СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические разработки занятий адаптивного кружка

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические разработки тренинговых занятий с адаптивной группой.

Просмотр содержимого документа
«Методические разработки занятий адаптивного кружка»

Моя индивидуальность


Цель: сформировать позитивное отношение к самому себе и позитивное отношение к группе. Способствовать формированию у подростков навыков самоанализа.

Задачи:

  1. Посредством упражнений организаторов максимально сплотить группу

  2. Способствовать развитию воображения

  3. Способствовать формированию коммуникативной культуры во время ведения диалога

  4. Способствовать закреплению навыков активного взаимодействия между друг другом.

  5. Повысить самооценку


Ход занятия


  1. Приветствие. Упражнение «А ты с какой планеты». Задача каждого участника придумать с какой планенты он вдруг прилетел на землю, что на этой планете особенного. Но планета (ее название) и сособености должны соответсвовать особенностям участвующих в игре. Учащиеся должны не забыть попревествовать друг друга таким образом каким принято приветсвовать людей на их планете

Анализ:

  • Какие трудности испытывали при выполнении упражнения

  • Чье приветствие, название и особенности планеты было наиболее интересным и почему?

  1. Информативный блок. Условием упражнения было соответствие придуманной вами планеты вашим особенностям. Это получилось у всех? Сейчас мы попытались все вместе раскрыть в себе наши индивидуальные особенности. В человеке все индивидуально. На Земле нет ни одного похожего человека. Индивидуальны его способности, его характер, его внешние данные.

  2. Упражнение «Писатели». Давайте попробуем себя в роли писателей. Мы с вами попробуем все вместе написать рассказ об мире, в котором все люди похожи друг на друга и внешне и внутренне. И не только люди похожи, но и животные, и природа. С каждого по 2 предложения. Я начну, и буду фиксировать наш рассказ на бумаге. В одном поселке, где все дома были одинакового цвета и формы, где все сабаки были черные и злые жили два приятеля. Они были похожи друг на друга лицом и фигурою, имели одни и те же привычки и оба говорили быстро и непонятно…

А теперь я зачитаю, что у нас с вами за рассказ получился.

Анализ:

  • Рассказ интересный?

  • В таком мире вы бы себя комфортно чувствовали?

Ведущий подводит участников группы к выводу, что без индивидуальности мир был бы однообразным.

  1. Игра «Письма о себе» ведущий просит написать письмо о себе. В этом письме долно быть как можно больше положительных качеств. Затем письма разлаживаются на столе, написанным в низ. Из кучи вытягиваются письма по одному, зачитываются, и остальные должны угадать, о ком идет речь. После игры участники делятся чувствами.

  2. Диалог. Как мы можем выразить свою индивидуальность?

Индивидуальные черты характера могут быть положительными и отрицательными. Какими чертами характера должен пользоваться человек в жизни, что бы показать свою неповторимость?

  1. Упражнение на снятие эмоционально напряжения. Ведущий просит всех максимально расслабиться: дыхание спокойное, глаза закрыты, вы чувствуете, как ослабло ваше тело. А теперь кричим громко, что есть мочи.

  2. Рефлексия. Я понял, что

Я поняла, что







Я тебя помню или еще раз о нас нашими глазами.


Цель: способствовать формированию у учащихся навыков самоанализа, самовосприятия.


Задачи:

  • Научить анализировать черты характера других людей и спокойно воспринимать человеческие недостатки

  • Относиться к критике в свой адрес адекватно.

  • Повышение самооценки

  • Настроить детей на подготовку к выступлению на районной конференции.


Ход занятия

  1. Приветствие. Я рад видеть тебя потому что…

  2. Упражнение «Недостатки и достоинства». Участники тренинга делятся на группы по 2 человека по цветным листочкам, которые им раздаются в начале занятия. Задача участников в паре заполнить таблицу недостатков и достоинств друг друга. Внимание участников акцентируется на том, что друг друга они знают уже второй год.

Анализ:

  • Какие трудности возникли?

  • Все ли было правдой ?

  • Есть ли какие обиды у участников друг на друга?

Задача ведущего сфокусировать внимание участников тренинга на том факте, что они пытались критиковать друг друга, а критика не всегда бывает лестной.

  1. Давайте вспомним наши прошлогодние выступления и попробуем еще раз покритиковать друг друга (выступления: Осенняя дискотека в деревне, Имидж ни что, жажда все, поезда в п. Лесогорс, Сказ про то, как директор борьбу с куревом в школе вел, Отелло и Дездемона, выступление в честь 23 февраля, выступление на конкурсе чтецов и т. Д.)

  2. Упражнение «Рубка дров». Снятие эмоционального напряжения.

  3. Д/з. Анализ ролей в сценарии: давайте еще раз проанализируем роли в юмористической зарисовке про курение.

  4. Рефлексия.







Мои сильные и слабые качества


Цель: способствовать формированию лидерских качеств, закрепить навыки самоанализа


Ход занятия

  1. Приветствие

  2. Упражнение «Мои слабые и сильные качества». Участники группы пишут свои сильные и слабые качества. Обсуждение. Для чего нужно то или иное качества.

  3. Упражнение «Я лидер». Участники проговаривают, какие качества лидера есть в нем и каких не хватает

  4. Игра «Пираты Карибского моря». Информационный блок. Введение в условия игры. Распределение команд. Командам нужно придумать отличительную черту своей команды корабля, нарисовать флаг корабля, выбрать капитана команды, помощника капитана парламентера, кока. Капитан – это ваш лидер. (подумайте почему именно этого человека вы выбрали капитаном, какими качествами должен обладать капитан). Обязательное условие игры: в процессе игры вы должны менять капитана команды, так чтобы каждый мог побывать в роли капитана. Для того чтобы вы сменили капитана я буду говорить выражение « А сейчас на море штиль». Принятие правил в группах. И так команда набрана, корабль имеется, но у любой команды корабля есть свои правила. Создайте правила для вашей команды прежде чем отправиться в плавание. Не больше трех правил, которым вы должны подчиняться. Также нужно придумать ритуал клятвы, т. Е. согласия вас с правилами на вашем корабле. А сейчас на море штиль

Создание корабля. Корабль должен быть живым существом, иметь штурвал, паруса, компас, флаг, шлюпки, якорь. В корабле не должно быть щелей, пробоин. Капитан должен помочь создать живой корабль

Когда корабль создан капитан должен управлять им и плыть до черты. Во время плавания корабль, должен оставаться кораблем, без пробоин и щелей. Если образовалась пробоина, то корабль тонет и начинает свое движение сначала. Слова для капитана.

  • Сняться с якоря

  • Поднять паруса

  • Право руля

  • Обед на корабле (задача кока накормить всех на корабле)

  • Подводные рифы (всем нужно одновременно подпрыгнуть)

  • Сели на мель (всем нужно присесть)

  • Шторм (корабль наклоняется то вправо, то влево)

  • Приплыли, бросить якорь

  • Сойти всем на берег

Ну а пока на море штиль

Плавание с указанием всех правил

Упражнение узел задача команды всем вместе завязать узел на веревке. Капитан команды меняется.

  1. Рефлексия.







Самооценка и ее роль в самовоспитании


Цель: способствовать осознанию участниками группы важности самооценки в жизни человека. Разобраться в понятиях «завышенная самооценка», «заниженная самооценка»


Задачи:

  • Способствовать формированию адекватной самооценки

  • Закрепить навыки самоанализа

  • Показать участникам группы методы повышения самооценки.


Ход занятия


  1. Приветствие.

  2. Упражнение «Гора». Представьте себе высокую гору. В ней есть пещера. Спрячьте свою самооценку в эту пещеру.

Обсуждение:

  • В каком месте вы расположили пещеру (в центре, у подножия, наверху)?

  • Объясните место выбора

Вывод: вы только что себя продиагностировали. Видно у кого какая самооценка.

  1. информационный блок. Самооценка - это мнение человека о самом себе, сформировавшееся в результате сравнения себя с другими людьми. Однако, если человек бу­дет сравнивать себя с Дэвидом Духовны внешне, ас Альбертом Эйнш­тейном но уму, то в жизни он добьется мало успеха. У людей есть завышенная самооценка, когда он считает себя лучше других и говоря русским языком заносчив, и есть низкая самооценка. При низкой самооценки человек очень плохо думает о себе самом и его поведение зачастую неуверенное.

Самооценка у человека может повышать и понижаться в различные периоды своей жизни.

  1. Метод повышения и формирования адекватной самооценки.

Правила сравнения себя с другими.

- Идеалом можно восхищаться, но нельзя делать его мерилом своего

успеха.

- В самосовершенствовании человека должен привлекать не результат, а процесс изменения себя.

- На пути к самосовершенствованию нужно помнить о той цене, ко­торую можно заплатить за результат.

- Формируя собственную самооценку, нельзя руководствоваться чу­жой волей. Задание учащимся: Попробуйте на примерах объяснить каждый пункт выше сказанного.

5. обсуждение правил в группе

6. упражнение «Мой коллаж». Ребятам в парах предлагается создать коллаж о себе используя вырезки из журналов и газет

7. рефлексия. Я понял, что…

Я поняла, что…









Сила характера. От чего она зависит?

Цель: развитие лидерских качеств, обращение к внутреннему миру учащихся


Задачи:

  • Повысить самооценку у участников группы

  • Закрепить навыки самоанализа

  • Способствовать изменению поведенческих реакций посредством обращения к внутреннему миру учащихся.


Ход занятия


  1. Приветствие. Поздороваться по петушиному, по лягушачьи, по медвежьи.

  2. Упражнение «Ассоциация». С чем у вас ассоциируется слово характер.

  3. Информационный блок. Характер – это умение быть собой. Трудно ли быть собой? Характер неизменен с рождения? У характера есть черты т.е. устойчивые формы поведения.

  4. Игра «Черты моего характера». Участники тренинга по музыку перебрасывают мяч. Как только музыка прекращается тот у кого остался в руках мяч рассказывает о ярких чертах своего характера. (должны высказаться все).

  5. Информационный блок. Основные свойства характера человека:

Ценность - единство слова и дела, воля и целеустремленность, верность долгу и идеалу.

Сила характера - способность достигать поставленной цели, умение преодолевать трудности, активность деятельности, умение отстаивать свои убеждения.

слабость характера - трусость, малодушие, неуверенность в себе.

  1. Игра «Я в роли сказочного персонажа». Участники группы выбирают карточки с названием сказочных героев, которые по своему характеру схожи с ними и изображают поведение данного героя. (царевна лягушка, конек горбунок , золушка, баба яга, кощей, русалка, и т.д)

Анализ:

  • Объяснение выбора героя

  1. Обсуждение. Черты характера лидера.

  2. Арт – упражнение. «Мой портрет». Задача участников, используя краски изобразить с права черты которые им нравятся, а слева те черты от которых хотели бы избавиться.

Обсуждение упражнения.

  1. Рефлексия.
















Отрицательное и положительное самовнушение


Цель: раскрыть роль самовнушения в жизни человека, сформировать навыки положительного самовнушения у участников группы


Задачи:

  • Способствовать формированию у участников группы навыков целеполагания.

  • показать, что посредством самовнушения можно разрешить трудные жизненные ситуации


ход занятия

  1. приветствие. На доске записано слово «Самовнушение»

  2. работа по теме занятия. Учащимся раздаются карточки с ситуациями.

История первая.

Молодой человек очень любил горы. Из года в год он ездил покорять новые и новые горные вершины. И однажды произошло то, что изме­нило его жизнь. Он сорвался, едва не погиб, но остался в живых полнос­тью неподвижный. Остаток жизни можно было жить по-разному. Он выбрал свой путь. Книга стихов, вышедшая в этом году, прыжок с пара­шютом в инвалидной коляске, учеба в университете.

История вторая.

Женщина почувствовала себя очень плохо. Острые боли в области желудка, обращение к специалистам и страшный диагноз: рак. Через не­сколько недель женщину нельзя было узнать. Она перестала общаться с родными, перестала обращать на себя внимание, замкнулась, объясняя это тем, что жизнь потеряла для нее всякий интерес и смысл.

Две истории, есть в них нечто общее и в то же время они совершенно противоположные. Как эти истории относятся к теме нашего занятия?

  1. Информационный блок. Самовнушение – это очень сложный психологический процесс, который влияет на поведение человека.

Цель самовнушения должна быть значимой. Внушать себе можно лишь на основе веры в себя, в свои силы. Занимаясь самовнушением, необходимо полное мускульное расслабление (релаксация).

В течение 2-3 минут необходимо повторять себе фразу: «Я спокоен

Нельзя злоупотреблять самовнушением. Нельзя рассчитывать на быстрый успех. Самовнушение лучше действует утром (настройся на активную деятельность) и вечером (подведение итогов дня).

  1. Упражнение. «Способности к самовнушению». На стол выставляются небольшие бутылочки из-под лекарств. ведущий поясняет учащимся, что в этих бутылочках находится различная по составу жидкость: духи с запахом сирени, простая вода, бензин, уксус.

Ведущий по очереди открывает бутылочки, называет, какая жидкость в них находится и задает вопрос учащимся о том, чувствуют ли они запах той или иной жидкости. Ребята вслух не говорят Затем учитель выслушивает аргументы учащихся и поясняет им, что в каждой из бутылок была простая вода.

  1. Обсуждение. В каком случае в жизни можно и нужно использовать самовнушение?

  2. Рефлексия.




Можно ли научиться управлять собой


Цель: способствовать формированию навыков у участников группы моделировать свое поведение в различных ситуациях.

Задачи:

  • Сформировать навыки анализа собственных поступков

  • Способствовать формированию у участников группы навыков целеполагания



Ход занятия


  1. Приветствие.

  2. Упражнение. «Хочу». Представьте себе, что в центре стоит торт. Внутри торт фруктовая начинка, сверху он полит шоколадным кремом и украшен ваши любимыми фруктами. Вы очень хотите съесть кусочек торта, но вам запрещают его трогать. Ват вы протягиваете руку, пытаетесь схватить кусок. Но помните запрет и другой рукой удерживаете себя.

  3. Информационный блок. Можно ли управлять сабой? Необходимо ли властвовать над собой? Трудно ли вам отказаться от чего либо? Очень многие люди умеют управлять собой и своим поведением, но есть и те которые не умеют этого делать. Сейчас мы поработаем в парах. Ваша задача составить схему

Человек может управлять своим поведением



Последствия со знаком +


Человек не может управлять собой



Последствия со знаком –

Обсуждение упражнения.

  1. Для того, чтобы научиться управлять собой необходимо научиться ставит цель. Упражнение «Мои цели» участникам группы предлагается расписать свои цели на 5 лет. По желанию написанное зачитывается.

Анализ:

  • Что вам необходимо для достижении цели?

  1. Вспомним занятие про самовнушение, поможет ли оно вам в достижении цели?

  2. Рефлексия.










Стресс. Учимся противостоять стрессу.


Цель: рассказать учащимся о методах снятия стресса.


Ход занятия

  1. Приветствие.

  2. Упражнения снимающие стресс. По лекции с курсов.

«Уши», «Айробика», «метаморфозный образ моих трудностей», «Выставка»

  1. Рефлексия.




Вырази себя


Цель: развитие творчества, воображения.


Задача каждого участника группы придумать себе героя, в котором отражался бы он сам. На занятии участники устраивают презентацию своему герою в виде сценического номера.