Методические рекомендации по написанию рабочих программ по внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Данные методические рекомендации разработаны с учетом закона Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Федеральным государственным образовательным стандартом II поколения, примерными требованиями к программам дополнительного образования, Уставом образовательного учреждения.
Рабочая программа внеурочной деятельности – нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания курса, основывающегося на примерной программе внеурочной деятельности, либо на авторской (опытно - поисковой) образовательной программе дополнительного образования.
Цель рабочей программы – создание условий для развития личности и создание основ творческого потенциала обучающихся по определенному курсу внеурочной деятельности.
Задачи программы:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
воспитание целеустремленности и настойчивости;
формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Функции рабочей программы:
нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;
определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению обучающихся (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;
процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности обучающихся.
Технология разработки рабочей программы
Рабочая программа внеурочной деятельности составляется педагогом дополнительного образования по определенному курсу на учебный год (или на несколько лет).
Примечание: Законом Российской Федерации «Об образовании» не определены требования к рабочим программам. Каждый педагог выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта рабочей программы.
Рабочая программа может строиться, опираясь на примерные требования к программам дополнительного образования (Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки Росси от 11.12.2006 №06-1844)
Приведенная ниже структура носит рекомендательный характер.
Структура Программы является формой представления курса как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:
1. Титульный лист - структурный элемент программы, который содержит следующую информацию:
название ОУ
гриф утверждения программы
название программы
направление развития личности школьника (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, интеллектуальное, общекультурное и т.д.);
возраст
составитель и его квалификационная категория
населенный пункт, год
2. Пояснительная записка должна раскрывать:
нормативно-правовую базу
назначение программы
актуальность и перспективность курса
на основе чего создана данная программа (с указанием названия примерной программы, либо образовательной программы дополнительного образования)
психолого – педагогические принципы, на основе которых построено содержание программы
цели и задачи реализации программы
особенности возрастной группы обучающихся, на которых ориентирована программа
продолжительность и режим занятий, объем часов, отпущенных на занятия;
формы и методы работы
предполагаемые результаты
личностные, метапредметные, предметные
мониторинг качества освоения рабочей программы
3. Учебно-тематический план должен содержать:
перечень основных разделов программы с указанием отпущенных на их реализацию часов (теория, практика)
перечень универсальных учебных действий, которые развивает прохождение данного раздела программы
4. Содержание рабочей программы
Раздел «Содержание рабочей программы» включает краткое описание каждой темы учебного занятия согласно нумерации в учебно-тематическом плане (3-4 предложения). Из описания должно быть видно, на достижение какого уровня результатов направлены определённые занятия.
5. Информационно-методическое обеспечение оформляется в виде таблицы ( раздел, тема, форма занятий, методы, дидактический материал, форма подведения итогов )
6. Список литературы строится в алфавитном порядке, с указанием города и названия издательства, года выпуска. Допускается оформление списка литературы по основным разделам изучаемого курса.
Оформление рабочей программы по внеурочной деятельности
Текст набирается в редакторе Word шрифтом Times Раздел «Содержание рабочей программы» включает краткое описание каждой темы учебного занятия согласно нумерации в календарно-тематическом плане (3-4 предложения).
New Roman, кегль 12-14, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, поля со всех сторон 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.
Титульный лист считается первым, но не нумеруется, также как и листы приложения.
Учебно – тематический план и информационно – методическое обеспечение представляется в виде таблицы.
Экспертиза и утверждение рабочей программы по внеурочной деятельности
1. Рабочая программа по внеурочной деятельности утверждается педсоветом и приказом директора образовательного учреждения ежегодно в начале учебного года (до 10 сентября текущего года).
2. Утверждение Программы предполагает следующие процедуры:
обсуждение Программы на заседании педагогического совета;
получение экспертного заключения (согласования) от школьного Совета по введению и реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Допускается проведение экспертизы программы с привлечением внешних экспертов.
Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в программу в течение учебного года, должны быть согласованы с методистом по научно – методической работе.
4