«Методические рекомендации обучающимся по выполнению заданий ОГЭ/ЕГЭ раздела «Грамматика и лексика» по иностранному языку»
.
Грамматика и лексика Раздел 3 ОГЭ
- Раздел состоит из 9 заданий, направленных на формирование правильной грамматической формы слова и 6 заданий на лексическую трансформацию слова.
Раздел 3 ЕГЭ
- Раздел состоит из 6 заданий по грамматике (словоизменению), 5 заданий на лексическую трансформацию слова и 6 заданий на лексико-грамматическую сочетаемость.
Характеристика задания 18-26( ОГЭ) и 19-25 (ЕГЭ) Образование грамматических форм
- В данном задании дается связный текст с девятью пропусками.
- Напротив каждого пропуска справа на полях дается слово, написанное ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ, от которого надо образовать ту или иную грамматическую форму для правильного заполнения пропуска.
- Учитывается не только грамматическая, но и орфографическая точность ответа.
Стратегия выполнения заданий 18-26 (ОГЭ) и 19-25 (ЕГЭ)
- Внимательно прочитайте инструкцию к заданию.
- Помните о времени. Время выполнения данного задания 5-7 мин.
- Бегло прочитайте весь текст, не обращая внимания на пропуски. Цель — понять общее содержание, ход повествования и логику развития событий.
- Определите грамматическое время, в котором написан текст.
- Рассмотрите конкретное предложение с пропуском.
- Определите тип предложения (отрицательное, повествовательное или вопросительное)
- Определите часть речи (существительное, прилагательное, глагол, наречие, числительное, местоимение) изменять часть речи в данном задании не надо!
- Имя существительное, скорее всего, потребует изменения числа, возможны исключения (например, mouse – mice, man-men)
- Если нужно преобразовать прилагательное, то здесь речь идёт о степенях сравнения . Если использован артикль “the” – превосходная степень сравнения, если использован союз “ than” – сравнительная степень. Возможны исключения (например, bad – worse - the worst)
- Если требуется поставить глагол в нужную форму, прежде всего, определи, в каком залоге (активном или пассивном) стоит сказуемое.
- При определении временной формы глагола обрати внимание на ключевые слова (так называемые «слова-подсказки»). Поищи в предложении те слова, которые помогут определить нужное время. Если их нет, то прочитай предыдущее предложение и посмотри, в каком времени стоит глагол.
- Часто в задании требуется образовать от глагола причастие (третья форма глагола) или герундий (к глаголу прибавляется окончание – ing).
- Если использовано числительное , то, скорее всего, требуется образовать порядковое числительное (например, two- second).
- Если необходимо преобразовать местоимение, определите, какая форма требуется, (например, we, здесь может быть: our (за ним сразу стоит существительное), us, ourselves или ours (без существительного).
- Если речь идёт об указательном местоимении , то посмотрите, какое число - единственное или множественное (например, this-these).
- Не оставляйте пропусков , в случае неуверенности используйте языковую догадку.
- Прочитайте весь текст ещё раз с целью проверки.
- Внесите аккуратно ответы в бланк №1 .
Примеры грамматических упражнений в УМК
УМК «Spotlight», 8 класс
УМК «Spotlight», 5 класс
Характеристика задания 27-32 (ОГЭ) и 26-31 (ЕГЭ) Словообразование
- В данном задании дается связный текст с шестью пропусками.
- Напротив каждого пропуска справа на полях дается слово, написанное ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ, от которого надо образовать однокоренное слово для заполнения пропуска.
- За каждый правильно заполненный пропуск дается один балл.
- Учитывается не только словообразовательная, но и орфографическая точность ответа.
Стратегия выполнения заданий 27-32( ОГЭ) и 26-31(ЕГЭ)
- Внимательно прочитайте инструкцию к заданию.
- Прочитайте текст целиком, чтобы понять общий смысл.
- Прочитайте слова, которые находятся справа от текста, и постарайтесь определить, к какой части речи относится каждое слово.
- Прочитайте предложение, в котором пропущено слово. Обратите внимание на слова, идущие перед и после пропущенного слова. Задача определить, слово какой части речи нужно вставить в пропуск.
- Подумайте, какой суффикс или приставку необходимо добавить, чтобы получить нужную часть речи.
- Впишите получившееся слово в пропуск в своем КИМ.
- Проделайте действия, описанные в пунктах 5, 6, 7 с каждым отдельным предложением, в котором пропущено слово.
- Обратите внимание на орфографию написанных слов.
- Вписав все ответы в КИМ ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ, прочитайте текст еще раз.
- Убедитесь, что все слова записаны грамматически и логически верно, и смысл текста не изменился.
Лайфхаки
- Скорее всего нужно образовать существительное
- В самом начале предложения перед сказуемым ________ is a sign of bad character. (RUDE)
- Между артиклем и существительным. She has a very pleasant ________. (PERSONAL)
- После существительного в притяжательном падеже. This is everyone’s _____________. (RESPONSIBLE)
- После артикля. I love autumn because of the _________ of its colour. (RICH).
- После предлога. People complain about the lack of ____________. (CREATIVE)
- После местоимения. I love her _________. (BEAUTIFUL)
- После числительного. There were more than 1000 _________. (COMPETE)
Скорее всего нужно образовать Глагол
- После существительного в роли подлежащего. Travel _______ the mind. (BROAD)
- В начале повелительного предложения . Let’s _________ and make a conclusion. (SUMMARY)
- После вспомогательного глагола. We will _______ all your dreams. (REAL)
- После частицы to. We are going to _________ it. (FULFILLMENT)
Прилагательное
- Перед существительным и обычно после артикля. It was a _______ road. (DIFFICULTY),
- После другого прилагательного. My brother likes wearing big ______ trousers. (BAG)
- После предлога. Everything is ready for __________ elections. (PRESIDENT)
- Как составное именное сказуемое после глагола-связки быть. It was absoutely _______. (TASTE)
- После другого глагола. The food looks __________. (TASTE)
Наречие
- После глагола. We arrived ________ on the shore. (SAFE)
- В начале предложения как вводное слово. ____________, we were lost. (OBVIOUS)
- Перед прилагательным. He was ___________ right. (ABSOLUTE)
Внимание!
- Не оставляйте незаполненных пропусков.
- Путем исключения попытайтесь подобрать наиболее подходящий вариант.
- Перенесите свои ответы из КИМ в бланк ответов.
- При выполнении этого задания не забывайте следить за временем.
Так выглядит правильно заполненный бланк для заданий 26 — 31:
Примеры грамматических упражнений УМК Комаровой Ю.А. Английский язык.
- Найдите и выделите суффиксы в данных словах и определите,
к какой части речи эти слова относятся:
British, foolish, understandable, heartless, pitiless, successful, experiment, function, musician, socialist, artist, capitalism, professional, fundamental, industrial, doubtful, useful, different, treatment, creative, attractive, peaceful, dangerous, elementary, childish, active, economic, director, worker, passage, marriage, silence, freedom, kingdom.
- Образуйте глаголы с помощью суффикса -en:
Red, tight, soft, deep, short, dark, bright, weak, black, white, sweet, sharp
- Образуйте наречия с помощью суффикса -lу :
Bad, first, part, quick, strong, short, silent, rapid, wide, extreme, cruel, kind, happy.
ТИПИЧНЫЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ
DIFFER –
STRONG-
ATTRACT-
COMPETE-
ECONOMY –
NATURE -
CONFIDENT-
FAME-
ENJOY-
NERVE-
PROTECT
SENSE-
SERIOUS-
FRIEND-
BEAUTY
SAFE-
SYMPATHY-
REAL-
SUCCESS-
ABLE-
Примеры грамматических упражнений УМК «Happy English»
Примеры грамматических упражнений УМК «Spotlight»
Характеристика задания 32-38 (ЕГЭ) Лексико-грамматическая сочетаемость
- Дается связный отрывок из художественного или публицистического текста с пропусками.
- После текста даются 4 варианта ответа для каждого пропуска.
- В этом задании проверяется знание употребления лексических единиц с учётом сочетаемости слов в коммуникативном контексте.
- Требуется заполнить пропуски в рассказе, выбрав правильный ответ из 4 предложенных.
- Это могут быть слова близкие по значению или по форме, предлоги, фразовые глаголы или устойчивые сочетания.
Стратегия выполнения заданий 32-38(ЕГЭ)
- Прочитайте весь рассказ, игнорирую пропуски. Не смотрите не предлагаемые ответы!
- Перечитайте рассказ до первого пропуска. Внимательно изучите окружение пропущенного слова- что стоит до и после пропуска.
- Помните, что выбор правильного слова из двух подходящих может зависеть от предлога, стоящего после пропуска.
- Подумайте, какие слова могли бы подойти для заполнения пропуска.
Так выглядит правильно заполненный бланк для заданий 32 — 38 (ЦИФРЫ, Не слова!)
Spotlight, 7 класс
Happy English, 8 класс
- Только теперь прочитайте предлагаемые варианты и сделайте выбор.
- Стоит обратить внимание на два или три похожих ответа ( с точки зрения написания , произношения, грамматической формы)- один из них, скорее всего, является правильным.
- Помните, что правильным ответом, скорее всего, будет слово, которое вы узнаете, а не то, которое вы раньше никогда не видели.
- Проверьте, все ли пропуски вы заполнили.
- Перенесите ваши ответы в Бланк Ответов.
- Проверьте, правильно ли вы записали ответы в Бланк.
Спасибо за внимание!