Памятка для ученика начальной школы.
«Работа над ошибками»
(русский язык)
Разработка:
Малышева Галина Алексеевна,
учитель начальных классов,
заместитель директора по УВР
ОАНО СОШ «Образование плюс…1»
Памятка для ученика начальной школы.
Работа над ошибками
1. Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно, подчеркни заглавную букву.
Делай так: Выпал пушистый снег.
2. Знаки препинания в конце предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак в конце предложения.
Делай так: Как прекрасен этот мир! Слава труду!
3. Большая буква в имени собственном.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Заглавную букву подчеркни.
Делай так: Булька, Бим, Мурка.
4. Деление на слоги.
Раздели слово на слоги правильно. Обозначь гласные.
Делай так: у/чи/тель/ - 3 сл.
5. Ударение.
Выпиши слово. Поставь правильно знак ударения. Придумай и запиши ещё 2 слова,
поставь в них знак ударения.
Делай так: алфавит, азбука, портфель.
6. Пропуск буквы.
Напиши слово правильно. Раздели его на слоги, подчеркни гласные, поставь ударение.
Делай так: прилежный, при-леж-ный.
7. Перенос слова.
Раздели слово для переноса правильно. Запиши ещё 2 слова и раздели знаком переноса.
Делай так: ручей-ки, оси-на, сто-лик.
8. Гласные после шипящих (ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЖИ-ШИ).
Выпиши слово правильно. Подчеркни буквосочетание. Придумай и запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
Делай так: жил, жизнь, чижик.
9. Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН.
Выпиши слово правильно. Подчеркни орфограмму. Придумай и запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
Делай так: девочка, тучка, бабочка.
10. Ь –показатель мягкости согласных.
Выпиши слово правильно, подчеркни мягкий знак. Придумай и запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
Делай так: пальто, деньки, огонь.
11. Ь –разделительный.
Выпиши слово правильно, подчеркни согласную букву, мягкий знак и гласную букву. Придумай и запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
Делай так: соловьи, семья, вьюга.
12. Ь после шипящих на конце имён существительных.
Выпиши слово правильно, подчеркни мягкий знак и шипящий. Определи род имени
существительного. Придумай и запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
Делай так: дочь, ночь, речь (сущ., ж.р.)
луч, шалаш, товарищ (сущ., м.р.)
13. Проверяемая безударная гласная в корне слова.
Выпиши слово правильно, поставь ударение, выдели корень. В корне выдели безударную гласную. Напиши проверочное слово. Подбери и запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
Делай так: моря – море, волна – волны, лесная – лес.
14. Непроверяемая безударная гласная в корне слова.
Запиши слово правильно. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, выдели безударную гласную. Подбери и запиши ещё 2 однокоренных слова.
Делай так: ягода, ягодка, ягодный.
15. Звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова.
Запиши слово правильно, подчеркни орфограмму, напиши проверочное слово. Подбери и запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
Делай так: мороз – морозы, ягодка – ягода, берёзка – берёзы.
16. Двойная согласная.
Запиши слово правильно. Подчеркни двойную согласную. Раздели слово для переноса. Запиши ещё 2 однокоренных слова. Подчеркни в них двойную согласную.
Делай так: группа, груп-па, групповой, подгруппа.
17. Непроизносимые согласные.
Запиши слово правильно, выдели в нём корень, подчеркни орфограмму. Подбери и
запиши проверочное слово. Напиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
Делай так: честный – честь, грустный – грустен, вестник – весть.
18. Гласные и согласные в приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же
приставкой.
Делай так: полетели, побежали, потянули
поднёс, подбежал, подлетел.
19. Правописание приставки со словом.
Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с
разными приставками и запиши их.
Делай так: заехал, уехал, переехал.
20. Правописание предлога со словом.
Выпиши слово вместе с предлогом. Докажи раздельное написание предлога со словом.
Делай так: к берегу, к (какому?) берегу, к (крутому) берегу.
21. Разделительный Ъ.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку, подчеркни Ъ и гласную корня.
Делай так: съезд, объявление, объём.
22. Соединительные гласные в сложных словах (о,е).
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни соединительную гласную. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
Делай так: водовоз, самолёт, носорог.
23. НЕ с глаголами.
Выпиши глагол с частицей НЕ. Запиши ещё 2 слова на это правило. Выдели орфо-
грамму.
Делай так: не пришёл, не выучил, не знал.
24. Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Правильно расставь знаки препинания. Подчеркни однород-
ные члены предложения и слово, от которого они зависят.
Делай так: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге.
25. Безударные окончания имён существительных.
Выпиши слово правильно вместе с тем, к которому оно относится. Укажи вопрос, тип склонения и падеж, выдели окончание.
Делай так: играл (на чём?) на скрипке – сущ., 1 скл., П.п.
26. Безударные окончания имён прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. По-
ставь вопрос к прилагательному от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.
Делай так: к дальнему лесу, к лесу (какому?) дальнему – м.р., ед.ч., Д.п..
27. Безударные личные окончания глаголов.
Выпиши глагол правильно. Напиши неопределённую форму этого глагола. Посмотри на гласную перед –ТЬ. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании этого глагола. Выдели окончание.
Делай так: пишет – писать (гл., 1 спр., -Е)
смотрит – смотреть (гл., 2 спр., -И, искл.).
28. Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Выпиши глагол правильно. Выдели орфограмму. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.
Делай так: пишешь, решаешь, читаешь (гл., наст.вр., 2-го лица, ед.ч.)
29. Ь в неопределённой форме глагола.
Выпиши глагол правильно. Поставь вопрос к глаголу. Обозначь орфограмму. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
Делай так: пытаться (н.ф., что делать?), просыпаться (н.ф., что делать?),
ложиться (н.ф., что делать?)
30. Предлог с местоимением.
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту
орфограмму.
Делай так: у нас, ко мне, с тобой.
31. Сложное предложение.
Выпиши предложение правильно. Подчеркни грамматические основы. Подчеркни
запятую.
Делай так: Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой.
32. Предложение с прямой речью.
Запиши предложение правильно. Составь схему. Подчеркни знаки препинания.
Делай так: Князь печально отвечает: «Грусть-тоска меня съедает». ( А: «П».)
«А кем ты будешь на карнавале?» - спросил Мишка. («П?» - а.)