Занятие по теме : Выпиливание изделий лобзиком из фанеры к 8 марта" (занятие-практикум) Дата проведения: 25 февраля 2016 года Педагог доп.образования: Яровой Александр Александрович МБОУ ДО ДДТ МО Ейский район
Цель занятия: закрепление полученных знаний при работе ручным лобзиком
Образовательная:
Воспитательная:
воспитание культуры поведения и бесконфликтного обучения;
воспитывать аккуратность, точность при выполнении работы;
продолжать формирование таких качеств как коллективизм, ответственность.
Развивающая:
Инструменты и оборудовании:
столярный верстак, лобзик, приспособления для выпиливания, струбцина, заготовки, надфиль, шлифовальная шкурка, копировальная бумага, карандаш, циркуль, шило, шаблон, рисунок.
Ход занятия I. Организационная часть
II. Сообщение темы и цели занятия. III. Изучение нового материала: Выпиливание лобзиком изделий из фанеры.
1. Повторение пройденного материала
Устройство и подготовка лобзика к работе.
М
ного красивых изделий можно изготовить из фанеры с помощью лобзика.
Лобзик (см. рис. состоит из рамки 1 с ручкой 2, верхним 3 и нижним 4 зажимными винтами. Между зажимными винтами натягивается и крепится узкая и тонкая стальная пилка с наклоном зубьев в сторону ручки.
Д
ля стягивания рамки перед креплением пилки применяют эксцентриковый зажим (см. рис.). После закрепления пилки винтами эксцентриковый зажим снимают. Пилка под действием рамки натягивается. Сжимать рамку можно и вручную. Для этого один конец рамки упирают, например, в крышку стола, левой рукой нажимают на другой конец рамки, а правой закрепляют пилку зажимными винтами.
Контрольный вопрос.
– Куда при установке пилки должны смотреть зубья?
Ответ ученика.
– Зубья должны быть направлены в сторону ручки.
2. Как производится пиление фанеры лобзиком.
П
ри выпиливании лобзиком в зажиме верстака крепят специальный выпиловочный столик, называемый ласточкиным хвостом. Заготовку укладывают на столе и придерживают левой рукой, а правой выпиливают.
Заготовку прижимают к выпиловочному столику сверху и лобзиком выпиливают контур по линии разметки. Лобзик перемещают вниз и вверх без перекосов пилки с легким нажимом, чтобы не поломать ее. В местах резкого поворота линий заготовку плавно поворачивают, не прекращая движений лобзиком.
Вырезанные участки заготовки зачищают шлифовальной шкуркой или надфилями. Надфили – это небольшие напильники с мелкой насечкой. Они имеют различные профили в поперечном сечении.
3. Повторение правил техники безопасности при работе ручным лобзиком.
– Работать лобзиком и шилом с надежно закрепленными и исправными ручками;
– Надежно крепить выпиловочный столик к верстаку;
– Надежно закреплять пилку в рамке лобзика;
– Не делать резких движений лобзиком при выпиливании, не наклоняться низко над заготовкой.
IV. Изучение нового материала.
1. Знакомство с этапами работы.
1 – определение потребности
и краткая формулировка задачи;
2 – набор первоначальных идей;
3 – выбор лучшей идеи;
4 – последовательность изготовления.
2. Определение потребности и краткая формулировка задачи.
При формулировании задачи необходимо ответить на 3 вопроса: что? для кого? для чего? (в качестве чего? будет предназначено ваше изделие).
И предлагают свои варианты потребности, и сами учатся формулировать задачу:
– в качестве подарка маме;
– в качестве подарка бабушке.
Каждый учащийся самостоятельно разработал эскиз и выполнил шаблон своего будущего изделия.
Учитель: Хорошие предложения. Мы определили, для кого и для чего хотим сделать какое-то изделие из фанеры.
3. Набор первоначальных идей и выбор лучшей своей идеи.
Выполнение шаблона своей лучшей идеи.
4. Последовательность изготовления работы.
Подготовка фанеры (выпилить и обработать)
Нанести рисунок
Выпиливание лобзиком
Зачистка
Подготовить к сборке (подгонка соединений)
Сборка
Отделка изделия
Подведение итога по последовательности изготовления изделия (повторить правильную последовательность).
V. Вводный инструктаж.
Предварительный вопрос: Каким способом Вы можете предложить нанести рисунок на фанеру?
Ответы: – по шаблону;
– перенести рисунок с помощью копировальной бумаги.
Задание для практической работы:
Действия учащегося | Контроль и самоконтроль |
нанести рисунок на фанеру с помощью копировальной бумаги | аккуратность выполнения рисунка; наличие всех линий на фанере. |
выпиливание лобзиком рисунка. | выпиливание строго по линии разметки; свое положение и положение лобзика, а также приемы выполнения работы лобзиком. |
VII. Практическая работа.
Нанесение рисунка.
Выпиливание лобзиком деталей изделия .
VIII. Текущий инструктаж.
Индивидуальный.
С целью: контроля правильности организации рабочих мест; контроля правильности выполнения технико-технологической операции – выпиливание лобзиком, с указанием как учащийся должен скорректировать свою деятельность: изменить стойку, темп, правильность выполнения операции; контроля осуществления самоконтроля учащимися.
IX. Заключительный инструктаж.
Общая характеристика работы учеников.
Анализ конкретных допущенных ошибок.
Демонстрация положительных и отрицательных моментов в работе.
Оценка деятельности каждого ученика.
Достижение поставленной цели в начале занятия каждым учащимся.
X. Уборка рабочих мест.