СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические материалы к уроку литературы по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?», 10 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Замысел поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» .  Начиная с 1863 года и до самой смерти Некрасов работал над главным произведением своей жизни - поэмой «Кому на Руси жить хорошо!»

 

Просмотр содержимого документа
«Методические материалы к уроку литературы по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?», 10 класс»

Методические материалы к уроку литературы по поэме Н. А. Некрасова

«Кому на Руси жить хорошо?»


Замысел поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»

Начиная с 1863 года и до самой смерти Некрасов работал над главным произведением своей жизни - поэмой «Кому на Руси жить хорошо!». Поэт рассказывал журналисту П. Безобразову: «Я задумал изложить в связном рассказе все, ,что я знаю о народе, все, что мне привелось услыхать из уст его, и я затеял «Кому на Ру­си жить хорошо!». Это будет эпопея современной крестьянской жизни».

Поэма «Кому на Руси жить хорошо!» - произведение огромно­го масштаба. Ее с полным основанием можно назвать «энциклопе­дией крестьянской жизни!». Поэт поставил перед собой задачу рас­сказать о тяжелом положении крестьянства, которое и после отмены крепостного права осталось таким же бесправным и угнетенным. Вместе с тем Некрасов решил показать, что народ не слом­лен, что в нем растет осознание своей силы и мощи.

Как герои русских народных сказок, отправляются в путь семь мужиков в надежде найти счастливого человека, «кому живется ве­село, вольготно на Руси!». Такой сюжет позволил поэту раскрыть перед читателем все многообразие пореформенной жизни России, провести его через разоренные деревни и сельские ярмарки, позна­комить с представителями различных сословий: с крестьянами, по­мещиками, духовенством, показать беспросветно тяжелый мужиц­кий труд, нищету и убогость деревенской жизни.

Множество людей повстречали мужики во время своего путе­шествия и каждого спрашивали, каково ему живется. Не нашли они счастливых среди духовенства, не нашли и среди помещиков. Не было их и среди крестьян.

Некрасов намеревался свести своих мужиков и с другими кан­дидатами в «счастливцы» - С «купчиной толстопузым!», чиновни­ком, «вельможным боярином» и даже с самим царем. Но и среди них они тоже вряд ли сумели бы найти таких, кто был бы доволен своей жизнью. Ведь у каждого из них свое представление о счастье, мало похожее на то, о котором мечтают некрасовские странники­ правдоискатели. Впрочем, они и сами толком не знают, каково оно, это счастье, в чем его суть. Но это хорошо знает сам поэт, который устами своего любимого героя Гриши Добросклонова четко и ясно сформулировал свое представление о народном счастье:

Доля народа, Счастье его, Свет и свобода Прежде всего!

Смысл заглавия поэмы "Кому на Руси жить хорошо?"

Великая поэма Некрасова, главным героем которой является русский народ, была начата после реформы 1861 года.

Обманутую, обобранную реформой Русь и решил показать в своей поэме Некрасов. Сами названия деревень, в которых живут крестьяне, встретившиеся в «Прологе», говорят о беспросветной нужде:

Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неурожайка тож.

Само слово «счастливый», «счастливец» для Некрасова часто синоним представителя привилегированных классов («Но счаст­ливые глухи к добру ...», «Я узнал, что есть несчастливцы, которым нет места даже на чердаках и в подвалах, потому что есть счастлив­цы, которым тесны целые дома»). Счастье «сильных и сытых» бы­ло для него вне сомнения. Так что, задавая вопрос: «Кому живется весело, вольготно на Руси? .. » - он вовсе не собирался решать этот ­давно для него решенный - вопрос, а воспользовался им для того, чтобы показать, как глубоко несчастен народ, «облагодетельство­ванный» пресловутой реформой.

Истинную цель своих странствий крестьяне раскроют только один раз на всем протяжении поэмы:

Мы ищем, дядя Влас, Непоротой губернии, Непотрошеной волости, Избыткова села! .. -

то есть признаются, что на самом-то деле их занимает вопрос об их собственном, мужицком благоденствии.