СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический семинар "Развитие читательской деятельности на уроках и внеурочной деятельности у учащихся начальных классов".

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание слайдов

Методический семинар

 "Развитие читательской деятельности на уроках и внеурочной деятельности у учащихся  начальных классов".

"Люди перестают мыслить, когда перестают читать".

                                                                              Д.Дидро

Актуальность темы

Основные проблемы при развитии читательской деятельности

Цель

Этапы формирования читательской деятельности

Структура читательской деятельности

Трудности формирования технического компонента

Методы и приёмы формирования читательской деятельности на подготовительном этапе

Как формировать технический компонент?

Анализ формирования технического компонента

Трудности при  формировании смыслового компонента

Методы и приёмы формирования читательской деятельности на начальном этапе

Как формировать смысловой компонент

Анализ формирования смыслового компонента

Методы и приёмы формирования читательской деятельности на основном этапе

Из опыта работы...

Список литературы

Просмотр содержимого документа
«Методический семинар "Развитие читательской деятельности на уроках и внеурочной деятельности у учащихся начальных классов".»

Методический семинар на конкурс: «Учитель года-2016» Развитие читательской деятельности на уроках и внеурочной деятельности у учащихся начальных кассов.  Выполнила: Лежнева Елена Васильевна Учитель начальных классов МАОУ «Королевская СОШ»

Методический семинар на конкурс: «Учитель года-2016»

Развитие читательской деятельности на уроках и внеурочной деятельности у учащихся начальных кассов.

Выполнила: Лежнева Елена Васильевна

Учитель начальных классов

МАОУ «Королевская СОШ»

«люди перестают мыслить, когда перестают читать» Д. Дидро

«люди перестают мыслить, когда перестают читать»

Д. Дидро

Актуальность темы Воспитание всесторонне развитой личности в соответствии с новыми требованиями ФГОС. Развитие речевой деятельности и культуры речи учащихся. Для изучения всех без исключения предметов необходимы первичные навыки работы с информацией. Осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее.

Актуальность темы

  • Воспитание всесторонне развитой личности в соответствии с новыми требованиями ФГОС.
  • Развитие речевой деятельности и культуры речи учащихся.
  • Для изучения всех без исключения предметов необходимы первичные навыки работы с информацией.
  • Осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее.
Основные проблемы при развитии читательской деятельности нежелание детей читать книги; узкий читательский кругозор; низкая скорость чтения; не владение книгой как инструментом для чтения; отсутствие основ читательской культуры; не развита связная речь учащихся;

Основные проблемы при развитии читательской деятельности

  • нежелание детей читать книги;
  • узкий читательский кругозор;
  • низкая скорость чтения;
  • не владение книгой как инструментом для чтения;
  • отсутствие основ читательской культуры;
  • не развита связная речь учащихся;
Цель семинара:  Раскрыть важность методов и приемов для формирования читательской деятельности у учащихся начальных классов.

Цель семинара:

Раскрыть важность методов и приемов для формирования читательской деятельности у учащихся начальных классов.

Этапы формирования читательской деятельности Подготовительный  Начальный Цель обучения - пробудить и поддержать у детей желание обращаться к книгам, листать их, узнавать «знакомые»; ввести детей в доступный круг чтения. Основной цель - научить читать книгу, ориентироваться в группе книг и устанавливать связь между группой книг и возможной целью чтения. цель - формирование читательских интересов; чтение вне класса, дети должны убедиться в том, что мир книг - это широкий и увлекательный мир разных собеседников-авторов, в котором каждый читатель может найти что-то интересное для себя.

Этапы формирования читательской деятельности

Подготовительный

Начальный

Цель обучения - пробудить и поддержать у детей желание обращаться к книгам, листать их, узнавать «знакомые»; ввести детей в доступный круг чтения.

Основной

цель - научить читать книгу, ориентироваться в группе книг и устанавливать связь между группой книг и возможной целью чтения.

цель - формирование читательских интересов; чтение вне класса, дети должны убедиться в том, что мир книг - это широкий и увлекательный мир разных собеседников-авторов, в котором каждый читатель может найти что-то интересное для себя.

Структура читательской деятельности Смысловой Технический компонент компонент Читательская самостоятельность

Структура читательской деятельности

Смысловой

Технический

компонент

компонент

Читательская

самостоятельность

Трудности при формировании технического компонента  нежелание читать книги скорость чтения;  слоговой тип чтения;  регрессии при чтении;  недостаточность зрительного анализа слова;  недостаточный уровень артикуляции;  малый объем поля чтения;  низкий уровень сформированности внимания, развития памяти

Трудности при формировании технического компонента

  • нежелание читать книги
  • скорость чтения;
  • слоговой тип чтения;
  • регрессии при чтении;
  • недостаточность зрительного анализа слова;
  • недостаточный уровень артикуляции;
  • малый объем поля чтения;
  • низкий уровень сформированности внимания, развития памяти
Методы и приёмы формирования  читательской деятельности  на подготовительном этапе Литературный праздник, игра;  Посещение библиотеки; Реклама книг;  Выбор книги в соответствии с возрастом, интересами учащихся; Метод чтения не до конца;  Метод предсказания по названию, иллюстрациям, автору произведения; Личный пример учителя, родителей  Беседа – «приманка»; Коллективное чтение; «Общим психологическим правилом выработки интереса будет следующее: для того, чтобы предмет нас заинтересовал, он должен быть связан с чем-то интересующим нас, с чем-либо уже знакомым и, вместе с тем, должен всегда заключать в себе некоторые новые формы деятельности, иначе он останется безрезультатным» И.П. Подласый

Методы и приёмы формирования читательской деятельности на подготовительном этапе

  • Литературный праздник, игра;
  • Посещение библиотеки; Реклама книг;
  • Выбор книги в соответствии с возрастом, интересами учащихся;
  • Метод чтения не до конца;
  • Метод предсказания по названию, иллюстрациям, автору произведения;
  • Личный пример учителя, родителей
  • Беседа – «приманка»;
  • Коллективное чтение;

«Общим психологическим правилом выработки интереса будет следующее: для того, чтобы предмет нас заинтересовал, он должен быть связан с чем-то интересующим нас, с чем-либо уже знакомым и, вместе с тем, должен всегда заключать в себе некоторые новые формы деятельности, иначе он останется безрезультатным» И.П. Подласый

Как формировать технический компонент? Пересказ с опорой на текст – тренировка кратковременной памяти, ориентирование в тексте, увеличивает угол зрения « Молния », «Многократное чтение», Отработка навыка быстрого чтения Чтение за диктором - отработка слитного чтения слов Речевая зарядка - развитие артикуляции, речевого аппарата Технический компонент Чтение в группах – Увеличение темпа чтения Звуковая разминка - Зрительный анализ слова Убыстрение темпа -  увеличивает угол зрения Чтение с отрывом взгляда от текста (дикторское чтение) – тренажер по ориентированию в тексте, развитие памяти Совершенствование внимания – развитие фонематического слуха

Как формировать технический компонент?

Пересказ с опорой на текст

тренировка кратковременной памяти,

ориентирование в тексте,

увеличивает угол зрения

« Молния »,

«Многократное чтение»,

Отработка навыка

быстрого чтения

Чтение за диктором -

отработка слитного чтения слов

Речевая зарядка -

развитие артикуляции,

речевого аппарата

Технический компонент

Чтение в группах

Увеличение темпа чтения

Звуковая разминка -

Зрительный анализ слова

Убыстрение темпа -

увеличивает угол зрения

Чтение с отрывом взгляда от текста

(дикторское чтение)

тренажер по ориентированию в тексте, развитие памяти

Совершенствование внимания

развитие фонематического слуха

Анализ формирования технического компонента Список класса 1 класс Андреевская Катя 46 слов 2 класс Барсукова Юля 3 класс 80 слов 30 слов Иванов Кирилл 110 слов 25 слов Кальянов Руслан 47 слов Мержоев Алихан 35 слов 43 слова 60 слов 58 слов 15 слов 47 слов Петрова Ксения 75 слов 39 слов 35 слов Ткачук Дарья 40 слов 57 слов Чалкова Вероника 53 слова 58 слов 63 слова 35 слов 72 слова 56 слов 85 слов

Анализ формирования технического компонента

Список класса

1 класс

Андреевская Катя

46 слов

2 класс

Барсукова Юля

3 класс

80 слов

30 слов

Иванов Кирилл

110 слов

25 слов

Кальянов Руслан

47 слов

Мержоев Алихан

35 слов

43 слова

60 слов

58 слов

15 слов

47 слов

Петрова Ксения

75 слов

39 слов

35 слов

Ткачук Дарья

40 слов

57 слов

Чалкова Вероника

53 слова

58 слов

63 слова

35 слов

72 слова

56 слов

85 слов

Трудности при формировании смыслового компонента  отсутствие целостного представления о произведении;  неумение ориентироваться в структуре текста;  сосредоточенность на отдельных событиях, неумение устанавливать связи между эпизодами;  затруднения в определении мотивов поведения персонажа;  непонимание основной мысли произведения;  затруднение в словесном выражении своих чувств, отсутствие динамики эмоций;  неумение выделять главное;  неумение обобщать прочитанное;  стремление к дословному пересказу (затруднения в пересказе своими словами);  отсутствие попыток определения авторской позиции;  слабость развития воображения, мыслительной деятельности;

Трудности при формировании смыслового компонента

  • отсутствие целостного представления о произведении;
  • неумение ориентироваться в структуре текста;
  • сосредоточенность на отдельных событиях, неумение устанавливать связи между эпизодами;
  • затруднения в определении мотивов поведения персонажа;
  • непонимание основной мысли произведения;
  • затруднение в словесном выражении своих чувств, отсутствие динамики эмоций;
  • неумение выделять главное;
  • неумение обобщать прочитанное;
  • стремление к дословному пересказу (затруднения в пересказе своими словами);
  • отсутствие попыток определения авторской позиции;
  • слабость развития воображения, мыслительной деятельности;
Методы и приёмы формирования  читательской деятельности  на начальном этапе Знакомство с кратким содержанием книги по аннотации; Поиск информации по содержанию (оглавлению); Поиск ответов на вопросы в тексте, книге;  Приём «Инсерт». В процессе чтения учащиеся маркируют текст значками: «З», «Н», «?»; Состязание чтецов;

Методы и приёмы формирования читательской деятельности на начальном этапе

  • Знакомство с кратким содержанием книги по аннотации;
  • Поиск информации по содержанию (оглавлению);
  • Поиск ответов на вопросы в тексте, книге;
  • Приём «Инсерт». В процессе чтения учащиеся маркируют текст значками: «З», «Н», «?»;
  • Состязание чтецов;
Как формировать смысловой компонент? Словесное рисование- развитие воображения, связной речи «Своя опора»- умение выделять главную мысль; представлять информацию в «свернутом виде». Приём “Кластер” – умение анализировать информацию; выделять существенные признаки Приём “Лови ошибку” – умение анализировать информацию; Работа со словарём- умение ориентироваться в книге, находить значение , состав слов Приём “Создай паспорт” – выделение существенных и несущественных признаков,   Смысловой компонент Приём “Вопрос к тексту”  умение содержательно формулировать вопросы;  «Толстый – тонкий вопрос»- умение формулировать вопросы; соотносить понятия. Приём «Диаграмма Венна» - умение анализировать, сравнивать, обобщать Приём “Пропавшие слова” – развитие памяти, мышления речи Приём «Жокей и лошадь» - умение обобщать Приём

Как формировать смысловой компонент?

Словесное рисование-

развитие воображения, связной речи

«Своя опора»-

умение выделять главную мысль;

представлять информацию в «свернутом виде».

Приём “Кластер”

умение анализировать информацию; выделять существенные признаки

Приём “Лови ошибку”

умение анализировать информацию;

Работа со словарём-

умение ориентироваться в книге, находить значение , состав слов

Приём “Создай паспорт” –

выделение существенных и

несущественных признаков,

Смысловой компонент

  • Приём “Вопрос к тексту”

умение содержательно формулировать вопросы;

«Толстый – тонкий вопрос»-

умение формулировать вопросы; соотносить понятия.

Приём «Диаграмма Венна» -

умение анализировать, сравнивать, обобщать

Приём “Пропавшие слова”

развитие памяти, мышления речи

Приём «Жокей и лошадь» -

умение обобщать

Приём "Ромашка" Блума-

уточняющие вопросы, интерпретационные, творческие, простые, оценочные, практические

Приём “Фантастическая добавка”

развивает фантазию, речь

Анализ формирования смыслового компонента класс Высокий 1 Выше среднего - 2 Средний 1 1 3 4 2 Низкий - 5 1 3 2 4 1

Анализ формирования смыслового компонента

класс

Высокий

1

Выше среднего

-

2

Средний

1

1

3

4

2

Низкий

-

5

1

3

2

4

1

Методы и приёмы формирования  читательской деятельности  на основном этапе Проведение литературных гостиных; Знакомство с новинками детской литературы; Часы тихого чтения; Написание сообщений при подготовке к урокам; Соревнования «Интересная история книги»; Ведение читательских дневников;

Методы и приёмы формирования читательской деятельности на основном этапе

  • Проведение литературных гостиных;
  • Знакомство с новинками детской литературы;
  • Часы тихого чтения;
  • Написание сообщений при подготовке к урокам;
  • Соревнования «Интересная история книги»;
  • Ведение читательских дневников;
 Из опыта работы...    Приём «Лови ошибку»  Развивает аналитическое мышление, зрительную память; Проверка домашнего задания.  Корректоры журнала «Мир вокруг нас» - исправление слов с ошибками, работа по группам. Интересно влесу. С ветки на ветку пере летают птицы. Задеревьями про бежал заяц. Наопушке леса за цвели первые подснежники.  Приём «Своя опора»   Развивает умение выделять главную мысль; устанавливать связи между объектами; представлять информацию в «свернутом виде». Составление плана текста Составление опорных конспектов изученных правил

Из опыта работы...

Приём «Лови ошибку» Развивает аналитическое мышление, зрительную память;

Проверка домашнего задания.

Корректоры журнала «Мир вокруг нас» - исправление слов с ошибками, работа по группам.

Интересно влесу. С ветки на ветку пере летают птицы. Задеревьями про бежал заяц. Наопушке леса за цвели первые подснежники.

Приём «Своя опора»

  Развивает умение выделять главную мысль; устанавливать связи между объектами; представлять информацию в «свернутом виде».

Составление плана текста

Составление опорных конспектов изученных правил

 Из опыта работы…    Развивает фантазию, речь Г. Цыферов «Жил на свете слоненок». Карточка 1. И снова слонёнок загрустил. Что же мне теперь делать? Кем мне быть? Мимо проходил Доктор Айболит. Он подошёл к слонёнку и сказал…. Карточка 2. И снова слонёнок загрустил. Что же мне теперь делать? Кем мне быть? Мимо проходил бобры - строители. Они подошли к слонёнку и сказали…. Карточка 3. И снова слонёнок загрустил. Что же мне теперь делать? Кем мне быть? Мимо проходили артисты цирка. Они подошёл к слонёнку и сказали…. Развитие памяти, мышления, речи Вставьте предлоги по смыслу  Образуйте новые слова с помощью приставок

Из опыта работы…

Развивает фантазию, речь

Г. Цыферов «Жил на свете слоненок».

Карточка 1.

И снова слонёнок загрустил.

  • Что же мне теперь делать? Кем мне быть?

Мимо проходил Доктор Айболит. Он подошёл к слонёнку и сказал….

Карточка 2.

И снова слонёнок загрустил.

  • Что же мне теперь делать? Кем мне быть?

Мимо проходил бобры - строители. Они подошли к слонёнку и сказали….

Карточка 3.

И снова слонёнок загрустил.

  • Что же мне теперь делать? Кем мне быть?

Мимо проходили артисты цирка. Они подошёл к слонёнку и сказали….

Развитие памяти, мышления, речи

Вставьте предлоги по смыслу Образуйте новые слова с помощью приставок

Из опыта работы…  Приём “Фантастическая добавка”  Развивает фантазию, речь Г. Цыферов «Жил на свете слоненок». Карточка 1. И снова слонёнок загрустил. Что же мне теперь делать? Кем мне быть? Мимо проходил Доктор Айболит. Он подошёл к слонёнку и сказал…. Карточка 2. И снова слонёнок загрустил. Что же мне теперь делать? Кем мне быть? Мимо проходил бобры - строители. Они подошли к слонёнку и сказали…. Карточка 3. И снова слонёнок загрустил. Что же мне теперь делать? Кем мне быть? Мимо проходили артисты цирка. Они подошёл к слонёнку и сказали….

Из опыта работы… Приём “Фантастическая добавка”

Развивает фантазию, речь

Г. Цыферов «Жил на свете слоненок».

Карточка 1.

И снова слонёнок загрустил.

  • Что же мне теперь делать? Кем мне быть?

Мимо проходил Доктор Айболит. Он подошёл к слонёнку и сказал….

Карточка 2.

И снова слонёнок загрустил.

  • Что же мне теперь делать? Кем мне быть?

Мимо проходил бобры - строители. Они подошли к слонёнку и сказали….

Карточка 3.

И снова слонёнок загрустил.

  • Что же мне теперь делать? Кем мне быть?

Мимо проходили артисты цирка. Они подошёл к слонёнку и сказали….

Из опыта работы…  «Микротемы» Раздели текст на предложения, и поставь нужные знаки препинания. 1 команда:  Мальчики Юра и Ваня идут в лес рядом бежит пес Бимка по веткам скачут рыжие белки под елкой норка там укрылись серые ежики какие они маленькие 2 команда:  В класс поступил новый ученик Костя Демин мальчик приехал из города Астаны жил он там на улице Пушкина ребята быстро подружились с новичком Соберите текст из предложений.  Проставьте номера перед предложениями, чтобы получился связный текст (сначала каждый индивидуально, затем в группе). ______ Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса. ______ И тут короля навестил мудрец и удивился, зачем ему столько птиц. ______ Услышали это мальчишки и наставили в лесу множество ловушек. ______ Долго размышлял король и придумал такое объявление: ______ Это мальчишки больше не стреляют птиц, а приносят мне их живыми. ______ Как-то раз он узнал, что мальчишки стреляют птиц. ______ Вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями, синицами, чижами.

Из опыта работы… «Микротемы»

Раздели текст на предложения, и поставь нужные знаки препинания.

1 команда:

Мальчики Юра и Ваня идут в лес рядом бежит пес Бимка по веткам скачут рыжие белки под елкой норка там укрылись серые ежики какие они маленькие

2 команда:

В класс поступил новый ученик Костя Демин мальчик приехал из города Астаны жил он там на улице Пушкина ребята быстро подружились с новичком

Соберите текст из предложений.

Проставьте номера перед предложениями, чтобы получился связный текст (сначала каждый индивидуально, затем в группе).

______ Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса.

______ И тут короля навестил мудрец и удивился, зачем ему столько птиц.

______ Услышали это мальчишки и наставили в лесу множество ловушек.

______ Долго размышлял король и придумал такое объявление:

______ Это мальчишки больше не стреляют птиц, а приносят мне их живыми.

______ Как-то раз он узнал, что мальчишки стреляют птиц.

______ Вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями, синицами, чижами.

Из опыта работы…  Приём «Кластер» Развивает умение анализировать, выделять существенные признаки, составлять схему

Из опыта работы… Приём «Кластер»

Развивает умение анализировать, выделять существенные признаки, составлять схему

Из опыта работы…  Работа со словарём Исследование слова “Доброта” План.  1.Что такое «доброта»?  2. Найди и прочитай точное определение этого слова и узнай его лексическое значение в толковом словаре Ожегова С.И.,  4. Слово «доброта» однозначное или многозначное? Докажи. Работа со словарями синонимов, антонимов План.  1.Ответь на вопрос «Что такое синонимы?»  2.Можно ли к слову «доброта» подобрать синонимы? Если возможно подбери синонимы.  3.Что такое антонимы?  4. Можно ли к слову «доброта» подобрать антонимы? Если возможно подбери антонимы.

Из опыта работы… Работа со словарём

Исследование слова “Доброта”

План.

1.Что такое «доброта»?

2. Найди и прочитай точное определение этого слова и узнай его лексическое значение в толковом словаре Ожегова С.И.,

4. Слово «доброта» однозначное или многозначное? Докажи.

Работа со словарями синонимов, антонимов

План.

1.Ответь на вопрос «Что такое синонимы?»

2.Можно ли к слову «доброта» подобрать синонимы? Если возможно подбери синонимы.

3.Что такое антонимы?

4. Можно ли к слову «доброта» подобрать антонимы? Если возможно подбери антонимы.

Список литературы

1. Боразнова Г.Д. Техника обучения чтении. / Початкова школа. – 2002. - № 10. – С.36-38.

2.Джежелей О.В., Светловская Н.Н. Учим читать книгу. Пособие для учителя / О.В. Джежелей. – М.: Просвещение, 1983. – 208с.

Джежелей О.В. Чтение и литература. 1-4 классы. Программа (Обучение грамоте. Литературное чтение). Методический комментарий / О.В. Джежелей. - М.: Дрофа, 2005. – 96с.

3.Колганова Н.Е. Обучение полноценному чтению детской литературы / Начальная школа. – 2005. - № 6. – С.56-65.

4. Кубасова О.В. Как помочь ребёнку стать читателем. -Т.,2004.

5.Лифинцева Н.И. Самостоятельная читательская деятельность младших школьников. Программа развития читательского опыта / Начальное образование. – 2004. - № 3. – С.10-15.

6.Мороз Е. И. Приобщение младших школьников к самостоятельной читательской деятельности. [Электронный ресурс] http://uobr.net/wpcontent/uploads/2007/litdeyatelnoct.htm

7.Неборская Т.А. Учимся читать вслух и молча / Т.А.Неборская. – М.: Академия, 2006. – 85с.

8.Первова Г.М. Формирование круга детского чтения учителем / Начальная школа. – 1999. - № 12. – С.33-38.

9.Пичерол Т.С. Практические советы учителю, овладевающему современной методикой обучения чтению / Начальная школа. – 2005. - № 2. – С.15-17.