СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Из курса "Формирование универсальных учебных действий учащихся основной школы".
Методическая система
образования
Система – по определению – представляет собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей, обеспечивающих существование и функционирование некоего целого 1.
Под образованием в современной педагогике понимают процесс обучения, процесс воспитания, процессы роста, становления и развития индивида.
Для ученых-педагогов и методологов целое – это процесс образования индивида в средней (начальной, высшей) школе как система,– следовательно, частями, составляющими методическую систему обучения предмету, являются следующие ее компоненты:
А Цели обучения и воспитания
Б Содержание обучения и воспитания
В Принципы, методы и приемы обучения
Г Средства обучения технология
Д Организационные формы обучения
Если представить взаимосвязь (взаимозависимость) названных компонентов (см. рис.1), то определяющим в методической системе является ЦЕЛЬ обучения и воспитания, т.е. общественный заказ или норма, утвержденная в законодательсте современного общества, которая отвечает на вопросы, ЗАЧЕМ (идеология: ценности) и ДЛЯ ЧЕГО (производство: практика применения) подрастающему поколению необходимо знать тот или иной школьный предмет.
Именно ЦЕЛИ определяют СОДЕРЖАНИЕ, т.е. тот учебный материал, те знания, умения, навыки, которые приобретаются школьником в период обучения и создают базу для способностей и готовностей, определяющих компетентность выпускника. Параллельно определяются морально-этические, законодательные и эстетические нормы воспитания растущего гражданина – СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ.
ПРИНЦИПЫ обучения определяются ЦЕЛЯМИ и СОДЕРЖАНИЕМ, т.е. наука, определяющая содержание школьного курса данной дисциплины, педагогика, психология и другие смежные науки, на которые опирается методика преподавания конкретной дисциплины (предмета), задают вполне конкретные научные принципы, позволяющие эффективно производить обучение в школе.
МЕТОДЫ – определенные способы воплощения ПРИНЦИПОВ в методической системе – находят выражение в ПРИЕМАХ, т.е. конкретных методических алгоритмах («шагах») реализации учебной деятельности.
В соответствии с поставленными ЦЕЛЯМИ, отобранными СОДЕРЖАНИЕМ, ПРИНЦИПАМИ, МЕТОДАМИ И ПРИЕМАМИ определяются и СРЕДСТВА обучения, т.е. то, при помощи чего – учебные издания, дидактические пособия и др. – следует проводить эффективное изучение школьного предмета.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ – это учебная ситуация, в настоящее время урок, его различные типы, внеклассные мероприятия – самый зависимый компонент методической системы: ведь выбор формы организации диктуется всеми перечисленными компонентами методической системы
А
цели обучения
Б содержание Д организационные обучения формы обучения
В принципы, Г
методы, средства
приемы обучения
схема 1
Взаимообусловленность и взаимозависимость компонентов системы указаны на схеме 1.
Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое здание, за возведением которого стоят тысячелетия труда, он ведет его к разрабатыванию строительного материала, возводит здание с ним вместе, учит его строительству.
Адольф Дистерверг
Системно-деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится целенаправленной разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника, который осознает учение как систему знаний о мире и о способах познания. Ключевыми характеристиками системно-деятельностного подхода являются постепенный отказ от информационного репродуктивного знания и переход к действенному знанию и построению системы (и подсистем) предметного знания.
Системно-деятельностный подход к обучению предполагает:
• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
• выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
• формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Исследование — это вид деятельности человека, состоящий в:
а) распознавании проблем и ситуаций; б) определении их происхождения;
в) выявлении свойств, содержания, закономерностей поведения и развития; г) установлении места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний; д) нахождении путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения.
Исследование — это не только форма современного преподавания, но и функция, тип функционирования всей системы управления учебным процессом, определенный тип организации деятельности учителя и ученика (требования, ответственность, мотивация, нормативы).
1 Ожегов С.И. Словарь русского языка, М., 1988, с. 586
© 2017, Струкова Елена Анатольевна 1218 2