Содержание
Введение 2
Методические рекомендации 3
Рекомендуемые темы для обучающихся при подготовке рефератов и презентаций 5
Тесты для олимпиад по биологии 7
Ботаника 7
Зоология 13
Заключение 18
Список литературы 19
Введение
Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных задач работы МАОУ ДОД центра "Интеллект".
Каждому ребенку представлена возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом индивидуальных наклонностей.
Применительно к обучению интеллектуально одаренных детей при изучении биологии, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.).
Обучающиеся, под опытным руководством педагога дополнительного образования, выбирают интересующий натуральный объект, явление, процесс, определяют тему исследования, учатся формулировать цели и задачи предстоящей исследовательской деятельности, выдвигать гипотезы, планировать этапы работы, проводить исследования, оформлять результаты работы и как финал – защищать свой творческий исследовательский проект.
В ходе работы с одаренными детьми, педагогу дополнительного образования необходимо акцентировать внимание на теоретической важности и практической значимости изучаемого материала, делать упор именно на практическую часть, предлагать перенести уже имеющиеся знания в новую нестандартную ситуацию. Необходимо обсуждать на занятиях биологии интересные и новые факты, связанные с новыми биотехнологиями и биологическими открытиями, так как это способствует стремлению к познанию неизвестного, чтению дополнительной литературы, рождению новых оригинальных идей.
Данные методические рекомендации составлены к модифицированной программе дополнительного образования по биологии для обучающихся 6 - 8 классов "Юный исследователь", которая реализуется в центре "Интеллект" в течение продолжительного времени и могут быть полезны, как педагогам дополнительного образования, так и учителям общеобразовательных организаций по биологии, работающим с одаренными детьми.
Методические рекомендации
Биология является в большей мере, чем другие науки - описательной дисциплиной, хотя, в настоящее время, растет и экспериментальная часть ее.
Для обучающихся 6 - 8 классов главная задача курса состоит в том, чтобы они усвоили основные критерии по которым можно отличить Царство Прокариот (дробянок) от Царства Растений, а тем более от Царства Животных.
Обучающиеся должны научиться трактовать и осмысливать фактический материал, который обязан включать в себя сведения по строению (анатомии) живых объектов, согласно их классификации (систематике), образу жизни, (экологии и этологии), связи со средой, их происхождением (эволюцией), их роли в биосфере Земли и народно-хозяйственному значению.
При работе с обучающимися педагог должен донести до них понятия: вид, система живых организмов, жизненный цикл, орган и его анатомия, ткань и шины тканей. Особенное внимание должно быть уделено географическому распространению живых объектов, их экологии и особенностям физиологии и поведения, как идиоадаптациям к среде обитания.
Для достижения лучшего результата в познании живых объектов наряду со словесным описанием необходимо задействовать таблицы, фотографии, гербарные объекты, чучела животных.
Особое внимание необходимо обратить на практическую работу с микроскопом. Необходимо научить детей изготавливать временные и постоянные препараты микроорганизмов, тканей Обучающиеся должны овладеть методиками окраски микропрепаратов, заливки их в бальзам.
Русская поговорка гласит: " Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Поэтому необходимы экскурсии в Дендрарий, Краеведческий музей, выходы на природу для проведения занятий по сбору материала для практических работ.
Особое внимание необходимо уделять при подготовке обучающихся к олимпиадам по биологии, самостоятельным и исследовательским работам. Каждый педагог должен иметь перечень тем, по которым его подопечные готовят презентации. Выполненные работы должны быть защищены обучающимися на специальных занятиях.
Такие самостоятельные работы развивают у детей любознательность, дисциплинируют их, учат правильно отвечать на поставленные вопросы товарищей, развивают логическое мышление и речь.
Рекомендуемые темы для обучающихся при подготовке рефератов и презентаций
Можно рекомендовать следующий перечень тем для подготовки рефератов и презентаций
для обучающихся 6 классов:
Молочнокислые бактерии
Бактериальные заболевания человека и животных
Грамположительные бактерии , методика окраски
Водоросли и среда их обитания
Болотные мхи
Папоротники их строение и жизненный цикл
Голосеменные таежной зоны
Цветок и его строение
Строение проводящей ткани растений
Плоды и их строение
Однодольные и двудольные растения
Окультуренные злаковые растения
Корнеплоды
Гидропоника и аэропоника
Применение растений в медицине
Дрожжи, строение, их применение
Антибиотики и их производство
Шляпочные грибы
Лишайники
Микориза
для обучающихся 7 классов:
Зоология
Простейшие и их строение
Жизненный цикл малярийного плазмодия
Протазойные заболевания, распространенные в тропиках
Кораллы и их строение
Паразитические черви
Роль дождевых червей в биоценозах
Пиявки и их значение в медицине
Мягкотелые животные
Где зимуют раки?
Паукообразные, их строение
Одомашненные насекомые
Общественные насекомые
Многообразие рыб
Аквакультура
Редкие виды амфибий
Ядовитые пресмыкающиеся
Вымершие рептилии
Адаптация птиц к полету
Одомашненные птицы
Яйцекладущие млекопитающие
Собака - друг человека
Одомашненные млекопитающие
Трансгенные животные
Китообразные
Животные гор
В конце каждого года обучения для проверки знаний и их закрепления необходимо обязательно проводить тестирование для обучающихся.
Тесты для олимпиад по биологии (6 - 8 классы)
Ботаника
От чего зависит окраска водорослей?
от солености воды
от глубины произрастания
от давления
от наличия кислорода
До какой глубины в морях, океанах, озерах могут расти водоросли?
10 - 20 метров
30 - 40 метров
50 - 70 метров
80 - 100 метров
120 - 150 метров
Бактерии, отличающиеся от других организмов тем, что у них:
в клетках есть оформленное ядро
ядро отсутствует
хорошо развита эндоплазматическая сеть
присутствуют митохондрии
есть хлоропласты
Бактерии размножаются путем:
митоза
амитоза
мейоза
Какие организмы помогают переваривать пищу, состоящую из клетчатки жвачным животным?
водоросли
грибы
простейшие
бактерии
Среди бактерий по способу питания есть:
автотрофы
гетеротрофы
миксотрофы
фотосинтетики
хемосинтетики
Роль бактерии в жизни биоценозов заключается:
в разрушении мертвой органики
в создании залежей полезных ископаемых
в создании почвы
в регуляции численности живых организмов
в регуляции газового состава атмосферы
Бактерии вызывают у людей следующие заболевания:
грипп
чуму
ветрянку
оспу
туберкулез
проказу
При неблагоприятных условиях бактерии:
погибают
образуют споры
образуют цисты
Человек использует разные виды бактерий для:
отчистки сточных вод
для уничтожения вредных насекомых и грызунов
для создания трансгенных растений
для создания минеральных ресурсов
Бактерии в активном состоянии могут существовать:
в водоемах
почве
в соках тела растений и животных
в космосе
Водоросли в водных экосистемах выполняют следующие функции:
обогащают субстрат кислородом
служат пищей для гетеротрофов
служат субстратом для живых организмов
уничтожают рыб и ракообразных
Человек использует водоросли:
употребляя в пищу
извлекая йод
используют в качестве корма для сельскохозяйственных животных
уничтожает их
Грибы по способу питания:
автотрофы
гетеротрофы
паразиты
сапротрофы
Грибы похожи на растения тем, что:
у них нет конечного роста
они фотосинтетики
в оболочке клеток присутствует клетчатка
размножаются при помощью спор
Грибы похожи на животных тем, что:
они гетеротрофы
содержит хитин
в клетках содержится много белка
рост их ограничен
Человек использует грибы для:
изготовления пива
выпечки кондитерских изделий
получения антибиотиков
для строительства зданий
Наука, изучающая царство грибов называется:
орнитология
ихтиология
микология
энтомология
Почему мох не может иметь большие размеры?
отсутствует стебель
нет листьев
отсутствует корень
Благодаря папоротникообразным, жившим на Земле в Юрский период, мы имеем:
нефть
уголь
газ
горючие сланцы
Плоды у покрытосемянных растений образуются из:
завязи пестика
цветоножки
цветоложа
Плоды, необходимы растениям для:
защиты семян
питания проростка
распространения семян
украшения растения
Для класса однодольных характерны следующие черты анатомического строения:
наличие эндосперма
наличие стержневой корневой системы
жилкование листьев сетчатое
наличие семядолей
мочковатая корневая система
жилкование листьев параллельное или дуговое
Для прорастания семян необходимо:
почва
влага
наличие углекислого газа
плюсовая температура
наличие кислорода
отсутствие света
Вегетативные части покрытосеменных растений, растущих верхушкой это:
корень
лист
стебель
плод
Для каких семейств растений характерен наряду с верхушечным и вставочным , или интерколярный рост:
линейных
бобовых
пасленовых
злаковых
крестоцветных
розоцветных
У каких Разделов растений семена образуются в результате двойного оплодотворения:
мхов
лишайников
папоротникообразных
гингообразных
покрытосеменных
голосемянных
Видоизменение стебля это:
корневище
усики
клубень
луковица
колючки
хвоинки
Эофильные растения опыляются:
водой
насекомыми
ветром
птицами
К семейству злаковых относятся:
картофель
лук
кукуруза
овес
огурец
рис
Растения ксерофиты это:
клены
кактусы
лотосы
мангры
агавы
саксаулы
При помощи чего размножаются ели и сосны?
клубней
луковиц
корневищ
семян
Видоизменения листьев покрытосемянных растений это:
хвоинки
колючки
усики
клубни
луковицы
Чем образованно тело лишайника:
гифами гриба
клетками водорослей
стеблями мхов
Зоология
Животные отличаются от растений тем, что они:
неподвижны
автотрофы
гетеротрофы
имеют нервную систему
в клетках присутствуют мезосомы
развита мышечная ткань
Простейшие животные вызывают такие опасные заболевания человека как:
лейшманиоз
оспу
тиф
малярию
сонную болезнь
дизентерию
Личинок малярийного плазмодия разносят:
самцы комаров
оводы
домашние мухи
самки комаров
Простейшие это паразиты, живущие:
на коже
в полости тела
внутри клеток крови
внутри глазного яблока
Эвглену Зеленую от водоросли хламидомонады можно отличить по наличию:
жгутиков
ядра
хлорофиловых зерен
хроматофора
Наружные скелеты каких простейших вместе с раковинами моллюсков образовали осадочные породы доломиты и известняки:
инфузории
фарамениферы
радиалярии
трипонасомы
Сколько слоев клеток в теле кишечнополосных:
один
два
три
четыре
Почему большинство видов кораллов не может расти в морях глубже 100 метров:
нет пищи
холодная вода
гибнут симбиотические водоросли без света
Основным хозяином для паразитических червей является тот, в ком живет:
личинка
половозрелая особь
Человек для свиного цепня является:
основным хозяином
промежуточным
и основным и промежуточным
Дегенерация паразитических червей сводится к исчезновению:
органов чувств
дыхательной системы
половой системы
пищеварительной системы
Как можно заразиться человеческой аскаридой:
съев непрожаренное мясо
выпив воду из-под крана
употребив плохо промытые ягоды земляники
Для чего моллюскам необходима раковина:
для защиты тела
для сохранения тепла
это скелетное образование
Какой тип кровеносной системы у речного рака:
замкнутый
открытый
незамкнутый
Паука от других членистоногих можно отличить по:
отсутствию усиков
наличию крыльев
наличию ног
отсутствию крыльев
Где зимуют раки:
в жарких странах
на суше
в норах, расположенных в воде
Для чего паук вьет паутину:
для защиты от солнца
для защиты от дождя
для ловли своих жертв
У каких насекомых развитие происходит с полным метаморфозом?
у двукрылых
у прямокрылых
у клопов
у чешуекрылых
Для чего человек разводит пиявок?
для употребления в пищу
как домашних животных
в медицинских целях
Для чего привозят улья с пчелами в цветущий сад?
для сбора меда
для красоты
для увеличения урожайности сада
Какой тип ротового аппарата у медоносной пчелы?
сосущий
колюще-сосущий
грызущий
грызуще-лижущий
лижущий
Каких насекомых одомашнил человек?
пустынную саранчу
тутового шелкопряда
медоносную пчелу
мушку дрозофилу
Какую роль в биоценозах выполняют насекомые?
опыляют растения
поддерживают видовой состав фитоценозов
регулируют численность животных и человека
существуют сами по себе
Чешуя рыб выполняет роль:
защиты тела
наружного скелета
создает обтекаемую форму тела
согревает тело
Почему акулы должны все время двигаться?
чтобы не замерзнуть
чтобы дышать
чтобы не утонуть
Как рыбы выживают в воде с температурой минус 2 градуса?
активно плавают
много едят
накапливают в клетках тела антифриз в виде жира
Какие способы размножения существуют у рыб?
откладка икры
откладка яиц
яйцеживорождение
живорождение
Где зимует зеленная жаба?
на дне водоемов
в дуплах на деревьев
в трещинах почвы
Почему амфибии могут жить только по берегам пресноводных водоемов?
их кожа проницаема для воды и газов
соль разъедает кожу и они гибнут
Яд у змей и ящериц обладает:
парализующим эффектом
пищеварительным эффектом
он делает пищу стерильной
Заключение
Работа с одаренными детьми на основе исследовательской деятельности обучающихся является, на мой взгляд, важнейшим направлением становления и развития этой системы в современном образовании. Исследовательская работа активизирует обучение, придает ему творческий характер и таким образом передает учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности развития творческих способностей.
Одаренные дети – это особый мир детства, и задача педагогов понять этот мир, направить все усилия на то, чтобы передать детям максимум своего опыта и знаний, используя разные виды деятельности, но главное помнить, что обычные «мерки» к ним не подходят. Необходимо знать природу одаренности и стимулировать ее проявление. Целостный подход к одаренному ребенку как к личности позволит максимально реализовать его дар.
Список литературы:
Воробьев А.А. и др. Микробиология. М., 2012.
Догель Г.А. Зоология беспозвоночных. М., 2005.
Наумов Н.П. Зоология позвоночных. М., 2011.
Соколов В.Е. Жизнь животных. Т.1-6. М., 2009.
Алехин В.В. Жизнь растений. Т. 1-6. М., 2012
Алехин В.В. География растений. М., 2010.
Толмачев А.И. Введение в географию растений. Л., 2011
Тахтаджан А.Л. Флористические области Земли. Л., 2009
Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. — М., 2008.
22