Методические приемы обучения осмысленному чтению
Роль и значение чтения в процессе самообразования и саморазвития творческого потенциала личности трудно переоценить. В. Оствальд еще в начале нашего века в книге "Великие люди" на основе анализа жизнедеятельности значительного числа выдающихся людей пришел к выводу, что вклад в развитие интеллектуального потенциала личности вносит "самообучение по книгам".
В современных же условиях - в условиях нарастания разнообразной информации увеличивается роль и значение не столько самого чтения, сколько его эффективности, а если говорить более определенно, то качество овладения информацией, в первую очередь, зависит от культуры чтения. Многие, к сожалению, наивно полагают, что умеют читать. Вместе с тем умение читать следует совершенствовать всю жизнь. Гете на склоне своей жизни писал: "Люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и все еще не могу сказать, что вполне достиг цели".
Учитель, работающий в начальной школе, должен помочь детям осознать, каковы цели и мотивы чтения, т.к. от этого напрямую зависит усвоение прочитанного, глубина и прочность запоминания. Наиболее приемлемыми для начальной школы можно считать следующие цели чтения:
чтение с целью первого общего знакомства с книгой;
чтение с целью понять позицию или отношение автора к героям;
чтение с целью критического анализа прочитанного;
чтение с целью извлечь (выписать) наиболее ценную информацию, сделать в связи с этим выписки наиболее нужного материала;
чтение с целью усвоения прочитанного материала (например, перед контрольной работой, экзаменом);
чтение с целью группировки, классификации прочитанного материала;
чтение с целью интерпретации, комментирования прочитанного;
чтение с параллельными размышлениями о прочитанном;
эстетико-художественное чтение;
чтение с целью развития скорости чтения;
чтение с целью развития эмпатии, рефлексии и других качеств личности;
чтение с психотерапевтическими целями, например, для того, чтобы отключиться от грустных размышлений, снять напряжение;
Даже из приведенных выше целей и мотивов чтения видно, что для каждого конкретного случая процедура и приемы деятельности в процессе чтения будут весьма существенно отличаться. Задача педагога помочь начинающим читателям дифференцировать задачи, стоящие перед чтением. В связи с этим целесообразно перед чтением текста в классе, совместно с детьми формулировать цель чтения, причем делать это следует не только на уроках литературного чтения, но и на других занятиях, например, математике при прочтении условия задачи.
Как развивать критическое отношение к прочитанному
Вялое, поверхностное чтение с неизбежностью развивает пассивность и поверхность мышления, формирует слепую веру в авторитеты. Критическое отношение к прочитанному, как правило, начинается с постановки вопроса самому себе: на сколько убедительно то, что излагает автор? А нельзя ли то же самое изложить лучше, доказательнее, эмоциональнее, интереснее?
Необходимо сравнить то, что только что было прочитано в классе с тем, что дети читали раньше. Очень полезно прочитанное обсудить в парах или микрогруппах. Полезно также критические мысли, суждения о прочитанном записать сразу же, по прочтении книги. Огромную пользу в связи с этим играют дневники внеклассного чтения, которые дети могут красочно оформлять соединяя логическое и эмоциональное восприятие прочитанного.
Существует несколько разновидностей чтения: динамическое, предварительной и др. По мере овладения навыками чтения младших в 3-4 классах детей можно знакомить с азами динамического чтения. Динамическое чтение у многих ассоциируется с поспешным перескакиванием со строки на строку, с чтением по диагонали, с лихорадочным перелистыванием страниц. Однако это не так. Анализ существующей литературы по динамическому чтению позволяет выделить следующие приемы и правила.
1. Скорость чтения определяется его пониманием, а, следовательно, скоростью мышления. Если понимания текста нет, то следует считать, что текст не прочитан.
2. Не следует все читать подряд с одинаковой скоростью. Информативность, смысловая значимость текста даже на двух отдельно взятых страницах может быть весьма различна.
3. Для формирования навыков динамического чтения необходимо расширять словарный запас, используя справочники, словари, консультации, от этого во многом зависит скорость чтения и понимание текста.
4. Читая, обращайте внимание детей на концентрацию внимания, мышления, памяти. Постоянно ориентируйте учащихся на цель, ради которой они взяли в руки книгу.
5. Научите детей мысленно расчленять, структурировать материал на: а) фактологический; б) теоретический; в) практический (примеры, вопросы прикладного характера и т.д.), всякий раз выделяя главное в тексте.
Предварительное чтение. Чтобы быстро определить, полезна ли книга и соответствует ли она нужной теме, следует быстро просмотреть ее.
Вот несколько способов предварительного чтения:
1. Начните с названия. Название имеет большое значение, по нему можно определить тематику книги и авторский подход к рассматриваемой проблеме.
2. Внимательно просмотрите оглавление. Из него вы узнаете, какие именно вопросы рассматриваются в книге, и насколько это соответствует вашим целям.
3. Просмотрите предисловие, проанализируйте, насколько и как автор касается аспектов той темы, к которой вы готовитесь.
4. Знакомство с приложениями поможет определить, содержится ли в книге необходимый справочный аппарат: объяснение терминологии, список упомянутых в книге имен и т.п.
5. Выборочное чтение даст вам общее представление о книге.
Ускоренное чтение. Любите ли вы чтение или нет, но вам придется изучать не всегда интересный материал учебников и пособий, основную и дополнительную литературу. Многое может показаться вам вообще ненужным. Существует ряд приемов, помогающих почерпнуть главное в любое книге, не читая её целиком.
Прежде всего, необходимо ознакомиться с введением или предисловием, если таковые имеются в книге. В них обычно сообщается о цели написания книги и её предназначении. В предисловии нередко сообщается, какие вопросы в данной книге рассматриваются, а какие - нет. Стоит пробежать глазами оглавление, и сразу же станет ясно, подходит ли вам эта книга. Рубрики в главах дают немало дополнительных сведений о содержании книги: они расшифровывают его.
В каждом абзаце автор развивает какую-то одну мысль. Просматривая первоначальные фразы абзацев, можно определить, стоит ли читать данную книгу или раздел. Иногда основные мысли, ключевые слова в тексте выделяются жирным шрифтом или курсивом. Поэтому в первую очередь читайте то, что выделено.
Любая книга научного содержания, как правило, заканчивается указателем. По указателю можно определить, о ком или о чем написана книга, подходит она вам или нет. Ищите в тексте фамилии, названия и другие ключевые слова, не обращая внимания на остальное. Составьте список, чтобы искать их было легче.
Беглый просмотр. Используется, если вы уже нашли нужную книгу или нужную главу в ней. Теперь ваша задача - читать не всю главу целиком, а выискивая в тексте ключевые слова, фамилии, даты. Как видите, цель беглого просмотра - поиск нужного материала без чтения текста.
Упражнения для формирования навыка чтения у младших школьников (Е.В.Заика, журнал «Вопросы психологии» № 6 -95)
Чтение строчек наоборот по словам. Написанное прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее вторым и т.д.
Чтение строчек наоборот по буквам. Написанное прочитывается справа налево так, что каждое слово, начиная с последнего, озвучивается по буквам в обратном порядке. Это упражнение развивает способность строгого побуквенного анализа каждого слова.
Поочерёдное чтение слов нормально и наоборот. Первое слово (в названии этого упражнения) читается как обычно: поочерёдное; второе – справа налево: еинетч; третье – как обычно: слов; четвёртое – справа налево: оньламрон и т.д.
Чтение только второй половины слов. При чтении игнорируется первая половина каждого слова и озвучивается только последняя; для данного названия: -ние, -лько, -рой, -вины, -ов. Мысленная линия раздела проходит примерно посередине слова, абсолютная точность необязательна. Упражнение формирует навык побуквенного анализа.
Чтение «зашумлённых» слов. Ребёнку предлагаются карточки со словами, прочтение которых затруднено из-за различных линий, штрихов и простых рисунков, пересекающих буквы
Чтение пунктирно написанных слов. Ребёнку говорится, что на древнем папирусе были написаны важные для всех сведения, однако со временем папирус обветшал и написанные слова частично разрушились. Степень разрушения букв с каждым разом всё увеличивается.
Чтение наложенных друг на друга слов.
Чтение строчек с прикрытой нижней (верхней) половиной. Чистый лист накладывается на строчку так. чтобы верхняя (нижняя) части были видны, а нижние (верхние) находились под листом. После прочтения лист передвигается на следующую строчку. Начинать надо с прикрытия лишь четверти строки, постепенно увеличивая прикрытие до половины и даже больше.
Это упражнение с «хитринкой»! дело в том, что любой сколько-нибудь смышленый ребёнок быстро заметит, что когда читается верхняя строчка по половинкам букв, в это время нижняя открыта целиком. и сообразит. что гораздо выгоднее читать её, пока она открыта, чтобы потом, когда её закроют, легко выдать уже готовый результат. Многие дети быстро переходят на такую стратегию, и это как раз именно то, что нужно. Это упражнение формирует сильную игровую мотивацию
Поиск в тексте заданных слов. Задаются одно – три слова, которые ребёнок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, а потом – на слух. Желательно, чтобы эти слова встречались в тексте по нескольку раз. Отыскав их, ребёнок может их подчеркнуть или обвести карандашом.
Это упражнение формирует способность схватывать целостные образы слов. а также развивает словесную память.
Выбор карточек со словами, совпадающими с эталоном. В качестве образца (эталона) предлагается какое- либо длинное слово или псевдослово (т.е. слово, не имеющее смысла). Ребёнку даётся набор из 10-15 карточек, на которых написаны как это слово-эталон, так и другие слова, отличающиеся от него на одну – две буквы. например, эталон – слово фломенидия, а на карточках слова: фломанидия, фломенадия, флонемидия и т.д.Задача ребёнка – быстро разложить карточки на две группы: со словами, совпадающими с эталоном. и со словами, отличающимися от него. Слово-эталон может лежать на столе перед ребёнком, быть прикреплено на доске, показано на 10-15 секунд. Это упражнение развивает способность к быстрому и точному побуквенному анализу каждого слова, укрепляет словесно-логическую память.
Чтение перевёрнутого текста. Страница обычного текста переворачивается «вверх ногами». Задача ребёнка – двигая глазами справа налево, прочитать текст. Говорится, что ребёнок совершает путешествие по перевёрнутому миру и ему крайне важно научиться в нём ориентироваться.. Это упражнение способствует формированию в памяти ребёнка целостных эталонов букв, развивает способность сочетать побуквенный анализ слов со смысловым прогнозированием окончаний слов, а также последующих слов.
Восполнение пропусков букв в словах. Предъявляется текст с пропущенными буквами. Испуганная де_очка быст_о пошла по крут__ дорожке.
Восполнение пропусков слов в предложении: Долго ли, коротко ли шёл принц по тропинке, и вот, наконец, он __________ маленькую перекосившуюся_________ на курьих ножках.
Чтение текста через слово. Читать следует не как обычно, а перескакивая через каждое второе слово. Это упражнение вносит разнообразие, создаёт ощущение быстроты, возросшей скорости чтения, усиливает произвольное внимание, способствует развитию глазодвигательной активности ребёнка.
Двукратное произнесение каждого слова. Это упражнение помогает ребёнку проникнуть в смысл воспринимаемого и озвучиваемого текста.
Чтение с повторным произнесением некоторых слов.. Договариваются, какие по счёту слова ребёнок будет произносить дважды. Это упражнение подготавливает место длч последующих действий по пониманию, осмыслению текста.
Быстрое многократное произнесение предложений. Ребёнку даётся предложение или строфа стихотворения и рекомендуется много раз подряд произносить её вслух, без пауз. как можно быстрее. Можно устроить соревнования: кто больше раз произнесёт за определённое время.