Рассказ Л. Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой»
Цели: познакомить учащихся с новым автором и его произведением; учить прогнозировать его содержание, планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности), понимать поступки героев, «характеризовать их; продолжить формирование навыков беглого чтения и правильной речи.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности); понимать поступки героев, характеризовать их; читать вслух с постепенным переходом
на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух художественное произведение.
Оборудование: мультимедийный комплекс, выставка книг и портрет Л. Кассиля; карточки (текст речевой разминки, задания).
Тип урока: решение учебной задачи
Педагогические задачи: способствовать совершенствованию навыков выразительного чтения, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста, развитию желания читать периодическую печать; совершенствовать культуру общения
Планируемые результаты
Предметные:
Познакомятся с произведением
Л. Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой»;
научатся пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам учителя (учебника); понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте
Метапредметные:
познавательные: осознают смысл межпредметных понятий: типы текстов
(повествование, описание), авторский замысел, авторское отношение, автор-рассказчик, лирический герой, изобразительно-выразительные средства языка (сравнение и эпитет);
регулятивные: составляют план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе, предлагают совместно с группой план изучения темы урока;
коммуникативные: находят нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет
Личностные:
посещают по своему желанию библиотеку (реальную или виртуальную) для подготовки к урокам литературного чтения
Образовательные ресурсы: толковые словари, портрет Л. А. Кассиля; выставка книг писателя; портрет Жукова К.Г., карточки, текст стихотворения С. Маршака.
Организационная структура урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)
Формируемые способы
деятельности
I. Организация начала урока
Проверяет готовность к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся.
– Проверим готовность к уроку.
II. Актуализация опорных знаний.
- На доске портреты – как можно назвать данные произведения искусства одним словом( портреты, а художник, который их выполнил- портретист)
А данный плакат к чему призывает? ( Родина мать –Зовёт)
- Почему у этой женщины такое суровое лицо?
- К чему она призывает людей?
Слайд
-Прочитайте слова Г.К. Жукова , прославленного полководца ВОВ, маршала Советского Союза, которые станут эпиграфом нашего урока:
« Празднуя Победу, мы всегда будем вспоминать. Какие качества нашего народа помогли одолеть врага. Терпение. Мужество. Величайшая стойкость. Любовь к Отечеству. Пусть эти проверенные огнём войны качества всегда нам сопутствуют, и всегда победа будет за нами»
- о чем мы будем читать сегодня? ( о войне, о победе)
_ Что вы знаете о войне?
- Что вы знаете о празднике День Победы?
- Какую песню вы чаще всего слышите 9 Мая? ( « День Победы» муз. Д. Тухманова, слова В. Харитонова)
_Послушайте её (Звучит песня)
- от имени кого звучат слова песни? ( От имени защитников Отечества: солдат, тружеников тыла, всего нашего народа)
- Почему « это праздник со слезами на глазах»?
- Кому было сложно в этот период ? ( взрослым ,детям, старикам) (слова появляются на доске)
Учитель читает стихотворение С. Маршака «Мальчик из села Поповки»
2. Речевая
разминка
Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста.
С. Маршак
— Прочитайте, начиная шепотом, постепенно увеличивая силу голоса.
— Прочитайте с грустью (еще: сердито).
— Прочитайте выразительно. ( последнюю строфу)
- К кому обращается автор произведения в последней строфе ?
Стихотворение С.Маршака «Мальчик из села Поповки»
Карточка 1
Мальчик из села Поповки
Среди сугробов и воронок
В селе, разрушенном дотла,
Стоит, зажмурившись, ребёнок –
Последний гражданин села.
Испуганный котёнок белый,
Обломок печки и трубы –
И это, всё что уцелело
От прежней жизни и судьбы.
Стоит белоголовый Петя
И плачет, как старик, без слёз,
Три года прожил он на свете,
А что узнал и перенёс.
При нём избу его спалили,
Угнали маму со двора,
И в наспех вырытой могиле
Лежит убитая сестра.
Не выпускай, боец, винтовки,
Пока не отомстишь врагу
За кровь, пролитую в Поповке,
И за ребёнка на снегу.
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока
– Вы прочитали стихотворение. О чём оно?
-Что случилось с Петей?
- Что случилось с его мамой?
Учитель:
- Трудно, страшно было и взрослым и детям
- кто является автором? Название? Предположите, о чем будет произведение?
(слайд: портрет и название произведения)
-карточки 2
начало:
В город Свердловск приехала вместе со своей мамой девочка Римма Лебедева. Она поступила учиться в третий класс. Тетка, у которой, жила теперь Римма, пришла в школу и сказала учительнице Анастасии Дмитриевне:
– Вы к ней, пожалуйста, строго не подходите. П В Они ведь с матерью еле выбрались. Свободно могли немцам в лапы попасть. На их село бомбы кидали. На нее все это очень подействовало. Я думаю, что она теперь нервная. Наверное, она не в силах нормально учиться. Вы это имейте в виду.
– Хорошо, – сказала учительница, – я буду это иметь в виду, но мы постараемся, чтобы она могла учиться, как все.
– Определите цели урока, используя опорные слова:
• Мы познакомимся с…произведением
• Мы узнаем…
• Мы вспомним…
• Мы будем уметь…
• Мы сможем поразмышлять…
- откройте учебник с.175
– Да ребята, сегодня на уроке продолжим учиться правильному и осознанному чтению, ориенти-роваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией
Л. А. Кассиля
IV. Подготовка к восприятию произведения.
Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию
V. Работа над содержанием текста.
1. Работа с толковым словарем.
Проводит словарную работу (в группах). Так как толковый словарь один
Карточка 3
– Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю.
Фронт – обращенная к противнику сторона боевого расположения войск или отдельной войсковой единицы.
Госпиталь – лечебное учреждение, больница (обычно для военнослужащих).
Кисет – мешочек для табака, затягивающийся шнурком.
Работают с толковым словарем.
2. Первичное чтение произведения
_ Откройте учебник с.175, познакомимся с новым произведением.
Чтение хорошо читающими учениками ( отдельные эпизоды читает учитель)
Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания.
– Понравилось произведение?
– Выразите свое мнение о произведении .
– Что вам особенно понравилось в этой истории?
– Чему учит это произведение?
– От чьего лица ведется рассказ?
– Назовите героев произведения
Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения.
Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения
VI. Повторное чтение и анализ произведения
Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.
– В какой город приехала со своей мамой девочка Римма Лебедева? (Свердловск.)
– В какой класс она поступила? (В третий класс.)
– Что сказала учительнице тетка девочки?
– Как ребята отнеслись к Римме? Прочитайте строчки из текста.
– Как объясняла Римма учительнице тот факт, что она не учила уроки? Прочитайте строчки из текста.
– Куда часто ходили ребята? (В госпиталь.)
– Что сшила Римма? (Табачный кисет.)
– Кому подарила Римма табачный кисет? (Лейтенанту, лежавшему в палате
№ 8.)
( т.к. текст дан в сокращении, педагог предлагает ребятам прочитать слова, которые сказал лейтенант Римме)
_ Понравился ли кисет лейтенанту?
– Как вел себя лейтенант, когда прочитал письмо, написанное под диктовку Риммой?
– Прочитайте строчки из текста.
– Какие слова сказал Римме лейтенант? Прочитайте.
– Что делала Римма каждый день после уроков в госпитале? (прочитайте)
– Что принесла Римма через два месяца в госпиталь? (прочитайте)
– Почему лейтенант расписался в ведомости Риммы?
_ Учитель;
Главную мысль рассказа сформулировал лейтенант, которого Римма посещала в госпитале. Увидев, что девочка пишет с ужасными ошибками и узнав ее историю, лейтенант глубокомысленно произнес:

Я вот за то и правую руку свою отдал, наверное, а многие и головы совсем сложили, чтобы ребята у нас учились как следует, как мы хотим, чтобы у них жизнь была по всем нашим правилам
Учитель:
Он хотел объяснить Римме, что не важно, что ей пришлось пережить в прошлом, жизнь ведь продолжается и нужно уметь перестраиваться. Забыть, конечно, не получится, но жить постоянно находя оправдания своим поступкам или своей лени - неправильно.
Надо отдать должное лейтенанту, свои объяснения он донес до Риммы настолько тактично, что девочка, ни капли не обидевшись, приняла их к сведению и скоро ее успеваемость заметно улучшилась.
Да, ребята много горя и испытания принесла война в советские семьи. Трудно было, но наши деды выстояли!!!! И мы должны помнить об этом всегда. Многие не вернулись с поля боя.
Как об этом сказал лейтенант?
Минута молчания… Вечный огонь. ( метроном и плейкаст Вечного огня)
Учитель:
-Вся наша страна готовиться к празднику великой Победы. Мы с Вами всегда должны помнить о людях, подаривших нам мир!!!
Давайте подпишем поздравительный открытки красиво и старательно….. ( музыка)
_ Возьмите открытки и подпишите ( ученик комментирует написание)
Большое спасибо, дорогие ветераны ( работа по карточкам – открыткам)
(После комментирования, звучит отрывок « Журавли»
Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог.
Работа по карточкам (пары)
Карточка 1 группа
Выбрать Какие качества характера необходимо формировать каждому , чтобы стать настоящим Человеком?
Терпение. Мужество. Величайшая стойкость. Любовь к Отечеству. Трудолюбие, трусость, храбрость, умение прощать, лень, лживость, лесть, благородство.
Дети выбирают
( У детей на столах карточки- название качеств характера, дети прикрепляют на доску)
Карточка 2 группа
С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся.
Уменье везде найдет примененье.
При частой горести придут и болести
Пословицы, подходящие к данному произведению.
Учитель: Мне хочется верить, что вы никогда не узнаете тягот военного времени, я мечтаю о том, что став взрослыми, вы сможете сформировать правильные качества характера…..
_ Все ли цели урока реализовали( не познакомились с биографией автора)
Слайд (читают дети)
Кассиль Лев Абрамович (1905–1970), прозаик.
Родился 27 июня (10 июля) 1905 года в Покровской слободе (ныне г. Энгельс) Саратовской губернии в семье врача и учительницы музыки.
Учился в гимназии, после революции преобразованной в Единую трудовую школу.
Сотрудничал с Покровской детской библиотекой-читальней, при которой организовывались для детей рабочих различные кружки и где издавался рукописный журнал, редактором и художником которого был Кассиль.
По окончании школы за активную общественную работу Кассиль получил направление в вуз.
В 1923 году поступает на математическое отделение физико-математического факультета Московского университета, специализируясь на аэродинамическом цикле. К третьему курсу начал всерьез думать о литературном труде. Через год написал свой первый рассказ, который был напечатан в 1925 г. в газете «Новости радио». Все свободное время отдавал чтению русской классики.
В 1927 году выходят в свет первые книги Кассиля для детей – научно-популярные очерки « Вкусная фабрика» (1930), «Планетарий» (1931), «Лодка-вездеход» (1933), принесшие ему быструю и долговременную читательскую любовь и славу одного из классиков детской отечественной литературы XX века.
Многие годы преподавал в Литературном институте им. М. Горького.
Умер Кассиль в Москве 21 июня 1970 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище
VII. Итог урока. Рефлексия
– Что особенно заинтересовало вас во время урока?
– Что нового узнали ?
– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?
– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?
– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.
VIII. Домашнее задание
Прочитайте данное произведение родителям, вспомните о родственника- участниках или очевидцах ВОВ
• Подготовить пересказ от лица Риммы Лебедевой.
• Читать по ролям диалог Риммы и лейтенанта.
• Подобрать пословицы к произведению Л. Кассиля
Возьмите текст стихотворения, перечитайте его дома и по желанию выучите наизусть.
На доске появляется плакат: « Спасибо деду за Победу» звучит пеня « День Победы»