Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Кремяновская средняя общеобразовательная школа»
Кореневского района Курской области
Выступление на методическом семинаре заместителей директоров по учебной работе
«Формирование комфортной образовательной среды в школе в условиях реализации ФГОС»
Подготовила
Заместитель директора по УВР Лошкарева Ирина Владимировна
30 ноября 2017 г.
Если хочешь воспитывать в детях смелость ума,
интерес к серьезной интеллектуальной работе,
самостоятельность, как личную черту,
вселить в них радость творчества, то создавай такие условия,
чтобы искорки их мыслей образовали царство мысли,
дай им возможность почувствовать себя в нем властелинами.
Ш.А. Амонашвили (слайд 2)
Цель семинара: познакомить участников семинара с опытом работы по формированию комфортной образовательной среды в школе в условиях реализации ФГОС, способствующей повышению качества образования, духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся, сохранению и укреплению здоровья учащихся; непрерывному совершенствованию педагогического мастерства учителя. (слайд 3)
Стратегия модернизации российского образования, внедрение федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, информатизация образовательной среды определяют новые ориентиры в развитии школы. Вследствие этого в школе необходимо формировать комфортную образовательную среду, так как все эти организационно-экономические механизмы достижения поставленных образовательных целей взаимосвязаны.
ФГОС представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации образовательных программ школой и включает в себя требования к результатам освоения образовательных программ, к структуре образовательных программы и к условиям их реализации. Один из компонентов требований стандарта – требования к условиям реализации образовательных программ. Они представляют собой систему требований к организационным, кадровым, информационным, финансовым, материально-техническим и иным условиям. Интегративным результатом реализации названных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды. «Комфортный» означает такой, который благоприятно отражается на самочувствии, доставляет приятное ощущение. Полноценное образование человека возможно только при условии комфортной образовательной среды, которую мы создаем в школе.
Не вызывает сомнения и то, что познавательная мотивация лежит в основе успешного обучения, а переживание эмоционального благополучия (Божович Л.И.) является главным условием формирования личности. Следовательно, удовлетворение потребностей в психологическом комфорте, создание благоприятной психологической среды является одним из важнейших условий формирования познавательной мотивации и личности в целом. С целью теоретически обосновать и экспериментально проверить условия организации комфортной образовательной среды в школе в условиях реализации ФГОС мы проводим этот семинар.
Хотелось отразить системообразующие факторы проведения нашего сегодняшнего мероприятия: (слайд 4)
- системно-деятельностный подход
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент стандарта, где развитие личности учащего составляет цель и основной результат образования.
Обновляется структура и содержание образования, развивается практическая направленность образовательных программ, способствующих профессиональному самоопределению учащихся.
- организация урочной (открытые уроки русского языка, немецкого языка, математики, физической культуры) и внеурочной деятельности (проведение занятия)
- реализация здоровьесберегающих технологий
Занятия физкультурой и спортом в школе.
Реализация проекта по Программе развития «Путь к здоровью-путь к себе»
Охраняется и укрепляется физического, психического и социального здоровья учащихся. В школе работают учитель – логопед, педагог-психолог, социальный педагог.
- преемственность в обучении
Адаптация учащихся при переходе с одного уровня общего образования на другой осуществляется на должном уровне.
- работа молодых специалистов (учителя русского языка и математики)
- форма реализации воспитательного потенциала
Деятельность военно-патриотического клуба, работа школьного музея «Истоки».
Осуществляется интеллектуальное, нравственное, физическое, эстетическое развитие личности детей, раскрытие их творческого потенциала, формированию ключевых компетентностей при реализации дополнительного образования детей.
- оценка качества образования в рамках реализации ФГОС
Осуществляется реализация проекта по Программе развития «Доступное и качественное образование» (комплекс мероприятий).
В школе проводится работа со способными и талантливыми детьми в соответствии с программой «Одаренные дети».
Деятельность школы доступна, открыта и привлекательна для учащихся, их родителей (законных представителей), отражается на официальном сайте школы.
Организация образовательной деятельности в школе зафиксирована локальными актами, размещенными на школьном сайте.
В течение многих лет выпускники школы поступают и успешно учатся в средних и высших учебных заведениях области.
Высокий уровень подготовки учащихся обеспечивается постоянной работой педагогического коллектива в поисках наиболее оптимальных условий для успешного обучения и воспитания интеллектуально развитой творческой личности, способной к обучению в школе на уровне среднего общего образования, к самообразованию, самоопределению и саморазвитию.
Анализ статистики образования в школе (слайд 5)
Параметры статистики | 2014-2015 | 2015-2016 | 2016-2017 |
Всего учащихся | 78 | 79 | 80 |
Аттестованы | 69 | 66 | 68 |
Не успевают | - | 4 | 2 |
% успеваемости | 100 | 94 | 97 |
Успевают на «4» и «5»\на «5» | 19/5 | 21/5 | 21/5 |
% качества | 35 | 39 | 38 |
Средний балл | 4,3 | 4,2 | 4,1 |
Результаты государственной итоговой аттестации
выпускников 9 класса (слайд 6)
Год | Кол-во уч-ся | Предмет | Сдали экзамены на: | % качества |
«5» | «4» | «3» | «2» | |
2014-2015 | 6 | Русский язык (в форме ОГЭ) | 2 | 3 | 0 | - | 83 |
| | Математика (в форме ОГЭ) | 1 | 2 | 2 | - | 50 |
| | Русский язык (в форме ГВЭ) | - | - | 1 | - | 0 |
| | Математика (в форме ГВЭ) | - | - | 1 | - | 0 |
2015-2016 | 11 | Русский язык | 5 | 4 | 2 | - | 82 |
| | Математика | 2 | 6 | 3 | - | 73 |
| | Обществознание (апробация) | - | - | 3 | 4 | 0 |
| | История (апробация) | 2 | - | 1 | 1 | 50 |
| | Физика (апробация) | - | 1 | - | - | 100 |
| | Биология (апробация) | - | 7 | 3 | - | 70 |
2016-2017 | 10 | Русский язык | - | 4 | 6 | - | 40 |
| | Математика | - | 7 | 3 | - | 70 |
| | Биология | - | 2 | 6 | - | 25 |
| | География | 2 | 1 | - | - | 100 |
| | Обществознание | - | 6 | 3 | - | 67 |
Результаты ЕГЭ (слайд 7)
Год | Предмет | Средний балл |
2014-2015 | Русский язык Математика Обществознание | 59 37 52 |
2015-2016 | Русский язык Математика профильная Математика базовая Биология Обществознание История | 69 39 отметка «3» 47 56 48 |
2016-2017 | Русский язык Математика профильная Математика базовая Обществознание Биология | 65 42 отметка «4» 52 48 |
Результаты анализа качества знаний учащихся школы (слайд 8)
Учебный год | Количество учащихся | % качества знаний |
2005-2006 | 96 | 41,2 |
2006-2007 | 92 | 44 |
2007-2008 | 92 | 37 |
2008-2009 | 87 | 32,8 |
2009-2010 | 93 | 33,8 |
2010-2011 | 95 | 43 |
2011-2012 | 89 | 42,3 |
2012-2013 | 83 | 40 |
| | |
2013-2014 | 74 | 40 |
2014-2015 | 78 | 35 |
2015-2016 | 79 | 39 |
2016-2017 | 80 | 38 |
- непрерывному совершенствованию педагогического мастерства учителя
Совершенствуется профессиональная компетентность педагогов в области теории и практики педагогической науки и преподавания предметов, освоение инновационных технологий обучения.
Характеристика педагогических кадров (слайд 9)
Коллектив школы насчитывает 24 педагогического работника, из них имеют:
а) образование
среднее специальное, профессиональное образование – 10 (42 %)
в том числе педагогическое – 9
высшее образование – 14 (58%)
в том числе педагогическое – 13
б) стаж работы:
до 2 лет – 3 (12,5 %)
от 2 до 5 лет – 1 (4,2 %)
от 5 до 10 лет – 1 (4,2 %)
от 10 до 15 лет – 0
от 15 до 20 лет – 2 (8,3%)
от 20 до 25 лет – 2 (8,3%)
более 25 лет – 15 (62,5%)
в) категорию:
I – 13 (54%)
без категории – 11 (46%)
В школе практически нет текучести кадров, в течение многих лет работает стабильный коллектив, члены которого постоянно повышают свое профессиональное мастерство.
Работает методический совет школы, который осуществляет координацию нововведений в образовательной деятельности, использования современных способов и форм работы, внедрения продуктивных педагогических технологий.
Профессиональное развитие педколлектива осуществляется через систему курсов повышения квалификации, переподготовки педагогических кадров, работу методсовета, МО, участие в вебинарах, семинарах различного уровня.
Открытость, целостность, системность, взаимосвязь и взаимозависимость всех элементов образовательной среды позволяют работать над методической проблемой школы по теме «Управление процессом достижения нового качества образования и воспитания как условие реализации ФГОС» в соответствии с Программой развития школы. Образовательная среда – это явление динамическое, поэтому в школе осуществляется ее мониторинг, который позволяет определять наиболее оптимальные условия для ее организации. (слайд 10)
Программно-целевой подход к управлению процессом достижения нового качества образования и воспитания помогает четко спланировать приоритетные направления деятельности школы, видеть перспективу развития образования в школе, формировать комфортную образовательную среду в школе, своевременно и эффективно решать возникающие проблемы.
На мой взгляд, есть все основания утверждать, что в школе сложилась управленческая команда с довольно высоким уровнем профессионализма, владеющая вариативными технологиями управленческой деятельности, довольно эффективно сотрудничающая с учащимися, родителями, работниками школы и общественностью, которые привлекаются к управлению школой в рамках различных структур, обеспечивающих режим функционирования, развития школы и формирования комфортной образовательной среды в условиях реализации ФГОС.
«Процесс управления школой должен
носить воспитывающий характер»
Конаржевский Ю.А.
Заведовать процессом обученья –
Не слабым доверяют, это факт.
И именно поэтому, коллеги,
Хочу я Вам удачи пожелать!
Пусть силы обновятся, как у птицы,
Работа пусть приносит Вам успех,
Пусть школьники не ленятся учиться,
И Вас с любовью слушают пусть все! (слайд 11)
Благодарю за внимание! (слайд 12)