СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая статья "Технология современного урока"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Необходимо, чтобы каждый урок был радостным и интересным, активизировал творческие силы учащихся, наконец, давал не только знания, расширяющие кругозор, но и поставил ребенка перед ситуацией нравственного выбора, принятия в жизни правильного решения.     

Просмотр содержимого документа
«Методическая статья "Технология современного урока"»

Технология современного урока


«Урок- «клеточка» педагогического процесса.

В нем как солнце в капле воды,

отражаются все его стороны.

Если не вся, то значительная часть

педагогики концентрируется в уроке»

М.Н. Скаткин


«От метода преподавания,— писал А.В. Луначарский,— зависит, будет ли класс смотреть на занятия как на каторгу или класс этот будет спаян единством интересной работы и проникнут благодарной дружбой к своему учителю».

Всякое познание начинается с удивления. Удивление есть момент пробуждения интереса к предмету изучения. В преподавании русского языка и литературы особое значение приобретает развитие интереса к предмету у любого ребенка. Необходимо, чтобы каждый урок был радостным и интересным, активизировал творческие силы учащихся, наконец, давал не только знания, расширяющие кругозор, но и поставил ребенка перед ситуацией нравственного выбора, принятия в жизни правильного решения. Конечно, о работе учителя судят по конечному результату - это уровень обученности учеников. Но, я считаю, что показателем настоящей образованности- живого знания - должны быть: умение видеть проблему, ставить вопросы, способность рассматривать объект или явление с разных точек зрения, предлагать практические способы решения. Ведь выпускника делает неприспособленным к жизни вовсе не отсутствие знаний правописания, а отсутствие личностных качеств и вышеперечисленных умений и компетенций. Традиционные методы не отвечают ни потребностям обучения, ни требованиям, предъявляемым учащимся. Анализ учебно-воспитательного процесса, работа с учащимися показывают, что нынешняя система образования не формирует гибкости мышления, не учит школьников приспосабливаться к быстроменяющимся условиям жизни и даже мало способствует развитию творческого мышления учащихся.

В последнее время замечаем низкий уровень

подготовки учащихся, проявление

пассивности, безынициативности, а также

снижение интереса к учебе, неспособность к

мобильности. На нынешнем этапе

формируется социальный заказ на всесторонне развитых, одаренных и талантливых людей, способных к самостоятельной работе, умеющих действовать в условиях неопределенности, ощущающих потребность в непрерывном образовании.
Процесс считается законченным, когда достигнута цель. Как при всех субъективных трудностях в преподавании русского и литературы (большой объем изучаемого материала, нехватка времени) вернуть учащихся к живому эмоциональному восприятию? Как соединить эмоциональное с рациональным? Как пробудить интерес? Как….?

В качестве технических средств активизации, я использую методы проблемного обучения, технологии критического мышления, игровые методы, дифференциацию обучения и интерактивные методов.
Таким образом, суть технологий обучения заключается в органичном соединении изучения собственных затруднений с обучением новым средствам и способам такого изучения. Применение активных методов обучения (метод “мозгового штурма”, тренинги, диалоги, дискуссии, игры и …) должно быть отправной точкой, от которой отталкиваются учитель и учащиеся в процессе обучения.
Добиться высокой эффективности при проведении урока учитель может лишь при условии правильного выбора метода обучения с учетом конкретных условий и возможностей каждого класса. «От метода преподавания,— писал А.В. Луначарский,— зависит, будет ли класс смотреть на занятия как на каторгу или класс этот будет спаян единством интересной работы и проникнут благодарной дружбой к своему учителю». Как показывает мировая практика, большого успеха в работе добиваются учителя, овладевшие новейшими методами и новыми педагогическими технологиями, направленными на включение учащихся в самостоятельную поисковую работу.



«Урок есть искусство, его и надо доводитьна уровень искусства. Бывают уроки интересные, чем любой спектакль…» С.Л.Соловейчук

Особое место, роль и значение занимает в

этом процессе урок. К методам ведения урока по новой педагогической технологии относятся нетрадиционные уроки: урок-диалог, урок-беседа, урок-экскурсия. урок-игра, урок-концерт, урок-ярмарка, урок-лекция, урок-диспут, урок-КВН, урок- конференция. После изучения любого раздела я всегда провожу итоговое занятие в форме вышеуказанных нетрадиционных уроков, цель которых — активизировать мыслительную деятельность учеников, обобщить и систематизировать их знания по различным темам. Смогут ли современные уроки активизировать силы учащихся и стать интересными и радостными? Конечно, смогут, если учитель расширит практическую направленность занятий по русскому языку, используя уроки-зачеты, уроки-аукционы, уроки-сказки, уроки-размышления и другие формы.

Ситуация современного урока – ситуация расставания с уроком строгим, характеризуется проверенной регламентацией, исполнительностью учеников, точными очертаниями учебного материала, и встреча с малоизученным и не совсем знакомым уроком СВОБОДНЫМ.

Три постулата заложены в основании нового урока:

ПЕРВЫЙ: «Урок есть открытие истины, поиск и осмысление ее в совместной деятельности учителя и ученика. Целью урока всегда является открытая наукой закономерность мира, адаптированная для детского восприятия. Но стратегия урока должна выходить за пределы простой передачи знаний. Ведь урок — это духовное общение группы, содержанием которого является научное знание.
Истина не вкладывается в ребенка, как в мешок. Ее можно только постигнуть, наполнив личностным смыслом. И тогда многое в процессе обучения перестанет быть проблематичным с позиции запоминания.
ВТОРОЙ постулат новой технологии урока: «Урок есть часть жизни ребенка». Строгий урок предполагал забвение ее за порогом школы, максимальное устремление к знаниям. Свободный урок есть протекание 45-минутного момента жизни, как продолжение ее домашней, уличной. Разумеется, в иных условиях.
ТРЕТИЙ постулат современной технологии урока звучит так: «Человек на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в виде средства».

Совет 1: творческие принципы в организации урока

Свободный урок — это, прежде всего, урок, освобожденный от страха: никто никого не боится на уроке, никто никого не пугает. Здесь, правда, одной доброй воли недостаточно. Очень многое зависит от профессионализма учителя. Поскольку урок — общение человека с другим человеком, то педагог должен предъявлять ученикам наивысшие образцы культуры общения.



  1. Отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении.

  2. Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке. Различные формы групповой работы на уроке.

  3. Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока.

  4. Поддержка альтернативности, множественности мнений.

  1. Развитие функции общения на уроке как условие обеспечения вза­имопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удов­летворения.

  2. «Скрытая» (педагогически целесообразная) дифференциация учащих­ся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям.

  3. Использование оценки в качестве формирующего (а не только ре­зультирующего) инструмента.


Совет 2. УДИВЛЯЙ! Даже у опытного учителя урок «не пойдет», если он не будет начинаться каждый раз по-новому.

А.А.Окунев


У каждого учителя в «методической

копилке» накоплены свои, «фир­менные»

методы и приемы, хотя специальных

работ, посвященных вклю­чению данных методов и приемов в организационный момент урока, в педагогической литературе нет. Отдельные методы и приемы рассматри­ваются в публикациях, посвященных методикам преподавания отдель­ных предметов, в отдельных статьях, на которые сделаны ссылки в спис­ке литературы, в связи с чем особенно интересен опыт учителей.

Петербургский учитель А. А. Окунев в своей книге: «Спасибо за урок, дети» говорит о том, что даже у опытного учителя урок «не пойдет», если он не будет начинаться каждый раз по-новому: середина и конец урока могут быть традиционными, но начало должно быть оригинальным (ав­тор в книге приводит до полутора десятков неповторяющихся начал уро­ка). Например:

  • на доске записаны вопросы по изучаемой теме и ответы к ним, среди которых есть как верные, так и неверные. Где допущены ошибки?

  • дается традиционное задание с уже имеющимся традиционным для него решением. Предлагается найти более целесообразное (бо­лее короткое, рациональное) решение;

  • на доске дана схема или чертеж (в зависимости от особенностей изучаемого предмета), и методом «мозгового штурма» нужно осу­ществить поиск возможности изложения изучаемого материала с помощью этой схемы или чертежа;

  • предлагается задание, которое можно выполнить только с опорой на жизненный опыт учащихся, их смекалку;

- дается задание на тренировку памяти, наблюдательности, на поиск закономерностей по материалу, хорошо усвоенному школьниками;

- на столе у каждого ученика лежит чистый лист бумаги. Объявив тему урока, учитель сообщает, что в конце урока по некоторым рас­смотренным вопросам будет проведена проверочная работа на 15 минут;

  • на доске записаны вопросы, ответы на которые помогут учащимся
    осмыслить ключевые моменты темы и лучше запомнить;

  • учащимся дается небольшая исследовательская работа по определенному плану;

- урок начинается с чтения по фразам (или абзацам) заданного для самостоятельного изучения материала (текста учебника или иного учебного пособия) и коллективного обсуждения его смысла. Уче­ники отвечают на вопросы учителя, доказывают глубину изучения темы. Если класс оказывается в затруднительном положении, то отвечают учащиеся - консультанты по этой теме;

- если на дом было задано сочинить самостоятельно рассказ (сказ­ку) по данной теме и составить кроссворд, то, естественно, начи­нать урок необходимо с домашнего творческого задания.

Совет 3 . КАК ИНТЕРЕСНО НАЧАТЬ УРОК:

« Расскажи - и я забуду,покажи –

и я запомню,дай попробовать - и я пойму». Китайская пословица





Огромное разнообразие нетрадиционных

уроков, использование учителями

всевозможных методов и форм обучения

вызвано большой свободой выбора так называемых парадигм образования. Парадигма - это всего лишь образец, который задает требования к уроку. Независимо оттого, в какой парадигме работает учитель: традици­онной, развивающей, личностно-ориентированной, он обязательно на­чинает урок. Начало урока - один из важнейших его моментов. Органи­зационный момент (оргмомент) предназначен для создания у учащихся рабочей настроенности. Каждый учитель стремится к быстрому включе­нию детей в работу. Его неправильная организация (недооценивание, за­тягивание, незнание методики), как правило, приводит к появлению ме­тодических недочетов в организации основной части урока.

Оргмомент требует от учителя творческого подхода, вариации раз­личных приемов, поиска своеобразной формы, отвечающей содержанию каждого урока и собственного стиля педагогической деятельности

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ


С самого начала учебного процесса демонстрируйте детям свое пол­ное к ним доверие.

Помогайте учащимся в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым ребенком в отдельности.

Исходите из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению.

Развивайте в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его.

Активно участвуйте в групповом взаимодействии, стремитесь к до­стижению симпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каж­дого школьника.


Четкое начало урока дисциплинирует учащихся, позволяет им быст­ро включиться в работу, способствует экономии времени. Нетрадицион­ные, проблемно-развивающие, личностно-ориентированные уроки пред­полагают быстрое включение учащихся в познавательную деятельность, активизацию их мышления через необычное начало урока, которое сразу же мобилизует внимание детей. Решению этих задач способствуют «ак­тивные методы и приемы обучения», все больше и больше привлекаю­щие внимание учителей.

«Активные методы» - это совокупность средств, способов, при­емов, побуждающих учащихся к активной познавательной деятельности.

Активное обучение предполагает использование такой системы ме­тодов, которая направлена главным образом на сообщение обучающимся готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, па организацию их самостоятельного получения знаний, освоение умений в процессе актив­ной познавательной деятельности.

К данным приемам обучения на уроке в моей практике работы относятся: опорные схемы, диалог, мозговой штурм, мозго­вая атака, постановка проблемных вопросов и, как следующий этап, пе­ревод их в проблемные ситуации, интенсивный опрос, коммуникативная атака, игровые моменты и т.д.

На данном этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данный раздел программы, тему, что именно им придется изучить и освоить, какова основная задача предстоящей работы. Учащи­еся под руководством учителя должны выяснить, готовы ли они к изуче­нию материала, чего им недостает, что именно они должны проделать, чтобы успешно выполнить основную учебную задачу. Мотивационный этап обычно состоит из следующих учебных действий:

1. Создание учебно-проблемной ситуации, вводящей учащихся в предмет изучения предстоящей темы (раздела) программы. Учебно-проблемная ситуация может быть создана учителем разными приёмами:

а) постановкой перед учащимися задачи, решение которой возмож­но лишь на основе изучения дайной темы;

б) беседой (рассказом) учителя о теоретической и практической зна­чимости предстоящей темы (раздела) программы;

в) рассказом учителя о том, как решалась проблема в истории науки.

2. Формулировка основной учебной задачи. Обсуждение основ­ного противоречия (проблемы) в созданной учебно-проблемной ситу­ации завершается формулированием основной учебной задачи, кото­рая должна быть решена в процессе изучения данной темы (раздела)
программы. Формулировка основной учебной задачи играет значитель­ную мотивационную роль в организации учебной деятельности уча­щихся. Учебная задача показывает учащимся тот ориентир, на кото­рый они должны направлять свою деятельность в процессе изучения данной темы (раздела).

Учебная задача создаст основу для постановки каждым учащим­ся перед собой определенных целей, направленных на изучение учеб­ного материала. «Не может возникнуть никакой целесообразной дея­тельности без наличия цели и задачи, пускающей в ход этот процесс, дающей ему направление», - писал Л. С. Выготский3. Важное усло­вие организации учебной деятельности - подведение учащихся к са­мостоятельной постановке и принятию учебных задач, что мы видим в структуре организационного периода уроков проблемно-развиваю­щего типа.

3. Самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей дея­тельности по изучению данной темы. После того, как основная учеб­ная задача сформулирована, понята и принята учащимися, намечается и
обсуждается план предстоящей работы. Это создает у учащихся ясную
перспективу работы. Учитель сообщает, что нужно знать и уметь для изу­чения темы, что из этого у учеников наличествует, а что требует пополне­ния. Формулируются целевые установки урока.

Урок является средой для мышления


Среди широко используемых сегодня технологии можно выделить: технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо», технология проблемного обучения, технология, основанная на уровневой дифференциации, методы интерактивного обучения.
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» - это современная «надпредметная» технология, которая решает следующие задачи: 1. Повышение интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала, культуры письма; 2. Формирование навыков написания текстов различных жанров; 3. Развитие способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности; 4. Формирование коммуникативных навыков.

Цель данной технологии - дать методические инструкции, которые способствовали бы развитию критического мышления у обучающихся. Критическое мышление - сложный мыслительный процесс, который начинается с получения информации и заканчивается принятием решения. Это процесс интеграции идей и творческого их осмысления на пути создания собственных концепций. В центре находится обучающийся, перед которым стоит проблема. Решение он ищет сам, а источники могут быть разными, также как и сами решения. Задачи учителя:
1. Создать условия, обеспечивающие открытые и требовательные взаимоотношения.
2. Использовать в преподавании схему, которая обеспечивает критическое мышление и самообразование: побуждение интереса (постановка учебной задачи); осознание значения (поиск ответов, исследование проблемы); отражение (обсуждение проблемы).
3. Использовать эффективные приемы, чтобы пробудить критическое мышление и самообразование. 4. Стать размышляющим практиком, что означает продолжать обучаться преподаванию.
Задачи обучающихся:
1. Думать критически.
2. Брать на себя ответственность за свое образование.
3. Работать кооперативно с другими.
4. Стать пожизненным учеником, что значит развивать любознательность, научиться поисковым стратегиям и стратегиям по освоению знаний.
Проект предполагает обучение через информацию, которая будет использована в решении определенных проблем. Урок является средой для мышления. Благодаря критическому мышлению учение превращается из рутинной «школярской» работы в целенаправленную, содержательную деятельность, в ходе которой ученики проделывают реальную интеллектуальную работу.
Под интерактивной методологией, которая охватывает широкий диапазон задач и типов взаимодействия, подразумевается обучение через участие и взаимодействие, когда обучаемые формируют знания, навыки и отношение к изучаемому предмету на базе имеющегося и приобретаемого в процессе обучения. Роль учителя меняется от передатчика информации к ведущему процесса обучения, основанного на взаимодействии между участниками процесса.
Один из ключевых принципов интерактивной методологии - то, что жизненный опыт учащихся является ключевым ресурсом обучения, поскольку мы взаимодействуем друг с другом повседневно.
Интерактивная методология охватывает широкий диапазон задач и типов взаимодействия.
В процессе обучения происходит взаимодействие учащегося с:
- учителем;
- другим учащимся (работа в паре);
- малой группой (3-5 учеников). Интерактивный подход используется по следующим причинам:
- когда учащиеся делятся знаниями, обучаются и тот, кто получает информацию, и тот, кто ее дает;
- учащиеся овладевают информацией и навыками;
- через взаимодействие учащиеся получают практику демократического участия;
- в процессе активно участвуют учащиеся, которые не высказали бы свое мнение в общей дискуссии;
- учащиеся узнают, что у их соучеников есть свои представления, и они не обязательно совпадают с их собственными.
Спектр интерактивных методов обучения очень широк и многообразен. Самые распространенные «Мозговой штурм» - это хорошо известный и широко распространенный инструмент для решения проблем, дискуссия - метод обсуждения, основанный на имеющемся опыте группы.
Одним из возможных путей реализации задачи повышения образования учащихся является применение технологии, основанной на уровневой дифференциации. Дифференциация в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.
Цели технологии дифференцированного подхода в обучении:
- обучать на наивысшем уровне познавательных возможностей всех учащихся;
- обучать не только знаниям, умениям и навыкам, но и способам умственной деятельности, методам приобретения знании;
- развитие интеллектуальной, эмоционально ценностной, волевой сфер ученика;
- обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей.
Педагогическая технология, основанная на уровневой дифференциации, предполагает личностно-ориентированную модель обучения, организацию преимущественно индивидуальной формы, сочетающейся с фронтальной и групповой формами учебных занятии.
Эти формы являются одним из условии активизации учения школьников. Процесс обучения необходимо ориентировать на создание условий для самореализации способностей всех учащихся и тем самым обеспечивать успешное усвоение. Необходимо так построить процесс обучения, чтобы все учащиеся могли максимально развить свои способности и успешно усвоить инвариантное содержание образования.
Однако в практике обучения я чаще всего использую интегральный метод, который включает компоненты перечисленных нами методов. Так при ведении беседы я использую элементы критического мышления и проблемного обучения. Строю вопросы беседы в соответствии данным методом. На этапе закрепления и углубления речевых навыков формирования языковой компетенции широко применяю интерактивную методику. Это парная работа для развития диалогической речи, групповая работа; метод «мозгового штурма», когда учащиеся должны высказать идеи и доказать или опровергнуть это, и методика авторского стула, когда учащиеся составляют рассказ, сказку. Это лингвистический эксперимент, когда сравниваются и сопоставляются языковые явления с родным языком, делается вывод, обобщение. На этапе контроля и закрепления темы я использую технологию Ж. Караева - разноуровневую систему для проверки знания, комплексную проверку знаний.Реализация данного метода позволяет не только дифференцировать класс на группы, но и максимально индивидуализировать процесс обучения, учитывая степень подготовленности учащихся к решению поставленных учебных задач урока. данная технология, основанная на уровневой дифференциации, позволяет качественно проверить знания учащихся. Таким образом, технология, которую я использую на уроке, носит комбинированный интегральный характер. Выбор методов обучения и интегральной технологии зависит от характера учебных задач урока, от содержания урока, от степени подготовленности учащихся к новой теме.
При контроле я не ограничиваемся проверкой знаний, а проверяю соответственно по каждому уровню:
1) как знает ученик;
2) как понимает;
3) как применяет;
4) умеет ли анализировать, классифицировать систематизировать знания;
5) умеет ли создавать, т.е. конструировать, выдвигать гипотезу;
б) производить самооценку.
Таким образом, современная технология она ориентирована не на контроль знания, а на формирование коммуникативной компетенции, в состав которой входит и языковая и речевая подготовленность учащихся.





Технология моего урока


Носит

ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР

Комбинированный

И

Технология развития критического мышления



Технология проблемного обучения

з

элементов

и методов

Интерактивые методы

Технология дифференцированного обучения





Методика атрибутивного анализа художественного произведения (Литература)

Методика комплексного анализа текста (интеграция русского и литературы)

















  • Характера учебных задач


  • Содержания урока



  • Степени подготовленности

учеников

10