Метапредметный характер урока иностранного языка в условиях реализации ФГОС
Миронова Ольга Алексеевна
НГЛУ им Н.А. Добролюбова
Изменения в системе образования РФ
- Метапредметные результаты образовательной деятельности
Универсальные учебные действия
- способы осуществления деятельности , применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях
Виды УУД с точки зрения состава
познавательные
познавательные
коммуникативные
коммуникативные
регулятивные
регулятивные
Виды УУД с точки зрения процесса и этапов их формирования
УУД
1) универсальные способы действия, мышления, коммуникации, самопознания;
2) структурные элементы учебной деятельности
Требования к уроку иностранного языка
- хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и окончание;
- учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
- урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять их на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
- вывод делают сами учащиеся;
- минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
- здоровьесбережение;
- в центре внимания урока – учащиеся;
- учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
- планирование обратной связи.
стратегия обучения - коммуникативность
Особенности современного урока иностранного языка
- Практическая направленность урока. На уроке и.я. учитель формирует у учащихся навыки и умения использовать и.я. как средство общения. Знания признаются необходимыми, но как вспомогательный фактор: знания сообщаются с целью более эффективного формирования навыков и умений.
Атмосфера общения
Создание такой атмосферы – это требование, вытекающее из программных целей и закономерностей обучения. Обучение общению может успешно осуществляться только в условиях, когда учитель и ученики являются речевыми партнерами.
Единство целей
- Урок иностранного языка должен решать целый комплекс целей одновременно. На уроке проводится работа над разными аспектами языка (фонетикой, грамматикой, лексикой) и над развитием умений в различных видах речевой деятельности (аудированием, чтением, говорением, письменной речью). Однако при планировании урока выделяется одна основная практическая цель. Остальные цели могут быть определены как задачи, за счет решения которых обеспечивается достижение основной практической цели.
Формулировка цели должна быть четкой и конкретной
- В качестве цели может выступать тот или иной навык, то или иное умение. В этом случае правильным будут следующие формулировки цели:
«Формирование лексических навыков»
«Развитие техники чтения»
«Развитие монологических умений»
Пример
На уроке учитель планирует научить учащихся рассказывать о том, как они провели летние каникулы.
Цель: развитие монологических умений.
Задачи: 1) Активизировать лексику по темам: «Лето», «Развлечения», «Путешествия»
2) Активизировать грамматический материал (Past Simple, Past Continuous)
3) Тренировать учащихся в чтении текста («My summer adventure»)
4) Научить учащихся монологическому высказыванию (повествование с опорой на текст).
Образовательная цель
- Повышение общей культуры, расширения кругозора, знаний о стране изучаемого языка.
- Через: тексты, беседы, дискуссии, обсуждения актуальных проблем, анализ страноведческих и лингвострановедческих знаний.
Воспитательная цель
- Формировать уважительное и доброжелательное отношение к народу изучаемого языка;
- Формировать систему моральных ценностей;
- Воспитывать умение общаться с одноклассниками;
- Развивать умение отстаивать свою точку зрения;
- Формировать осознание важности изучения иностранного языка;
- Воспитывать чувство справедливости, осознанного отношения к нравственным поступкам.
- Прививать любовь к природе,животным и др.
развивающая цель
- связана с развитием психических функций учащихся (памяти, мышления, внимания, воображения), эмоциональной сферы, а также с формированием навыков и умений межличностного общения:
- Развивать механизм языковой догадки;
- Развивать способности вступать в иноязычное общение;
- Развивать способности логичного изложения мыслей.
Воспитательные, развивающие и образовательные цели достигаются через практическую цель!
Адекватность упражнений цели урока
Адекватность упражнений:
1) их соответствие тому виду речевой деятельности, который развивается на данном уроке;
2) соответствие упражнений характеру формируемого навыка.
Последовательность упражнений
- Каждое предыдущее упражнение должно являться опорой для следующего;
- Урок должен быть спланирован по пртнципу перехода от простого к более сложному.
Комплексность урока
- Взаимосвязь и взаимообусловленность всех видов речевой деятельности при чередовании ведущей роли одного из них;
- Материал учащиеся воспринимают на слух, используют в говорении, читают и записывают.
Иноязычная речь – цель и средство обучения на уроке
- Урок иностранного языка должен вестись на иностранном языке, где речь учащихся 90% учебного времени;
- Речь учителя в общей сложности не должна превышать 10% времени урока.
Логика урока иностранного языка
- Соотнесенность всех этапов урока с основной целью;
- Соразмеренность всех этапов урока и подчиненность их главной цели по времени выполнения;
- Последовательность и поэтапность в овладении речевым материалом, когда каждое упражнение подготавливает выполнение следующего;
- Связность урока, которая может обеспечиваться речевым материалом (лексические единицы содержаться во всех упражнениях), предметным содержанием (все компоненты урока объединены общей темой), общим замыслом (урок-дискуссия).
Структура урока в рамках ФГОС
1. Организационный момент (тема, цель)
- образовательные, развивающие, воспитательные задачи
- планируемые результаты: знания, умения, навыки
- личностно-формирующая направленность урока
2. Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось)
3. Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока (постановка учебной задачи, актуализация знаний
4. Сообщение нового материала
(Решение учебной задачи, усвоение новых знаний,первичная проверка понимания учащихся нового учебного материала (текущий контроль с тестом))
5. Закрепление изученного материала
(Обобщение и систематизация знаний, контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль с тестом)
6. Подведение итогов (диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели
7. Домашнее задание
Технологическая карта
новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.
Структура технологической карты включает:
- название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение
- цель освоения учебного содержания
- планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД)
- метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы)
- основные понятия темы
- технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения)
- контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов
Технологическая карта позволяет
- увидеть учебный материал целостно и системно;
- проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса;
- гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке;
- согласовать действия учителя и учащихся;
- организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения;
- осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.
Анализ урока по ФГОС
Урок английского языка в 4 классе по теме “The country and the city” является уроком формирования лексических единиц по данной теме .
На этапе организационного момента учитель способствовал созданию общего положительного настроя на предстоящий урок, помог обучающимся организовать собственное учебное пространство.
Затем обучающиеся приняли участие в фонетической разминке через повторение слов, изученных ранее путем соотнесение картинок по теме и карточек со словами. Такое необычное начало урока, сопровождающиеся слайд-презентацией , повысило мотивацию детей к изучению английского языка. В ходе работы у обучающихся формировались как предметные ЗУН (умение произносить звуки), так и УУД (самооценка готовности к уроку, развитие артикуляционного аппарата).
На этапе введения нового материала (работа с лексикой ), а также его первичного закрепления в диалогической речи, учитель использовал системно-деятельностный и коммуникативный подходы, элементы здоровьесберегающей и информационной технологий. Обучающиеся были вовлечены в схему «кластер»,кт они должны были заполнить ,слушая аудиоприложение. Все это позволило им успешно освоить и продемонстрировать новый лексический материал, развивать коммуникативные навыки.
На протяжении всего урока учитель оказывал помощь обучающимся в оформлении своих мыслей в устной форме, учитывал их индивидуальные особенности (тип нервной системы, уровень развития речи) при формировании пар на этапе применения полученных знаний (составлении собственных диалогов).
При подведении итогов, обсуждении домашнего задания и рефлексии учитель организовал обсуждение детьми деятельности на уроке, само- и взаимооценивание результатов работы, посредством чего обучающиеся овладевали навыками анализа, оценки своей работы и других, умением участвовать в диалоге, уважительно высказываться о деятельности других.
Проведенный урок соответствует требованиям ФГОС, т.к. были реализованы принципы личностно-ориентированного, развивающего обучения , осуществлены самооценки, взаимооценки обучающимися. Деятельность учителя в большей степени была представлена в виде организации и помощи обучающимся в различных учебных ситуациях.
На уроке преобладали субъект-субъектные отношения, благоприятный психологический климат.
В ходе урока (наряду с учебными) решались и жизненно-практические задачи , использовался жизненный опыт обучающихся с целью развития их познавательной активности, самостоятельности, уважительного отношения к культуре и людям других стран.
Life Long Learning (LLL)
Where English
Meets Life Skills
Спасибо за внимание!