СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия, посвященного творчеству М.А.Булгакова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие можно проводить для студентов первого курса медицинского колледжа

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеаудиторного мероприятия, посвященного творчеству М.А.Булгакова»



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕАУДИТОРНОГО МЕРОПРИЯТИЯ, ПОСВЯЩЕННОГО ТВОРЧЕСТВУ М.А.БУЛГАКОВА

Ход мероприятия

I.Введение (слайд № 1-2)

Ведущий 1.

Не так давно невозможно было представить себе, что все произведения Михаила Афанасьевича Булгакова широко известны и читаемы.

Булгаковский герой Воланд, обращаясь к Мастеру, заметил: “Ваш роман вам принесёт ещё сюрпризы”. Так произошло и с книгами самого Булгакова. Теперь, говоря о произведениях, созданных в 20 – 30-е годы XX века, мы не можем обойтись без “Белой гвардии”, “Собачьего сердца”, “Мастера и Маргариты”. Немногие знают, что всеми любимый фильм “Иван Васильевич меняет профессию” поставлен по пьесе Михаила Булгакова “Иван Васильевич”.

Ведущий 2.

Ныне всё булгаковское до последней строчки опубликовано. Однако далеко не всё осмыслено и освоено. Современным читателям его романов, повестей, пьес суждено по-своему прочесть его творения и открыть новые ценности, таящиеся в их глубинах. А нам как будущим медицинским работникам Булгаков интересен и в роли врача.

Начнём с короткого знакомства с биографией Михаила Афанасьевича

II. Презентация биографии М.А. Булгакова 

Ведущий 2.

15 мая 1891 года в Киеве в семье преподавателя духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова родился сын Михаил, старший из семерых детей Булгаковых.(слайд № 3) 

Ни родословная, ни детские и юношеские годы самостоятельной жизни не предвещали такого будущего.

Ведущий 1.

Отец писателя, (слайд № 4) Афанасий Иванович, был сыном сельского священника и карьерой обязан только собственным способностям и трудолюбию. Одновременно с преподаванием в академии он служил в Киевской цензуре, получил чин статского советника, благодаря чему Булгаковы сделались потомственными дворянами.

Мать, (слайд № 5) Варвара Михайловна, происходила из семьи священника Казанской соборной церкви. На эту энергичную и добрую женщину выпала основная забота по воспитанию детей. Именно от матери Михаил унаследовал любовь к музыке и книгам. В семье родителей писателя были священнослужители и врачи. У отца Булгакова один брат окончил медицинский факультет, а у матери — три брата. Двое стали выдающимися врачами, учеными, оставившими след в науке и сыгравшими немалую роль в жизни всей булгаковской семьи и особенно Михаила Афанасьевича.

Ведущий 2.

После окончания гимназии в 1909 году не без колебаний (манила дорога артиста или литератора) становится студентом медицинского факультета Императорского университета святого Владимира, где учится почти семь лет (слайд № 6).

В 1913 году будущий врач, студент университета, Михаил Булгаков, женится на Татьяне Николаевне Лаппа (слайд № 7), дочери управляющего Саратовской казенной палатой.

Любовь Булгакова к Татьяне Николаевне полна драматическими моментами. Родители обоих были против этой женитьбы.

В 1916 году заканчивает университет, (слайд №8) получает диплом с отличием. Сохранился текст врачебной клятвы, данной Булгаковым по окончании университета.

Булгаков:

«Принимая с глубокой признательностью даруемые мне наукой права врача и постигая всю важность обязанностей, возлагаемых на меня сим званием, —даю обещание в течение всей своей жизни ничем не помрачать чести сословия, в которое ныне вступаю. Обещаю свято хранить вверяемые мне семейные тайны и не употреблять во зло оказываемого мне доверия. Обещаю не заниматься приготовлением и продажею тайных средств. Обещаю быть справедливым к своим сотоварищам-врачам и не оскорблять их личности, однако же, если бы того потребовала польза больного, говорить правду прямо и без лицемерия. Лекарь Михаил Булгаков.

Ведущий 2.

Отправляется Михаил Афанасьевич в Смоленскую губернию земским врачом. Впечатления этих лет отзовутся в окрашенных юмором, печальных и ярких картинах “Записок юного врача”, напоминающих чеховскую прозу.

Булгаков:

«Какие раны я зашивал. Какие видел гнойные плевриты и взламывал при них ребра, какие пневмонии, тифы, раки, сифилис, грыжи»



Ведущий 1.

Приведенная цитата из цикла «Записки юного врача» практически документальна.

В произведениях Булгакова врач, как правило, — смелый, преданный делу человек, готовый, несмотря на неизбежный риск, прийти на помощь больному. Порой врач выглядит всемогущим, борясь за жизнь пациента. Впечатления накапливались, откладывались в памяти.

Татьяна Николаевна вспоминала, что роженицу с патологическими родами привезли в первую же ночь. Сомнения и страх молодого доктора преобразились под пером писателя в блестящий рассказ «Крещение с поворотом»:

Булгаков:

«Действительно, движения мои были уверенны и правильны, а беспокойство свое я постарался спрятать как можно глубже и ничем его не проявлять. Эх,Додерляйна бы сейчас почитать! Как это все далеко, а решаться нужно сию минуту. Как быть? «И перед моими глазами замелькали страницы Додерляйна. Страницы, страницы…, а на них рисунки. Таз, искривленные, сдавленные младенцы с огромными головами… свисающая ручка, на ней петля. А теперь всплывает из всего прочитанного одна фраза: «Поперечное положение есть абсолютно неблагоприятное положение».

Ведущий 2.

Работа на участке изобиловала острыми ситуациями, требующими быстрой и четкой реакции. Так, в рассказе «Стальное горло» доктору впервые в жизни предстояло сделать трахеотомию. Такие операции приходится делать и сейчас и, при кажущейся простоте, они чреваты непростыми осложнениями.

В рассказе «Морфий» дана развернутая, предельно четкая картина ощущений после инъекций морфина и довольно быстро развивающегося привыкания. Герой рассказа доктор Поляков, понимая тяжесть своего состояния, не расстается с иллюзиями, что все пройдет, и не находит сил расстаться со страшным зельем. Михаил Афанасьевич сам страдал от наркотической зависимости и это был трудный период в жизни писателя. Как врач, он понимал пагубность и опасность привыкания к наркотикам, но как человек плохо с этим справлялся… Только благодаря жене и отчиму Ивану Павловичу ему удалось избавиться от пагубной привычки.

Ведущий 1.

Булгаков предельно точен в изображении болезненных состояний, но это точность художника. Его врач каждый день идет на бой, противостоит обстоятельствам и борется с невежеством пациентов, пренебрегающих врачебными рекомендациями или вовсе предпочитающих знахарей разных мастей. Как ни странно, в XXI веке возрос интерес кразного рода экстрасенсам и целителям.

Булгаков принял решение поселиться в Москве в сентябре 1921 года, одном из главных литературных центров страны (слайд № 9). Со столицей оказались неразрывно связаны вся последующая жизнь и творчество Булгакова. Так первый  московский адрес писателя – Большая Садовая, дом 10, квартира 50 – стал и первым, единственным мемориальным музеем Булгакова в Москве. Приехав в голодный и бесприютный город, писатель с женой поселился здесь, заняв комнату в огромной коммунальной квартире. Здесь по ночам, он писал свои первые московские произведения. Сам образ «скверной» коммуналки и дома долгие годы станет преследовать Михаила Афанасьевича. Теперь знаменитая «Нехорошая квартира» — музей, где можно погрузиться в среду московского периода жизни Булгакова. (Видеосюжет)

Ведущий 2.

Первые два месяца в Москве Булгаков работал секретарем литературного отдела Главполитпросвета. Затем настали тяжелые месяцы безработицы. Писатель пытался сотрудничать в частных газетах, как грибы возникавших в эпоху нэпа, но, как правило, очень быстро прогоравших. Поступил он даже в труппу бродячих актеров. На всех перекатах судьбы Булгаков оставался верен законам достоинства: (слайд № 10).

Булгаков

Цилиндр мой я с голодухи на базар снёс. Но сердце и мозг не понесу на базар, хоть издохну».

Ведущий 1.

Эти слова находим в “Записках на манжетах” – книге, которая воспринимается как писательская автобиография.

В повести “Роковые яйца” автор говорит о невежестве, которое проникает в науку. Тему науки продолжит он и в “Собачьем сердце”. Повесть эту напечатанной Булгаков не увидит, впрочем, как и большинство своих произведений.

В апреле 1924 года Булгаков разошелся с Татьяной Николаевной Лаппа. Она не имела каких-либо особых талантов или знакомств в литературно-театральных кругах, поэтому, как только Булгаков почувствовал себя писателем, он оставил ее, женившись на более интересной, с точки зрения круга литературных знакомств, Любови Евгеньевне Белозерской. (слайд № 11).

Ведущий 2.

В тридцатые годы не было поставлено ни одной пьесы Булгакова, в печати не появилось ни единой строки. Но он продолжает писать пьесы, сохраняя интерес к сатирической фантастике: “Адам и Ева” , “Иван Васильевич” . К этому времени уже все талантливые, неординарные писатели получили ярлыки. Булгаков был отнесён к самому крайнему флангу, обзывался “внутренним эмигрантом”, “пособником вражеской идеологии”. И речь теперь шла уже не просто о литературной репутации, а обо всей судьбе и жизни. Затравленный, без средств к существованию, Булгаков написал безумное по смелости письмо Советскому правительству: (слайды № 12– 13)

Булгаков:

Яобращаюсь к правительству со следующим письмом:

После того, как все мои произведения были запрещены, среди многих граждан, которым я известен как писатель, стали раздаваться голоса, подающие мне один и тот же совет:

Сочинить «коммунистическую пьесу», а кроме того, обратиться к Правительству СССР с покаянным письмом, содержащим в себе отказ от прежних моих взглядов, высказанных мною в литературных произведениях, и уверения в том, что отныне я буду работать как преданный идее коммунизма писатель-попутчик. Цель: спастись от гонений, нищеты и неизбежной гибели в финале.

Этого совета я не послушался. Навряд ли мне удалось бы предстать перед Правительством в выгодном свете, написав лживое письмо, представляющее собой неопрятный и к тому же наивный политический курбет. Попыток же сочинить коммунистическую пьесу я даже не производил, зная заведомо, что такая пьеса у меня не выйдет.

Созревшее во мне желание прекратить мои писательские мучения заставляет меня обратиться к Правительству СССР с письмом правдивым.

Произведя анализ моих альбомных вырезок, я обнаружил в прессе СССР за десять лет моей литературной работы 301 отзыв обо мне. Из них: похвальных — было 3, враждебно-ругательных — 298.

Я прошу правительство СССР приказать мне в срочном порядке покинуть пределы СССР в сопровождении моей жены Любови Евгеньевны Булгаковой.

Я обращаюсь к гуманности советской власти и прошу меня, писателя, который не может быть полезен у себя, в отечестве, великодушно отпустить на свободу.

Если же и то, что я написал, неубедительно и меня обрекут на пожизненное молчание в СССР, я прошу Советское правительство дать мне работу по специальности и командировать меня в театр на работу в качестве штатного режиссера.

Если меня не назначат режиссером, я прошусь на штатную должность статиста. Если и статистом нельзя — я прошусь на должность рабочего сцены.

Если же и это невозможно, я прошу советское Правительство поступить со мной, как оно найдет нужным, но как-нибудь поступить, потому что у меня, драматурга, написавшего 5 пьес, известного в СССР и за границей, налицо, В ДАННЫЙ МОМЕНТ, — нищета, улица, гибель.

Ведущий1



18 апреля 1930 года, на другой день после похорон покончившего с собой Маяковского Сталин позвонил Булгакову (слайд № 14).

Ободрённый звонком, Булгаков только потом понял, что взамен взятой им назад просьбы об отъезде он не получил ничего, кроме зарплаты советского служащего.

Ведущий 2.

…Алексей Толстой как-то сказал Булгакову в шутку, что писатель для достижения литературной славы должен жениться трижды. Эти слова оказались пророческими: в феврале 1929 года Булгаков познакомился с подругой Белозерской – Еленой Сергеевной Шиловской (слайд № 15), с которой у него завязался роман. В октябре 1932 года она стала третьей женой писателя.

В июле 1939 года Булгаков написал пьесу о Сталине. Первоначально пьеса называлась “Пастырь”, затем “Батум”. Известие о запрете постановки пьесы, ожидание последствий, мучительные расчеты с самим собой – все это, по-видимому, спровоцировало быстрое развитие наследственной болезни – гипертонического нефросклероза.

Ведущий1.

С середины 1939 года врачи уже считали положение Булгакова безнадежным. Несмотря на это, писатель продолжал работать над романом “Мастер и Маргарита”.
Третья жена писателя, Елена Сергеевна, послужила главным прототипом Маргариты в романе "Мастер и Маргарита".(слайд №16)

В эпилоге романа появились знаменательные слова: “Он не заслужил света, он заслужил покой”. Булгаков скончался 10 марта 1940 года в 16 часов 39 минут, как записала в своем дневнике Елена Сергеевна. Когда Булгаков умирал, трое его друзей написали письмо Сталину, умоляя его позвонить писателю (слайд №17): “Только сильное радостное потрясение… может дать надежду на спасение”. Друзья Булгакова хорошо знали, что первый звонок Сталина не принес ничего, кроме разрешения жить, но, тем не менее, они обращаются к Вождю за Чудом. Они верят, что голос Сталина может исцелить умирающего. Но Чуда не произошло…

(слайд № 18) Ведущий 2.

Похоронили Михаила Афанасьевича Булгакова на Новодевичьем кладбище.

Ведущий 1.

Характеризуя личность Булгакова, можно выделить такие качества, как независимость суждений, жизнестойкость в тяжёлых испытаниях, высокоразвитое чувство собственного достоинства, первоклассный юмор, искусство быть во всех случаях самим собой.

Ведущий 2.

Все факты биографии изложены самим писателем в его произведениях.

О том, чем наполнена была его жизнь в смоленской глуши, можно узнать из цикла рассказов “Записки юного врача”.

О киевских событиях – из романа “Белая гвардия”.

О начале новой жизни в Советской России – из повести “Записки на манжетах”

Ведущий 2.

Читайте произведения Михаила Афанасьевича Булгакова, мудрые и остроумные, трагические и заставляющие думать.

Использованная литература:

  1. Боборыкин В. Г. М. А. Булгаков. М.: Просвещение, 1991.

  2. Лакшин В. Мир Булгакова // Литературное обозрение. 1989. № 10-11.

  3. Сайт в Интернете “Булгаковская энциклопедия”. bulgakov. ru.