СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Методические материалы по развитию техники чтения у школьников"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка помогает организовать работу по развитию речи со школьниками, испытывающими проблемы в чтении. Представлены виды упражнений по развитию техники чтения, которые можно использовать как на уроках, так и во внеурочное время.

Просмотр содержимого документа
«"Методические материалы по развитию техники чтения у школьников"»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Котовская основная общеобразовательная школа»

Пристенского района Курской области











Методические материалы

по развитию

техники чтения у обучающихся








Автор: О.А.Казначеева,

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории




















2016 год

Обычно думают, что понимание выше при медленном чтении; однако в действительности при быстром чтении понимание оказывается лучше, ибо различные процессы совершаются с различной скоростью, и скорость понимания отвечает более быстрому темпу чтения.

Л.С. Выготский



Одной из современных проблем в обучении, без сомнения, является низкая скорость чтения у детей и отсутствие понимания обучающимися прочитанного. Да и читать для души, для своего самообразования, к сожалению, дети стали гораздо меньше. На протяжении многих лет учителя пытаются найти выход из сложившегося положения. Большое внимание данной проблеме уделяется и в нашей школе.
Чтобы проникнуть в самую суть, давайте, уважаемые коллеги, сначала немного поговорим о теории чтения. В техническую сторону чтения включены следующие компоненты: способ чтения, темп, увеличение скорости чтения, правильность. В смысловую сторону – выразительность и понимание прочитанного. Установлена взаимосвязь между способами чтения, скоростью и динамикой скорости. Правильность чтения – это чтение без ошибок: пропусков, замен или искажений букв, слогов, окончаний. Ошибки могут возникать из-за неточных представлений об образах букв. Перестановка, пропуск букв, слогов обусловлены недостаточно сформированным навыком однонаправленного движения глаз, невнимательностью. Взгляд хаотично скачет по строке, то, забегая вперёд, то, возвращаясь назад. Необходимо вводить в практику и орфоэпическое чтение. Нередко дети имеют в этом затруднение. Было замечено, что, начиная читать орфоэпическим способом, ребёнок увеличивает скорость, чтение становится плавным, а не отрывистым, появляется интерес к смысловому содержанию, желание читать больше. В основе этого желания лежит такая сторона навыка чтения, как осознанность. Осознанности принадлежит ведущее место среди составляющих компонентов навыков чтения. Действительно, чтение осуществляется ради того, чтобы получить информацию, заключённую в тексте, осознать её смысл, понять содержание. Осознанность определяется не только технической стороной навыка, но и уровнем развития речи.

Чем больше читает и познаёт ребёнок, тем лучше развивается его речь. Чем лучше развита речь, тем легче понимание, тем глубже осознание прочитанного. Особую роль в понимании содержания читаемого играет выразительность. Научиться читать выразительно достаточно сложно. Для этого необходимо, чтобы другие стороны навыка чтения – способ чтения, темп, правильность и осознанность – только способствовали приданию читаемому материалу выразительности, а не отвлекали от содержания. Это значит, что полноценное выразительное чтение возможно, когда техника автоматизирована. Существует много упражнений, помогающих повысить технику чтения. Мы рассмотрим сейчас их некоторые виды, представим конкретные примеры карточек для работы по развитию этой техники.

1. Многократное прочтение заключается в том, что учитель читает текст вслух. Затем ученик читает этот же рассказ в течение одной минуты. Закончив чтение, ребёнок отмечает место в тексте, до которого он успел прочитать. Затем следует повторное чтение этого же текста, и снова по истечении минуты ребёнок отмечает количество прочитанных слов. Во второй раз удаётся прочитать больше. Это является положительной мотивацией. Тексты для таких занятий можно найти на страницах произведений М.М.Пришвина, Л.Н.Толстого, Н.Н.Носова, В.Бианки, К.Д.Паустовского и др. Главное, чтобы они содержали меньше малопонятных и трудночитаемых слов.


2. Молния.Упражнение заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением в максимально быстром темпе по команде «Молния». В этом упражнении могут принимать участие как учитель — ученик, так и ученик-ученик (при контроле учителя).


3. Разорви текст. Распечатайте текст, или возьмите такой, который можно порвать на узкие полоски вдоль текста. Положите полоски перед собой, сделав небольшое расстояние между полоскамии предложите ребенку начать их прочитывать. Цель данного упражнения — вызвать чувство радости от того, что ученику удается понять содержание текста. Ключевое слово в предыдущем предложении - испытать радость - это ваш психологический ресурс, на который вы будете опираться в будущем.


4. Перемешанные буквы. Данное упражнение демонстрирует механизм чтения. Помогите детям убедиться в том, что они не читают слова по буквам, а распознают, «отгадывают» их целиком. «Отгадывание» может быть на уровне слов, предложений, абзацев и страниц.

Многим известно слово «анаграмма». Это метод перестановки букв или слогов в слове для создания другого понятия или слова. Часто готовая анаграмма представляет собой не новое слово, а набор букв и задачей читающего является возвращение его в первоначальную форму. При регулярных занятиях у человека развивается способность быстрее распознавать любой читаемый им текст. Это в свою очередь приводит к повышению скорости чтения и восприятия текста. Ниже приведен текст, который можно скопировать, размножить и предложить ребятам для чтения.

Вырсола на краю плояны Крипава доПнялась над тааврми и мсутилась Цевты ковруг краисвые и дутисшые яогды вуксные Ни квуса проятниго ни яокрго цевта ни кладсого пазаха у неё Ив др врдуг сылшит Киапрва — Не веилко ачсстье красиывм-то ыбть! Кто ни вуидит — свроёт — Это еблые ромшаки птошепрали — еумаДте дсшиутым быть улчше? Как бы не так! — прошслеетел Шипонвик — Хуже свего быть нкусвой! — пчкаоала голоквой Зеялмника — Всяк ссеъть нроовит — Вот так-атк! — вдиуилась праКива — Выдохит что асмая тчассливая тут я? Меня ведь нкито не торгает не нхюает не рсывает — Мы азвидуем овтей спонойкой жнзии! — хроом проепли евцты и гяоды — Как я рада как я стасчлива! — крнкиула оврадобанная Кпарива — Как мне охрошо — двбаоила она задучмиво — саРту — не оаращбют вннмаиия цевту — не нюахют заосхну — и не вспнмоят И врдуг Крипава псхливнула — уБдто меня и не было сосвем бдуто я и не ижла! Ппоради дропапом аткое нрапивкое Цвгты и яеоды и огяды анимвтельно алушсли Киапрву И лобьше нигокда не жалоавлись на свою песбокойную зижнь


5. Чтение задом наперёд. Можете ли вы читать задом наперед? Казалось бы, какая пустая затея - читать слова не так, как они написаны! Но, поверьте, это не так. Проверка нужна, для того, чтобы понять ребенок понимает прочитанный текст, а потом определить какую часть из его навыка следует усовершенствовать. Я предлагаю ученикам сначала прочитать текст задом наперёд, а потом в прямом порядке. Пусть ребята тренируются до тех пор, пока не добьютс результата, когда время чтения в прямом и обратном порядке будут приблизительно одинаковыми. Предполагаю, что иногда для этого может потребоваться много времени, которого в рамках урока совсем не хватает. Есть хороший выход: предложите обучающимся это упражнение в качестве домашнего задания, а в помощники себе пусть они пригласят своих родителей. Таким образом, можно «убить сразу двух зайцев» - дети развивают свою технику чтения, а родители, принимая участие в этом процессе, уделяют своему чаду дополнительное внимание.

Обратный текст

никйелаЖ — нагучьлам йырбод. адгоК тидив модяр олз, ьнечо теадартс. И ястечох уме ясьташемв, есв ьтиварпси и ьталедс еорбод олед. лажебирП ыджандо никйелаЖ ан дурп и лунха: ытсирут ан угереб йовс ретсок ен илилаз, икжамуб и икпярт ен иларбос, икнаб и икнялкс ен илапоказ. — тоВ !ихярен — лачирксв —иикйелаЖ каК ми ен оклаж ьтитроп йокат !кожереб ястедирП итсеван кодяроп. уребоС ьсев росум и ушорб в дурп. авонС латс кожереб микьнетсич и мывисарк. И дурп йывисарк: аросум ан енд умокин ен ондив. оН илажебирп ан дурп икищьлапук и илазероп о икнялкс игон. ыволобыР илавроп бо еыртсо икнялкс иксел и иламолоп о икнаб икчюрк. А ыбыр в удурп то огонзярг амалх и ыничважр илатс ьтелоб и ясьтахыдаз. летоХ накйелаЖ как ешчул, а олшыв — ежух. окьлотС узарс олатс гурков !хыньловоден еокясВ олед с мому ьталед одан, он жу илсе ондо ьшеалед, от еогурд ен !ьтроп

Прямой текст

Жалейкин — мальчуган добрый. Когда видит рядом зло, очень страдает. И хочется ему вмешаться, все исправить и сделать доброе дело.

Прибежал однажды Жалейкин на пруд и ахнул: туристы на берегу свой костер не залили, бумажки и тряпки не собрали, банки и склянки не закопали.

Вот неряхи! — вскричал Жалейкии— Как им не жалко портить такой бережок! Придется навести порядок. Соберу весь мусор и брошу в пруд.

Снова стал бережок чистеньким и красивым. И пруд красивый: мусора на дне никому не видно.

Но прибежали на пруд купальщики и порезали о склянки ноги. Рыболовы порвали об острые склянки лески и поломали о банки крючки.

А рыбы в пруду от грязного хлама и ржавчины стали болеть и задыхаться.

Хотел Жалейкан как лучше, а вышло — хуже. Столько сразу стало вокруг недовольных!

Всякое дело с умом делать надо, но уж если одно делаешь, то другое не порть!


6. Чтение с «окошечком». Думаю, и вам нередко приходилось сталкиваться с тем, что дети часто тратят контрольное время при проверке скорости чтения на многочисленные повторы и возвраты к уже прочитанному. Данное упражнение поможет приучить читающего скользить взглядом по строке, не возвращаясь для перечитывания.

Берётся лист плотной бумаги 10 см на 5см. С правого края прямоугольника вырезается небольшое «окошечко» — по высоте, равное ширине строки, а по длине, соответствующее размеру слога, примерно в 3-4 буквы. Листок накладывается на строку и передвигается сначала учителем, а потом самим ребёнком вдоль строки. При движении листка по строке взгляд ребёнка будет плавно передвигаться вместе с листком, а повторное прочитывание будет исключено из-за того, что прочитанное слово будет закрыто.

7. Смысловая догадка. Используется текст, где в словах пропущены концы слов:Родился зай… в лесу и всё боял… Зафиксируйте время, которое ребёнок потратит на чтение текста. Необходимо понаблюдать, как долго думает ребёнок над концовками слов. Затем предлагаем снова прочитать этот текст, но уже без пропусков. При этом опять фиксируем время. К упражнениям подобного типа относятся тексты, где пропущены не буквы в концовках слов или других частях слова, а целые слова. Из листа белой бумаги вырезается решётка с вертикальными столбцами шириной 0,5 см и отверстиями шириной в 1-2 см. Общий размер решётки должен быть с печатный лист, тогда ребёнку не придётся её двигать. Решётка накладывается на печатный текст, скрывая части слова или целые слова.


8. Пропущенные буквы. Предъявляется напечатанный текст с пропущенными буквами (количество пропусков зависит от уровня подготовки ребенка). Пропуски отмечаются пробелами или точками.

Восполнение пропусков способствует быстрому чтению и внутреннему анализу целого слова, учитывая и соотнося его первые и последние буквы в едином зрительном образе. Упражнение формирует умение учитывать контекст каждого слова, обращать внимание на соседние слова, забегая глазами вперед, что типично для хорошо сформированного навыка чтения.

Это упражнение способствует так же развитию словесно-логической памяти, благодаря остановкам из-за пропуска букв возникает необходимость удерживать в памяти прочитанное ранее.


Текст с пропущенными буквами (облегчённый вариант)

Б_жала ч_рез ле_ную доро_ку речка. А_через речку перекинут мос_ик. _ороший мостик, с_перилами._Только прошла п_ нему девочка _аня и чуть не упала. У мостика доска оторвалась_ Если на о_ин конец этой доск_ нас_упить, друг_й п_иподнимется и уд_рит по_коленке. «Ишь, как_я _лох_я до_ка!» — подумала Таня и, когда об_атно_по мостику _ла, другой ст_роны держала_ь. Прошли по мостику и д_а дружк_ — Никол_а с Петей.__оже чуть не у_али_ — _от_противный мост_к, — рассердились мальчики_ — Приде_ся_тепер_ речку вброд переход_ть. _ришли Тан_, Никол_а и Петя_к_се_е в_поселок и всех св_их друзей_ зна_омых _редуп_едили_ — Не ходите по мос_ик_,_что в лесу через_реч_у перекинут, ушиби_ься можно._Там одна доска __орвалас_. Хо_ошо сделали, что__редупредил_. Тольк_ _ам кажется...


Текст с пропущенными буквами (вариан повышенной сложности)

Б_жала ч_ре_ ле__ую доро_ку__ечка. А_чер_з речку переки_ут м_с_ик. ___оши__м_с_ик, __пе_ил_ми._Только прошла __ нему д__оч____аня и чуть не упала. У мостика доска оторв__ась_ Если на о_ин коне_ этой доск_ н___упить, друг_й п_иподнимет_я и уд_ри_ п__коле_к_. «Ишь, как_я__лох_я до_ка!» — _одума_а_Таня и, когда об_атно_по мос_ику _ла, другой ст_ро_ы держала_ь. Прошли по мостику и д_а друж__ — Н_ко__а с Петей.__оже ч__ь не у_али_ _ _от_прот_вный мост_к, — _асс_рдились_мальчики_ _ Приде_с__теп_р_ речку вброд п_р_ход_ть. _ришли Тан_, Никол_а и Петя_к_се_е в_поселок и всех св_их друзей_ зна_омых _ред_п__дили___ Не ходите по мос_ик___что в лес_ через_реч_у перекинут, ушиби_ься_мож_о._Та_ _дна доска __орв_лас_. Хо_ош_ сде_али, что__редупредил__ _ол_к_ _ам кажетс_...


Исходный текст

Бежала через лесную дорожку речка. А через речку перекинут мостик. Хороший мостик, с перилами. Только прошла по нему девочка Таня и чуть не упала. У мостика доска оторвалась. Если на один конец этой доски наступить, другой приподнимется и ударит по коленке.

«Ишь, какая плохая доска!» — подумала Таня и, когда обратно по мостику шла, другой стороны держалась.

Прошли по мостику и два дружка — Николка с Петей. Тоже чуть не упали.

— Вот противный мостик, — рассердились мальчики. — Придется теперь речку вброд переходить.

Пришли Таня, Николка и Петя к себе в поселок и всех своих друзей, знакомых предупредили:

— Не ходите по мостику, что в лесу через речку перекинут, ушибиться можно. Там одна доска оторвалась.

Хорошо сделали, что предупредили. Только нам кажется...


9. Чтение-пение. В свое время я испытала трудности при развитии выразительного чтения и заучивания наизусть стихов моей дочерью. Нам тогда очень помогло данное упражнение. Суть его в том, что учителем выбирается мотив знакомой песни, и ребенок напевается текст стихотворения или небольшого рассказа под этот мотив. Поверьте, этот способ очень нравится тем детям, которые любят петь!

Конечно, представленные мной упражнения — только капля в море! В помощь учителям и родителям на полках библиотек и просторах интернета можно найти великое множество других. Но важно понимать одно: если систематически проводить упражнения для совершенствования техники чтения на первой половине уроков, начиная уже с первого класса, можно научить учеников читать, воспитывая у них любовь к чтению.



Источники

Баранова Е.Е., Разумовская О.К., Как научить Вашего ребенка читать. — М., 2003.

Бураков Н.Б., Развитие техники чтения — Пресс, 2011.

Никандров И.Д. , Ситникова Н.А., "Скорочтение, когда оно нужно, когда вредно" — н/шк 1994 №4

Новоторцева Н.В., Развитие речи детей — Гринго, 1995

Оморокова М.И., Рапопорт И.А., Постоловский И.З. Преодоление трудностей. — М., 1990.

Полезные ссылки

http://shkolala.ru/razvivashki/10-uprazhneniy-dlya-razvitiya-tehniki-chteniya/

https://infourok.ru/sbornik-zadaniy-i-uprazhneniy-dlya-razvitiya-tehniki-chteniya-v-nachalnoy-shkole-655294.html

http://www.school101.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=177

http://festival.1september.ru/articles/625925/

http://www.metod-kopilka.ru/broshyura_uprazhneniya_dlya_povysheniya_tehniki_chteniya-4785.htm