Методический семинар на конкурс: «Учитель года-2016»
Развитие читательской деятельности на уроках и внеурочной деятельности у учащихся начальных кассов.
Выполнила: Лежнева Елена Васильевна
Учитель начальных классов
МАОУ «Королевская СОШ»
«люди перестают мыслить, когда перестают читать»
Д. Дидро
Актуальность темы
- Воспитание всесторонне развитой личности в соответствии с новыми требованиями ФГОС.
- Развитие речевой деятельности и культуры речи учащихся.
- Для изучения всех без исключения предметов необходимы первичные навыки работы с информацией.
- Осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее.
Основные проблемы при развитии читательской деятельности
- нежелание детей читать книги;
- узкий читательский кругозор;
- низкая скорость чтения;
- не владение книгой как инструментом для чтения;
- отсутствие основ читательской культуры;
- не развита связная речь учащихся;
Цель семинара:
Раскрыть важность методов и приемов для формирования читательской деятельности у учащихся начальных классов.
Этапы формирования читательской деятельности
Подготовительный
Начальный
Цель обучения - пробудить и поддержать у детей желание обращаться к книгам, листать их, узнавать «знакомые»; ввести детей в доступный круг чтения.
Основной
цель - научить читать книгу, ориентироваться в группе книг и устанавливать связь между группой книг и возможной целью чтения.
цель - формирование читательских интересов; чтение вне класса, дети должны убедиться в том, что мир книг - это широкий и увлекательный мир разных собеседников-авторов, в котором каждый читатель может найти что-то интересное для себя.
Структура читательской деятельности
Смысловой
Технический
компонент
компонент
Читательская
самостоятельность
Трудности при формировании технического компонента
- нежелание читать книги
- скорость чтения;
- слоговой тип чтения;
- регрессии при чтении;
- недостаточность зрительного анализа слова;
- недостаточный уровень артикуляции;
- малый объем поля чтения;
- низкий уровень сформированности внимания, развития памяти
Методы и приёмы формирования читательской деятельности на подготовительном этапе
- Литературный праздник, игра;
- Посещение библиотеки; Реклама книг;
- Выбор книги в соответствии с возрастом, интересами учащихся;
- Метод чтения не до конца;
- Метод предсказания по названию, иллюстрациям, автору произведения;
- Личный пример учителя, родителей
- Беседа – «приманка»;
- Коллективное чтение;
«Общим психологическим правилом выработки интереса будет следующее: для того, чтобы предмет нас заинтересовал, он должен быть связан с чем-то интересующим нас, с чем-либо уже знакомым и, вместе с тем, должен всегда заключать в себе некоторые новые формы деятельности, иначе он останется безрезультатным» И.П. Подласый
Как формировать технический компонент?
Пересказ с опорой на текст –
тренировка кратковременной памяти,
ориентирование в тексте,
увеличивает угол зрения
« Молния »,
«Многократное чтение»,
Отработка навыка
быстрого чтения
Чтение за диктором -
отработка слитного чтения слов
Речевая зарядка -
развитие артикуляции,
речевого аппарата
Технический компонент
Чтение в группах –
Увеличение темпа чтения
Звуковая разминка -
Зрительный анализ слова
Убыстрение темпа -
увеличивает угол зрения
Чтение с отрывом взгляда от текста
(дикторское чтение) –
тренажер по ориентированию в тексте, развитие памяти
Совершенствование внимания –
развитие фонематического слуха
Анализ формирования технического компонента
Список класса
1 класс
Андреевская Катя
46 слов
2 класс
Барсукова Юля
3 класс
80 слов
30 слов
Иванов Кирилл
110 слов
25 слов
Кальянов Руслан
47 слов
Мержоев Алихан
35 слов
43 слова
60 слов
58 слов
15 слов
47 слов
Петрова Ксения
75 слов
39 слов
35 слов
Ткачук Дарья
40 слов
57 слов
Чалкова Вероника
53 слова
58 слов
63 слова
35 слов
72 слова
56 слов
85 слов
Трудности при формировании смыслового компонента
- отсутствие целостного представления о произведении;
- неумение ориентироваться в структуре текста;
- сосредоточенность на отдельных событиях, неумение устанавливать связи между эпизодами;
- затруднения в определении мотивов поведения персонажа;
- непонимание основной мысли произведения;
- затруднение в словесном выражении своих чувств, отсутствие динамики эмоций;
- неумение выделять главное;
- неумение обобщать прочитанное;
- стремление к дословному пересказу (затруднения в пересказе своими словами);
- отсутствие попыток определения авторской позиции;
- слабость развития воображения, мыслительной деятельности;
Методы и приёмы формирования читательской деятельности на начальном этапе
- Знакомство с кратким содержанием книги по аннотации;
- Поиск информации по содержанию (оглавлению);
- Поиск ответов на вопросы в тексте, книге;
- Приём «Инсерт». В процессе чтения учащиеся маркируют текст значками: «З», «Н», «?»;
- Состязание чтецов;
Как формировать смысловой компонент?
Словесное рисование-
развитие воображения, связной речи
«Своя опора»-
умение выделять главную мысль;
представлять информацию в «свернутом виде».
Приём “Кластер” –
умение анализировать информацию; выделять существенные признаки
Приём “Лови ошибку” –
умение анализировать информацию;
Работа со словарём-
умение ориентироваться в книге, находить значение , состав слов
Приём “Создай паспорт” –
выделение существенных и
несущественных признаков,
Смысловой компонент
умение содержательно формулировать вопросы;
«Толстый – тонкий вопрос»-
умение формулировать вопросы; соотносить понятия.
Приём «Диаграмма Венна» -
умение анализировать, сравнивать, обобщать
Приём “Пропавшие слова” –
развитие памяти, мышления речи
Приём «Жокей и лошадь» -
умение обобщать
Приём "Ромашка" Блума-
уточняющие вопросы, интерпретационные, творческие, простые, оценочные, практические
Приём “Фантастическая добавка”
развивает фантазию, речь
Анализ формирования смыслового компонента
класс
Высокий
1
Выше среднего
-
2
Средний
1
1
3
4
2
Низкий
-
5
1
3
2
4
1
Методы и приёмы формирования читательской деятельности на основном этапе
- Проведение литературных гостиных;
- Знакомство с новинками детской литературы;
- Часы тихого чтения;
- Написание сообщений при подготовке к урокам;
- Соревнования «Интересная история книги»;
- Ведение читательских дневников;
Из опыта работы...
Приём «Лови ошибку» Развивает аналитическое мышление, зрительную память;
Проверка домашнего задания.
Корректоры журнала «Мир вокруг нас» - исправление слов с ошибками, работа по группам.
Интересно влесу. С ветки на ветку пере летают птицы. Задеревьями про бежал заяц. Наопушке леса за цвели первые подснежники.
Приём «Своя опора»
Развивает умение выделять главную мысль; устанавливать связи между объектами; представлять информацию в «свернутом виде».
Составление плана текста
Составление опорных конспектов изученных правил
Из опыта работы…
Развивает фантазию, речь
Г. Цыферов «Жил на свете слоненок».
Карточка 1.
И снова слонёнок загрустил.
- Что же мне теперь делать? Кем мне быть?
Мимо проходил Доктор Айболит. Он подошёл к слонёнку и сказал….
Карточка 2.
И снова слонёнок загрустил.
- Что же мне теперь делать? Кем мне быть?
Мимо проходил бобры - строители. Они подошли к слонёнку и сказали….
Карточка 3.
И снова слонёнок загрустил.
- Что же мне теперь делать? Кем мне быть?
Мимо проходили артисты цирка. Они подошёл к слонёнку и сказали….
Развитие памяти, мышления, речи
Вставьте предлоги по смыслу Образуйте новые слова с помощью приставок
Из опыта работы… Приём “Фантастическая добавка”
Развивает фантазию, речь
Г. Цыферов «Жил на свете слоненок».
Карточка 1.
И снова слонёнок загрустил.
- Что же мне теперь делать? Кем мне быть?
Мимо проходил Доктор Айболит. Он подошёл к слонёнку и сказал….
Карточка 2.
И снова слонёнок загрустил.
- Что же мне теперь делать? Кем мне быть?
Мимо проходил бобры - строители. Они подошли к слонёнку и сказали….
Карточка 3.
И снова слонёнок загрустил.
- Что же мне теперь делать? Кем мне быть?
Мимо проходили артисты цирка. Они подошёл к слонёнку и сказали….
Из опыта работы… «Микротемы»
Раздели текст на предложения, и поставь нужные знаки препинания.
1 команда:
Мальчики Юра и Ваня идут в лес рядом бежит пес Бимка по веткам скачут рыжие белки под елкой норка там укрылись серые ежики какие они маленькие
2 команда:
В класс поступил новый ученик Костя Демин мальчик приехал из города Астаны жил он там на улице Пушкина ребята быстро подружились с новичком
Соберите текст из предложений.
Проставьте номера перед предложениями, чтобы получился связный текст (сначала каждый индивидуально, затем в группе).
______ Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса.
______ И тут короля навестил мудрец и удивился, зачем ему столько птиц.
______ Услышали это мальчишки и наставили в лесу множество ловушек.
______ Долго размышлял король и придумал такое объявление:
______ Это мальчишки больше не стреляют птиц, а приносят мне их живыми.
______ Как-то раз он узнал, что мальчишки стреляют птиц.
______ Вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями, синицами, чижами.
Из опыта работы… Приём «Кластер»
Развивает умение анализировать, выделять существенные признаки, составлять схему
Из опыта работы… Работа со словарём
Исследование слова “Доброта”
План.
1.Что такое «доброта»?
2. Найди и прочитай точное определение этого слова и узнай его лексическое значение в толковом словаре Ожегова С.И.,
4. Слово «доброта» однозначное или многозначное? Докажи.
Работа со словарями синонимов, антонимов
План.
1.Ответь на вопрос «Что такое синонимы?»
2.Можно ли к слову «доброта» подобрать синонимы? Если возможно подбери синонимы.
3.Что такое антонимы?
4. Можно ли к слову «доброта» подобрать антонимы? Если возможно подбери антонимы.
Список литературы
1. Боразнова Г.Д. Техника обучения чтении. / Початкова школа. – 2002. - № 10. – С.36-38.
2.Джежелей О.В., Светловская Н.Н. Учим читать книгу. Пособие для учителя / О.В. Джежелей. – М.: Просвещение, 1983. – 208с.
Джежелей О.В. Чтение и литература. 1-4 классы. Программа (Обучение грамоте. Литературное чтение). Методический комментарий / О.В. Джежелей. - М.: Дрофа, 2005. – 96с.
3.Колганова Н.Е. Обучение полноценному чтению детской литературы / Начальная школа. – 2005. - № 6. – С.56-65.
4. Кубасова О.В. Как помочь ребёнку стать читателем. -Т.,2004.
5.Лифинцева Н.И. Самостоятельная читательская деятельность младших школьников. Программа развития читательского опыта / Начальное образование. – 2004. - № 3. – С.10-15.
6.Мороз Е. И. Приобщение младших школьников к самостоятельной читательской деятельности. [Электронный ресурс] http://uobr.net/wpcontent/uploads/2007/litdeyatelnoct.htm
7.Неборская Т.А. Учимся читать вслух и молча / Т.А.Неборская. – М.: Академия, 2006. – 85с.
8.Первова Г.М. Формирование круга детского чтения учителем / Начальная школа. – 1999. - № 12. – С.33-38.
9.Пичерол Т.С. Практические советы учителю, овладевающему современной методикой обучения чтению / Начальная школа. – 2005. - № 2. – С.15-17.