Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 11
города Невинномысска Ставропольского края
Методическая разработка внеклассного мероприятия
«Математическая дружба»
Проскурякова Василиса Владимировна
учитель математики
Актуальность данного мероприятия:
развивает интерес к предмету математики;
позволяет формировать научное мировоззрение;
учит применять полученные знания в жизненных ситуациях.
Тип занятия: внеклассное мероприятие по математике для учащихся 5 – 6 классов.
Ориентировочное время проведения: март
Цели мероприятия: повторить в игровой форме материал, изученный в первом полугодии 5 класса; познакомить с практико-ориентированными задачами; с олимпиадными задачами; закрепить практические и вычислительные навыки.
Универсальные учебные действия:
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение; установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные: умение работать в парах и группах.
Оборудование для мероприятия:
Мультимедийный проектор; экран;
Компьютер с программой просмотра презентаций;
Разноцветные геометрические фигуры, линейки;
Доска, мел.
Описание мероприятия:
В игре принимают участие две команды по пять человек. Команды выбирают себе капитана. Он контролирует действие каждого игрока и имеет права исправить ответ. Оставшиеся ученики разбиваются на два лагеря болельщиков. Их правильные ответы в конкурсах для болельщиков могут принести командам по 1 баллу. Учителю помогают два ученика. Один из них читает стихи, второй ведет запись результатов на доске
Правила игры:
На каждом этапе игры команда представляет по одному игроку. Ели игрок правильно ответил, то команде начисляется 3 балла, если он допустил ошибку, ее может исправить капитан, но тогда команде засчитывается 2 балла.
Ход мероприятия:
Ученик 1:
Почему торжественно вокруг?
Слышите, как быстро смолкла речь?
Это о царице всех наук
Поведем сегодня с вами речь.
Не случайно ей такой почет,
Это ей дано давать советы,
Как хороший выполнить расчет
Для постройки здания, ракеты.
Ученик 2: Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит.
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Ты нам, математика, даешь
Для победы трудностей закалку.
Учится с тобою молодежь
Развивать и волю, и смекалку.
И за то, что в творческом труде
Выручаешь в трудные моменты,
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов.
Учитель: Математику называют царицей наук! Сегодня мы с вами побываем в некоторой сказке. Жили-были цифры, геометрические фигуры и арифметические знаки. Была у них одна беда - все ругались между собой и спорили, кто важнее. Поэтому не могли дружить друг с другом, ходить в гости и не знали, как построить себе дома. Они не понимали, что друг без друга им будет трудно.
Ребята давайте докажем нашим героям , что они друг без друга не могут существовать.
Начинаем нашу игру. (Слайд №2, 3) Приглашается первая пара игроков.
Задание 1.
В записи 1 * 2 * 3 * 4 * 5 = 100 замените каждую из звездочек знаками арифметических действий и расставьте скобки так, чтобы получилось верное равенство.
Ответ: 1*(2 + 3)*4*5= 100
Приглашается вторая пара игроков.
Расставьте знаки сложения и вычитания между цифрами 1 2 3 4 5 6 7 8 9 так, чтобы в результате получилось число 100.
Ответ: 123-4-5-6-7 + 8-9= 100.
Задание 2.
Каждая команда получает набор разных геометрических фигур и линейки. Цель: правильно измерить и вычислить периметр каждой.
Конкурс болельщиков: сосчитать все треугольники на рисунке. (Слайд №4) (Ответ: 35)
Задание 3. (Слайд №5)
Решение задач на логику. Команды получают карточки с заданием задание
Ребята пилят дрова на метровые куски. Отпиливание одного такого куска занимает одну минуту. За сколько минут они распилят бревно длиной в пять метров? (за 4 минуты)
Двое крестьян поделили между собой 7 рублей, причем один получил на 3рубля больше другого. Сколько денег досталось каждому из них? (2 рубля и 5рублей).
3.Сколько лет твоему сыну?» - спросил один человек у своего приятеля. Приятель ответил: « Если к возрасту моего прибавить столько же, да еще половину, то будет 10 лет». Сколько лет сыну? (4 года)
4. Ручка дороже тетради, а карандаш дешевле ручки. Что дороже — карандаш или тетрадь? (нельзя ответить на этот вопрос)
5. Выписаны все числа от 1 до 99. Сколько раз написана цифра 5? (20)
Задание 4 . (Слайд №6)
Решение «Жизненных задач»
Ученик 1: Мальчик жаловался, горько плача:
- В пять вопросов трудная задача!
Мама, я решить ее не в силах,
У меня и руки все в чернилах,
И в тетради места больше нету,
И число не сходится с ответом!
Ученик 2: - Не печалься! – мама отвечала, -
Отдохни и все начни сначала! –
Жизнь поступит с мальчиком иначе:
В тысячу вопросов даст задачу.
Пусть хоть кровью сердце обольется, -
Все равно решать ее придется.
Задача №1
Больному прописано лекарство, которое нужно пить по 0,5 г 3 раза в день в течение 21 дня. В одной упаковке 10 таблеток лекарства по 0,5 г. Какого наименьшего количества упаковок хватит на весь курс лечения? (7)
Задача №2
Для ремонта квартиры требуется 63 рулона обоев. Сколько пачек обойного клея нужно купить, если одна пачка клея рассчитана на 6 рулонов? (11)
Задача №3
Теплоход рассчитан на 750 пассажиров и 25 членов команды. Каждая спасательная шлюпка может вместить 70 человек. Какое наименьшее число шлюпок должно быть на теплоходе, чтобы в случае необходимости в них можно было разместить всех пассажиров и всех членов команды? (12)
Задача №4
На счету Машиного мобильного телефона было 53 рубля, а после разговора с Леной осталось 8 рублей. Сколько минут длился разговор с Леной, если одна минута разговора стоит 2 рубля 50 копеек? (18)
Учитель: впереди нас ждут вычисления. (Слайд №24)
Задание 5(Слайд №7)
Что больше всего любят решать ученики? Примеры! (примеры решаются на доске)
(3102 – 102 · 4 + 6) : 15
(5107 - 107 · 6 + 35) : 25
Конкурс для болельщиков: (Слайд №8)
Учитель: В бой вступает следующая пара игроков. Их задача – решить уравнение. (Слайд №9)
Задание 6
Решить уравнение:
8х- 4х+12 = 86
5х+2х-21 = 63
Пока ребята решают, мы с болельщиками тоже не будем скучать
(Слайд №10)
Ученик 1: Когда-то многие считали,
Что нуль не значит ничего,
И, как ни странно полагали,
Что он совсем не есть число.
Но на оси средь прочих чисел
Он все же место получил,
И все действительные числа
На два разряда разделил.
Нуль ни в один из них не входит
(он сам составил чисел класс),
Всё ж об его особых свойствах
Мы поведем сейчас рассказ.
Ученик 2: Коль нуль к числу ты прибавляешь
Иль отнимаешь от него,
В ответе тотчас получаешь
Опять то самое число.
Попав как множитель средь чисел,
Он мигом сводит все на нет.
И потому в произведенье
Один за всех несет ответ.
А относительно деленья
Нам твердо помнить нужно то,
Что уж давно в научном мире
На нуль делить запрещено.
Подведение итогов.
Учитель: Мы с вами очень хорошо сыграли! У нас есть команда победитель! О чем это говорит , что цифры, фигуры и знаки арифметических действий подружились .
Ученик: И пошло вдруг всё на лад!
Был построен новый град.
Дружили все, забыв разлад!
Учитель: но я хочу предложить всем сегодняшним участником объединиться и решить еще одну задачку. (Слайд №11) На экране вы видите особый треугольник. В него можно вписать круг и его можно вписать в круг. Такой треугольник называется равносторонним или правильным. У меня в руках разные четырехугольники, давайте их назовем. (Квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция)
- А в какие из них можно вписать круг?
- А какие фигуры сами впишутся в круг?
- А, значит, какую фигуру мы можем назвать правильным четырехугольником?
Ребята, мы выполнили свою главную цель: подружили цифры , геометрические фигуры и арифметические знаки. И теперь они живут все в одном домике. (Слайд №12)
Подведение всей игры.
Ученик 1: Когда мы были малышами
И не могли считать мы сами,
Нам мамы в этом помогали,
А мы на пальчиках считали.
Как трудно было нам считать:
Один плюс два, а будет пять.
Нет три, а вовсе и не пять!
Учусь на палочках считать.
Ученик 2: Когда же в школу я пошла,
Считать я лучше начала:
Сложить, умножить, разделить,
Со счета вам меня не сбить.
Задачи, уравнения
Теперь мне по плечу.
Уйдите прочь сомнения,
Еще решать хочу!
ПОЗДРАВЛЕНИЯ
Литература
1.Игнатьев Е. И. В царстве смекалки, или Арифметика для всех. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Трансзиткнига», 2004;
2.Игнатьев Е. И. Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы. – М., Омега, 1994;
3.Фарков А. В. Внеклассная работа по математике. 5-11 классы. – М.: Айрис-пресс, 2007.
Интернет ресурсы:
Сайт решу ЕГЭ.
9