МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ.
Методическая разработка учителя МБОУСОШ № 1 г. Южа
Дороднова Михаила Владимировича
При проведении уроков (не только технологии) основной проблемой восприятия материала обучающимися является то, что они очень часто не проводят параллели между предметами. Знания, полученные ими в кабинете физики, так и остаются в кабинете физики, а информатика, например, и вовсе воспринимается многими как возможность «посидеть за компьютером».
Формирование у школьников основ теоретических знаний и практических навыков по технологии следует решать в тесной связи с задачами других общеобразовательных предметов. Межпредметная связь должна быть органичной: учащиеся, опираясь на научные понятия осмысленно и рационально выполняют трудовые действия; их труд в свою очередь служит средством закрепления теоретических знаний, полученных как на уроках труда, так и на уроках математики, химии, физики, биологии и других.
Правильный подход к осуществлению взаимосвязи наук и трудового обучения позволяет полнее раскрыть перед учащимися объективные законы природы и общества, дать обобщенные понятия закономерностей экономики, производства и социальной жизни общества.
Принцип научности знаний следует понимать, как требование строить процесс обучения, опираясь на современные научно-технические данные и знания учащимися основ наук.
Готовясь к занятиям, учитель должен тщательно продумывать межпредметные связи и умело раскрывать их в процессе обучения.
Большая роль на уроках технологии при изучении темы «пищевые продукты» отводится межпредметным связям. Школьникам на уроках необходимо раскрывать значение их знаний по природоведению, ботанике, биологии, физике, химии для усвоения определенных знаний, умений и навыков по кулинарии.
При изучении элементов машиноведения приходится обращаться к физике (устройство, назначение, принцип действия механизмов машин), черчению (составление кинематических схем). В 8-9 классах при повторении материала можно задать школьникам такие вопросы: какие движения совершают колесо, транспортер? Как осуществляется передача движения от педали к колесу у велосипедов, других машин?
Школьная программа по технологии построена таким образом, что учащиеся приходят на занятия без графической подготовки. В связи с этим перед учителем возникает необходимость ознакомления школьников с работой различными чертежными инструментами, с работой масштабными линейками, с правилами составления инструкционных карт.
В разделе материаловедения, например, предусматривается ознакомление учащихся 5 класса с хлопчатобумажными и льняными тканями. Из курса ботаники они уже имеют некоторые знания о хлопке и льне, поэтому часть объяснения лучше построить в вопросо-ответной форме. Затем можно напомнить учащимся об изготовлении льняных тканей ещё в древности о том, что лен называли «русским золотом», а российские купцы продавали льняные ткани даже в Индию. Рассказывая о хлопке, можно сообщить, что его издавна выращивали в Узбекистане. Русские купцы закупали его и увозили на верблюдах. Их путь проходил по пустыне. За долгую дорогу качество хлопка значительно снижалось.
Возникла потребность в железной дороге. Она была построена в 1898г., о чем говорят архивные материалы Общества охраны памятников. В одном из них сказано, что на скале Тамерлановых ворот, несколько выше существующих и ныне старинных персидских надписей, была прикреплена медная доска с государственным гербом и надписью золотыми буквами: «Николай II 1895г. Повелел - «Быть железной дороге». 1898г. – «Исполнено».
Такие сведения заинтересовывают учащихся, побуждают их к изучению истории своей страны, родного края.
Практически все темы программы по технологии связаны с изучением экономики. На занятиях дети учатся экономить материалы, электроэнергию, бережно относиться к оборудованию, инструментам и приспособлениями, знакомятся с такими понятиями как производительность труда, себестоимость продукции.
Таким образом, изучение тем по технологии неразрывно связано с основами других наук, знания же и навыки, которые получают учащиеся на уроках труда позволяют осмыслить учащимся необходимость применения на практике знаний по математике, физике, химии, биологии, изобразительному искусству и т.д.
В связи с этим при проведении уроков технологии считаю обязательным проведение аналогий, и прямых параллелей с другими предметами.
Изучение темы «Технологическая карта»
Задача: Провести межпредметную связь при изучении темы «Технологическая карта изделия».
Каким образом можно связать, например, урок «Технологическая карта» курса «Технология» и «Информационные модели» курса ИКТ.
Технологическая карта изделия фактически является и алгоритмом изготовления, и одним из вариантов информационной модели, помогающей нам просчитать наши действия при изготовлении того или иного изделия.
Понимания термина «Технологическая карта» можно достичь через вполне понятное слово «модель». Для более чёткого понимания и конкретного направления можно использовать фрагмент из фильма «Назад в будущее», где главные герои, не имея права на ошибку, выстраивают модели, макеты действующих машин и обстоятельств для того, чтобы предварительно возможно точнее понять, как будут действовать и реагировать предметы и люди в тех или иных условиях.
От термина «модель» проще перейти к формулировке «информационная модель», и с этим понятием уже работать как в курсе технологии, заменяя его эскизом, технологической картой и другой документацией. А опереться на эти знания можно уже и в курсе ИКТ, при изучении темы «Информационное моделирование», используя блок «Модель» полностью с урока курса «технологии» - «Технологическая карта».
Модель нашего поведения при изготовлении изделия «Карандашница» трансформируется в технологическую карту изделия.
Изучение темы «Обработка металлов»
Задача: Провести межпредметную связь при изучении темы «Металлы, их обработка».
Всё время развития человечества с металлами, в основном, работали кузнецы. Откуда же взялось слово «слесарь»? Если задать такой вопрос обучающимся, то ответы могут оказаться самыми разнообразными: начиная от исковерканных для достижения цели русских слов, и заканчивая словами якобы «иностранными». Как же на самом деле обстоят дела?
Более 400 лет назад основной продукцией металлообрабатывающих мастерских были замки для дверей и ворот. Замок по немецки «шлосс» SCHLOSS, а работник такой мастерской назвался «шлоссер» SCHLOSSER; от этого слова и произошло современное слово человека, занимающего обработкой металлов – «слесарь».
SCHLOSS SCHLOSSER
Schloss – замок.
Schlosser – человек, который создаёт или ремонтирует замки
При объяснении материала можно (и нужно) не только рассказать о происхождении слова, а напомнить учащимся о правилах словообразования в немецком языке – добавление суффикса –er для образования существительного от глагольной формы.
Изучение темы «Измерения вокруг нас»
Задача: Провести межпредметную связь при изучении темы «Металлы, их обработка».
Откуда взялся метр?
Несхожесть единиц измерения
требовала нового стандарта длины. Аршины, футы, лье, мили, все эти единицы были районированы и действовали в пределах только одной географической единицы, очень редко выходя за её пределы.
Поскольку предмет технологии опирается практически на все предметы, то найти межпредметную связь можно в любом занятии, кроме разве что практических работ.