СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические материалы к урокам зоологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочие материалы к уроку "Многообразие млекопитающих". Проектная технология

Просмотр содержимого документа
«Методические материалы к урокам зоологии»

Группа 1

Лист продвижения по теме урока

Задание 1

  1. Прочитайте текст учебника на с. 227, предложите схему, отражающую систематику Класса Млекопитающие.

  2. Оформите схему на ватмане.

  3. Сравните схему с эталоном.

  4. Оцените свою работу в соответствии с указанными критериями:

а) правильно указаны все систематические категории – 2 балла, ответ содержит 1 ошибку – 1 балл, ответ неправильный – 0 баллов

б) правильно указано соподчинение систематических категорий: тип, класс, подклассы, отряд и надотряды – 3 балла, ответ содержит 1 ошибку – 2 балла, в ошибки – 1 балл, ответ неправильный - 0 баллов

Задание 2

  1. Рассмотрите рисунки на с. учебника 240 – 243 и прочитайте текст в раздаточном материале «Многообразие плацентарных млекопитающих»

  2. Выделите особенности отрядов Насекомоядные, Зайцеобразные, Грызуны.

  3. Сопоставьте свои ответы с эталоном.

  4. Оцените свою работу в соответствии с указанными критериями:

а) выделены все основные особенности отряда – 3 балла за каждый отряд, ответ содержит 1 ошибку – 2 балла, в ошибки – 1 балл, ответ неправильный - 0 баллов

б) приведено не менее двух примеров животных соответствующего отряда – 1балл за каждый отряд

Задание 3. «Собери таблицу»

  1. Составьте таблицу, характеризующую многообразие плацентарных млекопитающих, выполнив задание на установление соответствия между отрядом, особенностями этого отряда и его представителями. Для этого используйте материал, предложенный в конверте.

  2. Запишите свои ответы на доске.

  3. Сопоставьте свою работу с эталоном.

  4. Оцените свою работу в соответствии с указанными критериями:

а) нет ошибок – 5 баллов

б) 1 ошибка – 4 балла

в) 2 ошибки – 3 балла

г) 3-4 ошибки – 2 балла

д) 5 ошибок – 1балл

е) 6 и более ошибок – 0 баллов













Группа 2

Лист продвижения по теме урока

Задание 1

  1. Прочитайте текст учебника на с. 240, выделите экологические группы Класса Млекопитающие.

  2. Запишите экологические группы на ватмане и дайте пояснения терминам.

  3. Сравните свой ответ с эталоном.

  4. Оцените свою работу в соответствии с указанными критериями:

а) правильно указаны все экологические группы – 2 балла, ответ содержит 1 ошибку – 1 балл, ответ неправильный – 0 баллов

б) правильно дано объяснение экологических терминов – 3балла, ответ содержит 1 ошибку – 2 балла, в ошибки – 1 балл, ответ неправильный - 0 баллов



Задание 2

  1. Рассмотрите рисунки на с. учебника 240 – 243 и прочитайте текст в раздаточном материале «Многообразие плацентарных млекопитающих»

  2. Выделите особенности отрядов Рукокрылые, Ластоногие, Китообразные.

  3. Сопоставьте свои ответы с эталоном.

  4. Оцените свою работу в соответствии с указанными критериями:

а) выделены все основные особенности отряда – 3 балла за каждый отряд, ответ содержит 1 ошибку – 2 балла, в ошибки – 1 балл, ответ неправильный - 0 баллов

б) приведено не менее двух примеров животных соответствующего отряда – 1балл за каждый отряд

Задание 3. «Собери таблицу»

  1. Составьте таблицу, характеризующую многообразие плацентарных млекопитающих, выполнив задание на установление соответствия между отрядом, особенностями этого отряда и его представителями. Для этого используйте материал, предложенный в конверте.

  2. Запишите свои ответы на доске.

  3. Сопоставьте свою работу с эталоном.

  4. Оцените свою работу в соответствии с указанными критериями:

а) нет ошибок – 5 баллов

б) 1 ошибка – 4 балла

в) 2 ошибки – 3 балла

г) 3-4 ошибки – 2 балла

д) 5 ошибок – 1балл

е) 6 и более ошибок – 0 баллов















Группа 3

Лист продвижения по теме урока

Задание 1

  1. Прочитайте текст учебника на с. 244 - 245, выделите основные особенности отряда Однопроходные.

  2. Запишите выделенные вами особенности Однопроходных на ватмане. Ответьте на вопрос, признаки каких классов позвоночных животных имеются у отряда Однопроходные?

  3. Оцените свою работу в соответствии с указанными критериями:

а) правильно указаны все особенности – 2 балла, ответ содержит 1 ошибку – 1 балл, ответ неправильный – 0 баллов

б) правильно дан ответ на вопрос – 3 балла, ответ содержит 1 ошибку – 2 балла, в ошибки – 1 балл, ответ неправильный - 0 баллов

Задание 2

  1. Рассмотрите рисунки на с. учебника 240 – 243 и прочитайте текст в раздаточном материале «Многообразие плацентарных млекопитающих»

  2. Выделите особенности отрядов Хоботные, Парнокопытные, Непарнокопытные.

  3. Сопоставьте свои ответы с эталоном.

  4. Оцените свою работу в соответствии с указанными критериями:

а) выделены все основные особенности отряда – 3балла за каждый отряд, ответ содержит 1 ошибку – 2 балла, в ошибки – 1 балл, ответ неправильный - 0 баллов

б) приведено не менее двух примеров животных соответствующего отряда – 1балл за каждый отряд

Задание 3. «Собери таблицу»

  1. Составьте таблицу, характеризующую многообразие плацентарных млекопитающих, выполнив задание на установление соответствия между отрядом, особенностями этого отряда и его представителями. Для этого используйте материал, предложенный в конверте.

  2. Запишите свои ответы на доске.

  3. Сопоставьте свою работу с эталоном.

  4. Оцените свою работу в соответствии с указанными критериями:

а) нет ошибок – 5 баллов

б) 1 ошибка – 4 балла

в) 2 ошибки – 3 балла

г) 3-4 ошибки – 2 балла

д) 5 ошибок – 1балл

е) 6 и более ошибок – 0 баллов









Группа 4

Лист продвижения по теме урока

Задание 1

  1. Прочитайте текст учебника на с. 244, выделите основные особенности Надотряда Сумчатые.

  2. Запишите выделенные вами особенности сумчатых на ватмане. Объясните, почему детеныши развиваются в сумке.

  3. Сравните свой ответ с эталоном.

  4. Оцените свою работу в соответствии с указанными критериями:

а) правильно указаны все особенности – 2 балла, ответ содержит 1 ошибку – 1 балл, ответ неправильный – 0 баллов

б) правильно дано объяснение особенностей – 3 балла, ответ содержит 1 ошибку – 2 балла, в ошибки – 1 балл, ответ неправильный - 0 баллов

Задание 2

  1. Рассмотрите рисунки на с. учебника 240 – 243 и прочитайте текст в раздаточном материале «Многообразие плацентарных млекопитающих»

  2. Выделите особенности отрядов Хищные, Приматы. Какие семейства входят в отряд Хищные?Какие представители входят в группу человекообразных обезьян?

  3. Сопоставьте свои ответы с эталоном.

  4. Оцените свою работу в соответствии с указанными критериями:

а) выделены все основные особенности отряда – 3балла за каждый отряд, ответ содержит 1 ошибку – 2 балла, в ошибки – 1 балл, ответ неправильный - 0 баллов

б) приведены все семейства отряда Хищные – 3 балла, ответ содержит 1 ошибку – 2 балла, в ошибки – 1 балл, ответ неправильный - 0 баллов

в) приведено не менее двух примеров животных соответствующего отряда – 1балл за каждый отряд

г) приведены названия всех представителей человекообразных обезьян – 1 балл

Задание 3. «Собери таблицу»

  1. Составьте таблицу, характеризующую многообразие плацентарных млекопитающих, выполнив задание на установление соответствия между отрядом, особенностями этого отряда и его представителями. Для этого используйте материал, предложенный в конверте.

  2. Запишите свои ответы на доске.

  3. Сопоставьте свою работу с эталоном.

  4. Оцените свою работу в соответствии с указанными критериями:

а) нет ошибок – 5 баллов

б) 1 ошибка – 4 балла

в) 2 ошибки – 3 балла

г) 3-4 ошибки – 2 балла

д) 5 ошибок – 1балл

е) 6 и более ошибок – 0 баллов

Шкала выставления отметок за урок в соответствии с диапазоном набранных баллов




Отметка по пятибалльной шкале


«2»


«3»


«4»


«5»


Диапазон баллов


10 и менее


11–14


15–18


19–22

















































































Ф.И._______________________________________________________

Закончи предложения

1. Сегодня на уроке я узнал(а) __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. Сегодня на уроке я научился(лась) __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. Сегодня на уроке мне было интересно__________________________________________________________

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________

4. Сегодня на уроке мне было трудно__________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________



























Ф.И._________________________________________________________

Оценочный лист

Критерии оценки

Оцениваю себя сам

Оценка товарища

1. Активно работал в группе

 

 

2. Выполнял свои обязанности

 

 

3. Соблюдал культуру общения

 

 

 

++ у меня всё получилось

-+ были затруднения, но я справился

у меня не получилось работать в группе

++ у тебя всё получилось

-+ у тебя возникли затруднения,

но ты справился

- у тебя не получилось работать в группе

4.Оценка работы группы (поставить знак +)

Мы работали слаженно

и у нас всё получилось.

У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно.

У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя



Я получил (а)_____________________ баллов



 





Характерные признаки некоторых отрядов млекопитающих

Отряд

Характерные признаки

Представители

I.Насекомоядные

В.Размеры тела средние и мелкие. Зубы однотипные, остробугорчатые. Передний конец головы у большинства вытянут в хоботок. Кора мозга без извилин и борозд.

5.Крот, ёж, выхухоль, землеройки.

II.Рукокрылые

Б.Передние конечности видоизменены в крылья. Кости тонкие и лёгкие; грудина имеет киль. Большинство видов питается насекомыми.

4.Ушан, рыжая вечерница.

III.Грызуны

Г.Размеры тела большинства средние или мелкие. Сильно развитысамозатачивающиеся резцы , которые растут всю жизнь; клыков нет; коренные с плоскими жевательными поверхностями. Питаются преимущественно растительной пищей. Быстро размножаются, большая плодовитость.

3.Белка, бобр, суслик. Бурундук, мыши, крысы.

IV.Зайцеобразные

Д.Размеры тела небольшие.Самозатачивающихся резцов две пары. Вторая пара слабо развита и расположена позади первой.

2.Заяц, кролик, пищуха.

V.Хищные

А.Хорошо развиты клыки и хищные зубы. Передний мозг хорошо развит. Питаются преимущественно животной пищей. Некоторые всеядны.

1.Волк, лисица, лев, куница, тигр, медведь.

VI.Ластоногие

Е.Большую часть жизни проводят в воде. Размножаются и линяют на суше. Конечности укорочены и видоизменены в ласты. Зубная система похожа в основном на таковую хищных, но менее резко дифференцирована. Питаются рыбой, моллюсками, ракообразными и др.

6.Морж, тюлень, морской котик.

VII.Китообразные

И.Живут в воде, размеры тела крупные или гигантские. Передние конечности видоизменены в плавники, задних нет. Кожа голая.

7.Дельфин, кит.

VIII.Парнокопытные

З.Размеры средние или крупные. Ноги длинные, оканчиваются четырьмя пальцами, из которых второй и третий хорошо развиты. На пальцах - копыта. Нет ключиц.

8.Лось, кабан, зубр, олень, корова.

IX.Непарнокопытные

К.Большинство питается растениями. Размеры тела крупные. Число пальцев нечётное, сильно развит третий. На пальцах копыта. Ключиц нет.

9.Лошадь, осёл, зебра.

X.Хоботные

Л. Конечности столбообразные, пальцы снаружи покрыты небольшими копытцами.

Растиельноядные.

голова огромная с крупными хобот образован сильно вытянутым носом и верхней губой.

10.Африканский слон, индийский слон

XI.Приматы

Ж.Размеры тела различные. Мозговая часть черепа большая, глазницы направлены вперёд. На пальцах ногти. Большой палец может противополагаться остальным.

11.Мартышка, шимпанзе, горилла.