Преодоление общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста при помощи театрально-игровой деятельности.
В настоящее время основным контингентом логопедических групп дошкольных и младших школьных образовательных учреждений являются дети с общим недоразвитием речи (ОНР) и составляют сложную, разнородную группу по тяжести проявления дефекта и по природе его возникновения. Речевое развитие рассматривается в психологии и педагогике как общая основа обучения и воспитания. Одной из главных задач развития речи является формирование её лексико-грамматического строя речи. Его нарушение ведет к тому, что ребенок не правильно овладевает собственной речью и неправильно формулирует собственные речевые высказывания. Не правильное усвоение закономерностей языка приводит к нарушениям морфологической структуры слова и синтаксической структуры предложения. В этом случае, детям требуется оказание помощи.
Коррекционная работа может осуществляться с использованием разнообразных средств, в том числе и с использованием театрально-игровой деятельности.
Эта деятельность оказывает неоценимый вклад в развитие личности: она способствует развитию интеллектуальных, инструментальных, художественных и социальных задатков ребенка, исправлению отклонений и устроению трудностей.
Также игровая деятельность выступает источником развития чувств, учит ребенка понимать окружающих, ставить себя на место других в различных ситуациях, находить адекватные способы взаимодействия.
Авторы методик применения театрализованной деятельности утверждают, что театрально-игровая деятельность способствует совершенствованию диалогов и монологов, освоению выразительности речи, также игра наиболее полно охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития его психических процессов: цельности и одномоментности восприятия, образного и логического мышления, двигательной активности и т.д.
Все, вышесказанное, подчеркивает актуальность внедрения театрально-игровой деятельности в коррекционную работу с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Цель опыта – повысить эффективность коррекционной работы по преодолению ОНР у детей старшего дошкольного младшего школьного возраста средствами театрально-игровой деятельности.
Задачи, решаемые в опыте:
Развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения.
Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.
Развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.
Исходя из этого, я решила связать логопедическую работу с привлечением театральных средств, атрибутов и их элементов.
Коррекционная работа по преодолению ОНР с использованием театрально-игровой деятельности проходит поэтапно. На первом этапе в занятия включаются игры и упражнения, направленные на выработку мимики и пантомимики. Например, такое упражнение, как «Эмоции и чувства», где ребенок должен определить по картинки эмоцию и показать. На втором этапе в занятия вводятся игры и упражнения на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, разнообразной интонации, логики речи. На третьем этапе осуществляются драматизации стихов, прибауток, потешек. Дети заранее заучивают тексты, затем разыгрывают их, используя настольный или пальчиковый театр. На четвертом этапе осуществлялся переход к более сложному виду деятельности – драматизации рассказов и сказок.
Приведу несколько примеров собственных разработок занятий по преодолению общего недоразвития речи с включением средств театрализованной деятельности.
Как только звук поставлен, переходим к автоматизации этого звука. На таких занятиях используются маски с животными. Каждое животное соотносится с определенным звуком (Тигр – [р], комар – [з], жук – [ж], змея – [с], Пятачок с воздушным шариком –[ш] и т.д.). Сначала с детьми разбирается отдельный звук, а затем он сопоставляется с картинкой. Каждому ребенку предлагается взять маску того звука, который был нарушен и обыграть его, рассказать как можно больше об этом звуке, а затем о животном, который издает этот звук. Дети проявляют интерес к занятию и стараются четче и правильней произносить звуки. С целью формирования навыков чтения и письма, звук сопоставляется с буквой. Дети на заданный ему звук, должны подобрать картинку с соответствующей буквой. Далее предлагается составить из имеющихся букв слово, т.е. дети со своими буквами должны встать в таком порядке, чтобы получилось правильное слово. Например, детям даны следующие картинки с буквами: «К», «Р», «А», им необходимо встать так, чтобы получилось слово «рак». Дается инструкция: «Посмотрите на буквы и подумайте, какое слово можно составить из этих букв. Встаньте в таком порядке, чтобы у вас получилось это слово». Таким образом, у детей легче закрепляются умения и навыки чтения и письма.
На занятиях по закреплению представлений о животном мире создается театр, где дети играют роли определенных животных с использованием масок. Задачей каждого ребенка является рассказать как можно больше о том или ином животном. Если ребенок испытывает трудности, ему задаются наводящие вопросы (Какое это животное? Где живет? Чем питается? и др.). Отвечая на вопросы, дети должны правильно подобрать формы слов, запомнить нужное произношение и воспроизвести весь рассказ. Так же задаются вопросы в стихотворной форме, которые заранее приготовлены и заучены с детьми, а дети-зверюшки отвечали на них («Отчего тигренок - крошка, ты похож на нашу кошку? - Потому что для меня кошка - близкая родня!» «Эй, жираф, ответь скорее, почему ты с длинной шеей? - Мне с таким высоким ростом доставать до листьев просто.»). Далее на столе раскладываются картинки в разных количествах с фруктами и овощами, которые едят животные. Ребенку предлагается найти именно тот продукт, которым питается его животное. Затем ребенок должен ответить, что он сейчас съест. Например, «Я сейчас съем 5 яблок, 2 морковки и т.д.»
На занятиях по развитию лексико-грамматических средств языка, связной речи, произносительных умений и навыков и др. могут быть включены приемы театрально-игровой деятельности и театрализованные игры, например, Театр петрушек, Театр масок, драматизация.
Занятия по таким лексическим темам, как «Овощи», «Фрукты», «Продукты питания» и др.,проводятся с использованием ободков с картинками того или иного предмета. Детям предлагается выбрать картинку с определенным предметом, раскрасить ее и самостоятельно приклеить на ободок. Когда дети надевают ободки на голову, они принимают на себя роль предмета, изображенного на ободке, и рассказывают о нем как о себе. Таким образом, закрепляются знания о признаках предметов, расширяется словарный запас и улучшается грамматический строй речи.
В коррекционной работе часто применяю куклы–Петрушки, которые одеваются детям на руки. Поэтому, особое внимание уделяется развитию тонкой моторики пальцев рук.
Куклы-Петрушки используются на занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой. Они позволяют развивать связную речь, грамматический строй речи, интонационную выразительность, логическое мышление, а также творческие способности. Например, на занятиях по знакомству со сказкой «Красная шапочка», предварительно разобрав сказку и подобрав к ней картинки, разыгрывают ее с помощью этих кукол.
На занятиях по формированию грамматического строя речи также используются приемы театрально-игровой деятельность. Например, на занятие, тема которого «Насекомые», предварительно поговорив обо всех насекомых, дети выбирают для себя роль определенного насекомого, изображение которого крепилось на грудь ребенка. Все игры и задания предлагаются строго по теме, например, игра «Кто как передвигается», где ребенок рассказывает как он, в роли насекомого, передвигается («-Я бабочка, я летаю и порхаю над полями. –Я гусеница, я ползаю по траве.»). Также применяются такие упражнения, как «Назови ласково», где ребенку предлагалось подобрать к своим насекомым прилагательные в уменьшительно-ласкательной форме (Я желтенькая бабочка. Я зелененький кузнечик. И т.д.) и упражнение «Насекомые – маленькие и большие», где детям нужно было подобрать уменьшительно-ласкательные и увеличительные формы существительных, например, это не паук, а паучище/паучок. Все упражнения сопровождаются наглядным материалом. В конце занятия детям предлагается рассказать о себе, что говорилось о его насекомом в течение всего занятия.
Результативность.
Для выявления результативности данной методики былпроведенэксперимент. Дети были разделены на две группы. Каждая группа состояла из трех детей. С двумя группами детей проводилось одинаковое количество занятий, схожих по тематике, но в коррекционную работу второй группы были включены приемы театрально-игровой деятельности и театрализованные игры.
Перед началом эксперимента было проведено первичное обследование по методике Фотековой Т.А., Ахутиной Т.В. «Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: речевые пробы». Эксперимент длился два месяца. По окончанию коррекционной работы с двумя группами детей было проведено повторное обследование по той же методике. Результаты внесены в таблицу.
Результаты повторного обследования показали, что уровень развития речи, по сравнению с первичным обследованием, у детей группы, в работу с которыми была включена театрально-игровая деятельность, повысился на 6,9%, а у детей второй группы на 3,4%.
По окончанию логопедической работы все дети второй группы:
- научились понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы,
- овладели элементарными навыками словообразования: научились продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и прочее;
- более точно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
- пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
- овладели элементарными навыками пересказа;
- научились грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка;
- использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т.д.).
Помимо вышесказанного, нами было отмечено, что дети с интересом запоминали материал и проявляли желание активно работать на занятии. Виды и приемы театрально-игровой деятельности помогли развить воображение детей, творческую активность и интонационную выразительность. На таких занятиях дети вели себя свободно и раскрепощено, не чувствовали смущения.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование театрально-игровой деятельности в коррекционно-педагогическом процессе способствует повышению активности детей на занятиях, усилению их интереса к процессу нормализации речи, расширению словарного запаса, совершенствованию грамматического строя и связной речи детей с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость.
Данные моего опыта могут быть использованы специалистами, работающими с дошкольниками и младшими школьниками, а также для разработки новых, более эффективных методик по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи. Полученные данные также могут быть использованы в соответствующих курсах по логопедии в системе подготовки специалистов.