СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации к уроку литературного чтения: Рассказ Л. Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет познакомить с произведением Л. Кассиля, понять и почувствовать ответственность подрастающего поколения перед людьми, отстоявшими ВОВ

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации к уроку литературного чтения: Рассказ Л. Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой»»


Рассказ Л. Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой»

Цели: познакомить учащихся с новым автором и его произведением; учить прогнозировать его содержание, планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности), понимать поступки героев, «характеризовать их; продолжить формирование навыков беглого чтения и правильной речи.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности); понимать поступки героев, характеризовать их; читать вслух с постепенным переходом

на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух художественное произведение.

Оборудование: мультимедийный комплекс, выставка книг и портрет Л. Кассиля; карточки (текст речевой разминки, задания).


Тип урока: решение учебной задачи

Педагогические задачи: способствовать совершенствованию навыков выразительного чтения, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста, развитию желания читать периодическую печать; совершенствовать культуру общения

Планируемые результаты

Предметные:

Познакомятся с произведением
Л. Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой»;

научатся пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам учителя (учебника); понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте

Метапредметные:

познавательные: осознают смысл межпредметных понятий: типы текстов

(повествование, описание), авторский замысел, авторское отношение, автор-рассказчик, лирический герой, изобразительно-выразительные средства языка (сравнение и эпитет);

регулятивные: составляют план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе, предлагают совместно с группой план изучения темы урока;

коммуникативные: находят нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет

Личностные:

посещают по своему желанию библиотеку (реальную или виртуальную) для подготовки к урокам литературного чтения

Образовательные ресурсы: толковые словари, портрет Л. А. Кассиля; выставка книг писателя; портрет Жукова К.Г., карточки, текст стихотворения С. Маршака.

Организационная структура урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы 
деятельности

I. Организация начала урока

Проверяет готовность к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся.

– Проверим готовность к уроку.

II. Актуализация опорных знаний.

- На доске портреты – как можно назвать данные произведения искусства одним словом( портреты, а художник, который их выполнил- портретист)

А данный плакат к чему призывает? ( Родина мать –Зовёт)

- Почему у этой женщины такое суровое лицо?

- К чему она призывает людей?

Слайд

-Прочитайте слова Г.К. Жукова , прославленного полководца ВОВ, маршала Советского Союза, которые станут эпиграфом нашего урока:

« Празднуя Победу, мы всегда будем вспоминать. Какие качества нашего народа помогли одолеть врага. Терпение. Мужество. Величайшая стойкость. Любовь к Отечеству. Пусть эти проверенные огнём войны качества всегда нам сопутствуют, и всегда победа будет за нами»

- о чем мы будем читать сегодня? ( о войне, о победе)

_ Что вы знаете о войне?

- Что вы знаете о празднике День Победы?

- Какую песню вы чаще всего слышите 9 Мая? ( « День Победы» муз. Д. Тухманова, слова В. Харитонова)

_Послушайте её (Звучит песня)

- от имени кого звучат слова песни? ( От имени защитников Отечества: солдат, тружеников тыла, всего нашего народа)

- Почему « это праздник со слезами на глазах»?

- Кому было сложно в этот период ? ( взрослым ,детям, старикам) (слова появляются на доске)

Учитель читает стихотворение С. Маршака «Мальчик из села Поповки»

2. Речевая 
разминка

Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста.

С. Маршак

— Прочитайте, начиная шепотом, постепенно увеличивая силу голоса.

— Прочитайте с грустью (еще: сердито).

Прочитайте выразительно. ( последнюю строфу)

- К кому обращается автор произведения в последней строфе ?

Стихотворение С.Маршака «Мальчик из села Поповки»

Карточка 1

Мальчик из села Поповки

Среди сугробов и воронок

В селе, разрушенном дотла,

Стоит, зажмурившись, ребёнок –

Последний гражданин села.


Испуганный котёнок белый,

Обломок печки и трубы –

И это, всё что уцелело

От прежней жизни и судьбы.


Стоит белоголовый Петя

И плачет, как старик, без слёз,

Три года прожил он на свете,

А что узнал и перенёс.


При нём избу его спалили,

Угнали маму со двора,

И в наспех вырытой могиле

Лежит убитая сестра.


Не выпускай, боец, винтовки,

Пока не отомстишь врагу

За кровь, пролитую в Поповке,

И за ребёнка на снегу.

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

– Вы прочитали стихотворение. О чём оно?

-Что случилось с Петей?

- Что случилось с его мамой?

Учитель:

- Трудно, страшно было и взрослым и детям

- кто является автором? Название? Предположите, о чем будет произведение?

(слайд: портрет и название произведения)

-карточки 2

начало:

В город Свердловск приехала вместе со своей мамой девочка Римма Лебедева. Она поступила учиться в третий класс. Тетка, у которой, жила теперь Римма, пришла в школу и сказала учительнице Анастасии Дмитриевне:
   – Вы к ней, пожалуйста, строго не подходите. П В Они ведь с матерью еле выбрались. Свободно могли немцам в лапы попасть. На их село бомбы кидали. На нее все это очень подействовало. Я думаю, что она теперь нервная. Наверное, она не в силах нормально учиться. Вы это имейте в виду.
   – Хорошо, – сказала учительница, – я буду это иметь в виду, но мы постараемся, чтобы она могла учиться, как все.

– Определите цели урока, используя опорные слова:

• Мы познакомимся с…произведением

• Мы узнаем…

• Мы вспомним…

• Мы будем уметь…

• Мы сможем поразмышлять…

- откройте учебник с.175



–  Да ребята, сегодня на уроке продолжим учиться правильному и осознанному чтению, ориенти-роваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией 
Л. А. Кассиля



IV. Подготовка к восприятию произведения.

Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию

V. Работа над содержанием текста.

1. Работа с толковым словарем.



Проводит словарную работу (в группах). Так как толковый словарь один

Карточка 3

– Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю.

Фронт – обращенная к противнику сторона боевого расположения войск или отдельной войсковой единицы.

Госпиталь – лечебное учреждение, больница (обычно для военнослужащих).

Кисет – мешочек для табака, затягивающийся шнурком.

Работают с толковым словарем.

2. Первичное чтение произведения

_ Откройте учебник с.175, познакомимся с новым произведением.

Чтение хорошо читающими учениками ( отдельные эпизоды читает учитель)

Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания.

– Понравилось произведение?

– Выразите свое мнение о произведении .

– Что вам особенно понравилось в этой истории?

– Чему учит это произведение?

– От чьего лица ведется рассказ?

– Назовите героев произведения

Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения.

Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения

VI. Повторное чтение и анализ произведения

Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.

– В какой город приехала со своей мамой девочка Римма Лебедева? (Свердловск.)

– В какой класс она поступила? (В третий класс.)

– Что сказала учительнице тетка девочки?

– Как ребята отнеслись к Римме? Прочитайте строчки из текста.

– Как объясняла Римма учительнице тот факт, что она не учила уроки? Прочитайте строчки из текста.

– Куда часто ходили ребята? (В госпиталь.)

– Что сшила Римма? (Табачный кисет.)

– Кому подарила Римма табачный кисет? (Лейтенанту, лежавшему в палате

№ 8.)

( т.к. текст дан в сокращении, педагог предлагает ребятам прочитать слова, которые сказал лейтенант Римме)

_ Понравился ли кисет лейтенанту?

– Как вел себя лейтенант, когда прочитал письмо, написанное под диктовку Риммой?

– Прочитайте строчки из текста.

– Какие слова сказал Римме лейтенант? Прочитайте.

– Что делала Римма каждый день после уроков в госпитале? (прочитайте)

– Что принесла Римма через два месяца в госпиталь? (прочитайте)

– Почему лейтенант расписался в ведомости Риммы?

_ Учитель;

Главную мысль рассказа сформулировал лейтенант, которого Римма посещала в госпитале. Увидев, что девочка пишет с ужасными ошибками и узнав ее историю, лейтенант глубокомысленно произнес:

Я вот за то и правую руку свою отдал, наверное, а многие и головы совсем сложили, чтобы ребята у нас учились как следует, как мы хотим, чтобы у них жизнь была по всем нашим правилам

Учитель:



Он хотел объяснить Римме, что не важно, что ей пришлось пережить в прошлом, жизнь ведь продолжается и нужно уметь перестраиваться. Забыть, конечно, не получится, но жить постоянно находя оправдания своим поступкам или своей лени - неправильно.

Надо отдать должное лейтенанту, свои объяснения он донес до Риммы настолько тактично, что девочка, ни капли не обидевшись, приняла их к сведению и скоро ее успеваемость заметно улучшилась.

Да, ребята много горя и испытания принесла война в советские семьи. Трудно было, но наши деды выстояли!!!! И мы должны помнить об этом всегда. Многие не вернулись с поля боя.

Как об этом сказал лейтенант?

Минута молчания… Вечный огонь. ( метроном и плейкаст Вечного огня)

Учитель:

-Вся наша страна готовиться к празднику великой Победы. Мы с Вами всегда должны помнить о людях, подаривших нам мир!!!

Давайте подпишем поздравительный открытки красиво и старательно….. ( музыка)

_ Возьмите открытки и подпишите ( ученик комментирует написание)

Большое спасибо, дорогие ветераны ( работа по карточкам – открыткам)

(После комментирования, звучит отрывок « Журавли»





Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог.

Работа по карточкам (пары)

Карточка 1 группа

Выбрать Какие качества характера необходимо формировать каждому , чтобы стать настоящим Человеком?

Терпение. Мужество. Величайшая стойкость. Любовь к Отечеству. Трудолюбие, трусость, храбрость, умение прощать, лень, лживость, лесть, благородство.

Дети выбирают

( У детей на столах карточки- название качеств характера, дети прикрепляют на доску)

Карточка 2 группа

С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся.

Уменье везде найдет примененье.

При частой горести придут и болести



Пословицы, подходящие к данному произведению.

Учитель: Мне хочется верить, что вы никогда не узнаете тягот военного времени, я мечтаю о том, что став взрослыми, вы сможете сформировать правильные качества характера…..

_ Все ли цели урока реализовали( не познакомились с биографией автора)

Слайд (читают дети)

Кассиль Лев Абрамович (1905–1970), прозаик.

Родился 27 июня (10 июля) 1905 года в Покровской слободе (ныне г. Энгельс) Саратовской губернии в семье врача и учительницы музыки.

Учился в гимназии, после революции преобразованной в Единую трудовую школу.

Сотрудничал с Покровской детской библиотекой-читальней, при которой организовывались для детей рабочих различные кружки и где издавался рукописный журнал, редактором и художником которого был Кассиль.

По окончании школы за активную общественную работу Кассиль получил направление в вуз.

В 1923 году поступает на математическое отделение физико-математического факультета Московского университета, специализируясь на аэродинамическом цикле. К третьему курсу начал всерьез думать о литературном труде. Через год написал свой первый рассказ, который был напечатан в 1925 г. в газете «Новости радио». Все свободное время отдавал чтению русской классики.

В 1927 году выходят в свет первые книги Кассиля для детей – научно-популярные очерки « Вкусная фабрика» (1930), «Планетарий» (1931), «Лодка-вездеход» (1933), принесшие ему быструю и долговременную читательскую любовь и славу одного из классиков детской отечественной литературы XX века.

Многие годы преподавал в Литературном институте им. М. Горького.

Умер Кассиль в Москве 21 июня 1970 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище

VII. Итог урока. Рефлексия

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали ?

– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?

– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

VIII. Домашнее задание

Прочитайте данное произведение родителям, вспомните о родственника- участниках или очевидцах ВОВ

• Подготовить пересказ от лица Риммы Лебедевой.

• Читать по ролям диалог Риммы и лейтенанта.

• Подобрать пословицы к произведению Л. Кассиля

Возьмите текст стихотворения, перечитайте его дома и по желанию выучите наизусть.

На доске появляется плакат: « Спасибо деду за Победу» звучит пеня « День Победы»