СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по написанию программ по внеурочной деятельности

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по написанию программ по внеурочной деятельности помогут подегогам дополнительного образования правильно написать программу  и учавствовать в конкурсе. 

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по написанию программ по внеурочной деятельности»


Методические рекомендации по написанию рабочих программ по внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Данные методические рекомендации разработаны с учетом закона Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Федеральным государственным образовательным стандартом II поколения, примерными требованиями к программам дополнительного образования, Уставом образовательного учреждения.

Рабочая программа внеурочной деятельности – нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания курса, основывающегося на примерной программе внеурочной деятельности, либо на авторской (опытно - поисковой) образовательной программе дополнительного образования.

Цель рабочей программы – создание условий для развития личности и создание основ творческого потенциала обучающихся по определенному курсу внеурочной деятельности.

Задачи программы:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

  • умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

  • способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

  • формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

  • воспитание целеустремленности и настойчивости;

  • формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

  • формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

  • формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).


Функции рабочей программы:

  • нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;

  • целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;

  • определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению обучающихся (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;

  • процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;

  • оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности обучающихся.


Технология разработки рабочей программы


Рабочая программа внеурочной деятельности составляется педагогом дополнительного образования по определенному курсу на учебный год (или на несколько лет).

Примечание: Законом Российской Федерации «Об образовании» не определены требования к рабочим программам. Каждый педагог выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта рабочей программы.

Рабочая программа может строиться, опираясь на примерные требования к программам дополнительного образования (Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки Росси от 11.12.2006 №06-1844)

Приведенная ниже структура носит рекомендательный характер.

Структура Программы является формой представления курса как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:

    • Титульный лист

    • Пояснительная записка

    • Учебно-тематический план

    • Содержание образование

    • Информационно-методическое обеспечение

    • Список литературы

1. Титульный лист - структурный элемент программы, который содержит следующую информацию:

  • название ОУ

  • гриф утверждения программы

  • название программы

  • направление развития личности школьника (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, интеллектуальное, общекультурное и т.д.);

  • возраст

  • составитель и его квалификационная категория

  • населенный пункт, год

2. Пояснительная записка должна раскрывать:

  • нормативно-правовую базу

  • назначение программы

  • актуальность и перспективность курса

  • на основе чего создана данная программа (с указанием названия примерной программы, либо образовательной программы дополнительного образования)

  • психолого – педагогические принципы, на основе которых построено содержание программы

  • цели и задачи реализации программы

  • особенности возрастной группы обучающихся, на которых ориентирована программа

  • продолжительность и режим занятий, объем часов, отпущенных на занятия;

  • формы и методы работы

  • предполагаемые результаты

  • личностные, метапредметные, предметные

  • мониторинг качества освоения рабочей программы

3. Учебно-тематический план должен содержать:

  • перечень основных разделов программы с указанием отпущенных на их реализацию часов (теория, практика)

  • перечень универсальных учебных действий, которые развивает прохождение данного раздела программы


4. Содержание рабочей программы

Раздел «Содержание рабочей программы» включает краткое описание каждой темы учебного занятия согласно нумерации в учебно-тематическом плане (3-4 предложения). Из описания должно быть видно, на достижение какого уровня результатов направлены определённые занятия.

5. Информационно-методическое обеспечение оформляется в виде таблицы ( раздел, тема, форма занятий, методы, дидактический материал, форма подведения итогов )

6. Список литературы строится в алфавитном порядке, с указанием города и названия издательства, года выпуска. Допускается оформление списка литературы по основным разделам изучаемого курса.


Оформление рабочей программы по внеурочной деятельности


Текст набирается в редакторе Word шрифтом Times Раздел «Содержание рабочей программы» включает краткое описание каждой темы учебного занятия согласно нумерации в календарно-тематическом плане (3-4 предложения).

New Roman, кегль 12-14, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, поля со всех сторон 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.

Титульный лист считается первым, но не нумеруется, также как и листы приложения.

Учебно – тематический план и информационно – методическое обеспечение представляется в виде таблицы.


Экспертиза и утверждение рабочей программы по внеурочной деятельности


1. Рабочая программа по внеурочной деятельности утверждается педсоветом и приказом директора образовательного учреждения ежегодно в начале учебного года (до 10 сентября текущего года).

2. Утверждение Программы предполагает следующие процедуры:

  • обсуждение Программы на заседании педагогического совета;

  • получение экспертного заключения (согласования) от школьного Совета по введению и реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Допускается проведение экспертизы программы с привлечением внешних экспертов.

  1. Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в программу в течение учебного года, должны быть согласованы с методистом по научно – методической работе.


4