СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по формированию умений учащихся написанию эссе на уроках истории и обществознания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из наиболее значимых показателей сформированности интеллектуальных умений учащихся, высокого уровня является умение выразить собственную позицию с опорой на исторические и обществоведческие знания и соответствующей аргументацией, что предполагает, в числе прочих форм контроля, применение такого средства проверки, как эссе. Понятно, что измерителя знаний, умений, навыков ученика, и инструмента, позволяющего ученику через рефлексию, привлечение собственного опыта на осознанном (опыте) уровне освоить и расширить обществоведческие и исторические знания.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по формированию умений учащихся написанию эссе на уроках истории и обществознания»

МОУ «Лямбирская средняя общеобразовательная школа№1»















Методические рекомендации по формированию умений учащихся написанию эссе на уроках истории и обществознания.


Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания.







Подготовила

Учитель истории

МОУ «Лямбирская СОШ №1»

Бирюкова Татьяна Карповна







2016г

Одним из наиболее значимых показателей сформированности интеллектуальных умений учащихся, высокого уровня является умение выразить собственную позицию с опорой на исторические и обществоведческие знания и соответствующей аргументацией, что предполагает, в числе прочих форм контроля, применение такого средства проверки, как эссе. Понятно, что измерителя знаний, умений, навыков ученика, и инструмента, позволяющего ученику через рефлексию, привлечение собственного опыта на осознанном (опыте) уровне освоить и расширить обществоведческие и исторические знания.

Сочинение в жанре эссе по истории и обществознанию - явление для школьников и для учителей новое. И перспективное: XXI век тяготеет к малым формам. «Краткий словарь обществоведческих терминов» трактует эссе как «разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций». Сочинение в жанре эссе требует от автора не только умения продемонстрировать «сумму знаний», но и сделать акцент на собственных чувствах, переживаниях, отношении к тому, о чем он пишет. Словом, автор эссе, не просто рассказчик, он его герой.

Для эссе характерны ярко выраженная авторская позиция, искренность, эмоциональность. Жанр дает право на субъективное изложение заявленной проблемы и свободную композицию. Его границы, в общем, размыты. Эссе определяют как записки, наброски, раздумья оно обычно имеет небольшой объем.

Для учителя проблема состоит в том, что творческое задание по истории и обществознанию, выполненное в форме эссе, необходимо оценить - и оценить объективно.

В практике преподавания исторических и обществоведческих дисциплин разработаны некоторые рекомендации, которые помогают учащимся овладеть приемами и способами написания эссе по истории и обществознанию

Работу необходимо начинать с черновика. Листы черновика полезно оставлять наполовину пустыми писать только на одной стороне. Поля нужны, чтобы вносить исправления и дополнения в процессе перечитывания и правки первоначального текста. На обороте листа остается место для записи цитат, примеров, конкретизирующих мыслей и др.

Важная «мелочь»: первая запись в черновике, и в окончательном варианте - это точная формулировка темы эссе. Тема - своего рода условие задачи, в которое, чтобы понять, нужно вдуматься. Тема, как правило, формулируется так, что предполагает не один «правильный» ответ, а множество решений. Вчитываясь в нее, учащийся оказывается в том творческом пространстве, которое ею очерчено. Если определенные слова, мысли будут повторены в тексте эссе, то не следует считать это недостатком. Главная задача ученика - понять и раскрыть тему, а не «уйти» от нее (ситуация весьма распространена в школьной практике).

Полезно на черновике в свободной форме выписать все, что может понадобиться в эссе: понятия, противоречия, ассоциации, цитаты, примеры, тезисы, мнения, аргументы, имена, события. Словом, «дать себе волю», записать все, что кажется нужным, интересным, имеющим отношение к теме.

Следующая задача - привести весь этот «хаос» в порядок, соотнести с темой, выбрать эффективную цитату, точную мысль, интересны факт, убедительный аргумент.

Самые ответственные части работы - вступление и заключение. Вступление фокусирует проблематику эссе, ставит ключевые вопросы, указывает на противоречия, выявляет исторические или обществоведческие аспекты темы. Заключением должна стать наиболее яркая мысль, подытоживающая, резюмирующая рассуждение.

Структура эссе определяется предъявлением к нему требованиями. Мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов. Мысль должна быть подкреплена доказательствами - поэтому за тезисом следуют аргументы. Аргументы - это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнения ученых и др.

Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут «перегрузить», изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.

Замечу: вступление заключение фокусируют внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении - резюмируется мнение автора.)

Учащимся необходимо напомнить значение выделения абзацев, роли красных строк, логической связи абзацев: как достигается целостность работы.

Внимание нужно обратить и на стиль изложения. Нельзя забывать, что эссе присущи эмоциональность, экспрессивность, художественность.

В журнале «Преподавание истории и обществознания в школе» за 2003 год №7 приводятся памятки для учащихся, помогающие им правильно написать эссе.























Литература


1. Преподавание истории и обществознания в школе . 2003, №7

2. Преподавание истории и обществознания в школе . 2003, №9

3. Из опыта работы учителя МОУ «Лямбирская СОШ №1» Бирюковой Т.К.