СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая статья по теме: «Формирование познавательных компетентностей у младших школьников через различные виды упражнений на уроках окружающего мира в 1 классе».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование познавательных компетентностей у младших школьников через различные виды упражнений на уроках  окружающего мира в 1 классе.

Просмотр содержимого документа
«Методическая статья по теме: «Формирование познавательных компетентностей у младших школьников через различные виды упражнений на уроках окружающего мира в 1 классе».»

Казенное общеобразовательное учреждение Воронежской области,

«Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»

(КОУ ВО «ЦЛПДО»)






Методическая статья по теме: «Формирование познавательных компетентностей у младших школьников через различные виды упражнений на уроках окружающего мира в 1 классе».









Выполнила:

методист,

учитель начальных классов


Чайка

Екатерина Васильевна







Воронеж 2017

Формирование познавательных компетентностей у младших школьников через различные виды упражнений на уроках окружающего мира в 1 классе.

Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование познавательных компетенций младших школьников.

Актуальность проблемы формирования познавательных компетентностей для начального общего образования обусловлена следующими факторами:

  • разрыв между знаниями учащихся начальной школы и умением применять эти знания на практике;

  • преодоление несоответствия результатов существующей системы образования новым социально-экономическим задачам государства;

  • необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми учащимися;

  • необходимостью сохранения единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы;

Познавательные компетенции - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

По мнению доктора педагогических наук Германа Селевко, компетенция – готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели. Под внутренними ресурсами понимаются знания, умения, навыки, надпредметные умения, компетентности (способы деятельности), психологические особенности, ценности и т.д. Компетентности – качества, приобретенные через проживание ситуаций, рефлексию опыта

О важности сформированных познавательных компетентностей для последующих этапов обучения В.А. Сухомлинский писал 30 лет назад «...главная задача начальных классов – это научить ребенка учиться. Научить его пользоваться тем инструментом, без которого ему с каждым годом все труднее и труднее овладевать знаниями, без которого он становится неуспевающим и неспособным. Вот здесь и возникает разрыв между начальными классами и дальнейшими ступенями обучения. В начальных классах мы очень робко, несмело даем в руки ребенку инструмент, без совершенного владения которым невозможно представить его интеллектуальную жизнь, его всестороннее развитие. А потом в средних классах учителя требуют, чтобы инструмент этот в руках ребенка действовал быстро и безотказно. Учитель даже не интересуется, в каком состоянии этот инструмент, забывает, что его постоянно надо налаживать, не видит, что зачастую индивидуальный инструмент в руках ребенка сломался и только поэтому ребенок не может дальше учиться».



Для учащихся начальной школы общий уровень развития познавательных компетентностей во многом определяется многообразием и характером видов познавательных универсальных учебных действий (УУД).

Познавательные универсальные действия включают:

общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.


Общеучебные универсальные действия:

— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

— поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

— структурирование знаний;

— осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

— выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

— рефлексия способов и условий действия, контроль и

оценка процесса и результатов деятельности;

— смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств

массовой информации;

— постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково- символические действия:

— моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково - символическая);

— преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.


Логические универсальные действия:

— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

— синтез — составление целого из частей, в том числе

самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

— выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

— подведение под понятие, выведение следствий;

— установление причинно- следственных связей;

— построение логической цепи рассуждений;

— доказательство;

— выдвижение гипотез и их обоснование.


Постановка и решение проблемы:

— формулирование проблемы;

— самостоятельное создание способов решения проблем

творческого и поискового характера.


В результате изучения курса «Окружающий мир» выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.


Выпускник начальной школы получит возможность научиться:

осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым

чувство исторической перспективы наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;

проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в

официальной обстановке, участвовать в коллективной

коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.



Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий к концу обучения младшего школьника

Познавательные универсальные учебные действия, отражающие

методы познания окружающего мира:

-различать методы познания окружающего мира по его целям


(наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление);


– выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в


процессе их рассматривания (наблюдения);


– анализировать результаты опытов, элементарных исследований;


фиксировать их результаты;


– воспроизводить по памяти информацию, необходимую для


решения учебной задачи;


– проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;


– применять таблицы, схемы, модели для получения информации;


– презентовать подготовленную информацию в наглядном и


вербальном виде;

Познавательные универсальные учебные действия, формирующие

умственные операции

сравнивать различные объекты: выделять из множества один или


несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять


характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов;


– выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах;


– классифицировать объекты (объединять в группы по


существенному признаку);


– приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых


положений;


– устанавливать причинно-следственные связи и зависимости


между объектами, их положение в пространстве и времени;


– выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения



Познавательные универсальные учебные действия, формирующие

поисковую и исследовательскую деятельность

-высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы,


- составлять план простого эксперимента;


– выбирать решение из нескольких предложенных, кратко


обосновывать выбор (отвечать на вопрос «почему выбрал именно этот способ?»);


– выявлять (при решении различных учебных задач) известное и


неизвестное;


– преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;


– моделировать различные отношения между объектами


окружающего мира (строить модели), с учетом их специфики (природный, математический, художественный и др.);


– исследовать собственные нестандартные способы решения;


– преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески


переделывать.



Предлагаю виды упражнений, которые помогут педагогу формировать у детей познавательные компетенции на уроках окружающего мира в начальной школе на примере учебника А.А. Плешакова «Окружающий мир», 1 класс, часть 2, М., «Просвещение», 2011 .

Упражнения, которые позволяют учащимся овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей на уроках окружающего мира.

Тема урока «Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?»

Общеучебного характера

  1. Перечислите известные вам названия лесных и луговых цветов.

  2. Как вы думаете, чем они отличаются от садовых?

  3. Обсудите в парах в чём взаимосвязь цветов и бабочек?

  4. Придумайте сказочную историю, которая будет начинаться так:

«Одним ранним летним утром села бабочка на колокольчик…..



Логического характера



  1. Есть ли у вас любимый цветок? Он садовый или луговой? Объясните, почему именно он вам нравится больше других?

  1. Сравните колокольчик садовый с лесным колокольчиком.

Что у них общего? Чем различаются?

  1. Сравните различные виды бабочек. Что у них общего? Чем различаются?

  2. Обсудите в парах в чём взаимосвязь цветов и бабочек?

  3. Выскажи предположение: Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?

  4. Что произойдет, если… исчезнут все цветы?

На сферу применения

  1. Вылепи из пластилина цветок и бабочку.



Упражнения в использовании знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.



  1. Придумай и нарисуй свои знаки по охране редких видов цветов и бабочек.

  2. Реши кроссворд.

  3. Расскажи по схеме о бабочке.

  • Название бабочки.

  • Окрас.

  • Места обитания.

  • Чем питается?

  • Какие растения предпочитает?

Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Литература:

Асмолов, Бурменская, Володарская - Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий Издательство: Просвещение, 2011

Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования / Е.В. Бондаревская // Педагогика. - 1997. - № 4. - С. 11 - 17.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151с.

Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.- 2-е изд., испр. и доп. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. – 208с.

Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. – М., 1973.


Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Издательство: Просвещение, 2011г.