СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка внеклассного мероприятия профориентационной направленности по биологии.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Разнообразие и экология декоративных растений

в ботаническом саду».

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеклассного мероприятия профориентационной направленности по биологии.»

«Методическая разработка внеклассного мероприятия профориентационной направленности по биологии».


Тема экскурсии: «Разнообразие и экология декоративных растений

в ботаническом саду г. Душанбе».

Объект: ботанический сад


Цель: расширить представление обучающихся о разнообразии декоративных растений, об их приспособленности к естественной среде обитания.

Задачи:

Образовательные - познакомить учащихся с различными сортами и особенностями строения этих растений и методах селекции. Познакомить учащихся с результатами труда селекционеров, цветоводов, флористов-декораторов.

Развивающие - развить наблюдательность и кругозор учащихся о разнообразии внешних признаков растений. Продемонстрировать достижения цветоводов селекционеров. Научить определять семейства, к которому принадлежит растение по морфологическим признакам;


Воспитательные - сформировать у детей интерес к профессиям в области биологии и экологии, воспитать чувства прекрасного, бережного отношения к природе.


  1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП


Учащиеся прежде уже бывали ботаническом саду, и они знают, что здесь растет, однако экскурсия была целенаправлена на формирование интереса в области биологии, экологии и знакомству сотрудниками института. Прежде всего учитель должен сам проверить со­стояние участка, наметить маршрут. Эта экскурсия имеет большое воспитательное значение: она прививает детям уважение к тру­ду; интерес к исследовательскому делу. Учитель напоминает школьникам, чтобы они взяли тетради, карандаши, ручки, объясняет правил поведения:

  1. не шуметь;

  2. соблюдение чистоты (не мусорить);

  3. не обрывать листья и растения, так как они могут быть занесены в Красную книгу и являться малочисленными.

  4. ходить только по проложенным дорожкам;

II. ХОД ЭКСКУРСИИ

Ботанический сад Академии наук Таджикистана (Боги «Ирам») находится в северной части левобережья г. Душанбе. Ботанический сад расположен в районе Исмаила Сомони г. Душанбе и выходит западной стороной на кромки берега реки Душанбинки.

Ботанический сад – это излюбленное место горожанами для семейного отдыха, для утренних пробежек по прохладным аллеям, для занятий спорта на чистом воздухе. А еще, это хорошее место для изучения богатой флоры нашего края, сбора гербария вместе с ребенком в любое время года. Весной можно наблюдать за пробуждением природы, распусканием почек на деревьях. Осенью можно собирать красивые резные листья нескольких сортов дуба, любоваться на их могучие стволы антрацитового цвета в золоте листвы. Или собирать веточки, шишки и желуди для составления композиций или поделок, из природного материала. Зимой, в заснеженные дни можно дышать свежим воздухом среди вечнозеленых хвойных деревьев: туи, елей, сосен.

Но не только это, прежде всего, крупный научно-исследовательский центр, это своеобразное естественное хранилище генофонда растительного мира планеты. Это и лаборатория, в которой проводится селекционная работа.


Здесь каждый желающий может приобрести саженцы деревьев, семена редких цветов, декоративных кустарников.

Посещение Ботанического сада, без сомнения, будет полезным для всех.

Рассказ экскурсовода о ботаническом саде

Ботанический сад был создан в Душанбе, в середине 1933 года профессором Федченко Б.А. возглавлявшим в этот период, сектор ботаники Таджикской базы АН СССР (С 1951 года Академия наук Таджикистана) на площади 34 гектар.

Сейчас площадь сада достигает 40 га.


У входа в сад растут образцы деревьев, посаженные первыми сотрудниками Института ботаники в середине 1930-х годов. После образования Академии наук Таджикской ССР (1951 год), на территории сада в 1960-х годах для Института ботаники Академии наук Таджикской ССР были построены тепличные оранжереи. 

В ботаническом саду собраны образцы деревьев и кустарников почти со всех уголков мира, многие из которых уже вошли в Красную книгу природы. 


В Ботаническом саду вначале все растения были распределены по условным зонам сада:
- участок  дендрофлоры Европы и Сибири (3 га и 226 видов растений)
- участок дендрофлоры Восточной Азии (площадью 7 га и 837 видами растений)
- участок дендрофлоры Средиземноморья (площадью 10га и 639 вида растений)
- участок дендрофлоры Северной Америки (площадью 5,3 га и 488 видов растений)
- участок дендрофлоры Средней Азии (площадью 5,4 га). 

В настоящее время Дедрарий занимает 28 га, в том числе 25,3 га под экспозициями дендрофлор Восточной Азии, Северной Америки, Средней Азии, Средиземноморья, и участка Европы и Сибири. 

Имеются также розарий сиренгарий, опытно-производственный питомник, парники и оражерейно тепличный комплекс. На 5 ботанико-географических участках сада произрастает 1765 видов древесных пород, в том числе на участке Европы и Сибири (5,4 га) – 188 видов, Средиземноморья (4,6 га) 303 вида, Средней Азии (5,4 га) 144 вида, Северной Америки (5,3 га) 363 вида, Восточной Азии (7 га) 767 видов. Из более 500 видов хвойных пород в настоящее время в саду произрастают 141 вид, из которых около 25 оказались перспективными для озеленения городов и поселков Таджикистана.
Ботанический сад за 72 года своего существования провел обширные работы по изучению, разведению и охране растений с целью обогащения растительных ресурсов Республики. 
Интродукционное испытание прошли более 8000 видов, форм и сортов из различных флористических регионов, в том числе более 2300 видов деревьев и кустарников, более 600 сортов роз 120 сортов сирени, свыше 2700 видов тропических и субтропических растений, около 70 видов водных растений, свыше 1000 видов, форм и сортов декоративных травянистых растений.

Центральный вход в сад организован с востока. Аллея выходит на стеклянную оранжерею, откуда берут начало аллеи и дорожки ботанического сада. Стеклянная (конусообразная) оранжерея располагается в конце центральной аллеи сада.

На территории сада, расположен институт ботаники, физиологии и генетики растений, гербарий института ботаники, действует центр инновационной биологии и медицины. В рамках института действует несколько научных лабораторий: 
- фотосинтеза и продуктивности растений, 
- молекулярной биологии и биотехнологии, 
- генетики растений,
- биомедицины.

Основными направлениями научных исследований института являются: изучение систематического состава флоры высших и низших растений, ботаническое ресурсоведение, геоботанические исследования, картирование растительности Таджикистана, разработка теоретических основ и методов использования достижений физиологии и биохимии растений, генетики и молекулярной биологии для повышения эффективности фотосинтеза, создания высокоурожайных, устойчивых к действию неблагоприятных факторов сортов сельскохозяйственных культур и совершенствование технологий их возделывания, применение биотехнологических приемов в растениеводстве, экологическая физиология и биохимия растений.

В состав института входят:

отдел флоры и систематики растений, лаборатория экологии и растительных ресурсов, лаборатория фотосинтеза и продуктивности растений, лаборатория молекулярной биологии и биотехнологии, лаборатория биохимии фотосинтеза, лаборатория генетики растений, Гербарный фонд. Институт имеет экспериментальный участок и три станции: Гиссарская экспериментальная станция, Высокогорная биологическая станция «Сиёкух» (2300 м над ур. м.); Варзобская горно-ботаническая станция «Кондара» (1200-2600 м над ур.м.).

Встреча сотрудниками института.

В результате огромного труда ботаников-флористов на сегодняшнее время на территории Таджикистана выявлено около 120 семейств, 994 рода и 4513 видов, описано более 200 новых для науки видов и зафиксировано более 600 эндемичных видов, которые произрастают только на территории Таджикистана. Большой вклад в составление 10-томной «Флоры Таджикской ССР», ныне входящей в золотой фонд мировой литературы по биоразнообразию растений, внесли П.Н.Овчинников, В.И.Запрягаева, М.Р.Расулова, А.П.Чукавина, Г.К. Кинзикаева, Т.Ф.Кочкарева, С.Ю.Юнусов, Л.Н.Абдусалямова, С.Б.Астанова и многие другие.

В результате критической инвентаризации флоры Таджикистана в настоящее время выявлено около 300 видов, нуждающихся в экстренной охране, которые должны быть включены во второе издание Красной книги Таджикистана.

Наряду с изучением флоры высших растений большое внимание уделялось и флоре споровых растений Таджикистана. Начало альгологических исследований в Таджикистане связано с именем крупнейшего гидробиолога И.А.Киселева (1951), описавшего ряд новых видов водорослей из горных водоемов республики. Его работы нашли своё продолжение в монографиях ряда таджикских исследователей (Мельникова, 1975; Бут, 1975; Базова, 1978; Хисориев, 1993).

С середины 90-х годов берёт свое начало новое направление ботанических исследований: инвентаризация и эколого-флористическое изучение водорослей естественных и искусственных водоёмов Таджикистана. Проведена полная инвентаризация эвгленофитовых водорослей Центральной Азии. В результате многолетних исследований на территории Таджикистана выявлено более 2500 видов пресноводных, почвенных и скальных водорослей, 2000 видов микро- и миксомицетов, более 300 видов лишайников и свыше 400 видов лиственных и печёночных мхов.

Наиболее важными достижениями исследований по низшим растениям, имеющим практическое значение, являются работы по изучению водорослей и их роли в очистке сточных вод, в развитии кормовой базы рыбных хозяйств, по использованию мхов, лишайников, водорослей и грибов в мониторинге антропогенного загрязнения и биоиндикации окружающей среды.

Исследованиями ботаников установлено более 800 видов растений, содержащих биологически-активные вещества. Установлены районы целесообразных заготовок лекарственных растений и разработаны мероприятия по их охране. Изучены биологические особенности унгернии Виктора, эфедры хвощевой, тысячелистника обыкновенного, девясила высокого и эфирномасличных роз.

В лаборатории молекулярной биологии и биотехнологии экспериментально доказано существование мембраносвязанной формы Рубиско у высших растений.

Совместно с Институтом садоводства и овощеводства Таджикской академии сельскохозяйственных наук и Таджикским аграрным университетом внедрена в производство система безвирусного семеноводства картофеля. Результаты этих работ внедрены в ряде картофелеводческих хозяйств Таджикистана.

В лаборатории биохимии фотосинтеза показано, что в хлоропластах С3- растений функционируют ферменты, ответственные за синтез и метаболизм С4-дикарбоновых кислот. Сформулированы новые представления о возможности и необходимости функционирования элементов С4- метаболизма углерода в хлоропластах С3-растений.

В лаборатории фотосинтеза и продуктивности растений показано, что в генетической детерминации признаков «количество листьев на растении», «общая листовая поверхность растения» основную роль играют эффекты сверхдоминирования, а для признака «площадь листа» - неполного доминирования. Сотрудниками лаборатории совместно с селекционером Ш.Т. Бурнашевым выведены новые перспективные сорта средневолокнистого хлопчатника Рохаты, Гулистон, Гулистон – 2, Равшан, Сомони  и  Шавкат – 80. Сорта Гулистон и Гулистон-2 высевались по республике на площади более 10 тыс. га.

В последние годы проводится молекулярный геномный анализ аборигенных пшениц и четырёх видов эгилопса Таджикистана. Установлены внутривидовое морфологическое разнообразие и изменчивость отдельных компонентов глиадиновых белков в зависимости от эколого-климатических факторов мест произрастания изученных видов. Собрана и каталогизирована коллекция видов рода Эгилопс, произрастающих в различных эколого-климатических зонах Таджикистана

Используя коллекцию мутантов Arabidopsis thaliana, разработаны и созданы множественно маркированные линии с различными сигнальными генами и «тест-системы» для оценки действия экстремальных факторов и антропогенных воздействий на генофонд растительных популяций и для анализа механизмов адаптации растений. На полученных фотосинтетических мутантных формах арабидопсиса изучены закономерности генотипической изменчивости ряда признаков фотосинтетического аппарата для выяснения механизмов генетического контроля процесса фотосинтеза с возможностью управления продуктивностью и урожайностью растений на физиолого-генетической основе. В перспективе будет изучено влияние эндогенных и экзогенных факторов на экспрессивность и пенетрантность генов, детерминирующих признаки фотосинтетического аппарата. Будут выделены ценные мутантные линии, превосходящие норму по росту, развитию и продуктивности растений арабидопсиса.

В институте собран и создан уникальный в Центральной Азии гербарный фонд, содержащий богатейшую в регионе коллекцию растений из более чем 200 000 гербарных образцов сосудистых растений, 28 000 листов мохообразных, 15 000 образцов лишайников, более 15 000 альгологических образцов и препаратов, собранных на территории горной системы Памиро-Алая учёными начиная с 1876 по 2010 гг.

В ближайшие годы получат дальнейшее развитие экологические, флористические и растениеводческие исследования, направленные на решение задач, вытекающих из подписанных Республикой Таджикистан международных конвенций по борьбе с опустыниванием, устойчивому развитию горных территорий и сохранению биологического разнообразия, Государственной экологической программы Республики Таджикистан до 2015 г., а также Программы инновационного развития Республики Таджикистан на 2011-2020 годы.

За последние годы Ботанический сад очень сильно похорошел, ожил новыми цветными красками, скульптурными композициями животных, красивыми постройками и открытыми резными беседками.

Особую прелесть парку, весной и до поздней осени, придают два небольших водоема с цветущими кувшинками, плавающими в нем головастиками и мальками, и квакающими лягушатами. Разглядывая поверхность водоема, и наблюдая за его обитателями, сразу вспоминаются добрые сказки о Дюймовочке, Лягушке - путешественнице, о Царевне-лягушке. А какое удовольствие доставляет наблюдение за невесомыми стрекозами, зависающими в воздухе, парящими над поверхностью воды, переливаясь на солнце своими прозрачными крылышками!

Сад удивителен еще и тем, что на одной поляне, можно увидеть виды растений, происходящие из различных уголков Земного шара, мирно соседствующие под чутким надзором сотрудников сада: пальмы и магнолии, плантации сирени и акации, густые секвойи и широколапые ели.

Сад посещают тысячи душанбинцев. Он встречает их цветущим ковром трав естественной флоры, необычайной красотой, напоенных ароматом цветов воздухом и тишиной, нарушаемой только пением птиц и тихим шепотом растений.
Центральный ботанический сад пережил трудное время - конец восьмидесятых начало девяностых годов- спад экономики, политический кризис, гражданская война. В результате произошел массовый отток квалифицированных специалистов, были сокращены научные исследования, вымерзли почти вся коллекция тропических растений, сильно сократился видовой состав дендропарка. 
Все это осталось в прошлом. Происходящие в Таджикистане в последние годы позитивные изменения, создают условия для того чтобы сделать Ботанический сад соответствующим стандартам.
В 2007 году с северной стороны оранжереи начал создаваться этнографический заповедник народного зодчества (под открытым небом). Здесь были построены традиционные дома жителей различных уголков Таджикистана и производственные постройки (алоухона, мехмонхона, бани, маслодельни, мельницы и т. п.). 
Накануне 20-летнего юбилея независимости республики Таджикистан (2010 - 2011 г.г.), согласно нового проекта на территорию сада были завезены и возведены новые деревянные декоративные айваны (беседки) инкрустированные восточным орнаментом. 
Возле десятка айванов были установлены скульптуры животных и скамьи для посетителей. Вдоль одной из центральных аллей сада были установлены различные спортивные тренажеры, которые стали любимым местом оздоровления жителей столицы Таджикистана. 

III. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСКУРСИИ И НАПИСАНИЕ ОТЧЕТА

Учитель, беседуя со школьниками, подводит итоги экскурсии. В основе беседы могут быть следующие вопросы:

  1. На сегодняшнее время на территории Таджикистана выявлено сколько семейств, рода и видов растений?

  2. Описано несколько новых для науки видов и зафиксировано несколько эндемичных видов, которые произрастают только на территории Таджикистана.

  3. С какими расте­ниями вы познакомились?

  4. Результаты каких работ внедрены в ряде картофелеводческих хозяйств Таджикистана?

  5. Перечислить что входит в состав института.

  6. Что было доказано в лаборатории молекулярной биологии и биотехнологии?

  7. Какие виды растений можно увидеть растущими на одной поляне?

  8. Какую работу проводит лаборатория биохимии фотосинтеза?

  9. Назовите профессии, которые имеют пря­мое отношение к труду.

Дома, учащиеся пишут отчет по предложен­ным вопросам.







литература

  1. Чистякова С.Н. Проблема самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения // Пе­дагогика. — 2005. — №1.

  2. Биология в школе. Внеклассная работа. О профессиональном самоопределении учащихся. Автор Н.Г.Ионина, Н.Н Войткевич.

  3. Н.В. Малиновская. Материалы курса «Профессиональная ориентация школьников при обучении биологии в общеобразовательной школе»: курс на 72 часа. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2015. – 92 с

  4. Инновационный центр профессиональной ориентации и дополнительного образования. Отделение профессиональной ориентации: Кем стать?:::Новые профессии www.agtu.ru, 163002, г. Архангельск, ул. Наб. Северной Двины, дом 17, корп.1, каб. 1434а, тел.: (8182)21-61-31

  5. © 2011 - 2016 Учебно-методический кабинет. Материалы сайта могут содержать информацию 6+

  6. Мадорский Л. Р., Зак А. З. Глазами подростков Резапкина Г. В. Секреты выбора профессии. Чернявская А. П. Психологическое консультирование Еременко Н. И. Предпрофильная подготовка школьников Агеева И. Д. 5000 загадок для детей

  7. http://www.anrt.tj/index.php/ru/instituty-issledovaniya/otdelenie-...

  8. http://www.bookol.ru/poeziya/poeziya_prochee/14394/str7.htm

  9. http://www.tajikmama.tj/recreation/travel/59-botanic-garden