СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический доклад "Роль социального партнерства в системе технического и профессионального образования"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методический доклад предназначен для ознакомления преподавателей с системой и приемами работы с социальными партнерами.

Просмотр содержимого документа
«Методический доклад "Роль социального партнерства в системе технического и профессионального образования"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

УЧРЕЖДЕНИЕ КОЛЛЕДЖ «БУРАБАЙ»












МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД


«РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ТЕХНИЧЕСКОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

















подготовила: методист, преподаватель

специальных дисциплин Проскурякова Е. Н.









г. Кокшетау 2017 г.


РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ТЕХНИЧЕСКОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



  • Основная задача развития технического и  профессионального образования – создание и внедрение технологий, обеспечивающих высокое качество образования и подготовки компетентного, мобильного, готового к продуктивной инновационной деятельности специалиста.


  • Цель современных   колледжей   – подготовить востребованного на рынке труда специалиста, владеющего новейшими типами оборудования и технологическими процессами.


Сегодня одной из главных задач системы профессионального образования, в связи с ростом требований к квалификации и качеству подготовки специалистов, является полный учёт требований работодателей. Умение быстро реагировать на изменения  рынка труда возможно только при создании системы социального партнерства. В связи с этим формирование социального партнёрства – достаточно длительный и сложный процесс, зависящий от целого ряда субъективных и объективных причин: состояния экономики, социальной обстановки,   а так же воли, желания и возможностей руководителей предприятий. Внедрение технологии социального партнёрства в  техническом и  профессиональном образовании является как раз тем механизмом, который способен сделать эффективным решение задач профессионального образования.

В сфере образования социальное партнерство означает установление взаимоотношений между учебными заведениями и работодателями - потребителями подготовленных этой сферой кадрами. Суть этих взаимоотношений состоит в том, что, с одной стороны, сфера образования должна осуществлять профессиональное обучение в соответствии с требованиями рынка, запросами предпринимателей на кадры в объемах и по составу специальностей, достаточных для всего хозяйства страны. С другой стороны, работодатели должны принимать активное участие в выработке стратегии образования, контроле над его качеством. Социальное партнерство в профессиональном образовании это особый тип взаимодействия образовательных учреждений с предприятиями-работодателями.  Основная цель социального партнерства - это содействие процессу подготовки и переподготовки конкурентоспособных квалифицированных работников, адаптирующихся к быстрым изменениям рынка труда. 

 





Социальное партнерство в образовательной сфере представляет собой совместное предприятие нескольких лиц (физических или юридических), каждое из которых участвует в нем не только своим капиталом, но и личным трудом. Это одна из важнейших юридических форм организации предпринимательства . Социальное партнерство представляет собой институт социально-мотивационного сотрудничества в осуществлении согласованной деятельности при соблюдении совместно принятых приоритетов.

Закономерности организации региональной системы подготовки профессиональных кадров и принципы формирования социального заказа позволили более целенаправленно разрабатывать новые подходы к подготовке специалистов в условиях многоуровневого  непрерывного профессионального образования.

Под социальным партнерством в профессиональном образовании сегодня понимается особый тип взаимодействия образовательных учреждений со всеми субъектами рынка труда, его институтами, территориальными органами управления, нацеленный на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса. Основными партнерами системы  профессионального   образования    являются   работодатели,   представленные различными объектами индустрии и сфер деятельности, профессиональными ассоциациями работодателей, отраслевыми органами управления, профсоюзами.

Для работодателей важны такие качества

будущих специалистов, как:

  • умение решать проблемы;

мыслить логически, использовать математические знания для решения реальных задач; 

  • способность отказываться от своей ошибочной позиции;

  • способность вариативного принятия решения;;

  • способность самореализации;

  • способность к широте познавательных интересов;

  • конкурентоспособность способность к проектированию;

  • способность вырабатывать операции и способы деятельности в иных ситуациях; 

  • способности планировать (выдвигать цели и средства их достиже­ния);

  • способности предвосхищать и прогнозировать возможные изменения проблемной ситуации;

  • способности прекращать или притормаживать деятельность на лю­бом этапе;

  • способности выбирать стратегию собственного обучения и моди­фицировать её, учась на своих и чужих ошибках.


 Профессиональная   практика   на   реальном   рабочем   месте позволяет   решать несколько задач:

-         завершает формирование специалиста;

-         дает исчерпывающую информацию о требованиях работодателя;

-         способствует решению вопроса трудоустройства выпускников;

-         позволяет организовать стажировку для преподавателей и мастеров;

-    способствует     развитию     взаимовыгодного    

 сотрудничества     между работодателями и образовательного комплекса.

Профессиональная   практика  по   своему  содержанию представляет собой   одну   из   форм   социального   партнерства  в   

профессиональном образовании.   По   уровню   организации   практики  

 работодатели   судят   о качестве подготовки специалистов в образовательном учреждении, на данном этапе формируется репутация комплекса у работодателей.

Следует рассмотреть еще один этап формирования специалистов -аттестацию как оценку знаний, умений и навыков уже сформированного специалиста. Такая оценка возможна при сотрудничестве образовательного учреждения и работодателей. Работодатели участвуют при проведении экзаменов, рецензировании дипломных работ, в составлении характеристик будущих специалистов после прохождения преддипломной практики.

Раскрывая  вопрос  о  социальном  партнерстве  можно выделить соответствующие формы его реализации:

- наличие     попечительского      совета,      обладающего     правом определения    структуры    и    объема   подготовки    кадров,    контроля    за эффективностью всех видов инвестиций и некоторыми другими функциями;

- целевая подготовка специалистов для отдельных предприятий, организаций, фирм или отдельно взятой системы (правоохранительных органов, банковских учреждений, социальных служб и т.д.).

- независимая оценка качества подготовки выпускника, предполагающая участие представителей отдельных учреждений, органов государственной власти, общественных организаций в работе итоговых государственных комиссий.

Сотрудничество с социальными партнерами направлено также и на совершенствование содержания профессиональных образовательных программ, оно реализуется через такие формы как:

-        практическое обучение студентов на реальных рабочих местах;

-        проведение индивидуальных занятий представителями работодателей;

-        участие работодателей в аттестации студентов;

-        стажировка преподавателей на реальных рабочих местах;

-        повышение  квалификации  работников  

(представителей  работодателя)  в образовательном учреждении;

-        трудоустройство выпускников;

-        участие работодателей в работе попечительского совета образовательного комплекса.

Таким образом, изменение подходов должно привести, с одной стороны, к необходимости разработки региональных программ развития  профессионального образования на основе социального заказа и социального партнерства, предполагающих взаимодействие субъектов системы образования для достижения преемственности различных уровней образования, а с другой стороны, к развитию самого социально-образовательного комплекса и к управлению этим развитием.

Любая образовательная программа должна являться результатом сотрудничества в области социального партнерства, если образовательное учреждение и система профессионального образования в целом заинтересованы в трудоустройстве своих выпускников.

 

Н.А. Назарбаев в своем послании к народу Казахстана указывал: «Мы должны по-новому осознать роль технического и профессионального образования, сформировать кадровый задел для высокотехнологических и наукоемких производств будущего». Инвестиции в человеческий капитал крайне необходимы для создания технически прогрессивной, производительной рабочей силы, которая может адаптироваться в быстро изменяющемуся миру. Каким должен быть выпускник - диктует работодатель, делая заказ на специалиста, а как этого достичь, определяет учебное заведение.

     Сегодня перед техническим и профессиональным образованием  поставлена основная задача – соответствие требованиям рынка труда  специалистов, которые нужны работодателю. Подготовка специалиста нового типа, обладающего конкурентоспособностью уже с момента окончания профессиональных учебных заведений – требование времени. И многое зависит и от взаимоотношений работодателей и учебного заведения. Интенсивно развивающийся рынок образовательных услуг стимулирует учебные заведения профессионального образования на укрепление социального партнерства.   Молодежь, вступающая в трудовую жизнь, должна получать профессию, навыки, знания, гарантирующие ей занятие достойного места в системе экономических отношений. 

 

   Основные направления в работе с социальными партнерами

1. Совершенствование содержания образования и организации образовательного процесса, контроль качества образования

Важным направлением взаимодействия с социальными партнерами в области содержания образования является их привлечение к разработке учебно-программной документации по подготовке специалистов. Такое взаимодействие должно быть направлено на обеспечение учета современных и перспективных требований к специалистам среднего звена, предъявляемых со стороны работодателей.

Социальное партнерство призвано играть важную роль в обеспечении практического обучения студентов, особенно по техническим специальностям, с использованием современного оборудования и технологий. С этой целью необходимо осуществлять:

организацию практического обучения студентов с использованием современной технологической базы предприятий;

расширение взаимодействия с социальными партнерами по развитию производственной деятельности средних специальных учебных заведений;

формирование учебно-производственных комплексов путем интеграции средних специальных учебных заведений с производством.

Средние специальные учебные заведения в обязательном порядке должны привлекать ведущих работодателей, являющихся потребителями кадров по отношению к данному образовательному учреждению, к обеспечению контроля качества подготовки специалистов путем участия в работе государственных аттестационных комиссий при проведении итоговой государственной аттестации выпускников.

2. Изучение рынка труда

Изучение рынка труда осуществляется во взаимодействии с социальными партнерами с целью обеспечения соответствия структуры и масштабов подготовки специалистов потребностям экономики.

Основными путями решения этой задачи являются следующие:

развитие взаимодействия средних специальных учебных заведений и региональных служб занятости населения;

функционирование служб содействия трудоустройству выпускников, организованных на базе средних специальных учебных заведений;

заключение и реализация договоров о подготовке специалистов.

3. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Развитие социального партнерства в области кадрового обеспечения образовательного процесса должно осуществляться путем привлечения к преподаванию в средних специальных учебных заведениях специалистов, имеющих опыт профессиональной деятельности в соответствующих отраслях производства.

Такие специалисты могут привлекаться для следующих видов деятельности:

проведение теоретических и практических занятий;

руководство курсовым проектированием;

руководство дипломным проектированием.

4. Материально-техническое обеспечение, привлечение дополнительных финансовых средств

Развитие социального партнерства в области материально-технического обеспечения, привлечения дополнительных финансовых средств должно осуществляться путем заключения двусторонних договоров между работодателями и образовательными учреждениями.

Средства, полученные от работодателей, могут быть использованы на развитие образовательного учреждения, в том числе для совершенствования образовательного процесса, проведения ремонтных работ, организации досуга обучающихся и др.

Итогом всего общего сотрудничества социального партнера и образовательного учреждения должен быть высокий уровень подготовленности выпускников.





































Список использованной литературы:

 

1. Бородин Н.С. Непрерывное   профессиональное   образование в условиях многоуровневого социально-образовательного комплекса / Н.С.Бородин //    Вестник учебно методического       объединения      по       профессионально-педагогическому образованию. Вып. 1 (28). - Екатеринбург:   Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2001. - с.132-136.

2. Вишнякова СМ. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые
понятия, термины, актуальная лексика / С.М.Вишнякова. -  М, 1999. - 538 с.

3. Масалимова А.Р. Современные тенденции развития высшего технического образования за рубежом / А.Р. Масалимова// Человек и общество: на рубеже тысячелетий: Международный сборник научных трудов / Под общей ред. проф. О.И. Кирикова. – Выпуск 21. – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2004. – С. 211-217.

4. Мухаметзянова Г.В. Профессиональное образование: Проблемы качества и научно-методического обеспечения / Г.В.Мухаметзянова. – Казань: Магариф, 2005. – 319 с.

5. Закон РК «О социальном партнерстве в Республике Казахстан»

от 18.12.2000 года № 129-2.

6. Олейникова, О.Н., Муравьева, А.А. «Социальное партнерство в сфере профессионального  образования»,  Центр изучения проблем профессионального образования, 2006 г.

7. Глушанок Т.М. Социальное партнерство как средство повышения качества профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. – 2008 г.