Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Первомайская средняя общеобразовательная школа» Первомайского района Тамбовской области в селе Хоб-Богоявленское
Методическая разработка внеклассного занятия
по правилам дорожного движения
в начальных классах
«Мы – пешеходы»
Автор: Честных Наталья Викторовна учитель начальных классов I квалификационной категории
Аннотация к методической разработке:
Данная разработка представляет собой методический материал для проведения внеклассной и внеурочной работы по закреплению и уточнению знаний детей о правилах дорожного движения.
Предназначена в помощь учителям начальных классов, педагогам-организаторам общеобразовательных школ.
Данная методическая разработка основана на практическом опыте работы учителя начальных классов.
Цель:
формирование у обучающихся устойчивых знаний и навыков безопасного поведения на дорогах и улицах с помощью изучения Правил дорожного движения;
практическая отработка во внеурочной деятельности Правил дорожного движения;
создание условий для формирования у школьников навыков соблюдения ПДД, сохранения жизни и здоровья детей;
довести до сознания детей возможные последствия невнимательности и безответственного поведения на дорогах.
Задачи:
Образовательные:
повышение ответственности детей за свое поведение на дорогах;
активизация интереса к предмету через игровую деятельность;
формирование умений применять полученные знания в нестандартной ситуации;
закрепление правил дорожного движения;
формирование умений коллективной работы.
Воспитательные:
воспитать способность следовать нормам поведения;
воспитать уважительное отношение к предмету;
воспитание отрицательного отношения к нарушителям норм поведения и Правил дорожного движения;
Развивающие:
развитие воображения и творческих способностей;
развитие речи, мышления, памяти, скорости реакции, познавательной активности;
развитие навыков определения опасных дорожных зон и ситуаций;
развитие умственной деятельности, способности наблюдать, делать выводы, проверять результаты.
Внеклассное занятие
по правилам дорожного движения
в начальных классах «Мы – пешеходы»
Мероприятие проводится в актовом зале. Зал украшен рисунками по ПДД, плакатами, дорожными знаками, аудиоматериалы, воздушные шары, призы.
Ход мероприятия:
Учитель: Приветствую вас, дорогие ребята! Я вижу, что все уже собрались. Можно начинать. Сегодня мы совершим необычную экскурсию по улицам одного красивого городка. К нам пришли гости. Они мои очень давние друзья. Хотите узнать, кто же это? Тогда отгадайте загадки:
Вот трёхглазый молодец.
До чего же он хитрец!
Кто откуда ни поедет,
Подмигнёт и тем, и этим.
Знает, как уладить спор,
Разноцветный…(светофор)
Светофор: Здравствуйте, ребята! Как хорошо, что вы меня узнали.
(Читает стихотворение А. Северного).
Чтобы тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горим и день, и ночь-
Зеленый, желтый, красный.
Самый строгий красный свет,
Если он горит,
Стоп! Дороги дальше нет,
Путь для всех закрыт.
Чтобы спокойно перешел ты,
Слушай наш совет:
Жди! Увидишь скоро желтый,
В середине свет.
А за ним зеленый свет,
Вспыхнет впереди.
Скажет он: “Препятствий нет,
Смело в путь иди!”
- Ребята, расскажите мне ещё о светофоре?
Ученик:
Три разноцветных круга
Мигают друг за другом.
Светятся, моргают –
Людям помогают.
Ученик держит шарик красного цвета.
Зорко смотрит постовой
За широкой мостовой.
Как посмотрит глазом красным –
Остановятся все сразу
Ученик поднимает шарик жёлтого цвета
И на жёлтый не ходи,
А спокойно стой и жди.
Маму за руку - и ждём мы.
Вместе с нами весь народ
Терпеливо ждёт зелёный,
Чтобы двинуться вперёд.
Ученик поднимает зеленый шарик
Вот - зелёный вспыхнул! Скоро!
Подмигнул: - Нельзя стоять!
Скоро цвет у светофора
Красным сменится опять.
Ученик
Шум движенья, гул моторов.
Сразу можно растеряться,
Коль в сигналах светофора
Не умеешь разбираться.
Светофор: Вы такие молодцы, так много знаете о светофоре.
А знаете, что самым первым светофором в России был трехцветный круг со стрелкой. Регулировщик вращал стрелку, попадая на нужный цвет, и машины или ехали или останавливались. Но это было очень неудобно, и такой светофор проработал недолго.
На его смену пришли новые современные светофоры.
А теперь давайте поиграем в игру, которая называется «Светофорчик».
Я показываю шарик, а вы выполняете следующие действия:
- красный – молчать;
- желтый – хлопать;
- зеленый – топать.
Учитель: А теперь ещё один гость. Угадайте, кто же он.
Командуя жезлом, он всех направляет,
И всем перекрёстком один управляет.
Он словно волшебник, машин дрессировщик,
А имя ему — … (Регулировщик)
Регулировщик: Да, я – регулировщик. Всюду помогаю светофору, где очень сильное движение машин. Обычно стою на перекрестке. У меня на груди знак, а в руках я держу волшебную палочку. Кто-то знает, как она называется?
Учащиеся: Это жезл.
Регулировщик: Правильно. Молодцы!
Учитель: Ребята, сегодня к нам прибыл необычный гость из сказочного Цветочного города, сейчас он появится (входит Незнайка). Вы узнаете нашего гостя? Кто это?
Дети: Незнайка.
Учитель: Но Незнайка чем-то огорчен. Скажи, Незнайка, что с тобой случилось?
Незнайка:
Попав в большой и шумный город,
Я растерялся. я пропал ...
Не зная знаков светофора,
Чуть под машину не попал!
Кругом машины и трамваи,
То вдруг автобус на пути.
Признаться честно, я не знаю,
Где мне дорогу перейти.
Ребята, вы мне помогите
И. если можно, расскажите,
Дорогу как переходить,
Чтоб под трамвай не угодить!
Учитель: Поможем Незнайке?
Дети: Да!
Учитель: Сейчас наши ребята тебе расскажут, как нужно вести себя на улице города.
Ученик: Движеньем полон город:
Бегут машины в ряд,
Цветные светофоры
И день, и ночь горят.
Шагая осторожно,
За улицей следи
И только там, где можно,
Её переходи!
Ученик: И там, где днём трамваи
Спешат со всех сторон,
Нельзя ходить зевая!
Нельзя считать ворон!
Шагая осторожно,
За улицей следи
И только там, где можно.
Её переходи!
Ученик: А ты знаешь Незнайка, как нужно переходить дорогу?
Незнайка: Да, знаю! Конечно, знаю! Надо перебежать! Пока не видит милиционер!
Учитель: Ребята, скажите, он правильно думает?
Ученики: (хором) Нет, конечно!
Учитель: А давайте научим Незнайку, как надо переходить улицу!
Ученик: Пешеход, пешеход!
Помни ты про переход!
Подземный, наземный,
Похожий на зебру.
Знай, что только переход
От машин тебя спасёт!
Ученик: Правил дорожных на свете не мало.
Все бы их выучить нам не мешало,
Но основное из правил движения
Знать, как таблицу,
Должны умноженья.
Незнайка: Спасибо большое вам, ребята! Я понял, что нужно знать правила дорожного движения. Я так рад, что встретил вас. Теперь я выучу правила дорожного движения, обещаю!
Светофор: Мы тебе верим, Незнайка. Оставайся с нами. Мы с ребятами будем отгадывать загадки.
(На картоне изображены знаки дорожного движения)
I. «Дети»
Эй, водитель осторожно!
Ехать быстро невозможно.
Знают люди все на свете-
В этом месте ходят дети!
Ответы детей.
II. «Велосипедное движение запрещено»
Красный круг, а в нем мой друг,
Быстрый друг - велосипед.
Знак гласит: здесь и вокруг
На велосипеде проезда нет.
Ответы детей.
III. «Подземный переход»
Никогда не подведет
Нас подземный переход:
Дорога пешеходная
В нем всегда свободная.
IY. «Железнодорожный переезд со шлагбаумом».
Вот так знак! Глазам не верю.
Для чего здесь батарея?
Помогает ли движенью паровое отопление?
Вот знак «паровое отопление».
Что? Не так он называется?
А как?
Ответы детей.
Учитель: Молодцы, ребята!
Незнайка: А у меня еще несколько вопросов. Помогите мне!
Как надо идти по тротуару?
Ученик: И проспекты, и бульвары –
Всюду улицы шумны,
Проходи по тротуару
Только с правой стороны!
Тут шалить, мешать народу
Запрещается!
Быть примерным пешеходом
Разрешается!
Незнайка: Как нужно переходить улицу?
Ученик: Если ты гуляешь просто,
Все равно вперед гляди,
Через шумный перекресток
Осторожно проходи.
Переход при красном свете
Запрещается!
При зеленом даже детям
Разрешается!
Незнайка: А как надо вести себя в транспорте?
Дети: Вести себя культурно, тихо. Уступать место старшим.
Ученик: Если входишь ты в автобус
И вокруг тебя народ,
Не толкаясь, не зевая,
Проходи скорей вперед.
Ехать «зайцем», всем известно
Запрещается!
Уступать старушке место
Разрешается!
Светофор: Спасибо, ребята! Молодцы! Теперь мне спокойно за вашу безопасность. Всегда соблюдайте правила дорожного движения! Будьте здоровы и бдительны! До новых встреч!


Анализ эффективности разработки.
В процессе проведения этого урока расширяются представления детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения, формируются навыки спокойного, уверенного ,культурного и безопасного поведения в дорожной –транспортной среде.
В начале мероприятия дисциплина была удовлетворительной. Дети интересовались, какое мероприятие им сегодня предстоит. Парты в классе были расставлены так, чтобы учащимся было удобно. Учащиеся были активны, так как вопросы вызвали интерес и дискуссию. Данное занятие соответствует основным направлениям воспитательной работы школы, уровню развития классного коллектива, возрастным особенностям учащихся.
Мероприятие прошло хорошо, так как мне в начале урока удалось наладить хороший контакт с классом. Общение было свободным и непринужденным.
Идейная и воспитательная ценность – расширить кругозор детей, способствовать развитию логического мышления, умение применять полученные знания на данном уроке в практической деятельности. Ведь, зная основные правила по дорожному движению и умение их применять на практике, можно предотвратить аварийные ситуации на дорогах, в том числе, которые происходят с участием детей. При подготовке занятия были учтены возрастные особенности учащихся. Вопросы не являются сложными, но требуют логических рассуждений и основных знаний по ПДД. Мероприятие призвано развивать у учащихся самостоятельность суждений, иметь своё мнение на каждую проблему, без посторонней помощи искать выход из затруднительных ситуаций. Чтобы заинтересовать учащихся данной темой, мною был использован материал из энциклопедий, был использован исторический материал, также использовался наглядный материал (карточки, дорожные знаки). В ходе мероприятия было видно, что учащимся было интересно
Работа в целом прошла содержательно, интересно и организованно. Я считаю, что цель, на достижение которой было направлено данное мероприятие, достигнута.
На мой взгляд, в школе как можно чаще надо проводить мероприятия по данной теме.
Список дополнительных источников информации
Лапшин В.И. Правила дорожного движения РФ. М. «Транспорт» 1999.
Из истории уличного движения. Техника молодежи, №4. 1977.
Правила дорожного движения РФ, - М., ООО «Атберг 98», 2006.
Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф. «Школьникам о правилах дорожного движения». М. «Просвещение», 2000.
Ресурсы интернета
https://infourok.ru/
http://nsportal.ru/
http://www.proshkolu.ru/
https://klub-drug.ru/shkolniki/zagadki-pdd.html
https://klub-drug.ru/doshkolniki/zagadki-pdd.html