СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая статья "Формирование творческой личности школьника через проектную деятельность"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описывается опыт автора в формировании самостоятельной творческой личности. Одной из технологий способствующих творческой самореализации обучающихся является исследовательская и проектная деятельность.

Просмотр содержимого документа
«Методическая статья "Формирование творческой личности школьника через проектную деятельность"»

Задорожный Александр Сергеевич,

учитель технологии МАОУ СОШ №8

Ямало-Ненецкий автономный округ

г. Лабытнанги



Формирование самостоятельной творческой личности школьника через исследовательскую и проектную деятельность


Можно ли через исследовательскую и проектную деятельность сформировать самостоятельную творческую личность?


За последние годы ценностные ориентиры во многих сферах жизни общества изменились в сторону направленности на творческую самореализацию личности. Современная экономика характеризуется ростом темпа смены технологий, растет число творческих профессий, требующих самостоятельного принятия решений в условиях неопределенности.

В документах, раскрывающих основные направления развития образования, также подчеркивается идея формирования самостоятельной творческой личности, умеющей принимать решения и отвечать за них, способной нести ответственность за себя и своих близких, обладающей набором компетенций, как ключевых, так и по различным отраслям знаний, толерантностью, готовностью действовать в нестандартных ситуациях.

В связи с этим возникает необходимость смещения ценностных ориентиров деятельности учителя в сторону осознания им необходимости перехода от учения как процесса запоминания к учению как процессу умственного развития и воспитания активной творческой личности.

Целью своей деятельности считаю формирование самостоятельной творческой личности, способной применять полученные знания и умения в социуме.

Для реализации данной цели решаю следующие задачи:

  1. Приобщение обучающихся к творческой деятельности.

  2. Формирование умений анализировать, систематизировать, раскрывать причинно-следственные связи, делать выводы.

  3. Вовлечение обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность.

Анализируя новейшие подходы к образованию, обозначил для себя два основных подхода к формированию самостоятельной творческой личности. Первый путь предполагает создание таких условий образования, при которых формирование у школьников универсальных методов познавательной, ценностно-ориентационной и практической деятельности происходит непосредственно в рамках учебного процесса. Второй путь основывается на приоритете самообразовательной деятельности обучающихся. И в первом, и во втором случае необходимо создать условия, предполагающие формирование у обучающихся интереса к познанию и открытию мира, готовность к сотрудничеству, способность принимать решения, самостоятельность мышления, гибкость и критичность ума.

С целью более эффективного формирования творческих способностей я применяю следующие технологии:

  • проблемно-диалогического обучения,

  • проектно - исследовательскую,

  • работа в малых группах,

  • здоровьесберегающие,

  • информационно-коммуникационные.

Технология проблемно-диалогического обучения позволяет достичь высокой активности обучающихся, научить детей мыслить самостоятельно, уметь выдвигать гипотезы и решать проблемы, привлекая знания из различных областей науки.

Работа в малых группах способствует формированию и развитию социально-активной личности, так как дает возможность всем обучающимся участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, развивает умение активно слушать, помогает разрешать возникающие разногласия.

Технология развития критического мышления позволяет развивать у

Работая в режиме развивающего обучения, пришел к выводу, что проектно –исследовательская деятельность как никакая другая способствует формированию самостоятельной творческой личности, способной применять полученные знания и умения в социуме.

Эта технология позволила так организовать учебную и внеучебную деятельность, в которой ученик ведет самостоятельный поиск, выявляет и конкретизирует способы действия, применяет их для решения новых вариантов учебных задач, обосновывает свои действия.

Обучающиеся освоили несколько видов проектов: исследовательские, творческие, приключенческие, ознакомительно-ориентировочные.

Исследовательские проекты имеют хорошо продуманную структуру, четко поставленные цели, социальную значимость. Такие проекты, как правило, долгосрочны. Их разрабатывают мои ученики для участия в научно-исследовательских, научно-практических конференциях, творческих конкурсах. Примерами таких работ могут быть: «Влияние работы автотранспорта на окружающую среду и здоровье человека», «Создание занимательного пособия по технологии для младших школьников».

В ходе работы над проектом я корректирую направления и указы­ваю на главные ориентиры «маршрута» поисков: «Давай порассуждаем... Поищем ответ с помощью мысленного экспери­мента... Выдвинем гипотезу, идею, мелькнувшую мысль, догадку примем в качестве исходного до­пущения... Посмотрим, что получится... Сделаем первый шаг... второй...

Процесс работы над проектом немыс­лим без дискуссий, которые составляют основу проектной работы и предполагают на­личие у каждого участника своего мне­ния, готовность аргументировано защи­щать это мнение и, что наиболее важно, преодолев себя, отказаться от него, если оно ошибочно.

Работа над проектом, по моим наблюдени­ям, позволяет неуверенным в себе и недостаточно успешным в учебе детям найти свою нишу, где они могли бы себя реализовать и получить ощущение собст­венной значимости.

Результат работы по выполнению про­екта никто не оценит лучше самих участ­ников. Как правило, это происходит при разговоре уже после выступления. Такой разговор позволяет мне судить об изме­нениях в мышлении, произошедших в умах участников. Он может быть своеоб­разным подведением итогов и подготов­кой к следующему проекту.

Одно из достоинств проектно-исследовательской деятель­ности — создание в школе особой образовательной атмосферы, дающей де­тям возможность попробовать себя в раз­личных направлениях учебной деятельно­сти и развить свои универсальные умения. Она позволяет:

  • повысить мотивацию изучения пред­метов школьной программы;

  • реализовать комплексное восприятие учебных предметов;

•принимать самостоятельные реше­ния;

•поверить в свои силы.

В процессе общения меняется и роль учителя. Из всеведуще­го, непререкаемого наставника он посте­пенно превращается в компетентного коллегу, старшего партнера по исследова­нию и разработке проекта, в квалифици­рованного эксперта-консультанта, иници­атора интересных начинаний, бросивше­го вызов сообразительности, изобрета­тельности и творческой фантазии учени­ков.

Внедрение проектно-исследовательской деятельности позволяет успешно формировать у обучающихся необходимые навыки самостоятельной работы, повышать от класса к классу уровень мотивации и творческой активности, усилить интеграционную составляющую обучения, обеспечивать качество образования.

В процессе деятельности отслеживаю результаты, провожу диагностику. Результаты диагностики свидетельствуют, что наблюдается повышение уровня мотивации, повысился уровень креативности обучающихся, а, в целом, качество и результативность обучения.