МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
УЧРЕЖДЕНИЕ КОЛЛЕДЖ «БУРАБАЙ»
МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД
«РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ТЕХНИЧЕСКОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
подготовила: методист, преподаватель
специальных дисциплин Проскурякова Е. Н.
г. Кокшетау 2017 г.
РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ТЕХНИЧЕСКОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Основная задача развития технического и профессионального образования – создание и внедрение технологий, обеспечивающих высокое качество образования и подготовки компетентного, мобильного, готового к продуктивной инновационной деятельности специалиста.
Сегодня одной из главных задач системы профессионального образования, в связи с ростом требований к квалификации и качеству подготовки специалистов, является полный учёт требований работодателей. Умение быстро реагировать на изменения рынка труда возможно только при создании системы социального партнерства. В связи с этим формирование социального партнёрства – достаточно длительный и сложный процесс, зависящий от целого ряда субъективных и объективных причин: состояния экономики, социальной обстановки, а так же воли, желания и возможностей руководителей предприятий. Внедрение технологии социального партнёрства в техническом и профессиональном образовании является как раз тем механизмом, который способен сделать эффективным решение задач профессионального образования.
В сфере образования социальное партнерство означает установление взаимоотношений между учебными заведениями и работодателями - потребителями подготовленных этой сферой кадрами. Суть этих взаимоотношений состоит в том, что, с одной стороны, сфера образования должна осуществлять профессиональное обучение в соответствии с требованиями рынка, запросами предпринимателей на кадры в объемах и по составу специальностей, достаточных для всего хозяйства страны. С другой стороны, работодатели должны принимать активное участие в выработке стратегии образования, контроле над его качеством. Социальное партнерство в профессиональном образовании это особый тип взаимодействия образовательных учреждений с предприятиями-работодателями. Основная цель социального партнерства - это содействие процессу подготовки и переподготовки конкурентоспособных квалифицированных работников, адаптирующихся к быстрым изменениям рынка труда.
Социальное партнерство в образовательной сфере представляет собой совместное предприятие нескольких лиц (физических или юридических), каждое из которых участвует в нем не только своим капиталом, но и личным трудом. Это одна из важнейших юридических форм организации предпринимательства . Социальное партнерство представляет собой институт социально-мотивационного сотрудничества в осуществлении согласованной деятельности при соблюдении совместно принятых приоритетов.
Закономерности организации региональной системы подготовки профессиональных кадров и принципы формирования социального заказа позволили более целенаправленно разрабатывать новые подходы к подготовке специалистов в условиях многоуровневого непрерывного профессионального образования.
Под социальным партнерством в профессиональном образовании сегодня понимается особый тип взаимодействия образовательных учреждений со всеми субъектами рынка труда, его институтами, территориальными органами управления, нацеленный на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса. Основными партнерами системы профессионального образования являются работодатели, представленные различными объектами индустрии и сфер деятельности, профессиональными ассоциациями работодателей, отраслевыми органами управления, профсоюзами.
Для работодателей важны такие качества
будущих специалистов, как:
мыслить логически, использовать математические знания для решения реальных задач;
способность самореализации;
способность к широте познавательных интересов;
конкурентоспособность способность к проектированию;
способность вырабатывать операции и способы деятельности в иных ситуациях;
способности планировать (выдвигать цели и средства их достижения);
способности предвосхищать и прогнозировать возможные изменения проблемной ситуации;
способности прекращать или притормаживать деятельность на любом этапе;
способности выбирать стратегию собственного обучения и модифицировать её, учась на своих и чужих ошибках.
Профессиональная практика на реальном рабочем месте позволяет решать несколько задач:
- завершает формирование специалиста;
- дает исчерпывающую информацию о требованиях работодателя;
- способствует решению вопроса трудоустройства выпускников;
- позволяет организовать стажировку для преподавателей и мастеров;
- способствует развитию взаимовыгодного
сотрудничества между работодателями и образовательного комплекса.
Профессиональная практика по своему содержанию представляет собой одну из форм социального партнерства в
профессиональном образовании. По уровню организации практики
работодатели судят о качестве подготовки специалистов в образовательном учреждении, на данном этапе формируется репутация комплекса у работодателей.
Следует рассмотреть еще один этап формирования специалистов -аттестацию как оценку знаний, умений и навыков уже сформированного специалиста. Такая оценка возможна при сотрудничестве образовательного учреждения и работодателей. Работодатели участвуют при проведении экзаменов, рецензировании дипломных работ, в составлении характеристик будущих специалистов после прохождения преддипломной практики.
Раскрывая вопрос о социальном партнерстве можно выделить соответствующие формы его реализации:
- наличие попечительского совета, обладающего правом определения структуры и объема подготовки кадров, контроля за эффективностью всех видов инвестиций и некоторыми другими функциями;
- целевая подготовка специалистов для отдельных предприятий, организаций, фирм или отдельно взятой системы (правоохранительных органов, банковских учреждений, социальных служб и т.д.).
- независимая оценка качества подготовки выпускника, предполагающая участие представителей отдельных учреждений, органов государственной власти, общественных организаций в работе итоговых государственных комиссий.
Сотрудничество с социальными партнерами направлено также и на совершенствование содержания профессиональных образовательных программ, оно реализуется через такие формы как:
- практическое обучение студентов на реальных рабочих местах;
- проведение индивидуальных занятий представителями работодателей;
- участие работодателей в аттестации студентов;
- стажировка преподавателей на реальных рабочих местах;
- повышение квалификации работников
(представителей работодателя) в образовательном учреждении;
- трудоустройство выпускников;
- участие работодателей в работе попечительского совета образовательного комплекса.
Таким образом, изменение подходов должно привести, с одной стороны, к необходимости разработки региональных программ развития профессионального образования на основе социального заказа и социального партнерства, предполагающих взаимодействие субъектов системы образования для достижения преемственности различных уровней образования, а с другой стороны, к развитию самого социально-образовательного комплекса и к управлению этим развитием.
Любая образовательная программа должна являться результатом сотрудничества в области социального партнерства, если образовательное учреждение и система профессионального образования в целом заинтересованы в трудоустройстве своих выпускников.
Н.А. Назарбаев в своем послании к народу Казахстана указывал: «Мы должны по-новому осознать роль технического и профессионального образования, сформировать кадровый задел для высокотехнологических и наукоемких производств будущего». Инвестиции в человеческий капитал крайне необходимы для создания технически прогрессивной, производительной рабочей силы, которая может адаптироваться в быстро изменяющемуся миру. Каким должен быть выпускник - диктует работодатель, делая заказ на специалиста, а как этого достичь, определяет учебное заведение.
Сегодня перед техническим и профессиональным образованием поставлена основная задача – соответствие требованиям рынка труда специалистов, которые нужны работодателю. Подготовка специалиста нового типа, обладающего конкурентоспособностью уже с момента окончания профессиональных учебных заведений – требование времени. И многое зависит и от взаимоотношений работодателей и учебного заведения. Интенсивно развивающийся рынок образовательных услуг стимулирует учебные заведения профессионального образования на укрепление социального партнерства. Молодежь, вступающая в трудовую жизнь, должна получать профессию, навыки, знания, гарантирующие ей занятие достойного места в системе экономических отношений.
Основные направления в работе с социальными партнерами
1. Совершенствование содержания образования и организации образовательного процесса, контроль качества образования
Важным направлением взаимодействия с социальными партнерами в области содержания образования является их привлечение к разработке учебно-программной документации по подготовке специалистов. Такое взаимодействие должно быть направлено на обеспечение учета современных и перспективных требований к специалистам среднего звена, предъявляемых со стороны работодателей.
Социальное партнерство призвано играть важную роль в обеспечении практического обучения студентов, особенно по техническим специальностям, с использованием современного оборудования и технологий. С этой целью необходимо осуществлять:
организацию практического обучения студентов с использованием современной технологической базы предприятий;
расширение взаимодействия с социальными партнерами по развитию производственной деятельности средних специальных учебных заведений;
формирование учебно-производственных комплексов путем интеграции средних специальных учебных заведений с производством.
Средние специальные учебные заведения в обязательном порядке должны привлекать ведущих работодателей, являющихся потребителями кадров по отношению к данному образовательному учреждению, к обеспечению контроля качества подготовки специалистов путем участия в работе государственных аттестационных комиссий при проведении итоговой государственной аттестации выпускников.
2. Изучение рынка труда
Изучение рынка труда осуществляется во взаимодействии с социальными партнерами с целью обеспечения соответствия структуры и масштабов подготовки специалистов потребностям экономики.
Основными путями решения этой задачи являются следующие:
развитие взаимодействия средних специальных учебных заведений и региональных служб занятости населения;
функционирование служб содействия трудоустройству выпускников, организованных на базе средних специальных учебных заведений;
заключение и реализация договоров о подготовке специалистов.
3. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Развитие социального партнерства в области кадрового обеспечения образовательного процесса должно осуществляться путем привлечения к преподаванию в средних специальных учебных заведениях специалистов, имеющих опыт профессиональной деятельности в соответствующих отраслях производства.
Такие специалисты могут привлекаться для следующих видов деятельности:
проведение теоретических и практических занятий;
руководство курсовым проектированием;
руководство дипломным проектированием.
4. Материально-техническое обеспечение, привлечение дополнительных финансовых средств
Развитие социального партнерства в области материально-технического обеспечения, привлечения дополнительных финансовых средств должно осуществляться путем заключения двусторонних договоров между работодателями и образовательными учреждениями.
Средства, полученные от работодателей, могут быть использованы на развитие образовательного учреждения, в том числе для совершенствования образовательного процесса, проведения ремонтных работ, организации досуга обучающихся и др.
Итогом всего общего сотрудничества социального партнера и образовательного учреждения должен быть высокий уровень подготовленности выпускников.
Список использованной литературы:
1. Бородин Н.С. Непрерывное профессиональное образование в условиях многоуровневого социально-образовательного комплекса / Н.С.Бородин // Вестник учебно методического объединения по профессионально-педагогическому образованию. Вып. 1 (28). - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2001. - с.132-136.
2. Вишнякова СМ. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые
понятия, термины, актуальная лексика / С.М.Вишнякова. - М, 1999. - 538 с.
3. Масалимова А.Р. Современные тенденции развития высшего технического образования за рубежом / А.Р. Масалимова// Человек и общество: на рубеже тысячелетий: Международный сборник научных трудов / Под общей ред. проф. О.И. Кирикова. – Выпуск 21. – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2004. – С. 211-217.
4. Мухаметзянова Г.В. Профессиональное образование: Проблемы качества и научно-методического обеспечения / Г.В.Мухаметзянова. – Казань: Магариф, 2005. – 319 с.
5. Закон РК «О социальном партнерстве в Республике Казахстан»
от 18.12.2000 года № 129-2.
6. Олейникова, О.Н., Муравьева, А.А. «Социальное партнерство в сфере профессионального образования», Центр изучения проблем профессионального образования, 2006 г.
7. Глушанок Т.М. Социальное партнерство как средство повышения качества профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. – 2008 г.