Начиная с младшей группы, ежедневно проводится утренняя гимнастика. Она включает в себя упражнения, уже разученные на физкультурных занятиях, и состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. В утреннюю гимнастику включаются разные виды ходьбы, бега, прыжки и подскоки как на месте, так и с продвижением, общеразвивающие упражнения и танцевальные движения, упражнения на внимание, а также упражнения, способствующие формированию правильной осанки, укреплению свода стопы.
Общеразвивающие упражнения, как правило, даются в следующей последовательности: вначале для мышц плечевого пояса, шеи, кистей, рук; затем для гибкости позвоночника (туловища), брюшного пресса и ног. Однако, если после общеразвивающих упражнений дети выполняют подскоки или прыжки с продвижением вперед, последовательность упражнений может быть иной: упражнения для развития и укрепления мышц плечевого пояса и рук; брюшного пресса и ног; спины и гибкости позвоночника.
В утреннюю гимнастику включают уже разученные упражнения, что создает у детей бодрое настроение, не утомляя и одновременно не перевозбуждая их. Выразительности, грациозности и творческому выполнению разученных движений способствует музыкальное сопровождение.
Построения и перестроения служат наиболее рациональному и организованному размещению и передвижению детей во время занятий. Они являются также средством воспитания дисциплинированности, согласованности совместных действий, умения выполнять расположение воспитателя, помогают усвоить понятия «шеренга», «колонна», «круг», «змейка», «диагональ», «звено» и др. Строевые упражнения оказывают благоприятное влияние на формирование правильной осанки, легкой и красивой походки.
С дошкольниками проводятся проводятся простейшие построения — в один, два или несколько кругов, в пары, в колонну по одному (друг за другом), в несколько колонн за ведущим, в шеренгу (в линеечку), а также несложные перестроения на месте и в движении — из колонны в пары и, наоборот, из одной колонны или шеренги в один круг и др.
Из передвижений распространены: в обход по залу, по кругу в парах или нескольких колоннах, со сменой ведущих, с переменой направления, змейкой, по диагонали и др. Помимо этого, детей знакомят с поворотами направо, налево и кругом на месте и в движении, а также с поворотами на углах во время ходьбы.
Простейшие способы равнения в затылок друг другу в колонне и по носкам в шеренге, поддерживание определенной величины круга тоже входят в содержание строевых упражнений.
2 младшая группа.
Дети, особенно во второй половине года, уже более самостоятельны при построениях. По указанию воспитателя они легко и достаточно быстро становятся в круг, пары и друг за другом. Вначале им разрешают становиться в колонну друг за другом в любом порядке независимо от роста. Постепенно их приучают занимать определенное место среди других детей. Чтобы добиться этого, воспитатель постоянно напоминает, что нужно запомнить, кто за кем стоит в колонне, шеренге, кто с кем ходит в паре. Если ребенок затрудняется найти свое место, воспитатель говорит, за кем он должен встать.
Детей приучают становиться в шеренгу, т. е. вдоль одной линии, один возле другого с обращенным в одну сторону лицом. Проще всего встать в шеренгу из построения друг за другом в затылок (колонну). Из этого положения воспитатель предлагает детям повернуться всем направо или налево. Так как дети еще плохо знают стороны, воспитатель становиться с одной из сторон колонны, примерно посередине ее, и говорит детям, чтобы они повернулись лицом к нему. Другой способ: дети строятся в шеренгу, ориентируясь по нанесенным краской или мелом линиям, становясь на них носочками.
Для построения в круг можно на пол по кругу положить связанную концами веревку или начертить линию. Дети ориентируются на линию или веревку. Другой способ: воспитатель становится против середины шеренги на расстоянии нескольких шагов от нее и предлагает детям, стоящим на концах шеренги, двигаться к нему, образуя круг. Дети при этом этом держаться за руки.
Воспитатель показывает детям, как поворачиваться, переступая на месте. При поворотах широко используются зрительные ориентиры (лицом к стене, окну).
Средняя группа.
В колонну и шеренгу детей средней группы приучают становиться по росту. Надо чаще напоминать, чтобы они становились посвободнее, не касались друг друга. Детей приучают также становятся друг за другом ровно по одной полоске. Воспитатель объясняет, что, стоя в одну линеечку (в шеренгу), надо стараться поставить носочки ровненько, так, чтобы они все были на одной линии.
Дети самостоятельно становятся из колонны по одному в пару со своим соседом и, обратно, из пар в одну колонну, как на месте, так и во время ходьбы.
Воспитатель учит детей перестраивать из одной колонны или шеренги в несколько звеньев. Для этого он заранее распределяет детей по звеньям так, чтобы в каждом из них было равное число детей, и назначает ведущих. По сигналу ведущие выходят на условные места, за ними становятся ребята.
Позже дети перестраиваются в звенья на ходу — во время ходьбы по залу врассыпную или вокруг зала друг за другом.
Старшая группа.
В старшей группе дети уже довольно самостоятельны при построениях в колонну, круг, они умеют перестраиваться из колонны в пары, в звенья как на месте, так и при передвижении.
При построениях детей учат соблюдать определенный порядок: становиться по росту, равняться в затылок друг другу в колонне, сравнивать шеренгу по носкам.
Перестроение в звенья совершается в старшей группе более четко и организованно.
Дети осваивают и некоторые способы размыкания. В колонне они размыкаются на вытянутые руки вперед. Для этого направляющий остается на месте, а все остальные поднимают руки вперед и отходят назад так, чтобы не касаться впереди стоящего. После этого руки опускают. В кругу и шеренге дети размыкаются на вытянутые руки в стороны.
Подготовительная группа.
В этой группе закрепляются умения и навыки освоенных ранее упражнений. Дети учатся равняться в шеренге (команда «равняйся!»), поворачивая голову и ориентируясь на грудь третьего( не считая себя) ребенка.
По команде «Смирно!» дети принимают основную стойку: стоят подтянуто, ровно, но без лишнего напряжения, пятки вместе, носки врозь на ширину стопы, колени выпрямлены; голова прямо, плечи слегка отведены, руки свободно опущены и выпрямлены, пальцы согнуты, большой палец на середине бедра. В положении «смирно» дети стоят недолго, это промежуточное положение перед поворотами, началом движения т. п. По команде «Вольно!» дети, не сходя с места, расслабляются, переносят тяжесть тела на одну ногу, другую слегка сгибают в колене.
Проводится упражнение в ходьбе змейкой в колонне по одному и парами. Из построения в три колонны разучивается размыкание и смыкание приставными шагами в стороны.
Не следует добиваться от детей умения ходить в ногу. Но учить останавливаться после ходьбы всем одновременно целесообразно.
Дети очень любят эти простейшие строевые упражнения, владение ими значительно повышает организованность занятий, облегчает проведение праздников.