Технология современного урока
«Урок- «клеточка» педагогического процесса.
В нем как солнце в капле воды,
отражаются все его стороны.
Если не вся, то значительная часть
педагогики концентрируется в уроке»
М.Н. Скаткин
«От метода преподавания,— писал А.В. Луначарский,— зависит, будет ли класс смотреть на занятия как на каторгу или класс этот будет спаян единством интересной работы и проникнут благодарной дружбой к своему учителю».
Всякое познание начинается с удивления. Удивление есть момент пробуждения интереса к предмету изучения. В преподавании русского языка и литературы особое значение приобретает развитие интереса к предмету у любого ребенка. Необходимо, чтобы каждый урок был радостным и интересным, активизировал творческие силы учащихся, наконец, давал не только знания, расширяющие кругозор, но и поставил ребенка перед ситуацией нравственного выбора, принятия в жизни правильного решения. Конечно, о работе учителя судят по конечному результату - это уровень обученности учеников. Но, я считаю, что показателем настоящей образованности- живого знания - должны быть:
умение видеть проблему, ставить вопросы, способность рассматривать объект или явление с разных точек зрения, предлагать практические способы решения. Ведь выпускника делает неприспособленным к жизни вовсе не отсутствие знаний правописания, а отсутствие личностных качеств и вышеперечисленных умений и компетенций. Традиционные методы не отвечают ни потребностям обучения, ни требованиям, предъявляемым учащимся. Анализ учебно-воспитательного процесса, работа с учащимися показывают, что нынешняя система образования не формирует гибкости мышления, не учит школьников приспосабливаться к быстроменяющимся условиям жизни и даже мало способствует развитию творческого мышления учащихся.
В последнее время замечаем низкий уровень
подготовки учащихся, проявление
пассивности, безынициативности, а также
снижение интереса к учебе, неспособность к
мобильности. На нынешнем этапе
формируется социальный заказ на всесторонне развитых, одаренных и талантливых людей, способных к самостоятельной работе, умеющих действовать в условиях неопределенности, ощущающих потребность в непрерывном образовании.
Процесс считается законченным, когда достигнута цель. Как при всех субъективных трудностях в преподавании русского и литературы (большой объем изучаемого материала, нехватка времени) вернуть учащихся к живому эмоциональному восприятию? Как соединить эмоциональное с рациональным? Как пробудить интерес? Как….?
В качестве технических средств активизации, я использую методы проблемного обучения, технологии критического мышления, игровые методы, дифференциацию обучения и интерактивные методов.
Таким образом, суть технологий обучения заключается в органичном соединении изучения собственных затруднений с обучением новым средствам и способам такого изучения. Применение активных методов обучения (метод “мозгового штурма”, тренинги, диалоги, дискуссии, игры и …) должно быть отправной точкой, от которой отталкиваются учитель и учащиеся в процессе обучения.
Добиться высокой эффективности при проведении урока учитель может лишь при условии правильного выбора метода обучения с учетом конкретных условий и возможностей каждого класса. «От метода преподавания,— писал А.В. Луначарский,— зависит, будет ли класс смотреть на занятия как на каторгу или класс этот будет спаян единством интересной работы и проникнут благодарной дружбой к своему учителю». Как показывает мировая практика, большого успеха в работе добиваются учителя, овладевшие новейшими методами и новыми педагогическими технологиями, направленными на включение учащихся в самостоятельную поисковую работу.
«Урок есть искусство, его и надо доводитьна уровень искусства. Бывают уроки интересные, чем любой спектакль…» С.Л.Соловейчук
Особое место, роль и значение занимает в
этом процессе урок. К методам ведения урока по новой педагогической технологии относятся нетрадиционные уроки: урок-диалог, урок-беседа, урок-экскурсия. урок-игра, урок-концерт, урок-ярмарка, урок-лекция, урок-диспут, урок-КВН, урок- конференция. После изучения любого раздела я всегда провожу итоговое занятие в форме вышеуказанных нетрадиционных уроков, цель которых — активизировать мыслительную деятельность учеников, обобщить и систематизировать их знания по различным темам. Смогут ли современные уроки активизировать силы учащихся и стать интересными и радостными? Конечно, смогут, если учитель расширит практическую направленность занятий по русскому языку, используя уроки-зачеты, уроки-аукционы, уроки-сказки, уроки-размышления и другие формы.
Ситуация современного урока – ситуация расставания с уроком строгим, характеризуется проверенной регламентацией, исполнительностью учеников, точными очертаниями учебного материала, и встреча с малоизученным и не совсем знакомым уроком СВОБОДНЫМ.
Три постулата заложены в основании нового урока:
ПЕРВЫЙ: «Урок есть открытие истины, поиск и осмысление ее в совместной деятельности учителя и ученика. Целью урока всегда является открытая наукой закономерность мира, адаптированная для детского восприятия. Но стратегия урока должна выходить за пределы простой передачи знаний. Ведь урок — это духовное общение группы, содержанием которого является научное знание.
Истина не вкладывается в ребенка, как в мешок. Ее можно только постигнуть, наполнив личностным смыслом. И тогда многое в процессе обучения перестанет быть проблематичным с позиции запоминания.
ВТОРОЙ постулат новой технологии урока: «Урок есть часть жизни ребенка». Строгий урок предполагал забвение ее за порогом школы, максимальное устремление к знаниям. Свободный урок есть протекание 45-минутного момента жизни, как продолжение ее домашней, уличной. Разумеется, в иных условиях.
ТРЕТИЙ постулат современной технологии урока звучит так: «Человек на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в виде средства».
Совет 1: творческие принципы в организации урока
Свободный урок — это, прежде всего, урок, освобожденный от страха: никто никого не боится на уроке, никто никого не пугает. Здесь, правда, одной доброй воли недостаточно. Очень многое зависит от профессионализма учителя. Поскольку урок — общение человека с другим человеком, то педагог должен предъявлять ученикам наивысшие образцы культуры общения.
Отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении.
Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке. Различные формы групповой работы на уроке.
Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока.
Поддержка альтернативности, множественности мнений.
Развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения.
«Скрытая» (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям.
Использование оценки в качестве формирующего (а не только результирующего) инструмента.

Совет 2. УДИВЛЯЙ! Даже у опытного учителя урок «не пойдет», если он не будет начинаться каждый раз по-новому.
А.А.Окунев
У каждого учителя в «методической
копилке» накоплены свои, «фирменные»
методы и приемы, хотя специальных
работ, посвященных включению данных методов и приемов в организационный момент урока, в педагогической литературе нет. Отдельные методы и приемы рассматриваются в публикациях, посвященных методикам преподавания отдельных предметов, в отдельных статьях, на которые сделаны ссылки в списке литературы, в связи с чем особенно интересен опыт учителей.
Петербургский учитель А. А. Окунев в своей книге: «Спасибо за урок, дети» говорит о том, что даже у опытного учителя урок «не пойдет», если он не будет начинаться каждый раз по-новому: середина и конец урока могут быть традиционными, но начало должно быть оригинальным (автор в книге приводит до полутора десятков неповторяющихся начал урока). Например:
на доске записаны вопросы по изучаемой теме и ответы к ним, среди которых есть как верные, так и неверные. Где допущены ошибки?
дается традиционное задание с уже имеющимся традиционным для него решением. Предлагается найти более целесообразное (более короткое, рациональное) решение;
на доске дана схема или чертеж (в зависимости от особенностей изучаемого предмета), и методом «мозгового штурма» нужно осуществить поиск возможности изложения изучаемого материала с помощью этой схемы или чертежа;
предлагается задание, которое можно выполнить только с опорой на жизненный опыт учащихся, их смекалку;
- дается задание на тренировку памяти, наблюдательности, на поиск закономерностей по материалу, хорошо усвоенному школьниками;
- на столе у каждого ученика лежит чистый лист бумаги. Объявив тему урока, учитель сообщает, что в конце урока по некоторым рассмотренным вопросам будет проведена проверочная работа на 15 минут;
на доске записаны вопросы, ответы на которые помогут учащимся
осмыслить ключевые моменты темы и лучше запомнить;
учащимся дается небольшая исследовательская работа по определенному плану;
- урок начинается с чтения по фразам (или абзацам) заданного для самостоятельного изучения материала (текста учебника или иного учебного пособия) и коллективного обсуждения его смысла. Ученики отвечают на вопросы учителя, доказывают глубину изучения темы. Если класс оказывается в затруднительном положении, то отвечают учащиеся - консультанты по этой теме;
- если на дом было задано сочинить самостоятельно рассказ (сказку) по данной теме и составить кроссворд, то, естественно, начинать урок необходимо с домашнего творческого задания.
Совет 3 . КАК ИНТЕРЕСНО НАЧАТЬ УРОК:
« Расскажи - и я забуду,покажи –
и я запомню,дай попробовать - и я пойму». Китайская пословица
Огромное разнообразие нетрадиционных
уроков, использование учителями
всевозможных методов и форм обучения
вызвано большой свободой выбора так называемых парадигм образования. Парадигма - это всего лишь образец, который задает требования к уроку. Независимо оттого, в какой парадигме работает учитель: традиционной, развивающей, личностно-ориентированной, он обязательно начинает урок. Начало урока - один из важнейших его моментов. Организационный момент (оргмомент) предназначен для создания у учащихся рабочей настроенности. Каждый учитель стремится к быстрому включению детей в работу. Его неправильная организация (недооценивание, затягивание, незнание методики), как правило, приводит к появлению методических недочетов в организации основной части урока.
Оргмомент требует от учителя творческого подхода, вариации различных приемов, поиска своеобразной формы, отвечающей содержанию каждого урока и собственного стиля педагогической деятельности
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
С самого начала учебного процесса демонстрируйте детям свое полное к ним доверие.
Помогайте учащимся в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым ребенком в отдельности.
Исходите из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению.
Развивайте в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его.
Активно участвуйте в групповом взаимодействии, стремитесь к достижению симпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника.
Четкое начало урока дисциплинирует учащихся, позволяет им быстро включиться в работу, способствует экономии времени. Нетрадиционные, проблемно-развивающие, личностно-ориентированные уроки предполагают быстрое включение учащихся в познавательную деятельность, активизацию их мышления через необычное начало урока, которое сразу же мобилизует внимание детей. Решению этих задач способствуют «активные методы и приемы обучения», все больше и больше привлекающие внимание учителей.
«Активные методы» - это совокупность средств, способов, приемов, побуждающих учащихся к активной познавательной деятельности.
Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом на сообщение обучающимся готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, па организацию их самостоятельного получения знаний, освоение умений в процессе активной познавательной деятельности.
К данным приемам обучения на уроке в моей практике работы относятся: опорные схемы, диалог, мозговой штурм, мозговая атака, постановка проблемных вопросов и, как следующий этап, перевод их в проблемные ситуации, интенсивный опрос, коммуникативная атака, игровые моменты и т.д.
На данном этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данный раздел программы, тему, что именно им придется изучить и освоить, какова основная задача предстоящей работы. Учащиеся под руководством учителя должны выяснить, готовы ли они к изучению материала, чего им недостает, что именно они должны проделать, чтобы успешно выполнить основную учебную задачу. Мотивационный этап обычно состоит из следующих учебных действий:
1. Создание учебно-проблемной ситуации, вводящей учащихся в предмет изучения предстоящей темы (раздела) программы. Учебно-проблемная ситуация может быть создана учителем разными приёмами:
а) постановкой перед учащимися задачи, решение которой возможно лишь на основе изучения дайной темы;
б) беседой (рассказом) учителя о теоретической и практической значимости предстоящей темы (раздела) программы;
в) рассказом учителя о том, как решалась проблема в истории науки.
2. Формулировка основной учебной задачи. Обсуждение основного противоречия (проблемы) в созданной учебно-проблемной ситуации завершается формулированием основной учебной задачи, которая должна быть решена в процессе изучения данной темы (раздела)
программы. Формулировка основной учебной задачи играет значительную мотивационную роль в организации учебной деятельности учащихся. Учебная задача показывает учащимся тот ориентир, на который они должны направлять свою деятельность в процессе изучения данной темы (раздела).
Учебная задача создаст основу для постановки каждым учащимся перед собой определенных целей, направленных на изучение учебного материала. «Не может возникнуть никакой целесообразной деятельности без наличия цели и задачи, пускающей в ход этот процесс, дающей ему направление», - писал Л. С. Выготский3. Важное условие организации учебной деятельности - подведение учащихся к самостоятельной постановке и принятию учебных задач, что мы видим в структуре организационного периода уроков проблемно-развивающего типа.
3. Самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей деятельности по изучению данной темы. После того, как основная учебная задача сформулирована, понята и принята учащимися, намечается и
обсуждается план предстоящей работы. Это создает у учащихся ясную
перспективу работы. Учитель сообщает, что нужно знать и уметь для изучения темы, что из этого у учеников наличествует, а что требует пополнения. Формулируются целевые установки урока.
Урок является средой для мышления
Среди широко используемых сегодня технологии можно выделить: технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо», технология проблемного обучения, технология, основанная на уровневой дифференциации, методы интерактивного обучения.
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» - это современная «надпредметная» технология, которая решает следующие задачи: 1. Повышение интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала, культуры письма; 2. Формирование навыков написания текстов различных жанров; 3. Развитие способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности; 4. Формирование коммуникативных навыков.
Цель данной технологии - дать методические инструкции, которые способствовали бы развитию критического мышления у обучающихся. Критическое мышление - сложный мыслительный процесс, который начинается с получения информации и заканчивается принятием решения. Это процесс интеграции идей и творческого их осмысления на пути создания собственных концепций. В центре находится обучающийся, перед которым стоит проблема. Решение он ищет сам, а источники могут быть разными, также как и сами решения. Задачи учителя:
1. Создать условия, обеспечивающие открытые и требовательные взаимоотношения.
2. Использовать в преподавании схему, которая обеспечивает критическое мышление и самообразование: побуждение интереса (постановка учебной задачи); осознание значения (поиск ответов, исследование проблемы); отражение (обсуждение проблемы).
3. Использовать эффективные приемы, чтобы пробудить критическое мышление и самообразование. 4. Стать размышляющим практиком, что означает продолжать обучаться преподаванию.
Задачи обучающихся:
1. Думать критически.
2. Брать на себя ответственность за свое образование.
3. Работать кооперативно с другими.
4. Стать пожизненным учеником, что значит развивать любознательность, научиться поисковым стратегиям и стратегиям по освоению знаний.
Проект предполагает обучение через информацию, которая будет использована в решении определенных проблем. Урок является средой для мышления. Благодаря критическому мышлению учение превращается из рутинной «школярской» работы в целенаправленную, содержательную деятельность, в ходе которой ученики проделывают реальную интеллектуальную работу.
Под интерактивной методологией, которая охватывает широкий диапазон задач и типов взаимодействия, подразумевается обучение через участие и взаимодействие, когда обучаемые формируют знания, навыки и отношение к изучаемому предмету на базе имеющегося и приобретаемого в процессе обучения. Роль учителя меняется от передатчика информации к ведущему процесса обучения, основанного на взаимодействии между участниками процесса.
Один из ключевых принципов интерактивной методологии - то, что жизненный опыт учащихся является ключевым ресурсом обучения, поскольку мы взаимодействуем друг с другом повседневно.
Интерактивная методология охватывает широкий диапазон задач и типов взаимодействия.
В процессе обучения происходит взаимодействие учащегося с:
- учителем;
- другим учащимся (работа в паре);
- малой группой (3-5 учеников). Интерактивный подход используется по следующим причинам:
- когда учащиеся делятся знаниями, обучаются и тот, кто получает информацию, и тот, кто ее дает;
- учащиеся овладевают информацией и навыками;
- через взаимодействие учащиеся получают практику демократического участия;
- в процессе активно участвуют учащиеся, которые не высказали бы свое мнение в общей дискуссии;
- учащиеся узнают, что у их соучеников есть свои представления, и они не обязательно совпадают с их собственными.
Спектр интерактивных методов обучения очень широк и многообразен. Самые распространенные «Мозговой штурм» - это хорошо известный и широко распространенный инструмент для решения проблем, дискуссия - метод обсуждения, основанный на имеющемся опыте группы.
Одним из возможных путей реализации задачи повышения образования учащихся является применение технологии, основанной на уровневой дифференциации. Дифференциация в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.
Цели технологии дифференцированного подхода в обучении:
- обучать на наивысшем уровне познавательных возможностей всех учащихся;
- обучать не только знаниям, умениям и навыкам, но и способам умственной деятельности, методам приобретения знании;
- развитие интеллектуальной, эмоционально ценностной, волевой сфер ученика;
- обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей.
Педагогическая технология, основанная на уровневой дифференциации, предполагает личностно-ориентированную модель обучения, организацию преимущественно индивидуальной формы, сочетающейся с фронтальной и групповой формами учебных занятии.
Эти формы являются одним из условии активизации учения школьников. Процесс обучения необходимо ориентировать на создание условий для самореализации способностей всех учащихся и тем самым обеспечивать успешное усвоение. Необходимо так построить процесс обучения, чтобы все учащиеся могли максимально развить свои способности и успешно усвоить инвариантное содержание образования.
Однако в практике обучения я чаще всего использую интегральный метод, который включает компоненты перечисленных нами методов. Так при ведении беседы я использую элементы критического мышления и проблемного обучения. Строю вопросы беседы в соответствии данным методом. На этапе закрепления и углубления речевых навыков формирования языковой компетенции широко применяю интерактивную методику. Это парная работа для развития диалогической речи, групповая работа; метод «мозгового штурма», когда учащиеся должны высказать идеи и доказать или опровергнуть это, и методика авторского стула, когда учащиеся составляют рассказ, сказку. Это лингвистический эксперимент, когда сравниваются и сопоставляются языковые явления с родным языком, делается вывод, обобщение. На этапе контроля и закрепления темы я использую технологию Ж. Караева - разноуровневую систему для проверки знания, комплексную проверку знаний.Реализация данного метода позволяет не только дифференцировать класс на группы, но и максимально индивидуализировать процесс обучения, учитывая степень подготовленности учащихся к решению поставленных учебных задач урока. данная технология, основанная на уровневой дифференциации, позволяет качественно проверить знания учащихся. Таким образом, технология, которую я использую на уроке, носит комбинированный интегральный характер. Выбор методов обучения и интегральной технологии зависит от характера учебных задач урока, от содержания урока, от степени подготовленности учащихся к новой теме.
При контроле я не ограничиваемся проверкой знаний, а проверяю соответственно по каждому уровню:
1) как знает ученик;
2) как понимает;
3) как применяет;
4) умеет ли анализировать, классифицировать систематизировать знания;
5) умеет ли создавать, т.е. конструировать, выдвигать гипотезу;
б) производить самооценку.
Таким образом, современная технология она ориентирована не на контроль знания, а на формирование коммуникативной компетенции, в состав которой входит и языковая и речевая подготовленность учащихся.
Технология моего урока
Носит
ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР
Комбинированный
И
Технология развития критического мышления
Технология проблемного обучения
з
элементов
и методов
Интерактивые методы
Технология дифференцированного обучения
Методика атрибутивного анализа художественного произведения (Литература)
Методика комплексного анализа текста (интеграция русского и литературы)

учеников
10