СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая система образования

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из курса "Формирование универсальных учебных действий учащихся основной школы".

Просмотр содержимого документа
«Методическая система образования»

Методическая система

образования

Система – по определению – представляет собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей, обеспечивающих существование и функционирование некоего целого 1.

Под образованием в современной педагогике понимают процесс обучения, процесс воспитания, процессы роста, становления и развития индивида.

Для ученых-педагогов и методологов целое – это процесс образования индивида в средней (начальной, высшей) школе как система,– следовательно, частями, составляющими методическую систему обучения предмету, являются следующие ее компоненты:


А Цели обучения и воспитания

Б Содержание обучения и воспитания



В Принципы, методы и приемы обучения

Г Средства обучения технология

Д Организационные формы обучения


Если представить взаимосвязь (взаимозависимость) названных компонентов (см. рис.1), то определяющим в методической системе является ЦЕЛЬ обучения и воспитания, т.е. общественный заказ или норма, утвержденная в законодательсте современного общества, которая отвечает на вопросы, ЗАЧЕМ (идеология: ценности) и ДЛЯ ЧЕГО (производство: практика применения) подрастающему поколению необходимо знать тот или иной школьный предмет.

Именно ЦЕЛИ определяют СОДЕРЖАНИЕ, т.е. тот учебный материал, те знания, умения, навыки, которые приобретаются школьником в период обучения и создают базу для способностей и готовностей, определяющих компетентность выпускника. Параллельно определяются морально-этические, законодательные и эстетические нормы воспитания растущего гражданина – СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ.

ПРИНЦИПЫ обучения определяются ЦЕЛЯМИ и СОДЕРЖАНИЕМ, т.е. наука, определяющая содержание школьного курса данной дисциплины, педагогика, психология и другие смежные науки, на которые опирается методика преподавания конкретной дисциплины (предмета), задают вполне конкретные научные принципы, позволяющие эффективно производить обучение в школе.

МЕТОДЫ – определенные способы воплощения ПРИНЦИПОВ в методической системе – находят выражение в ПРИЕМАХ, т.е. конкретных методических алгоритмах («шагах») реализации учебной деятельности.

В соответствии с поставленными ЦЕЛЯМИ, отобранными СОДЕРЖАНИЕМ, ПРИНЦИПАМИ, МЕТОДАМИ И ПРИЕМАМИ определяются и СРЕДСТВА обучения, т.е. то, при помощи чего – учебные издания, дидактические пособия и др. – следует проводить эффективное изучение школьного предмета.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ – это учебная ситуация, в настоящее время урок, его различные типы, внеклассные мероприятия – самый зависимый компонент методической системы: ведь выбор формы организации диктуется всеми перечисленными компонентами методической системы



А

цели обучения


Б содержание Д организационные обучения формы обучения

В принципы, Г

методы, средства

приемы обучения


схема 1


Взаимообусловленность и взаимозависимость компонентов системы указаны на схеме 1.


Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое здание, за возведением которого стоят тысячелетия труда, он ведет его к разрабатыванию строительного материала, возводит здание с ним вместе, учит его строительству.

Адольф Дистерверг


Системно-деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится целенаправленной разносторонней, в максимальной степени самостоятельной  познавательной  деятельности школьника, который осознает учение как систему знаний о мире и о способах познания. Ключевыми характеристиками системно-деятельностного подхода являются постепенный отказ от информационного репродуктивного знания и переход к действенному знанию и построению системы (и подсистем) предметного знания.

Системно-деятельностный подход к обучению предполагает:

• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);

• выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;

• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;

• формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;

• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Исследование — это вид деятельности человека, состо­ящий в:

а) распознавании проблем и ситуаций; б) определении их проис­хождения;

в) выявлении свойств, содержания, закономерностей поведения и развития; г) установлении места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний; д) нахождении путей, средств и возможностей ис­пользования новых представлений или знаний о данной проблеме в прак­тике ее разрешения.

Исследование — это не только форма современного преподавания, но и функция, тип функционирования всей системы управления учебным процессом, опреде­ленный тип организации деятельности учителя и ученика (требования, ответ­ственность, мотивация, нормативы).




1 Ожегов С.И. Словарь русского языка, М., 1988, с. 586


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс