МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Загадки
Обычно детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и процесс, и результат этого своеобразного состязания. Загадки развивают умения выделять существенные признаки предметов или явлений, доказывать правильность своего решения, а также способность создавать образ предмета по его словесному описанию. Чтобы процесс отгадывания загадок имел развивающий эффект, необходимо сформировать определенные умения:
- Выделять указанные в загадке признаки, неизвестного объекта и сопоставлять их между собой. Такое сопоставление приводит постепенно к отгадке.
- Не сообщать сразу отгадку и не растолковывать ответ. Главное не в быстром темпе отгадывания, а в том чтобы был найден верный ответ, как результат правильного умозаключения. Быстрые подсказки лишают ребенка возможности думать.
- Когда ответ найден, научить ребенка доказывать правильность своего решения.
- Сложность загадки зависит от того, насколько знаком ребенку «засекреченный» объект.
Использую загадки в форме вечер – загадок, в специально – организованной деятельности, как организационный момент, в индивидуальной работе. Дети с удовольствием находят ответы, рассуждают, доказывают правильность ответа, сами придумывают загадки.
Лабиринты
Используя лабиринты как одно из средств развития логического мышления.
В уголке математики помещаю несложные лабиринты, для разгадывания которых требуется разрешить практическую задачу:
-помочь белке найти свое гнездо;
- девочке выйти из леса;
- Хрюше пройти по лабиринту к Степашке…
Лабиринты представлены переплетением нескольких линий, которые постепенно усложняются. Постепенно используются более сложные лабиринты бессюжетные лабиринты, в которых требуется прокатить шарик, продвинуть предмет выбирая ходы, минуя тупики. В процессе развивается настойчивость и умение сосредотачиваться, логически мыслить.
Ребусы, кроссворды.
В подготовительной к школе группы с детьми использовала ребусы и кроссворды. Эти игры знакомят с увлекательным занятием. Игры рассчитаны на детей умеющих читать. Перед тем как разгадывать ребус надо объяснить ребенку, что ребус – это загадка, написанная с помощью нарисованных предметов. Разгадать ребус – значит прочитать слово, загаданное в нем.
«Знатоки кроссвордов»
Цели:
1) познавательная: расширение кругозора.
2) воспитательная: развитие умения работать в команде, сплочение коллектива.
3) развивающая: развитие памяти, воображения и сообразительности.
План мероприятия:
1) Подготовительный этап - оформление помещения, в котором будет проходить мероприятие (необходимо расставить парты в два круга) - подготовка реквизита к конкурсам (два одинаковых кроссворда для первого конкурса; бумага, ручки, карандаши, линейки для проведения второго конкурса) - подготовка поощрительных призов
2) Начальный этап (вводная часть)
3) Проведение конкурсов
4) Заключительный этап
Ход мероприятия:
Педагог «Ребята, знаете ли вы, что такое кроссворд? (дети отвечают) А знаете ли вы, дети, что история кроссворда насчитывает более ста лет? Хотя, возможна, что его история гораздо древнее, просто на нее обратили внимание лишь тогда, когда кроссворд стал популярен во всем мире, и у многих наций возникло желание вступить в спор по поводу принадлежности пальмы первенства этого гениального изобретения.
А знаете ли вы о пользе кроссворда? Решение кроссвордов тренирует память, расширяет кругозор, и даже способствует развитию сообразительности. Ну что ж, мы поговорили вдоволь о кроссвордах, а теперь давайте начнем решать их и выявим лучшего кроссвордиста».
Проведение конкурсов
Для начала педагог делит детей на две команды, каждая команда выбирает капитана. Мероприятие начинается с конкурса-разминки.
Каждой команде одинаковые кроссворды. Та команда, которая разгадает правильно кроссворд первой, получает один балл. Далее следует конкурс «Составь кроссворд сам». Учитель предлагает командам составить кроссворды самим на заданную тему (спорт, сказки, мультфильмы и т.д.). Слов в кроссворде должно быть не больше 15.
Следующий конкурс – «Конкурс капитанов».
Педагог предлагает командам обменяться сделанными во втором конкурсе кроссвордами и говорит, что отгадывать их будут капитаны команд. Но каждый капитан может взять подсказку: он может задать один вопрос команде, на который он затрудняется ответить. Команда, капитан которой разгадает кроссворд первым и правильно, получает одни балл.
Заключительный этап (награждение, подведение итогов) Педагог подсчитывает баллы каждой команды. Награждает заранее приготовленными призами (за лучший кроссворд, саамы активный участник команды, лучший капитан, лучший составитель кроссвордов и т.д.) и подводит итоги.
Тема: Загадки. Ребусы. Кроссворды и головоломки. Общие правила разгадывания ребусов.
Цель: Познакомить с правилами разгадывания ребусов, головоломок и кроссвордов.
Задачи:
Обучающая: научить разгадывать ребусы и кроссворды.
Развивающая: развивать логическое мышление, сообразительность, фантазию и воображение.
Воспитательная: воспитание усидчивости, терпения, умения преодолевать трудности.
Оборудование: тетради, ручки, цветные карандаши, доска, печатные материалы.
Ход занятия.
Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Организационный момент.
Проверка готовности к уроку.
- Проверьте всё ли готово у вас к уроку. Уберите, пожалуйста, все лишнее, чтобы Вас ничего не отвлекало.
- Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке? (Ответы детей…).
Введение в тему:
- Тема нашего сегодняшнего урока: Загадки. Ребусы. Кроссворды и головоломки. Общие правила разгадывания ребусов.
- А Вы любите отгадывать загадки и разгадывать кроссворды? (Ответы…)
- Давайте разберемся, что такое загадка, ребус, головоломка и кроссворд.
Загадка – метафорическое выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдалённое сходство; на основании выше изложенного человек и должен отгадать задуманный предмет. В. И. Даль писал: «Загадка — краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки».
Загадки появились очень давно и всегда были проверкой не только знаний человека, но и требовали наблюдательности, умения видеть в самых обыденных предметах их сходства и различия, требовали способности воспринимать окружающий мир образно, поэтически. Загадки придумывают люди и сейчас. Это очень интересное занятие – обязательно попробуйте! Любая загадка — это замысловатый вопрос или иносказание, требующие ответа. Они составляются в краткой и занимательной форме, чаще всего в стихотворной. Для них характерны ясность, выразительность и меткость определений. Чаще всего в загадках содержится перечисление признаков, по которым надо догадаться, о каких предметах или явлениях идёт речь. От того, сколько этих признаков, насколько подробно они характеризуют то, что загадано, зависит простота или сложность загадки. Например, в загадке «Не огонь, а жжётся» (крапива) указан один признак, но он настолько характерен, что его достаточно для отгадывания. Иногда в загадках содержится по 3-4 признака: «Кругло, горбато, около мохнато, придёт беда — потечёт вода» (глаз). Каждый из этих признаков нужен для определения загаданного слова. Но, конечно, самое интересное в любой загадке — образное, поэтическое восприятие окружающего мира.
Замечательный дружище -
Деревянная ручища.
Он у плотников в почете:
Колет, рубит - весь в работе.
(Топор)
Где вода из года в год
Не бежит и не течет,
Не поет и не журчит,
А всегда столбом стоит.
(В колодце)
Спинка есть, четыре ножки,
Не собака и не кошка.
(Стул)
Головоломка – непростая задача, для решения которой, как правило, требуется сообразительность, а не специальные знания высокого уровня.
Главный принцип головоломки – это сразу отправить человека по ложному пути, который на первый взгляд кажется 100% правильным. Головоломка – это «сломать» голову, а значит сломать «стереотип мышления». Человек пытается найти решение сложной на первый взгляд задачи.
Для решения головоломки нужно применить все свои навыки и умения. Нужно отбросить лишние данные, которые могут только запутать, и искать ту самую необходимую информацию, которая приведет к победе. Головоломки вызывают только приятные, положительные чувства и эмоции. Головоломки очень полезны для детей!
Игра в шарики.
- Обведи кружками пары шариков, сумма которых составляет 10.
Пример:
Дикобраз.
Заполни пустые кружки этого числового «дикобраза».
В этих головоломках нет «правильных ответов», поэтому предложены просто некоторые варианты. Поощряется сообразительность, оригинальность и остроумие ребят.
У женщины не было с собой водительских прав. Она не остановилась на железнодорожном переезде, хотя шлагбаум был опущен. Потом, не обращая внимания на знак, запрещающий въезд, с «кирпичом», спокойно двинулась по улице с односторонним движением против движения автомашин. Все это происходило на глазах у сотрудника ГИБДД, который почему-то ее не остановил. Что же все-таки произошло?
Ответ: Женщина шла пешком.
Всем нам известно, что русские женские имена оканчиваются либо на «а», либо на «я»: Татьяна, Мария, Ольга и т. д. Однако есть женское имя, которое не оканчивается ни на «а», ни на «я». Назовите его.
Ответ: Любовь.
Когда черной кошке лучше всего пробраться в дом?
Ответ: Когда дверь открыта.
Возможно ли такое: две головы, две руки и шесть ног, а в ходьбе только четыре?
Ответ: Да, это всадник на лошади.
Какое колесо машины не крутится при правом развороте?
Ответ: Запасное.
Какое слово всегда звучит неверно?
Ответ: Слово «неверно».
На одной ноге курица весит 3 килограмма. Сколько килограмм весит курица на 2-х ногах?
Ответ: тоже 3.
Ре́бус – загадка, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами и другими знаками.
Ребус – это особый вид загадок, в которых загаданные слова зашифрованы с помощью последовательности картинок, букв, цифр и других символов.
Для того чтобы решать и составлять ребусы, надо знать правила и приемы, которые употребляются при их составлении. Запомните эти правила.
1. Названия всех предметов, изображенных в ребусе, читаются только в именительном падеже и единственном числе. Иногда нужный объект на картинке указывается стрелкой.
2. Очень часто предмет, изображенный в ребусе, может иметь не одно, а два или больше названий, например «глаз» и «око», «нога» и «лапа» и т. п. Или же он может иметь одно общее и одно конкретное название, например «дерево» и «дуб», «нота» и «ре» и т. п. Подбирать нужно подходящее по смыслу.
Умение определить и правильно назвать изображенный на рисунке предмет представляет одну из главных трудностей при расшифровке ребусов. Кроме знания правил, вам понадобятся смекалка и логика.
3. Иногда название какого-либо предмета не используется целиком, тогда необходимо отбросить в начале или в конце слова одну или две буквы. В таких случаях употребляется условный знак – запятая. Если запятая стоит слева от рисунка, то это значит, что от его названия нужно отбросить первую букву, если справа от рисунка – то последнюю. Если стоят две запятые, то соответственно отбрасывают две буквы и т. д.
Например, нарисован «хомут», надо прочесть только «омут», нарисован «парус», надо прочесть только «пар».
4. Если два каких-либо предмета или две буквы нарисованы одна в другой, то их названия читаются с прибавлением предлога «в». Например: «в-о-да», или «не-в-а, или «в-о-семь»:
В этом и следующих пяти примерах возможно различное прочтение, например, вместо "восемь" можно прочесть "СЕМЬВО", а вместо "вода" - "ДАВО". Но таких слов не бывает! Тут вам и должны прийти на помощь смекалка и логика.
5. Если какая-либо буква состоит из другой буквы, то читают с прибавлением «из». Например: «из-б-а» или «вн-из-у» или «ф-из-ик»:
6. Если за какой-нибудь буквой или предметом находится другая буква или предмет, то читать нужно с прибавлением «за».
Например: «Ка-за-нь», «за-я-ц».
7. Если одна фигура или буква нарисована под другой, то читать нужно с прибавлением «на», «над» или «под» - выбирайте предлог по смыслу.
Например: «фо-на-ри» или «под-у-шка»:
Фразу: «Нашел Тит подкову и подарил ее Насте» — можно изобразить так:
8. Если по какой-либо букве написана другая буква, то читают с прибавлением «по». Например: «по-р-т», «по-л-е», «по-я-с»:
9. Если одна буква лежит у другой, прислонена к ней, то читают с прибавлением «у». Например: «Л-у-к», «д-у-б»:
10. Если в ребусе встречается изображение предмета, нарисованного в перевернутом виде, то наименование его нужно читать с конца. Например, нарисован «кот», читать нужно «ток», нарисован «нос», читать нужно «сон».
11. Если нарисован предмет, а около него написана, а потом зачеркнута буква, то это значит, что букву эту надо выбросить из полученного слова. Если же над зачеркнутой буквой стоит другая, то это значит, что нужно ею заменить зачеркнутую. Иногда в этом случае между буквами ставится знак равенства
Например: «глаз» читаем «газ», «кость» читаем «гость»:
12. Если над рисунком стоят цифры, например, 4, 2, 3, 1, то это значит, что сначала читается четвертая буква названия объекта, изображенного на рисунке, потом — вторая, за ней — третья и т. д., то есть буквы читаются в том порядке, который указан цифрами. Например, нарисован «гриб», читаем «бриг»:
13. Если какая-либо фигура в ребусе нарисована бегущей, сидящей, лежащей и т. п., то к названию этой фигуры надо прибавить соответствующий глагол в третьем лице настоящего времени (бежит, сидит, лежит и т. д.), например «у-бежит».
14. Очень часто в ребусах отдельные слоги «до», «ре», «ми», «фа» изображают соответствующими нотами. Например, слова, записанные нотами читаем: «до-ля», «фа-соль»:
Так как не все знают ноты и положение на нотном стане, приводим их названия.
В сложных ребусах перечисленные приемы чаще всего комбинируются.
- Давайте теперь попробуем разгадывать ребусы.
- Попробуйте сами придумать ребус.
- Молодцы!
Кроссворд (англ. Crossword — пересечение слов) — «крестословица», «плетенки», «пирамиды», «дорожки», «магические квадраты»; головоломка, представляющая собой переплетение рядов клеточек, которые заполняются словами по заданным значениям.
- Давайте попробуем вместе составить небольшой кроссворд. Тема нашего кроссворда « Сад и огород».
(На доске рисуем кроссворд и придумываем вопросы и слова)
- Наше занятие подошло к концу, все молодцы!
- Дома потренируйтесь отгадывать кроссворды и ребусы.
Спасибо за внимание и активность!
Занятие окончено.