Методические рекомендации к написанию характеристики на ребенка дошкольного возраста на психолого-медико-педагогические консилиумы.
Материал предназначен для:
Практических психологов
Учителей-дефектологов
Воспитателей
Составитель: Качанова Елена Викторовна, практический психолог МДОУ КТ (с) № 168 «Особенный ребенок».
Аннотация: при психолого-педагогическом обследовании на ПМПК (психолого-медико-педагогическом консилиуме) изучаются: интеллектуальное развитие, речевое развитие, познавательная деятельность, состояние ведущей для ребенка деятельности, индивидуальные особенности личности, поведения, состояние эмоционально-волевой сферы.
При решении вопросов, связанных с необходимостью определения программы воспитания и обучения дошкольников, имеющих отклонения в развитии, перевода их в другое учебное учреждение и ряде других случаев необходимо комплексное обследование на ПМПК. Большую роль играет педагогическая документация, с которой поступает ребенок на диагностическое обследование.
Для специалистов, проводящих психолого-педагогическое обследование (психолога, логопеда, дефектолога), для врача-психиатра основным документом, отражающим наиболее важную и существенную информацию о ребенке, является психолого-педагогическая характеристика на ребенка.
В целях осуществления взаимодействия психолого-медико-педагогической консилиума и дошкольных учреждений города разработаны рекомендации по составлению психолого-педагогических характеристик на ребенка дошкольного возраста.
Содержание:
Актуальность……………………………………………………………..3
Требования к составлению характеристики……………………………5
Методические рекомендации к написанию характеристики
на ребенка дошкольного возраста…………………………………..6
Психолого-педагогическая характеристика на ПМПК……………..8
Образец примерной характеристики на ребенка
дошкольного возраста………………………………………………..11
Литература…………………………………………………………….18
Для специалистов ПМПК (психолого-медико-педагогической консилиума) основным документом, отражающим важную и существенную информацию о ребенке, является психолого-педагогическая характеристика. Этот документ заполняется психологом или воспитателем дошкольного учреждения, заверяется подписью руководителя учреждения и печатью.
Психолого-педагогическая характеристика должна составляться объективно и грамотно. Анализ характеристик детей поступающих на диагностическое обследование на ПМПК, показывает, что далеко не всегда этот важный документ составляется грамотно и полно. Педагогам, психологам и воспитателям дошкольных образовательных учреждений следует ответственно подходить к их написанию. Данные содержащиеся в психолого-педагогической характеристике, отражают индивидуальные особенности усвоения детьми программного материала; важные сведения особенностях взаимодействия ребенка с окружающими; трудности, характерные для ребенка при обучении и развитии; информацию о различных сторонах поведения и психической деятельности в целом.
К сожалению, многие психологи и педагоги не отражают в характеристиках той информации, которая дополняет сведения, получаемые специалистами ПМПК, проводящими психолого-педагогическое обследование. Основными недостатками при составлении характеристики становятся следующие:
Неполное соответствие психолого-педагогических характеристик.
Чаще всего приходится встречаться с характеристиками поверхностного, схематического содержания. В таких характеристиках-схемах отводится по одной строчке для описания таких важных разделов, как отношение к учебной деятельности, сформированности учебных навыков; характеристика общего развития и речи; отношение ребенка к неудачам, особенности работоспособности; заключение и рекомендации. Отводится по две строчке для описания особенностей семейного воспитания, отношения ребенка к словесной инструкции педагога, общая осведомленность о себе. Такие характеристики-схемы не дают информации для специалистов ПМПК.
Несоответствие содержания требованиям, предъявляемым к психолого-педагогической характеристике.
Ряд характеристик содержат краткое изложение времени пребывания ребенка в детском учреждении, изложение состояния ведущих психических функций — восприятия, внимания, мышления, памяти. Наблюдается подмена психолого-педагогических характеристик представлением психолога.
Отсутствие в характеристиках анализа усвоения ребенком программного материала.
Значительное количество характеристик, представленных на диагностическое обследование, отражают жалобы педагогов на неуспеваемость, либо трудности в поведении. Такие характеристики не содержат анализа неуспеваемости детей по разным направлениям программного материала дошкольного учреждения, нет и указания на возможные причины трудностей ребенка. Ограничиваясь жалобами на поведение или обучение, педагоги не отражают положительные возможности ребенка, на которые следует опираться в педагогической работе.
Отсутствие в психолого-педагогических характеристиках обобщенных и обоснованных выводов педагога или психолога.
Значительное количество характеристик носит безадресный характер: педагог (психолог) не указывает цель их составления: уточнение состояния ребенка, перевод в другое образовательное учреждение, дублирование программы или другие. В характеристиках не всегда отмечается отношение самого ребенка и его семьи к имеющимся проблемам и трудностям (признание своих неудач, отставания либо равнодушное отношение, либо неадекватное и т. д.).
Характеристика ребенка дается на основании всестороннего предварительного изучения. Изучение следует проводить в естественных условиях воспитания и обучения. Психолог и педагог составляют каждый свою часть характеристики, однако сведения о ребенке должны дополнять друг другу. При изучении ребенка важно не только обращать внимание на проявление черт личности, познавательной активности школьника, но и пытаться выяснить мотивы его поведения и действий, причины его высокого (достаточного, низкого) уровня интеллектуального развития. Основой изучения учащихся есть материалы наблюдения за поведением ребенка в урочное и внеурочное время, разными видами деятельности (учебной, трудовой, общением и т.д.), а также экспертные задачи (тестовые методики, анализ продуктов детской деятельности (рисунки, поделки). Характеристика должна быть обоснована фактами поведения ребенка, действиями, высказываниями. Характеристика дается в связи с условиями семейного воспитания ребенка и включает анализ взаимоотношений ребенка со сверстниками. При составлении характеристики можно использовать материалы, полученные из бесед с родителями. Заключительная часть характеристики излагается четко, лаконично, обоснованно. Следует указать, какие черты ребенка нуждаются в коррекции.
Методические рекомендации к написанию характеристики на ребенка дошкольного возраста.
Характеристика ребенка дается на основании его всестороннего предварительного изучения.
Изучение дошкольников следует проводить в естественных условиях воспитания и обучения.
При изучении ребенка важно не только обращать внимание на проявление свойств личности, познавательной активности дошкольников, но и стремиться к выяснению мотивов его поведения и действий, причины его высокого (достаточного, низкого) уровня интеллектуального развития.
Основой изучения дошкольников являются материалы психологического наблюдения за поведением ребенка, разными видами его деятельности (игровой, бытовой, художественной, учебной, трудовой, общением). Всестороннее познание ребенка, требует применения воспитателем или специалистом и других методов - бесед, анализа продуктов детской деятельности (рисунков, поделок и т.д.), эксперимента, социометрического и аутосоциометрического метода ит.д.
Характеристика должна быть обоснована фактами поведения ребенка,
действиями, поступками, высказываниями, результатами углубленного его изучения.
Характеристика отражает условия его семейного воспитания, системой взаимоотношений ребенка и взрослого.
Характеристика включает анализ взаимоотношений ребенка со сверстниками и дается на фоне детской группы.
При составлении характеристики следует использовать материалы, относящиеся к истории развития ребенка (полученные из бесед с родителями, медицинскими работниками и др.).
В случаях, когда ребенок требует к себе особого внимания, следует дать более полную и развернутую характеристику, не только указать в ней причины тех или иных негативных проявлений дошкольника, но и предложить рекомендации.
Психолого-педагогическое представление на ребенка - это итог продуманного систематического наблюдения в течение определенного периода, она не должна быть поверхностной и написанной наспех. Факты излагать последовательно и систематично. Избегать сложных оборотов речи, неумных и неправильных терминов.
Психолого-педагогическая характеристика на ПМПК.
Фамилия, имя, отчество ребенка
Дата рождения «___»__________________г.
Учреждение дошкольного образования ___________ тип ___________ группа _____ вид группы
Срок пребывания в данном ДОУ
В каком возрасте поступил, откуда поступил: из семьи, из другого ДОУ (причина перевода)
Оценка адаптации ребенка в группе: а) хорошая; б) удовлетворительная; в) недостаточная; г) плохая; д) иное
Особенности латерализации: а) праворукий; 6) леворукий; в) амбидекстер
Особенности игровой деятельности: а) игры соответствуют возрасту; б) игры соответствуют более раннему возрасту; в) преобладают манипулятивные игры; г) игровая деятельность отсутствует; д) иное
Основные трудности, отмеченные в обучении: а) усваивает программу хорошо; б) усваивает программу удовлетворительно; в) программу усваивает с трудом; г) программу не усваивает; д) иное
Восприятие: а) соответствует возрасту; б) имеются нарушения зрительного восприятия; в) имеются нарушения слухового восприятия; г) комплексные нарушения восприятия; д) иное
Внимание: а) устойчивое; б) недостаточно устойчивое; в) неустойчивое
Память (преобладающая модальность): а) зрительная; б) слуховая; в) моторная; г) смешанная
Особенности памяти (проблемы): а) без выраженных особенностей; б) медленно запоминает и быстро забывает; в) быстро запоминает и быстро забывает; г) иные проблемы
Мышление: а) соответствуют возрасту; б) недостаточно сообразителен; в) имеет очевидные нарушения мышления (указать, какие) _____________; г) иное
Моторика: а) соответствует возрасту; б) ребенок неловок, неуклюж; в) слабо развита мелкая моторика; г) иное
Основные трудности в общении: а) трудностей нет; б) не умеет поддерживать игру; в) предпочитает быть в одиночестве; г) плачет, не идет на контакт со взрослыми, детьми д) конфликтен; е) иное
Речевое развитие: а) речь соответствует возрасту; б) речь невнятная; имеются трудности в произношении звуков; в) скудный словарный запас; г) речь грамматически неправильна; д) запинки в речи; е) речи нет; ж) иное
Социально-бытовые навыки: а) соответствуют возрасту; б) недостаточно сформированы; в) практически не сформированы; г) иное
Ориентировка в пространстве и времени: а) соответствует возрасту; б) недостаточно сформирована; в) имеются нарушения (указать, какие ________ ); г) иное
Отношение к занятиям, особенности деятельности: а) соответствует возрасту; б) не способен контролировать свою деятельность; в) неусидчив, не доводит дело до конца; г) мешает педагогу, детям; д) быстро утомляется; е) иное
Темп деятельности: а) соответствует возрасту; б) сонлив и вял в течение дня; в) темп работы на занятиях неравномерный; г) работает медленно с невниманием; д) темп деятельности быстрый, но деятельность «хаотична»; е) иное
Соматическое здоровье: а) болеет редко; б) часто болеет простудными заболеваниями; в) имеет хронические заболевания; г) плохой аппетит; д) долго засыпает и беспокойно спит; е) иное
Иные особенности развития ребенка:
Общая оценка развития и поведения ребенка, предложения:
Дата заполнения ___________ 20__ г.
Психолог
Педагог
Заведующая ДОУ
М.П.
-
ПРИМЕРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
на воспитанника КДОУ «Хххххххх» № _____
Ххххххххх Хххх.
Хххх (хх.хх.хх г.р.) посещает КДОУ «Хххххххх» № ____ с 01.09.2005 г. В 2008-2009 учебном году мальчик посещал занятия в подготовительной коррекционно-логопедической группе.
Психические процессы:
объем и концентрация внимания и восприятия, переключаемость с одного задания на другое, произвольность внимания – в общем, на среднем уровне; при отвлечении чаще сам возвращается к прерванному заданию, реже - по замечанию педагога;
уровень наглядно-образного мышления - средний, использует визуальные аналогии; интуитивно-визуальный анализ и синтез – затруднен (помощь использует ситуативно); делает перенос простого алгоритма действий на другую ситуацию;
абстрактное, вербально-логическое мышление развито очень слабо: речевые антонимы использует с помощью ситуативного противопоставления; речевые классификации осуществляет по несущественным признакам; в речевых аналогиях – не понимает связи между словами; испытывает значительные затруднения при завершении предложений;
объем зрительной памяти – средний, слуховой памяти - слабый, объем долговременной памяти – средний уровень.
Моторная сфера:
общая моторика развита в пределах возрастной нормы (уровень – ниже среднего), наблюдается общая гипотония мышц;
улучшилась ручная моторика: стал аккуратнее штриховать; самостоятельно рисует изображения, сюжетные картинки; печатает буквы, пишет свое имя, простые слова, однако объем и точность движений еще недостаточны, при копировании идет упрощение композиции;
в состоянии орального праксиса: делает основные упражнения артикуляционной гимнастики (незначительно снижены точность, объем, активность движений, наблюдаются – н6естабильность мышц языка в статике, незначительные синкинезии нижней челюсти).
Развитие речи:
очень часто в спонтанной речи наблюдается нечеткость речевой продукции: в ситуациях волнения или эмоционального напряжения наблюдаются пропуски слогов, частичная назализация голоса, лексические аграмматизмы;
незначительное нарушение слухо-произносительной дифференциации оппозиционных звуков в слогах;
в звукопроизношении – смягчение звука Л (вследствие сниженного тонуса мышц артикуляционного аппарата);
незначительны улучшения в звукослоговой структуре: еще часты пропуски, замены звуков и слогов в многочастотных словах и фразах;
владеет простейшими навыками звукослогового анализа и синтеза;
словарный запас на среднем уровне, пассивный словарь шире активного, делает простые обобщения; испытывает затруднения при подборе антонимов;
в спонтанной речи – фразы до 5 – 7 слов: простые, распространенные, с усложнением, изредка – аграмматичные; в рассказах по сюжетным картинкам выделяет 2-3 части, микротемы раскрывает в основном последовательно, кратко, достаточно точно, выразительными средствами пользуется мало, иногда встречаются лексические и структурные аграмматизмы; пересказ – близко к тексту;
лексико-грамматические навыки развиты еще недостаточно: наблюдаются затруднения в образовании относительных, качественных, притяжательных прилагательных, некоторых приставочных глаголов; нестойкие ошибки в образовании существительных множественного числа Родительного падежа, малоупотребительных существительных множественного числа Именительного падежа, уменьшительно-ласкательной формы существительных; в согласовании существительных с числительными; в употреблении предложно-падежных конструкций;
в импрессивной речи: испытывает затруднения в дифференциации приставочных глаголов, в понимании сложных предложно-падежных конструкций, сложных сравнений, инверсии, конструкции в творительном падеже, многозвенных инструкций, абстрактных понятий, переносного и скрытого смысла, сложных по лексико-грамматической структуре предложений;
читает простые слова и фразы (при чтении наблюдаются ошибки оптического и недифференцированного характера);
пишет печатными буквами свое имя, под диктовку простые слова, списывает печатные слова (нередко наблюдаются ошибки: пропуск и замены букв по оптическому признаку).
Умственное развитие:
Осознанно считает до 20-ти, десятками до 100; состав числа – на наглядной основе, с небольшой направляющей помощью педагога.
Из геометрических фигур знает: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
Знает основные и оттеночные цвета.
Знает понятия: вверх, вниз, вперед, назад, справа, слева; слева вверху, слева внизу (и т.п.).
Пользуется временными понятиями - сегодня, сейчас, вчера, завтра, частями суток, временами года, днями недели; месяцами.
Из величин самостоятельно выделяет «большой – маленький», высоту, длину; при ситуации выбора определяет ширину, толщину.
Произведения художественной литературы слушает не всегда внимательно, на вопросы по содержанию отвечает, иногда с небольшой помощью педагога.
Познавательный интерес и работоспособность – зависят от сложности заданий и их понимания. При несложных заданиях познавательная активность и работоспособность высокие, при сложных задачах – мальчик не способен длительно удерживать цель, проявляет невыраженное стремление к достижению результата и преодолению трудностей; использует внешние средства мобилизации волевых усилий (закрывает глаза, берется за голову, отворачивается, задирает ноги на стул). Таким образом, выявляется ограничение зоны ближайшего развития.
Мотивация к обучению зависит от понимания материала задания; проявляется неустойчивая заинтересованность в конечном результате.
Характер деятельности – репродуктивный, продуктивный; использует направляющую, указывающую, обучающую помощь.
Общение, особенности игровой деятельности:
мальчик контактный, в группе предпочитает играть с детьми, с удовольствием участвует в сюжетно-ролевых играх, в подвижных играх; переживает, если по какой-то причине кто-то из детей не хочет с ним играть, пытается самостоятельно решить эту проблему.
Эмоционально-волевая сфера:
наблюдается нарушение эмоционально-волевой сферы: импульсивность, застревание на неадекватных реакциях (чаще всего – на плаксивости), двигательная расторможенность;
энергетический ресурс у мальчика (вегетативный коэффициент) – в общем, на хорошем уровне; оптимальная работоспособность – при условии понимания задания и соответствии нагрузок возможностям ребенка; при усложнении мыслительной активности – через 8 минут наблюдается резкое падение продуктивности, проявление вялости, инертности, утомляемости;
в диагностике уровня мотивации к школьному обучению просматривается незрелая позиция: преобладает внешняя мотивация (игровая деятельность в школе, общение с детьми); в прогнозе – если не будут оправданы ожидания, то может возникнуть нежелание посещать школу.
Логопедическое заключение: ОНР (Ш уровень): выход из сенсорной алалии.
Логопед:
Психолог:
Воспитатель:
Заведующая КДОУ:
ХАРАКТЕРИСТИКА
на Иванова Ивана Ивановича
10.10.2003г.р.
Антропометрические данные - в норме. Ведущая рука – левая.
У Ивана преобладает кратковременная зрительная, реже слуховая память.
Взаимоотношения с детьми в группе складываются в зависимости от настроения мальчика. Иван проявляет задатки лидерства: легко организовывает детей, привлекает к своей деятельности.
Логическое мышление развито слабо: плохо ориентируется в поиске закономерностей, классификации.
В общении с детьми и взрослыми часто бывает навязчив (многократно повторяет интересующую его информацию, не требуя разъяснений или обогащение знаний).
Мальчик предпочитает строительные сюжетные игры. Ванечка не планирует сюжет игры, использует максимум атрибутов и предметов – заменителей. Он так увлеченно играет, что часто «зависает» на одном сюжете длительное время и с трудом переключается на другой.
У ребенка очень развиты конструктивные способности. Мальчик сооружает из разнообразных материалов сложные макеты транспорта, знакомых предметов.
Ваня занимался по программе старшей группы.
Познавательная активность на занятиях носит кратковременный характер, отвлекается, не слышит вопроса. На занятиях быстро устает, истощается, нет усидчивости. Часто переводит тему беседы на интересующие его абстрактные темы. Не включается в образовательный процесс, большую часть времени занимается посторонними делами.
Развитие элементарных математических способностей частично не соответствуют возрасту: считает до 10, знает геометрические фигуры. Затрудняется в раскладывании сериационного ряда, не ориентируется в понятиях «выше – ниже», «уже – шире», «длиннее – короче», классифицировать геометрические фигуры по признакам.
Ванечке нравятся продуктивные виды деятельности: он учится прорисовывать мелкие детали предметов, отлично справляется с аппликацией и конструированием.
Работает автономно и быстро, часто «украшает» поделки, добавляя части предметов. Ребёнок любит трудиться. Предпочитает хозяйственно-бытовой труд. Не проявляет инициативы к труду, но к поручениям относится ответственно, доводит начатое дело до конца.
Навыки самообслуживания сформированы в соответствии его возрасту: умеет самостоятельно одеваться, раздеваться, содержать свою одежду в чистоте, пользоваться платком, расчёской, столовыми приборами, застёгивать пуговицы, завязывать шнурки.
Во время еды аккуратен. С программой старшей группы справляется частично.
Психолог:
Воспитатели:
Заведующая КДОУ
ЛИТЕРАТУРА:
Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика. - М.: Просвещение, 1971.
Дробинская А.О. Диагностика нарушений развития детей: Клинические аспекты. - М.: Школьная пресса, 2006.
Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. - М.: Академия, 2000.
Забрамная С. Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002.
Кабанова М.Н. Готовимся к школе. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.
Левченко И.Ю., Киселёва Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями развития. - М.: Коррекционная педагогика, 2005.
Левченко И.Ю., Забрамная С.Д., Добровольская Т.А. Психолого-педагогическая диагностика. - М.: Академия, 2003.
Руководства по организации деятельности системы ПМПК. Под ред. А.Юдилевича. Москва-Орел, 2002 год, 112 с.
Шипицына Л.М. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. - М.: ВЛАДОС, 2003.
Шипицына Л.М. Психолого-медико-педагогическая консультация. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.
18