Воспитание положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста с ЗПР со сверстниками средствами игровой деятельности.
Актуальность проблемы.
На современном этапе развития общества проблема воспитания взаимоотношений детей со сверстниками составляет важнейшую задачу дошкольной педагогики и психологии. От наличия у ребенка отношений к окружающим людям, базирующихся на равенстве прав и обязанностей, сочувствии и сорадовании, зависит не только благополучие, но и выживание нашего общества.
Отсутствие умения сотрудничать со сверстниками, преобладание эгоистических мотивов, мотивов соперничества в совместной деятельности ведет к возникновению конфликтных отношений, психологических травм.
Потеря нравственных ориентиров в отношениях между людьми порождает также кризис семьи – одного из главных инструментов воспитания подрастающего поколения.
Практика работы с детьми и родителями показывает, что человеческие взаимоотношения все чаще носят деловой характер, многие люди живут только личными интересами, заботятся только о собственном благополучии, дети начинают копировать их поведение, «достойное подражания».
Современные психолого-педагогические исследования в качестве основного средства развития положительных взаимоотношений детей со сверстниками выделяют совместную деятельность, прежде всего игровую. Именно в игре – ведущем идее деятельности в дошкольном возрасте – дети по собственной инициативе вступают в общение между собой, самостоятельно строят взаимоотношения, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения.
Однако, зачастую, практика работы с детьми показывает, что современные дошкольники не умеют играть, испытывают трудности в налаживании конструктивного взаимодействия, не могут без помощи взрослого найти выход из проблемной ситуации, преодолеть отрицательное эмоциональное состояние.
Сформированные навыки положительного общения и взаимодействия имеют важнейшее значение для формирования психологической готовности ребенка к школе, где ребенку необходимо ощущать себя субъектом коллектива, уметь наладить в нем новые отношения со сверстниками, уметь, сотрудничая, решать поставленные задачи.
Перечисленные утверждения обосновывают необходимость углубленного рассмотрения проблемы воспитания социальных норм взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в игровой деятельности.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
Понятия «отношение», «взаимоотношения».
Категория «отношение» рассматривается в трудах различных ученых: философов, математиков, социологов, лингвистов и, конечно, в психолого-педагогических исследованиях.
Однако, несмотря на кажущуюся очевидность, четкого определения этого понятия не дается. В психологии «отношение» рассматривается во-первых, как «связь, зависимость», а значит – как взаимоотношение, общение (т.е. отношение С…) и, во-вторых, как «мнение, оценка» и, значит, как социальная установка, ценностная ориентация (т.е. отношение К…).
Конкретизация данного понятийного смысла в ведущих психолого-педагогических исследованиях позволяет нам вникнуть в суть проблемы.
По мнению В.Н. Мясищева под отношением понимается целостная система, определяющая характер переживаний личности, особенности ее восприятия другого человека, поведения, т.е. система внутреннего отношения к миру.
Для С.Л. Рубинштейна отношение – это прежде всего «родовое свойство человека, которое раскрывается через отношение одного человека к другому» (1).
Большой вклад в конкретизацию понятия «отношение» внесла
Л.И. Божович, подчеркивая, что «только через изучение отношений самого ребенка к действительности и, в первую очередь, к общественной действительности лежит путь к изучению его личности»
По словам А.А. Леонтьева, область проявления и формирования отношений ребенка с миром – это область общения и взаимодействия.
Кроме того, как пишет А.Н. Леонтьев, «первоначально отношения к миру вещей и к окружающим людям слиты для ребенка между собой, но дальше происходит их раздвоение, и они образуют разные, хотя и взаимосвязанные линии развития, переходящие друг в друга».
Проблема становления отношений ребенка ставится и изучается в исследованиях специалистов по детской психологии: А.В. Запорожца и Я.3. Неверович (15), Т.А. Репиной (17) и других.
Изучая спектр взаимоотношений в психологии детства, авторы подчеркивают, что для ребенка его отношения к окружающей действительности, к людям и к самому себе в высшей степени пронизаны эмоциями; субъективными пристрастными оценками и личностными смыслами.
Только отношения, в которых окружающая среда, общество взрослых и сверстников, являются для ребенка личными ценностями, побуждают его к сотрудничеству и взаимодействию.
Большой вклад в изучение взаимоотношений, обеспечивающих согласованность действий индивидов, коррекцию и контроль за выполнением правил, соучаствование в успехах и неудачах внесли Е.И. Щербакова, В.В. Абраменкова.
Психологическую основу гуманных отношений, по словам В.В. Абраменковой, составляет готовность человека чувствовать, переживать и действовать так, как чувствуют, переживают и действуют другие люди (2).
Как подчеркивает Е.И. Щербакова, социальные механизмы взаимоотношений предполагают равенство прав и обязанностей между ее членами, оказания содействия и поддержки, необходима также требовательность к самому себе, равно как к другим членам группы.
Доказано, что социальные механизмы взаимоотношений ребенка с окружающими людьми формируются очень рано (В.Т. Нечаева, Т.А. Маркова, Р.И. Жуковская, Л.А. Пеньевская – (16); Р.С. Буре; С.А. Козлова, 1972). Ребенок учится уважать и ценить личность другого человека, признавать его равенство, сочувствовать и сорадоваться другим людям, проявлять стремление в оказании помощи и защиты. И чем раньше начать формировать такие качества у детей, тем легче будет в дальнейшем ребенку принимать участие в совместной деятельности, налаживать доброжелательные отношения со сверстниками и взрослыми, быстрее входить во все новые сферы общественной жизни, тем легче будет осуществляться процесс социализации дошкольника.
Социальное пространство отношений образуется в детском возрасте и начинается с диады «ребенок — взрослый», значительно позднее появляется возможность для отношений в диаде «ребенок – ребенок».
Каковы же предпосылки усвоения детьми положительных взаимоотношений со сверстниками? По каким показателям можно судить о выработке у ребенка соответствующих норм поведения, основанных на сорадовании, сочувствии, сотрудничестве с окружающими людьми?
Ряд авторов (Я.З. Неверович, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева – (15), (16) считают, что во-первых, это умение распознавать эмоциональное состояние других людей. Если в раннем возрасте дети способны различать лишь гнев и радость, в старшем дошкольном возрасте им доступна дифференциация различных оттенков настроения. Это обуславливается богатством опыта и наличием широкого круга знаний.
Во- вторых, необходимо развивать эмоциональную отзывчивость, то есть способность ребенка вовлекаться в состояние другого. Эта способность обнаруживает себя уже в раннем возрасте, когда дети начинают плакать, видя слезы другого малыша. В более старшем возрасте дети стремятся действиями ликвидировать эмоциональное неблагополучие сверстника: утешают, отдают любимые игрушки, проявляют гнев на обидчика. Это явление В.В. Абраменкова назвала действенно-практическим откликом ребенка в ответ на эмоциональное неблагополучие сверстника (1).
Исследования школы А.В. Запорожца показали, что у ребенка-дошкольника активно формируется представление о нравственном поведении. Он способен оценить с моральной точки зрения действия и поступки своих сверстников, что помогает ему развивать способность ставить себя на место других, оценивая себя как бы со стороны и соотнося свои действия и поступки с нравственными нормами, что позволяет дошкольнику осознанно руководить своим поведением, то есть ребенок начинает предвидеть результат своих действий, а также их последствия для окружающих.
В своих исследованиях педагоги и психологи изучают причины слабой социальной активности детей. Практика работы показывает, что в разных возрастных группах есть дети, которые либо с трудом находят контакт со сверстниками, либо отличаются недоверчивостью, озлобленностью, повышенной раздражимостью, либо становятся безразличны к окружающему, равнодушны ко всем происходящим вокруг них событиям.
Анализ многочисленных психолого-педагогических исследований показывает, что существует множество факторов, позволяющих развивать взаимоотношения между детьми, основанные на сорадовании, сочувствии, конструктивном сотрудничестве.
Факторы развития положительных взаимоотношений.
Согласно концепции А.Н. Леонтьева проблема отношений впервые стала рассматриваться в контексте изучения предметной деятельности.
Важнейший шаг был сделан А.В. Петровским, заключающийся в рассмотрении взаимоотношений не самих по себе, а в связи с содержанием совместной социально значимой деятельности (2).
А.П. Усова писала, что, включая детей в конкретную содержательную, совместную деятельность, целесообразно преднамеренно создавать такие ситуации, которые вызывали бы положительные моральные чувства, действия и поступки, вынуждали бы детей к активности и самостоятельности в своих суждениях и действиях, вызывали бы стремление оказывать помощь, развивали бы умение ставить себя на место другого человека (22).
Влияние совместной деятельности со взрослым и сверстником на развитие отношений ребенка с миром подчеркивается также в исследованиях М.И. Лисиной, Мещеряковой, Авдеевой (20).
В работах Т.А. Репиной, Т.А. Антоновой, А.А. Рояк, Р.Б. Стеркиной изучаются социально-психологические особенности взаимоотношений и общения детей дошкольного возраста со сверстниками. Ими рассматривалось влияние совместной деятельности, ценностных ориентаций и представления о нормах поведения на взаимоотношения детей.
На основании результатов исследований были сделаны выводы:
«Положительные отношения между детьми в дошкольной группе вторичны и определяются, прежде всего, совместной деятельностью. Организованна особым образом, она может оказывать положительное влияние на формирование этих отношений в условиях группы детского сада» (Т.А. Репина - 17).
«Существуют ситуации, в которых объективная логика совместной деятельности диктует взаимоотношения, подчиняя себе индивидуальные тенденции отдельных детей» (С.Г. Якобсон – 27).
«Общение детей-дошкольников представляет собой процесс непосредственного контактирования, который может быть направлен не только на эффективное решение задач совместной деятельности, но и на установление личностных отношений (А.Г. Рузская, 1989).
Сделав вывод о решающем влиянии совместной деятельности ребенка со сверстником на развитие взаимоотношений в детском коллективе, необходимо выделить ее основные признаки, виды развивающихся в ней отношений, а также стадии формирования в онтогенезе.
2.3. Сущность совместной деятельности, стадии развития совместной деятельности в онтогенезе.
На основе многочисленных экспериментальных исследований ученых можно выделить основные признаки совместной деятельности:
совместная деятельность представляет собой единство всех членов группы по месту, времени и действию;
все участники объединены общей целью её осуществления, т.е. индивидуальные цели каждого должны совпадать, либо групповая цель должна стать целью каждого участника;
предполагается наличие заданной сетки обязанностей членов группы;
обязательно наличие связей ее участников между собой, их взаимозависимость в процессе деятельности. Эти связи существуют в форме вербальных контактов, обмена действиями и оценками;
совместная деятельность происходит на фоне совместных переживаний.
Социальная психология детства и экспериментальные исследования взаимодействия ребенка со сверстниками в контексте игры, общения и посильных форм общественного труда раскрывают многомерный характер его отношений в детской группе; обнаруживается, что эти отношения имеют уровневую организацию функционально-ролевых, эмоционально - оценочных и личностно-смысловых связей между детьми.
Функционально-ролевые отношения представлены в виде ролей, норм, ценностей, определяющих присущие данной культуре особенности совместной деятельности, технологию совместной деятельности. Эти отношения зафиксированы в специфичной для данной культуры сферах социальной жизнедеятельности детей: трудовой, учебной, игровой, определяют ее предметный план. Т.А. Репина называет этот вид отношений «деловые» (17).
Функционально-ролевые отношения, задаваемые игровой деятельностью, можно развести как отношения собственно игровые и параигровые (Усова – 22). Параигровые отношения представляют собой межличностные отношения, возникающие вокруг игры, при обсуждении ее замысла, построении сценария, распределении ролей.
Эмоционально – оценочные отношения проявляются в эмоциональных предпочтениях симпатии и антипатии, дружеских привязанностях и определенным образом влияют на общение и взаимодействие детей в группе, определют инструментальный план совместной деятельности. В частности, они являются регуляторами параигровых ситуаций, когда конфликты из-за сюжета и распределении первых ролей в игре разрешаются ребенком в пользу друга, проявляясь в желании уступить.
В конкретных ситуациях совместной деятельности ребенка с другими главной функцией эмоционально-оценочных отношений является осуществление коррекции поведения сверстника в соответствии со «знаемыми» нормами совместной деятельности (В.В. Абраменкова – 2).
Формирование личностно-смысловых отношений обусловлено преобразованием в ходе совместной деятельности социальной позиции ребенка, когда мотив одного субъекта приобретает для другого личностный смысл: «значение-для-меня» (А.Н. Леонтьев, Асмолов, Субботский).
На каких же возрастных этапах можно говорить о развитии совместной деятельности в детской группе?
На основе многочисленных экспериментальных исследований ученые (Т.А. Репина – 17) выделяют следующие стадии развития совместной деятельности в онтогенезе:
стадия эмоциональной совместности взрослого с ребенком в младенчестве;
стадия предсотрудничества со сверстниками в раннем возрасте и младшем дошкольном возрасте;
стадия совместных действий с партнером с элементами сотрудничества в среднем дошкольном возрасте;
стадия взаимного согласования и соучастия в различных сферах деятельности, появление «играющих коллективов» сверстников в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.
В исследованиях В.В. Абраменковой были выделены три параметра совместной деятельности, которые оказываю влияние на воспитание гуманных взаимоотношений детей с окружающими (1):
условия протекания деятельности: коактивная («рядом, но не вместе») или интерактивная («один за всех и все за одного»);
форма мотивации: положительная или отрицательная, обеспечивающая личностно-смысловой аспект совместной деятельности;
индивидные моменты: учет возрастных, половых, индивидуальных особенностей.
Подчеркивается, что именно в интерактивной деятельности, имеющей положительную форму мотивации и построенной с учетом возрастных и психологических закономерностей развития ребенка, формируются социальные нормы взаимоотношений между детьми.
2.4. Воспитание положительных взаимоотношений детей со сверстниками в игровой деятельности.
Среди видов совместной деятельности, влияющих на развитие взаимоотношений детей со сверстниками, особую роль необходимо отвести игре.
Как показано в исследованиях Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.П. Усовой, Д.Б. Эльконина, из всех видов совместной деятельности именно игровая оказывает существенное влияние на полноценное психическое личностное развитие дошкольника. По словам Д.Б. Эльконина, «игра – это такое воссоздание человеческой деятельности, при котором из нее выделяется ее социальная, собственно человеческая суть, ее задачи и нормы отношений между людьми» (26).
Исследования Г.Г. Кравцова, Л.А. Кожариной показали, что игровая деятельность обеспечивает становление и развитие важнейших личностных достижений дошкольника: воли и произвольности, проявляющихся в сознательном подчинении ребенком своих действий и поступков правилу (10).
Как подчеркивает А.П. Усова, социальная природа детской игры обуславливает формирование целого комплекса «качеств общественности», социальных механизмов общения, взаимодействии, сотрудничества, лежащих в основе культуры взаимоотношений детей.
В работах Е.Е. Кравцовой, О.В. Гуровой-Лещинской подчеркивается, что именно в процессе совместных игр дошкольники учатся уступать любимую роль ради воплощения общего замысла игры, в приемлемой форме обсуждать ее содержание, способы осуществления, ориентируясь на настроение, личностные особенности партнеров, доказывать свою позицию, быть понятыми сверстниками. Все это способствует не только развитию самосознания, формированию представлений о собственном «я», но и воспитанию свободной терпимой неагрессивной личности, умеющей сосуществовать в конструктивных взаимоотношениях с другими людьми (11, 12).
Осуществлять развитие положительных конструктивных взаимоотношений детей со сверстниками можно в различных видах игр.
В сюжетно-ролевой игре объективной стороной взаимоотношений является содержание игры и ролей, которые дети выбирают. Беря на себя роль, ребенок осознает общественные нормы поведения и взаимоотношений.
В играх-драматизациях, образно-ролевых, театрализованных играх дети лучше усваивают эмоциональное содержание рассказа, обогащается интонационная речь детей, формируется желание подражать любимым героям. Под влиянием игр-драматизаций дети приобретают положительный опыт поведения, их общение начинает носить более свободный характер.
Игры с правилами имеют особое значение в воспитании положительных гуманных взаимоотношений в старшем дошкольном возрасте. В них особая роль отводится правилам, сюжету и игровым действиям. Прежде всего, правилам, так как они помогают детям определить свое поведение, строить взаимоотношения. Игры с правилами также организуют и регулируют действия ребенка, ограничивают его спонтанную, импульсивную активность. Осознавая правила, дети начинают подчинять им свои действия. В итоге складываются предпосылки возникновения познавательной, волевой и эмоциональной саморегуляции. Ребенок начинает понимать, что любые, даже самые острые чувства можно выразить в культурно-приемлемых формах, учится это делать.
Результаты исследований (Щербакова) показывают, что наибольшее влияние на формирование социальных механизмов взаимоотношений детей со сверстниками игра оказывает при умелом руководстве со стороны педагога. Направляя игру, педагог помогает детям осваивать простейшие нормы, правила, регулирующие не только игровые, но и реальные взаимоотношения, которые позволяют детям справедливо решать споры и конфликты, повышают уровень поведения детей.
В литературе определены пути, направленные на повышение уровня взаимоотношений детей со сверстниками в игровой деятельности (11, 12, 13, 14).
Во-первых, это обогащение содержания игры, так как оно направляет чувства играющих, их поведение и отношение друг к другу. Для этого с детьми проводят различные беседы, в которых знакомят с явлениями общественной жизни, нормами нравственности, трудом взрослых и т.д. Чтение художественной литературы также способствует обогащению содержания игр. Различные походы, экскурсии имеют положительное значение в развитии содержания игры. Все вышеперечисленные методы способствуют расширению личного опыта ребенка, который также определяет уровень взаимоотношений. Задача педагога — побуждать активность дошкольника. Ребенок же, накапливая факты социальной жизни, пробует свои впечатления в игре (Е.Е. Кравцова).
Во-вторых, количество выделенных детьми ролей также определяет уровень взаимоотношений. Чем больше ролей, тем больше детей объединится в игре. Количество этих ролей находится в прямой зависимости от количества знаний детей о явлениях окружающей жизни. Осуществляя руководство игрой, педагог, по мнению Щербаковой, должен отслеживать, чтобы дети выбирали самые интересные и ценные в воспитательном значении игры, в которых отражались бы наиболее положительные отношения между людьми.
В-третьих, как отмечали Усова А. П., Щербакова Е. И. и другие, характер взаимоотношений детей также зависит от формы организации игры, взаимодействий в ней. Гуманные взаимоотношения активнее строятся на высоком уровне взаимодействия, которое обусловлено содержанием игры, личными интересами играющих.
В-четвертых, авторы придают значение в развитии взаимоотношений уровню воспитанности, развитию нравственных чувств детей. Очень важно знать, как и при каких условиях, самостоятельная игровая деятельность будет способствовать формированию и развитию положительных взаимоотношений, какие качества личности должны быть сформированы у детей в процессе воспитательно-образовательной работы.
Вывод: Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что воспитание положительных взаимоотношений детей со сверстниками наиболее успешно осуществляется в совместной интерактивной игровой деятельности, которая органично вписывается в любой элемент педагогического процесса.
В связи с этим, мы считаем необходимым, создать условия для воспитания положительных взаимоотношений детей в совместной игровой деятельности. Осуществление специальной коррекционной работы, направленной на воспитание сорадования, сопереживания, сотрудничества детей со сверстниками, по нашему мнению, будет способствовать постепенному осознанию ребенком личностной значимости совершаемых поступков, возникновению стремления проявить доброжелательное отношение к партнеру, а также обогащению опыта взаиморегуляции совместной деятельности и взаимоотношений со сверстником.
Цель работы с детьми: создание психолого-педагогических и материальных условий, направленных на воспитание положительных взаимоотношений со сверстниками в игровой деятельности.
Задачи:
Развивать у детей интерес к сверстникам, эмоциональную отзывчивость, способность к сорадованию и сопереживанию во взаимоотношениях с ними.
Способствовать усвоению воспитанниками социальных норм и правил поведения, необходимых для успешного взаимодействия и сотрудничества в совместной деятельности со сверстником.
Побуждать детей к согласованию своих действий в интерактивной деятельности, умению разрешать конфликты в доброжелательной, культурной форме.
Обогащать содержание и способы установления речевых контактов со сверстниками в соответствии с принятыми нормами речевого общения.
Воспитывать у детей умение оценивать свои намерения, предвосхитить последствия предполагаемых поступков для себя и окружающих.