Методические материалы к уроку литературы по роману Тургенева И. С.
«Дворянское гнездо» " Прототипы романа «Дворянское гнездо", 10 класс
Почти одновременно с появлением «Рудина» Тургенев задумал новый роман, но долго не принимался за работу над «Дворянским гнездом», обдумывая план и детали.
Перечитывая письма Тургенева той поры (1856-1858), мы яснее почувствуем атмосферу, в которой зарождалось «Дворянское гнездо». Часто говорит он о своей бесприютности, одиночестве, обреченности на скитальческую жизнь.
« Мне было горько стариться, не изведав полного счастья – и не свив себе покойного гнезда. Душа во мне была еще молода и рвалась и тосковала ... Все это теперь изменилось ... я окончательно махнул на все это рукой. Все затихло, неровности исчезли, внутренние упреки умолкли - к чему вздувать пепел? Огня все-таки не добудешь ...»
Все это как-то перекликается с настроениями героя «Дворянского гнезда», когда его мечта о личном счастье была разрушена.
В размышлениях Лаврецкого о любви к родине, к ее людям, к природе тех мест, где прошли его детство и юные годы, много общего с подобными же мыслями самого Тургенева. Незадолго до своего возвращения в Россию он писал: «Ho весна придет, и я полечу на родину, где еще жизнь молода и богата надеждами. О! с какой радостью Я увижу наши полустепные места!»
Рассказывая о собственном творческом методе, Тургенев всегда подчеркивал, что он в своей литературной работе мог отталкиваться только от жизни, что при описании действующих лиц ему необходимо было постоянно «возиться» с людьми, «брать их живьем».
«Мне нужно не только лицо, его прошедшее, вся его обстановка, но и малейшие житейские подробности, - говорил он. – Так я всегда писал, и все, что у меня есть порядочного, дано жизнью ...».
Беря характерные особенности разных лиц и тонко комбинируя их, Тургенев стремился добиться наибольшей жизненной убедительности и типичности.
Черновые бумаги, письма Тургенева показывают, что при создании центральных образов в своих произведениях - Рудина, Базарова, Нежданова - он использовал отдельные черты таких людей, как Бакунин, Добролюбов, Писарев. Но вместе с тем ни одно из этих исторических лиц не может считаться прямым и единственным прототипом того или иного образа. Большею частью тут было, по наблюдениям исследователей, соединение черт, заимствованных у разных «моделей».
Таким сложным обобщением явился и образ Лаврецкого; автобиографические мотивы переплелись в нем с чертами современников Тургенева.
В описание наружности главного героя романа Тургенев внес ряд характерных черт, позволяющих говорить о внешнем сходстве Лаврецкого с Н. Огаревым, хотя это, конечно, имеет лишь второстепенное значение.
Дело не ограничивается только внешним и психологическим сходством. Ситуация, описанная в 12-16 главах романа, во многом напоминает историю несчастливого брака Огарева с Марией Рославлевой, О чем рассказывает в «Былом и думах» Герцен.
Все это похоже на развитие событий в «Дворянском гнезде», когда Варвара Павловна увезла Лаврецкого в Петербург, где они провели две зимы «в прекрасной, светлой, изящно меблированной квартире ... Варвара Павловна привлекала гостей, как огонь бабочек Федору Ивановичу не совсем-то нравилась такая рассеянная жизнь ... ».
Разрыв Огарева с женой происходит за границей, там же порывает с Варварой Павловной и Лаврецкий.
Оба они возвращаются в Россию, чтобы «делать дело».
Прообразом Лизы Калитиной могла быть Наталья Тучкова, семья которой жила по соседству с имением Огарева. С отцом Натальи Алексеем Алексеевичем Огарева связывала давняя дружба. Гувернантка Тучковой француженка Моро так и перешла в роман как гувернантка Лизы. Знаменитый композитор Лист посещал салон Марии Львовны Огаревой (Рославлевой). В романе отмечена такая- деталь: «Лист играл у ней два раза и так был мил, так прост прелесть!»
Однако интересны не детали. В данном случае интересен другой вопрос: в чем личная драма Лаврецкого и Лизы была похожа на то, что было пережито Огаревым и Тучковой до их отъезда в Лондон в 1856 году?
Сущность происходившей драмы сама Тучкова определила как «невозможность легального брака». Чувства полюбивших друг друга Огарева и Тучковой подвергались тягостнейшим испытаниям из-за того, что Марья Львовна отказывалась дать согласие на развод. Тщетно просил Огарев Наталью Герцен «похлопотать» на этот счет «осторожно около Марьи Львовны».
Только смерть этой женщины могла снять и сняла с них тягость безысходного положения.
В жизни произошло то, что в романе показано как неосуществленная возможность, поманившая на минуту Лизу и Лаврецкого миражем личного счастья. Но мираж быстро рассеялся - оказалось, что известие о смерти Варвары Павловны было ошибочным.
А в жизни тоже случилась ошибка, но иного характера. Не зная, что в марте 1853 года жена его умерла в Париже, Огарев просил своего поверенного возбудить дело о разводе с нею. Только в сентябре до него дошла весть, что Марьи Львовны нет в живых.
В романе Варвара Павловна жива, но ее считают умершей. А в жизни Марья Львовна умерла, а ее продолжают считать живой.
Новизна содержания «Дворянского гнезда» заключалась прежде всего в трагическом столкновении Лаврецкого с лживой моралью тогдашнего общества.
Тургенев впервые в русской литературе поставил в «Дворянском гнезде» очень важный и острый вопрос о церковных путах брака. Но сделано это было автором так тонко и незаметно, что не сразу угадывалось. Писарев, а затем Добролюбов с присущей им проницательностью разгадали настоящий подтекст «Дворянского гнезда». Однако, не имея возможности подробно разбирать роман под таким углом зрения, они ограничились лишь глухим указанием на данное обстоятельство.
Другая точка зрения на вопрос о прототипах романа представлена в журнале «Наша школа» N 5,2002 г. (статья «Темные силы «Дворянского гнезда», автор - Елена Огиянова). Вот ее версия:
« ... Наиболее вероятно, что толчком к написанию «Дворянского гнезда» стало общение с графиней Марией Николаевной Толстой сестрой Л.Н. Толстого и соседкой Тургенева по имению. Их знакомство состоял ось В 1854 году, в 1856-м Тургенев - частый гость в Покровском, имении Марии Николаевны. К этому времени и относится замысел романа.
Обоюдная симпатия переросла в дружбу, а со стороны Тургенева - в легкую влюбленность. Мария Николаевна сохранила память об этом на всю жизнь. Графиня Толстая была верующим человеком, отличалась склонностью к мистицизму. Под впечатлением от ее личности Тургенев пишет повесть «Фауст», в главной героине которой, Вере Ельцовой, близкие и друзья сразу же узнали графиню. Философские мотивы «Фауста» находят продолжение в «Дворянском гнезде».
В романе угадана даже дальнейшая судьба Марии Николаевны: в 1889 году она поступила в женский монастырь (как и героиня романа).
В романе не просто проявляется автобиографический элемент во многом он становится сюжетообразующим.
Фамилия Лаврецкий взята из семейных хроник рода Лутовиновых. Федор Лаврецкий близок Тургеневу своим мироощущением, тем, как он переживает смутную эпоху.
Автобиографические мотивы в изображении Лаврецкого заставляют пристальнее вглядываться в облик Варвары Павловны.
Варвара Павловна - театралка (Лаврецкий впервые увидел ее в театральной ложе), прекрасно музицирует, поет - у нее меццо-сопрано. Писатель отдает ей арию, которую исполняла Полина Виардо.
Тургенев позволяет даже игру инициалов, и тогда «П.В.» превращается в «В.П.».
Главная сюжетная пружина - ложное известие о смерти Варвары Павловны - тоже подсказано, наверное, жизненной ситуацией - в 1857 году Тургенев опровергал сплетни о смерти мужа Виардо.
Однако отождествлять прототип и персонаж все же не следует.
Тургенев был преданным рыцарем своей дамы - Виардо, ни тени недоброжелательства не могло ее коснуться.
И все же, создавая образ Варвары Павловны, эгоистичной и фальшивой светской дамы, расчетливой кокетки, Тургенев стремится освободиться от всего тяжелого, темного в своих чувствах к Полине Виардо, стремится изжить всю горечь и муку, что испытал».