):

Напишите письмо автору поэмы «Отец» о своих впечатлениях.

Например:

Уважаемый Николай Петрович Алешков,

я понял Вас…

я хочу сказать…

я почувствовал…

я узнал…

Задание на дом (на выбор):

Задание на дом (на выбор):

  • Написать отзыв о художественном произведении, посвященном теме Великой Отечественной войны (рассказ, стихотворение, повесть).