МАОУ «Аромашевская СОШ им. В.Д.Кармацкого»
Семинар на тему:
«Методический и технологический инструментарий педагога, работающего с высоко-и слабомотивированными обучающимися в условиях реализации ФГОС»
Учитель начальных классов
филиала МАОУ «Аромашевская СОШ им. В.Д.Кармацкого»
Слободчиковская ООШ
Ибрагимова Р.Е.
01.11.2016 г.
с. Аромашево
Методический и технологический инструментарий педагога, работающего с высоко-и слабомотивированными обучающимися в условиях реализации ФГОС
Современному обществу нужна личность с неординарным, творческим мышлением, широким кругозором, бескорыстная; личность, которая умеет свободно ориентироваться в нестандартных, экстремальных ситуациях. Актуальность выдвинутой проблемы состоит в том, что необходимо уделять большое внимание своевременному выявлению поддерживать его, основываясь на наблюдении педагога, используя достоверный педагогический и психологический инструментарий. В связи с этим нужно создать развивающую среду, которая бы стимулировала положительные изменения в интеллектуальной и эмоциональной сферах личности ребенка.
Для поддержки высокомотивированных и интеллектуально одаренных учащихся нужно создать образовательную среду, в которой главная роль отводится ученику, что способствовало бы раскрытию его академических способностей, развитию творчества, а также самореализации их творческих проектов.
Исходя из вышесказанного, целью моей работы является выявление высокомотивированных и интеллектуально одаренных учащихся, поддержка их интереса, создание условий для реализации их творческого потенциала с учетом индивидуальных особенностей учеников.
"Одаренный ребенок" — это ребенок с более высокой, чем у его сверстников, при прочих равных условиях, восприимчивостью к учению и более выраженными творческими проявлениями, обладающий очевидными достижениями (или имеющий внутренние предпосылки к ним) в том или ином виде деятельности, интенсивность выраженности и яркость которых выделяют его среди одногодок. Согласно формулировке Всемирного совета по одаренности и талантливым детям, который координирует работу по изучению, обучению и воспитанию таких детей, "одаренными и талантливыми учащимися являются те, кто выявлен профессионально подготовленными людьми как обладающие потенциалом к высоким достижениям в силу выдающихся способностей". Такие дети требуют дифференцированных учебных программ и помощи, которые выходят за рамки обычного школьного обучения, для того, чтобы иметь возможность реализовать свой потенциал и внести вклад в развитие общества.
Категории одаренных детей
1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Основной целью развития и успешного обучения одаренных детей на уроках является:
- совершенствование предметных умений и навыков;
- повышение учебной мотивации одаренных детей;
- развитие интеллектуальных способностей и нестандартности мышления;
- развитие навыков исследовательской и самостоятельной познавательной деятельности;
- овладение навыками самоконтроля, самооценки.
Решению обозначенной цели способствуют следующие формы и методы работы учителя на уроках.
Методы:
- частично – поисковый (привлечение к поисковой деятельности, использование творческих заданий, решение нестандартных задач);
- исследовательский (работа с дополнительными источниками информации);
- проблемный;
- проективный.
Формы
- нетрадиционные уроки (урок - КВН, урок - сказка, урок –путешествие, урок –игра, урок – творческая мастерская);
- классно – урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые и творческие задания; - ролевые игры; - консультации.
Большое внимание уделяется использованию методов проектов, проблемно-поисковых методов, приемам организации групповой работы, работы в парах и индивидуальной, что способствует развитию самостоятельности, инициативности, творчества учащихся. Совместная работа помогает развивать навыки сотрудничества и взаимопомощи. Учащиеся самостоятельно приобретают знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, совершенствуют коммуникативные умения
Одним из методов работы с высокомотивированными учащимися является проектная деятельность школьников, которую можно организовать на групповых консультациях. Одной из задач учителя является предъявление проблемы, которую следует решить учащимся самостоятельно, а также представление материально-технической базы и специализированной литературы по предмету. При решении проблемы я консультирую, направляю учеников. Продукт решения проблемы может быть представлен на уроке в классе или на научно-практической конференции.
При подборе индивидуальных заданий для одаренных учеников следует учесть то, что одним из стимулов к изучению материала является сам процесс обучения, поиск нового, интересного и более сложного, причем, как я убедилась на опыте, чем сложнее поставленная перед учащимися задача, тем больше их увлекает работа, поэтому и задания им следует подбирать не репродуктивного, а продуктивного характера.
Очень часто учащимся предлагается самим разработать какой-либо этап урока, разработать задание для группы одноклассников, найти и рассказать какой-либо интересный факт по теме.
Такая система урочной деятельности помогает сформировать у одаренных детей беглость ума, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.
Следует также не забывать о том, что для стимулирования позитивной мотивации работу можно организовать не только в школе, но и вне ее. Учащиеся принимают активное участие в различных конкурсах, литературных викторинах и т д.
Организация работы с одаренными учащимися во внеурочное время
Высокомотивированные и интеллектуально одаренные школьники — это дети, у которых с детства развита высокая концентрация внимания, поэтому они долгое время могут уделять какому-либо одному занятию. Следовательно, основная работа по более глубокому и осознанному овладению языком ведется самостоятельно. Деятельность учащихся должна носить в этом случае систематический характер: мной назначается день консультации, когда ученики могут получить рекомендации по поиску ответа, готовое решение не дается.
Консультации подразделяются на два вида: индивидуальные и групповые. Индивидуальные консультации проводятся с учениками по мере необходимости. В особенности это касается помощи ученику при подготовке к олимпиаде, другим интеллектуальным конкурсам, где требуется не командное, а индивидуальное участие. Групповые консультации проводятся по определенным дням, четко установленным учителем. Занятия организовываются с целью отработки наиболее сложных грамматических структур, для развития навыков аудирования и, главным образом, для развития навыков устной речи. На групповых консультациях целесообразно проводить дискуссии по заданной тематике, которые перекликаются с ситуациями устного общения на республиканской олимпиаде. Школьники учатся доказывать, убеждать, высказывают свое собственное мнение по проблеме, вместе ищут правильное решение, учатся друг у друга. Ученики намного смелее и свободнее чувствуют себя на консультациях, у них нет такой преграды как страх перед ошибкой, поскольку отметки не выставляются, следует только коррекция грамматических ошибок, которая осуществляется после того, как учащиеся высказали свое мнение.
Внеурочная деятельность –это предметные недели, кружки (предметные и творческие), участие в различных конкурсах. Большую роль в развитии интереса к предметам играют и олимпиады. Олимпиады проводятся раз в год в два тура. Первый тур - отборочный – классный, второй – районный. В первом туре участвуют все желающие 3 - 4 классов, во втором победители отборочного тура. В течение года проходит кропотливая работа по подготовке учеников к олимпиаде.
Результаты участия учащихся начальных классов в олимпиаде за последние два года.
Ф.И.О. ребенка | ОУ | предмет | результат | Уровень (школьный, муниципальный, областной ) |
2014-15 уч год | | | | |
Ширшова К | МАОУ «Слободчиковская ООШ» | русский язык | 1 место | муниципальный |
Иванова К | технология | 1 место | муниципальный |
Иванова О | окружающий мир | 3 место | муниципальный |
Петрушенко Ю | литературное чтение | 2 место | муниципальный |
Иванова А | окружаюший мир | участие | муниципальный |
2015- 2016уч.год | | | |
Ааб Юра | окружаюший мир | участие | муниципальный |
Результативность участия детей в различных конкурсов за последние два года
Название конкурса | Кол-во участников | Результат |
Районная спартакиада | 1 | 2 место |
«Дары природы» | 3 | 1,2 место в школе |
Конкурс «Эрудиты планеты» | 5 | 1 место |
«Битва хоров» Конкурс проектов | 3 1 | 2 место 3 место |
Конкурс «В мире есенинской поэзии» | 1 | участие |
Олимпиада «Плюс» | 2 | победители |
Конкурс «Экологический марафон» Конкурс «Сделано с любовью» Спортивные соревнования «Открытие лыжного сезона» | 1 2 1 | 1 место 3 место 2 место |
Конкурс «Русский медвежонок», «Бобер», «Кенгуру» «Кит» «Пегас», «Золотое руно» | 6 | |
Олимпиада начальной школы | 6 | 1 место 2 место 3 место |
Будем помнить, что мы, взрослые, должны быть для ребенка и плодородной почвой, и живительной влагой, и теплым солнышком, согревающим цветок детской души. Именно тогда раскроются уникальные способности, данные каждому ребенку от рождения.
Выявление и сопровождение высокомотивированных детей. Деятельность учителя по программе «Одаренные дети»
Методика диагностики (автор А. И. Савенков)
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ОБЩЕЙ ОДАРЕННОСТИ
Общая характеристика
Методика адресована родителям (может также применяться педагогами). Ее задача — оценка общей одаренности ребенка его родителями.
Методика должна рассматриваться как дополнительная к комплекту методик для специалистов (психологов и педагогов).
Инструкция. Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей.
Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
5 — оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения;
4 — свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко;
3 — оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
2 — более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому;
1 — четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;
О - сведений для оценки данного качества нет (не имею).
1. Любознательность (познавательная потребность).
Жажду интеллектуальной стимуляции и новизны обычно называют любознательностью. Чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного.
Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской активности (желание разбирать игрушки, исследовать строение предметов, растений, поведение людей, животных и др.).
Сверхчувствительность к проблемам. "Познание начинается с удивления тому, что обыденно" (Платон). Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают, — важная характеристика творчески мыслящего человека. Проявляется в способности выявлять проблемы, задавать вопросы.
Способность к прогнозированию. Способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления.
Выявляется не только при решении учебных задач, но и распространяется на самые разнообразные проявления реальной жизни: от прогнозирования последствий, не отдаленных во времени, относительно элементарных событий, до возможностей прогноза развития социальных явлений.
4. Словарный запас. Большой словарный запас — результат и критерий развития умственных способностей ребенка.
Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и в умении (стремлении) строить сложные синтаксические конструкции, в характерном для одаренных детей придумывании новых слов для обозначения новых, введенных ими понятий или воображаемых событий.
5. Способность к оценке. Прежде всего результат критического мышления. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей.
Проявляется в способности объективно характеризовать решения проблемных задач, поступки людей, события и явления.
Изобретательность. Способность находить оригинальные, неожиданные решения в поведении и различных видах деятельности. Проявляется в поведении ребенка, в играх и самых разных видах деятельности.
Способность рассуждать и мыслить логически. Способность к анализу, синтезу, классификации явлений, событий, процессов, умение стройно излагать свои мысли. Проявляется в умении формулировать понятия, высказывать собственные суждения.
Настойчивость (целеустремленность). Способность и стремление упорно двигаться к намеченной цели. Умение концентрировать собственные усилия на предмете деятельности, несмотря на наличие помех. Проявляется в поведении во всех видах деятельности ребенка.
Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм).
Стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям. Проявляется в том, что ребенок не успокаивается до тех пор, пока не доведет свою работу до самого высокого уровня.
Обработка результатов. Естественно, что результат будет более объективен, если эти отметки независимо друг от друга поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребенка.
№ п/п | Качество | Отметка |
1 | Любознательность | 5 |
2 | Сверхчувствительность к проблемам | 4 |
3 | Способность к прогнозированию. | 3 |
4 | Словарный запас | 5 |
5 | Способность к оценке | 4 |
6 | Изобретательность | 5 |
7 | Способность рассуждать и мыслить логически | 5 |
8 | Настойчивость | 4 |
9 | Перфекционизм | 4 |
Поставленные отметки (либо среднеарифметические показатели, вычисленные по результатам оценок нескольких взрослых) отложим на графике. Идеальный результат — правильный девятиугольник. Но у реального ребенка при объективной оценке обычно получается "звездочка" сложной конфигурации.
В качестве примера приводится следующий график.

Тест на гибкость построения графического образа.
Бланк теста «Изучение гибкости построения графического образа»
Задание: Используя нарисованные изображения постарайтесь придумать и изобразить как можно больше различных предметов и вещей. Можно дорисовывать к фигуркам любые детали и объединять фигуры в один рисунок.
Тест на создание слов.
«Изучение гибкости при создании слов»
Задание к тесту. Составьте из букв того слова как можно больше слов.
Два раза одну и ту же букву в словах использовать нельзя.
ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ
Тексты сочинений-сказок на свободную тему.
Тексты сочинений.
1. Сказка про бычка и дракончика.
Жил-был бычок - красный бочок. Он очень любил помогать людям. Он был красный с белыми пятнышками. У него на шее были колокольчики и золотые рожки. Однажды он был в лесу и гулял. Он увидел дракончика и испугался, но дракончик не причинил ему вреда. Они подружились. И всегда помогали всем в беде.
2. Про бабочку Майю.
Жила-была бабочка. Звали ее Майя. Жила она в саду в хрустальном замке. У нее был сын Джек и дочка Уля. Однажды летала бабочка в саду. А в саду в это время играл с сачком мальчик Витя. Вот он поймал бабочку и посадил ее в баночку. Бабочка начала просить, чтобы он отпустил ее. И она рассказывала о своей жизни, что у нее есть сын и дочка, что она должна опылять цветы, а иначе они погибнут. Хотя Витя был жестоким мальчиком, он даже заплакал над бабочкой и отпустил ее.
Методика «Карта одарённости».
Лист вопросов:
Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные оригинальные решения.
Учиться новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».
В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
Любит сочинять рассказы или стихи.
Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного или других.
Интересуется механизмами и машинами.
Инициативен в общении со сверстниками.
Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.
Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
Не боится новых попыток, всегда стремиться проверить новую идею.
Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, чтобы запомнить.
Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
Интересуется актерской игрой.
Может чинить легко испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек.
Сохраняете уверенность в окружении большого количества незнакомых людей.
Любит участвовать в спортивных играх и соревнованиях.
Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и др. вещи).
Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не заноют.
Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.
Хорошо поет.
Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».
Легко общается с детьми и взрослыми.
Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.
Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
Способен увлечься, уйти «с головой» в интересующее его занятие.
Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен был бы учится в более старшем классе, чем учиться сейчас.
Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домов на игровой площадке.
В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии, чувств.
Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.
Бегает быстрее всех в классе.
Любит решать трудные задачи, требующие умственного усилия.
Способен по разному подойти к одной и той же проблеме.
Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.
Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, гида можно слушать музыку.
Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния главных героев, их переживания, чувства.
Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
Часто руководит играми и занятиями других детей.
Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.
Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или два.
Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроения.
Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники) , и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
Стремиться вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем- то с увлечением рассказывает.
Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.
Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанные варианты.
Умеет делать выводы и обобщения.
Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.
В пении и музыке стремится выразить вои чувства и настроение.
Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные состояния.
Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных проектов (модели летательных аппаратов, автомобили, корабли)
Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх.
Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.
Продуктивен, чем бы не занимался, способен предложить большое количество самых разнообразных идей и решений.
В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и т.д.)
Может высказывать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
Сочиняет собственные оригинальные мелодии.
Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.
Любит игры- драматизации.
Быстро и легко осваивает компьютер.
Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
Физически выносливее сверстников.
Методика «Карта одарённости»
Инструкция: «Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
(++) – если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;
(+) – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;
(0) – оцениваемое и противоположенное свойство личности выражены не четко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
(-) – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположенное оцениваемому.
Если вы затрудняетесь дать оценку какому-то качеству, потому что у вас нет для этого сведений, оставьте соответствующую вопросу клетку в бланке ответов пустой.
Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные баллы характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:
1.Интеллектуальная;
2. Творческая
3.Академическая
4.Художественно-изобразительная;
5.Музыкальная;
6.Литературная;
7. Артистическая;
8.Техническая;
9.Лидерская;
Спортивная.
Методика «Карта одарённости» ученика 3 класса Ааб Юры
1 + | 2 + | 3 + | 4 + | 5 + | 6 + | 7 0 | 8 0 | 9 ++ | 10 ++ |
11 + | 12 - | 13 ++ | 14 + | 15 0 | 16 ++ | 17 + | 18 + | 19 0 | 20 ++ |
21 + | 22 + | 23 + | 24 0 | 25 0 | 26 + | 27 0 | 28 + | 29 ++ | 30 + |
31 + | 32 + | 33 + | 34 0 | 35 0 | 36 + | 37 + | 38 0 | 39 0 | 40 + |
41 + | 42 + | 43 + | 44 + | 45 + | 46 0 | 47 0 | 48 - | 49 ++ | 50 0 |
51 + | 52 0 | 53 0 | 54 0 | 55 - | 56 + | 57 0 | 58 0 | 59 0 | 60 ++ |
61 + | 62 + | 63 + | 64 + | 65 0 | 66 0 | 67 0 | 68 0 | 69 + | 70 + |
71 + | 72 0 | 73 - | 74 + | 75 - | 76 + | 77 + | 78 + | 79 + | 80 + |
8 4 6 5 0 7 3 3 8 10