Методические рекомендации
об особенностях преподавания математики в общеобразовательных организациях Республики Крым в 2017/2018 учебном году
Преподавание математики в основной и старшей школе в 2017/2018 учебном году определяется следующими нормативными документами:
Федеральные документы
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.07.2015 №734 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015».
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 (в ред. приказа от 23.06.2015 №609) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями).
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
Распоряжение правительства России от 24 декабря 2013 № 2506-р о концепции развития математического образования в российской федерации.
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 апреля 2014 года №265 «Об утверждении плана мероприятий Министерства образования и науки Российской Федерации по реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 № 2506-р».
Региональные документы
Закон Республики Крым от 06.07.2015 №131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым».
Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 18.12.2015 №1340 «Об утверждении перечня обязательной деловой документации общеобразовательных учреждений».
Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 11.06.2015 №555 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2015/2016 учебный год».
Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 24.05.2017 №01-14/1839 «Об учебных планах общеобразовательных организаций Республики Крым на 2017/2018 учебный год».
Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 04.12.2014 №01-14/2013 «О направлении методических рекомендаций по ведению классных журналов учащихся 1-11(12) классов общеобразовательных организаций».
Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 04.12.2014 №01-14/2014 «Об организации внеурочной деятельности».
Особенности преподавания предмета в 7 классах в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Организация внеурочной деятельности
В 2017/2018 учебном году в 7-х классах общеобразовательных организаций Российской Федерации и Республики Крым осуществится переход с федерального компонента государственного образовательного стандарта (ФКГОС) на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – ФГОС ООО).
Согласно ФГОС ООО предмет «Математика» входит в предметную область «Математика и информатика».
Примерный учебный (образовательный) план на изучение предмета «Математика» на базовом уровне в 7-х классах отводит 5 учебных часов в неделю в течение всего года обучения. В 7 классе предмет «Математика» изучается двумя отдельными курсами: «Алгебра» и «Геометрия».
В результате изучения «Математики» в 7-м классе обучающиеся развивают логическое и математическое мышление, получают представление о математических моделях; овладевают математическими рассуждениями; учатся применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты; овладевают умениями решения учебных задач; развивают математическую интуицию.
Содержание курса «Алгебра» в 7 классе (3 часа в неделю на базовом уровне изучения) включает в себя разделы: выражения, тождества, уравнения, функции, степень с натуральным показателем, многочлены, формулы сокращенного умножения, системы линейных уравнений. В целях подготовки к ОГЭ целесообразно включить раздел «Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей» в объеме не менее четырех часов: статистические характеристики; сбор и группировка статистических данных; наглядное представление статистической информации (представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков). Учебное время может быть увеличено до 4 часов в неделю за счет вариативной части Базисного плана.
Содержание курса «Геометрия» в 7 классе (2 часа в неделю на базовом уровне изучения) включает в себя разделы: начальные геометрические сведения, треугольники, параллельные прямые, соотношения между сторонами и углами треугольника. Учебное время может быть увеличено до 3 часов в неделю за счет вариативной части Базисного плана.
Учебное время на изучение предмета («Алгебра» и «Геометрия») в 7 классах может быть увеличено до 6 (7) часов в неделю за счёт вариативной части. Такой вариант рабочего учебного плана предназначен для классов, нацеленных на повышенный уровень математической подготовки учащихся и дальнейшее создание классов с углубленным изучением математики, физики и информатики. В этом случае в основное программное содержание включаются дополнительные вопросы, способствующие развитию математического кругозора и математических способностей, освоению более продвинутого математического аппарата.
С целью развития геометрической интуиции и конструктивного мышления учащимся в 7-х классов целесообразно предложить пропедевтический курс геометрии «Наглядная стереометрия». Методические рекомендации по изучению курса и сборник рабочих программ опубликованы на сайте: http://www.prosv.ru.
Также в соответствии с требованиями ФГОС ООО предусматривается значительное увеличение активных форм работы на уроке, направленных на вовлечение обучающихся в математическую деятельность.
В рамках реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации можно разрабатывать и предлагать учащимся курсы внеурочной деятельности по применению математики в повседневной жизни, при изучении других предметов, для обеспечения понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретения практических навыков, умения проводить рассуждения и доказательства.
Следует отметить, что формы внеурочной деятельности могут быть различными. Для учащихся 7 классов такими формами могут быть участие в сетевых сообществах, научно-практические конференции, занятия в школьных научных обществах, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, и другие формы, отличные от урочной.
Для учащихся, испытывающих сложности в обучении математике, следует предусмотреть кратковременные адаптивные курсы по сложным темам (разделам). Например, «Обыкновенные дроби», «Десятичные дроби», «Обыкновенные и десятичные дроби», «Формулы сокращенного умножения» и т.д.
Порядок разработки Программ курсов внеурочной деятельности, внесение изменений и их корректировка определяются локальным нормативным актом общеобразовательной организации.
При планировании и организации внеурочной работы необходимо уделить особое внимание подготовке учащихся к олимпиадам и конкурсам по математике.
Подбор материала для кружковых занятий и для олимпиад, подготовка к проведению этих мероприятий являются одной из форм активной работы учителя по повышению своей научно-методической квалификации.
Особенности преподавания предмета в 8-11 классах в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего и среднего общего образования.
Организация внеурочной деятельности
В 8-9-х классах предмет «Математика» изучается двумя отдельными курсами: «Алгебра» и «Геометрия».
Предмет «Алгебра» включает некоторые вопросы арифметики, развивающие числовую линию 5 – 6 классов, собственно алгебраический материал, элементарные функции, а также элементы вероятностно-статистической линии. В рамках учебного предмета «Геометрия» традиционно изучается евклидова геометрия, геометрические преобразования.
Программа углубленного изучения «Математики» предполагает углубленное изучение предмета в основной и старшей школе.
Таблица №1. Вариант распределения часов учебного плана для образовательных учреждений с углубленным изучением математики в основной школе.
Предметная область | Учебный предмет Классы | Количество часов в неделю |
| 8 класс | 9 класс |
1-й вариант учебного плана (5-ти дневная учебная неделя) | 2-й вариант учебного плана (6-ти дневная учебная неделя) | 1-й вариант учебного плана (5-ти дневная учебная неделя) | 2-й вариант учебного плана (6-ти дневная учебная неделя) |
Математика и информатика | Алгебра | 4 (3+1) | 4 (3+1) | 4 (3+1) | 4 (3+1) |
Геометрия | 2 | 3 (2+1) | 2 | 3 (2+1) |
При шестидневной рабочей неделе количество часов может быть увеличено до 9 часов в неделю из расчета: 5 часов – «Алгебра», 4 часа – «Геометрия».
В рамках предпрофильной подготовки в 8-9-х классах целесообразно вводить элективные курсы (курсы по выбору). Их назначение – показать учащимся возможности использования математики в профессиональной деятельности, познакомить их с кругом знаний, необходимых в избираемой профессиональной области. Главная цель элективных курсов в предпрофильном обучении – не научить, а заинтересовать. Наиболее отвечают этому назначению межпредметные ориентационные курсы прикладного характера.
Углубленное изучение математики в основной школе предполагает формирование в дальнейшем профильных классов или продолжение углубленного изучения математики на основе универсального профиля в старшей школе.
Для подготовки учащихся 8-9 классов к ОГЭ можно проводить модульный курс "Я сдам ОГЭ!", созданный Федеральной комиссией разработчиков контрольно-измерительных материалов ОГЭ (http://ege.prosv.ru/subject/15.html).
Изучение «Математики» в 10-11-х классах в Республике Крым осуществляется двумя раздельными курсами: «Алгебра и начала математического анализа» и «Геометрия».
Таблица №2. Вариант распределения часов учебного плана для образовательных учреждений в старшей школе.
Направление обучения | Учебный предмет | Количество часов в неделю |
10 класс | 11 класс |
Филологический (4 часа в неделю) | Алгебра и начала математического анализа | 2,5 | 2,5 |
Геометрия | 1,5 | 1,5 |
Универсальный (базовый) (5 часов в неделю) | Алгебра и начала математического анализа | 3 | 3 |
Геометрия | 2 | 2 |
Технический профиль (6 часов в неделю) | Алгебра и начала математического анализа | 4 | 4 |
Геометрия | 2 | 2 |
Физико-математический профиль (7 часов в неделю) | Алгебра и начала анализа | 5 | 5 |
Геометрия | 2 | 2 |
Углубленное изучение математики на основе универсального профиля | Алгебра и начала анализа | 5 | 5 |
Геометрия | 3 | 3 |
Федеральный компонент государственного стандарта на профильном уровне предусматривает расширение и углубление программы по сравнению с базовым уровнем. Примерная программа рассчитана на 420 учебных часов, в которой также предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 50 учебных часов для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. Так, например, в профильных классах предусматривается изучение комплексных чисел, деление многочленов, повторение курса планиметрии, расширенного по сравнению с основной школой, и т.п.
При профильном обучении элективные курсы по математике позволяют поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получать дополнительную подготовку к Государственной итоговой аттестации (далее – ГИА); дополнять математическое содержание до курса углубленного изучения математики; удовлетворять познавательные интересы обучающихся в различных сферах человеческой деятельности.
Для подготовки учащихся 10-11 классов к ГИА целесообразно проводить элективные курсы «Я сдам ЕГЭ! Математика. Базовый уровень» или «Я сдам ЕГЭ! Математика. Профильный уровень» (http://ege.prosv.ru/subject/11.html).
При выборе углубленного уровня на основе универсального профиля при 6-дневной рабочей неделе на изучение «Математики» может отводится до 9 учебных часов из расчета: 5 часов – «Алгебра и начала математического анализа» и 4 часа – «Геометрия» или 6 часов – «Алгебра и начала математического анализа» и 3 часа – «Геометрия».
Учебно-методическое обеспечение преподавания математики
В процессе преподавания и изучения предметов допускается использование только учебников, входящих в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 (с изменениями).
Федеральный перечень учебников опубликован на сайте Министерства образования: http://mon.gov.ru.
Учебники по математике в Республике Крым полностью соответствуют ФГОС ООО для 5-11-х классов, входят в завершенные линии, соблюдают преемственность начальной ступени обучения, входят в состав разработанных учебно-методических комплексов.
Рабочие программы (Таблица №3) издательства «Просвещение» полностью соответствуют требованиям ФГОС для 5-7-х классов, ФК ГОС для 8-11-х классов, структуре изучаемого материала учебно-методических комплексов издательства «Просвещение» и могут быть использованы учителем в качестве основы для составления рабочей учебной программы по математике.
Таблица 3. Учебники и программы по математике.
№ П/п | Учебники | Сборники рабочих программ |
5-6 классы |
-
| Никольский С.М., Потапов М. К., Решетников Н. Н. И др. «Математика 5 класс», «Математика 6 класс», − М.: Просвещение | Математика. Сборник рабочих программ 5 – 6 классы: пособие для учителей общеобразов. организаций/ сост. Т.А. Бурмистрова. – 3-е изд. - М.: Просвещение, 2014.- 80 с., |
7-9 классы |
-
| Макарычев Ю.Н., Миндюк Н. Г., Нешков К. И. И др. «Алгебра 7 кл.», «Алгебра 8 кл.», «Алгебра 9 кл.» − М.:Просвещение (базовое изучение) | Алгебра. Сборник рабочих программ 7 – 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ сост. Т.А. Бурмистрова. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2014. Алгебра. Сборник рабочих программ 7 – 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ сост. Т.А. Бурмистрова. – 3-е изд. - М.: Просвещение, 2016. |
-
| Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Геометрия 7-9 кл. – М.: Просвещение (базовое изучение) | Геометрия. Сборник рабочих программ 7 – 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ сост. Т.А. Бурмистрова. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2014. Геометрия. Сборник рабочих программ 7 – 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ сост. Т.А. Бурмистрова. – 3-е изд. - М.: Просвещение, 2016. |
-
| Никольский С.М., Потапов М. К., Решетников Н. Н. И др. «Алгебра 7 кл.», «Алгебра 8 кл.», «Алгебра 9 кл.» − М.: Просвещение (углубленное изучение) | Алгебра. Сборник рабочих программ 7 – 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ сост. Т.А. Бурмистрова. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2014. Алгебра. Сборник рабочих программ 7 – 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ сост. Т.А. Бурмистрова. – 3-е изд. - М.: Просвещение, 2016. |
-
| Александров А. Д., Вернер А. Л., Рыжик В. И. «Геометрия 7 кл.», «Геометрия 8 кл.», «Геометрия 9 кл.»– М.: Просвещение (углубленное изучение) | Геометрия. Сборник рабочих программ 7 – 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ сост. Т.А. Бурмистрова. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2014. Геометрия. Сборник рабочих программ 7 – 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ сост. Т.А. Бурмистрова. – 3-е изд. - М.: Просвещение, 2016. |
10-11 классы |
-
| Никольский С. М., Потапов М. К., Решетников Н. Н. «Алгебра и начала математического анализа. 10 класс», «Алгебра и начала математического анализа. 11 класс». – М.: Просвещение (базовое и профильное изучение) | Алгебра и начала математического анализа. Сборник рабочих программ. 10-11 классы. Базовый и углубленный уровни: учебное пособие для учителей общеобразоват. организаций/ сост. Т. А. Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2016. |
-
| Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Геометрия 10-11 кл. – М.: Просвещение (базовое и профильное изучение) | Геометрия. Сборник рабочих программ. 10-11 классы. Базовый и углубленный уровни: учебное пособие для учителей общеобразоват. организаций/ сост. Т. А. Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2016. |
-
| Александров А. Д., Вернер А. Л., Рыжик В. И. «Геометрия 10 кл.», «Геометрия 11 кл.» – М.: Просвещение, (углубленное изучение) | Геометрия. Сборник рабочих программ. 10-11 классы. Базовый и углубленный уровни: учебное пособие для учителей общеобразоват. организаций/ сост. Т. А. Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2016. |
-
| Пратусевич М. Я., Столбов К. М., Головин А. Н. «Алгебра и начала математического анализа. 10 класс», «Алгебра и начала математического анализа. 11 класс» (углубленное изучение) | Алгебра и начала математического анализа. Сборник рабочих программ. 10-11 классы. Базовый и углубленный уровни: учебное пособие для учителей общеобразоват. организаций/ сост. Т. А. Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2016. |
Дидактические пособия, методические рекомендации для учителя, рабочие программы, примерное тематическое планирование по изучению математики в 5-11 классах опубликованы на сайте издательства «Просвещение» (http://www.prosv.ru/info.aspx?ob_no=12802) и авторском сайте А.В. Шевкина (http://www.shevkin.ru/?action=Page&ID=709).
Электронное приложение к учебникам размещено в Интернете по адресу www.online.prosv.ru.
Деловая документация учителя-предметника (рабочие программы учебных предметов, календарно-тематическое планирование)
Содержание рабочих учебных программ предметов, курсов определяется основными положениями основной образовательной программы основного общего и среднего общего образования образовательной организации, примерной основной образовательной программой основного и среднего общего образования (реестр Министерства образования и науки Российской Федерации: http://fgosreestr.ru/), а также вариативными (авторскими) программами учебных предметов, курсов, составленными для соответствующего учебно-методического комплекса (далее – УМК).
Структура рабочей программы учебных предметов, курсов является формой представления учебного предмета, курса как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала. Последовательность изучения материала в рамках стандарта для основной и старшей школы, пути формирования системы знаний и умений определяются структурой материала, изложенной в учебниках и сборниках рабочих программ соответствующего УМК.
Структура рабочей программы учебных предметов, курсов в редакции ФГОС ООО от 31.12.2015 г.:
планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
содержание учебного предмета, курса;
тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Рабочие программы учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности являются структурным компонентом основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации, которая, в свою очередь, является локальным нормативным актом образовательной организации.
Рабочие программы курсов внеурочной деятельности должны содержать (в редакции ФГОС ООО от 31.12.2015 г.):
1) планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности;
2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;
3) тематическое планирование.
Порядок разработки рабочих программ по учебным предметам, курсам и курсам внеурочной деятельности, внесение изменений и их корректировка определяются локальным нормативным актом образовательной организации.
В соответствии со своей рабочей учебной программой учитель разрабатывает календарно-тематическое планирование по предмету.
Календарно-тематическое планирование является частью рабочих учебных программ по предмету (в соответствии с ФК ГОС) и приложением к рабочим программам по предмету, составленным для 5-7 классов (в соответствии с ФГОС ООО).
Примерная форма календарно-тематического планирования представлена в таблице № 3.
Таблица №3. Примерный календарно-тематический план.
№ урока | Тема урока (раздела) | Кол-во часов | Дата проведения урока | Повторение (Подготовка к ГИА) |
По плану | По факту |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| | | | | |
Для организации процесса обучения математике в начале учебного года в 5-11-х классах проводится входная диагностическая работа. Оценки за диагностическую работу могут выставляться в журнал выборочно на усмотрение учителя. На основании проведенного анализа ошибок учитель планирует восстанавливающее повторение в календарно-тематическом планировании.
Если рабочая учебная программа соответствует базовому уровню изучения предмета, а количество часов на изучение предмета увеличено с целью отработки практических умений и навыков учащихся, то в пояснительной записке к рабочей учебной программе учитель указывает, с какой целью, и на изучение каких тем (разделов) используется дополнительное учебное время.
Если количество часов на изучение предмета увеличено с целью углубления программы, то рабочая учебная программа должна соответствовать углубленному изучению курса, а количество часов быть не менее 6 часов в неделю.
В целях реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 года № 2506-р, а также для улучшения качества подготовки учащихся к ГИА образовательным организациям и методическим школьным объединениям следует запланировать:
- участие в on-line проекте (https://statgrad.org/) по подготовке к ГИА в форме ЕГЭ, ОГЭ и ГВЭ. Школам необходимо обновить на сайте https://statgrad.org/ логин-пароль для возможности бесплатно получать тренировочные работы по математике в формате ГИА (ГВЭ, ОГЭ, ЕГЭ) для выпускников 9 и 11 классов.
Целесообразность планирования и проведения тренировочных работ с соблюдением процедуры предстоящей государственной итоговой аттестации обусловлена наличием прецедентов некорректного заполнения экзаменационных бланков, недостаточной информированностью обучающихся о процедуре и регламенте проведения единого выпускного экзамена (далее- ГВЭ), единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) и основного государственного экзамена (далее - ОГЭ).
Анализируя результаты ГИА 2017 года по математике, можно отметить, что по всем разделам программы основного общего образования выявились серьезные недостатки в подготовке учащихся как основной, так и старшей школы.
Выпускники продемонстрировали не сформированность навыков счета, не владение важнейшими умениями, такими как: решение неравенств; перевод условия задачи на математический язык (составление выражения, уравнения); работа с формулой; чтение графиков функций; понимание графической иллюстрации, решение уравнений и их систем; применение основных геометрических фактов для распознания верных и неверных утверждений о свойствах геометрических фигур, неспособность применять общеизвестные факты из курса математики при решении практико-ориентированных задач, использование доказываемого утверждения в качестве начального условия при решении задач на доказательство.
Для преодоления грубых ошибок, допущенных выпускниками, следует предусмотреть:
организацию занятий по отработке умений решения задач базового уровня сложности (в форме тренингов, практикумов, зачетов);
осуществление контроля знаний учащихся по математике за курс основной школы, прежде всего, вычислительные навыки и базовые знания с полным исключением калькуляторов на уроках;
систематическое включение практико-ориентированных задач в процесс обучения как для решения их на уроках, так и для самостоятельной работы. Среди текстовых задач рассматривать задачи, приближенные к реальным жизненным ситуациям;
– формирование на уроках и во внеурочной деятельности навыков самоконтроля, навыков устной и письменной математической речи;
– включение в дидактические материалы уроков задач из открытого банка задач базового уровня для подготовки к ГИА (www.fipi.ru) в соответствии с программой обучения курса, начиная с 5 класса:
− открытый банк заданий ОГЭ: http://mathgia.ru/or/gia12/Main;
− открытый банк заданий ЕГЭ: http://mathege.ru/or/ege/Main.
В ходе организации итогового повторения (при подготовке учащихся к экзамену) необходимо обратить их внимание на то, что не следует стремиться выполнить первую часть работы за более короткое время. Каким бы легким не казалось то или иное задание, к его выполнению следует относиться предельно серьезно, именно поспешность наиболее часто приводит к появлению неточностей, описок, а значит, и к неверному ответу на вопрос задачи.
Основные сведения, изменения и рекомендации, касающиеся государственной итоговой аттестации выпускников 9-х и 11-х классов, можно найти на сайтах: http://www.fipi.ru, http://www.math.ru, http://www.ege.edu.ru.
Большое значение в решении поставленных задач имеет плодотворная работа муниципальных методических объединений учителей математики. Задача методобъединений – оказывать помощь учителям по следующим направлениям:
- организация работы школы эффективного педагогического опыта (профильное и углубленное изучение математики);
- использование инновационных и информационных технологий в обучении математике с целью интенсификации учебного процесса;
- совершенствование форм организации самостоятельной и проектной деятельности учащихся;
- использование различных видов повторения как средства закрепления и углубления знаний;
- вовлечение учащихся с целью развития творческих способностей в различные математические конкурсы, проекты, олимпиады;
- выполнение Плана мероприятий по реализации в Республике Крым Концепции развития математического образования в Российской Федерации на 2017/2018 год.
Деятельность методических объединений учителей математики должна планироваться с учетом профессиональных интересов педагогических работников и особенностей системы образования каждого муниципального образования.
Ресурсное обеспечение образовательного процесса
Федеральные информационно-образовательные порталы
- http://www.mon.gov.ru. – Министерство образования и науки Российской Федерации;
- http://www.obrnadzor.gov.ru. – Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор);
- http://www.ed.gov.ru. – федеральное агентство по образованию (Рособразование);
- http://www.fasi.gov.ru. – федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука);
- http://fsu.mto.ru – Федеральный совет по учебникам Министерства образования и науки РФ;
- http://www.edu.ru. – федеральный центр тестирования;
- http://www.rustest.ru. – федеральный портал «Российское образование»;
- http://www.school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал;
- http://www.law.edu.ru – федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»;
- http://www.fgosreestr.ru/ – Реестр примерных основных общеобразовательных программ Министерство образования и науки российской федерации;
- http://school-collection.edu.ru − хранилище единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, где представлен широкий выбор электронных пособий;
- http://wmolow.edu.ru − федеральная система информационно-образовательных ресурсов (информационный портал);
- http://www.openet.edu.ru – Российский портал открытого образования;
- http://www.vidod.edu.ru – федеральный портал «Дополнительное образование детей»;
– http://www.neo.edu.ru – федеральный портал «Непрерывная подготовка преподавателей»;
- http://wvvw.fipi.ru - федеральный институт педагогических измерений;
- http://www.ege.edu.ru - официальный информационный портал ЕГЭ.
Интернет-ресурсы для подготовки учащихся к олимпиадам и конкурсам:
- http://www.mccme.ru – Московский центр непрерывного математического образования. Документы и статьи о математическом образовании. Информация об олимпиадах, дистанционная консультация;
- http://www.mccme.ru/olympiads/mmo/ − Московский центр непрерывного математического образования. Московские математические олимпиады. Задачи окружных туров олимпиады для школьников 5-11 классов начиная с 2000 года. Задачи городских туров;
- sochisirius.ru – Образовательный центр «Сириус»;
- http://olympiads.mccme.ru/regata / − Математические регаты;
- http://olympiads.mccme.ru/matboi/ − Математический турнир математических боев;
- http://olympiads.mccme.ru/turlom – Турнир имени М.В. Ломоносова;
- http://kyat.mccme.ru/ − Научно-популярный физико-математический журнал «Квант»;
- http://abitu.ru/distance/zftshl.html − Заочная физико-математическая школа при МФТИ;
- http://zaba.ru - сайт «Математические олимпиады и олимпиадные задачи»;
- http://www.researcher.ru - Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников»
- http://attend.to/dooi − Дистанционные олимпиады.
Интернет-ресурсы в помощь учителю математики
- https://cloud.mail.ru/public/Lkhu/yp8LsMP84 – «Методические материалы в помощь учителю математики» материалы для изучения математики в школе (опубликована на сайте КРИППО в рубрике «Организация УВП»)
- http://fcior.edu.ru - хранилище интерактивных электронных образовательных ресурсов;
- http://www.numbernut.com/ − все о математике. Материалы для изучения и преподавания математики в школе. Тематический сборник: числа, дроби, сложение, вычитание и пр. Теоретический материал, задачи, игры, тесты;
- http://www.openclass.ru - «Открытый класс» сетевые образовательные сообщества
- http://www.it-n.ru/- сеть творческих учителей
- http://mat.lseptember.ru/- издательство «Первое сентября. Математика»
- http://www.prosv.ru - сайт издательства «Просвещение»
- http://vvww.vgf.ru/ - сайт Издательского центра «ВЕНТАНА-ГРАФ»
- http://etudes.ru - сайт «Математические этюды»
- http://uztest.ru и http://mathtest.ru - сайты в помощь учителю (содержат базу тестов)
- http://graphfunk.narod.ru - сайт «Графики функций»
-http://zadachi.mccme.ru- информационно-поисковая система «Задачи по геометрии»
- http://bymath.net - сайт «Вся элементарная математика» http://www.math.ru − удивительный мир математики/ Коллекция книг, видео-лекций, подборка занимательных математических фактов. Информация об олимпиадах, научных школах по математике. Медиатека;
- http://physmatica.narod.ru − «Физматика». Образовательный сайт по физике и математике для школьников, их родителей и педагогов;
- http:www.int.ru – сеть творческих учителей. Методические пособия для учителя; учебно-методические пособия; словари; справочники; монографии; учебники; рабочие тетради; статьи периодической печати;
- http://methath.chat.ru – Методика преподавания математики Материалы по методике преподавания математики; обсуждение наболевших вопросов преподавания математики в средней школе. Авторы — учителя математики, имеющие большой опыт преподавательской и методической работы
- http://www.bymath.net – Средняя математическая интернет-школа: страна математики. Учебные пособия по разделам математики: теория, примеры, решения. Задачи и варианты контрольных работ;
- http://teacher.ru – «Учитель.ру». Педагогические мастерские, Интернет-образование. Дистанционное образование. Каталог ресурсов «в помощь учителю».
Методист Центра
качества образования Т.В.Корзун
15