СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по организации и методике работы над творческим проектом

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения.  Учреждениям образования в современных условиях потребовались такие методы обучения, которые:

  • формировал бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в обучении;
  • развивали бы общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
  • были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся

Одной из таких форм в образовательной деятельности является «метод проектов». В краткой форме в своей работе я изложила разные подходы к некоторым вопросам организации проектной деятельности учащихся школ и учреждений дополнительного образования в области изобразительного и декоративно-прикладного творчества, требования к структуре и содержанию, оформлению и презентации  творческих проектов

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации и методике работы над творческим проектом»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества»















МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИКЕ

РАБОТЫ НАД ТВОРЧЕСКИМ ПРОЕКТОМ











Автор - составитель: Шишковская Татьяна Валерьевна, методист МБОУДО «ДДТ»









Сосновый Бор

2017

СОДЕРЖАНИЕ



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

3

  1. СТРУКТУРА ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА

4

  1. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА И ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА

6

  1. ЗАЩИТА ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ

18

  1. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ

19

  1. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

23






  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств. Технология, классно-урочной системы в школах и учреждениях дополнительного образования на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому пополнению.

Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем, профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.

Акцент переносится на воспитание свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания. Тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах. Быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

Новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения.  Учреждениям образования в современных условиях потребовались такие методы обучения, которые:

  • формировал бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в обучении;

  • развивали бы общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

  • были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся

Одной из таких форм в образовательной деятельности является «метод проектов». В краткой форме в своей работе я изложила разные подходы к некоторым вопросам организации проектной деятельности учащихся школ и учреждений дополнительного образования в области изобразительного и декоративно-прикладного творчества, требования к структуре и содержанию, оформлению и презентации творческих проектов.



РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИКЕ РАБОТЫ

НАД ТВОРЧЕСКИМ ПРОЕКТОМ



  1. СТРУКТУРА ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА


  1. Титульный лист творческого проекта

  2. Содержание творческого проекта

  3. Введение творческого проекта: согласно плана творческого проекта во Введении обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируются планируемый результат и основные проблемы, рассматриваемые в проекте, сообщается, кому предназначен проект и в чем состоит его новизна. Во введении также дается характеристика основных источников информации. В этой главе проекта рассматривается предполагаемая методика и техника его выполнения.

Структура Введения творческого проекта:

      • обоснование выбора темы проекта

      • цель творческого проекта

      • задачи творческого проекта

  1. Историческая справка по проблеме проекта

5. Технологическая часть

  • выбор идей и вариантов, их обоснование и анализ

  • выбор материала для объекта, дизайн-анализ

  • подбор инструментов, оборудования и организация рабочего места

  • техника безопасности при выполнении работ

  • конструкция изделия, эскиз (описание этапов конструирования объекта)

  • технология изготовления изделия, графические материалы
    Инструкционно-технологическая карта: в технологической части, в соответствии с планом творческого проекта, необходимо разработать последовательность выполнения объекта. Она может включать в себя перечень этапов (технологическую карту творческого проекта) в которой описывается алгоритм операций с указанием инструментов, материалов и способов обработки.


  1. Экономическое обоснование проекта, расчеты: в экономической части представляется полный расчет затрат на изготовление проектируемого изделия. Результатом экономического расчета должно быть обоснование экономичности проектируемого изделия и наличия рынка сбыта.

  2. Экологическое обоснование проекта (экологическая чистота изделия): особое внимание в плане творческого проекта необходимо уделить экологической оценке проекта: обоснованию того, что изготовление и эксплуатация проектируемого изделия не повлекут за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека. Экологическая оценка проекта включает в себя экологическую оценку конструкции и технологии изготовления, оценку возможностей изготовления изделия из материалов - отходов производства, оценку возможности использования отходов, возникающих при выполнении проекта.


  1. Новые знания и умения, полученные при выполнении проекта

  2. Оценка творческого проекта (Оценка изделия. Реклама изделия).

  3. Заключение творческого проекта (краткие выводы по результатам выполненного проекта, оценку полноты решения поставленных задач). В нем последовательно излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во введении, дается самооценка проделанной работы. Указать пути продолжения исследования темы, а также конкретные задачи, которые предстоит при этом решать.

  4.  Список источников творческого проекта: после заключения принято помещать список литературы, использованной при выполнении проекта. Каждый включенный в него источник должен иметь отражение в пояснительной записке. Все заимствования должны обязательно иметь подстрочные ссылки, откуда взяты приведенные материалы. Не следует включать в данный список работы, которые фактически не были использованы.

  5. Приложения творческого проекта (эскизы, схемы, технологическая документация). Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы, помещают в приложениях. По содержанию и форме приложения очень разнообразны. Они могут представлять собой текст, таблицы, карты, графики, рисунки. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №) и т. д. нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию основного текста. Связь его с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри» (см.), заключаемым вместе с шифром в круглые скобки.




  1. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА

И ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА


    1. Параметры оформления страниц творческого проекта

  • Текст творческого проекта печатается на листах формата А4 с одной стороны
    Поля: левое поле листа - 20 мм, правое - 10 мм, верхнее и нижнее - 15 мм
    Текст набирается шрифтом Times New Roman, Размер шрифта 14. Интервал – полуторный. Текст на странице выравнивается по ширине. Обязательно делайте абзацные отступы величиной на усмотрение автора. Текст творческой работы должен быть хорошо читаемым.


    1. Титульный лист

Написание и оформление творческого проекта учащихся начинается с оформления титульного листа. В зависимости от требований министерства образования вашей страны, области титульный лист может иметь свои отличия. Наше примерное оформление титульного листа творческого проекта можно использовать с обязательным внесением корректив согласно рекомендациям, данным в Положении (каждого конкурса).

Титульный лист творческого проекта оформляется на листе формата А4.

Поля: левое поле листа - 20 мм, правое - 10 мм, верхнее и нижнее - 15 мм, междустрочный интервал – 1,5, номер страницы на титульном листе не ставится.

В верхнем поле титульного листа творческого проекта указывается полное название учебного заведения. В среднем поле (посередине листа) пишется «Творческий проект». На следующей строке – заглавными буквами название творческой работы без слова "тема", без кавычек и без точки в конце предложения.

Название должно быть по возможности кратким, точным и соответствовать общему содержанию проекта. Название творческого проекта учащегося при необходимости может содержать подзаголовок для конкретного представления темы проекта, который должен быть очень кратким и не превратиться в новое заглавие работы.

В правом нижнем углу титульного листа творческого проекта указываются сведения об авторе творческого проекта (фамилия, имя, класс или год рождения, название творческого коллектива), например: Петров Иван, 5 класс, о руководителе творческого проекта (пишется «Руководитель» и указываются его фамилия, инициалы и должность (шрифт – 14 пт.). В случае, если руководителей творческой работы несколько, указываются все. Если есть консультанты творческого проекта, то их фамилии помещаются ниже руководителя с указанием «Консультант». В самом нижнем поле титульного листа творческого проекта по технологии по центру пишется место выполнения творческого проекта школьника, а на следующей строчке – год выполнения работы – 2013 – без точки, кавычек, "год" или "г" (шрифт – 14 пт.).

Итак, проверим, на титульном листе указывается:

  • полное наименование учебного заведения

  • название творческого проекта

  • фамилия и имя учащегося, класс

  • фамилия, инициалы, должность руководителя проекта

  • город или поселок

  • год выполнения работы

Оформление титульного листа является примерным и зависит от рекомендаций Министерства образования и науки страны и региона. Требования к оформлению титульной страницы являются частью общепринятых правил.


3.3. Заголовки в творческой работе

  • Заголовок печатается полужирным шрифтом с заглавной буквы, не подчеркивается, точка в конце не ставится. Переносы слов в заголовках глав не допускаются. Между заголовком и текстом делается отступ 2 интервала.

  • Каждая глава творческого проекта начинается с новой страницы. Нумеруются главы арабскими цифрами. Параграфы нумеруются цифрами через точку, где первая цифра – номер главы, вторая – номер параграфа (например, 1.1., 1.2., 1.3. и т.д.). Если параграфы имеют тоже пункты, то их нумеруют соответственно тремя цифрами через точку (например, 1.1.1., 1.1.2., 1.1.3. и т.д.).

  • Сокращения и формулы в оформлении проекта: старайтесь не использовать в тексте часто сокращения, исключением могут быть только сокращения общепринятые (Д.И. Алексеев Словарь сокращений русского языка – М., 1977). Если упоминаете в тексте творческой работы фамилии других людей: авторов, ученых, исследователей и т.п., то их инициалы пишутся в начале фамилии. При написании формул дается пояснение используемым символам (на пример: А-В=С, где А - количество денег до покупки, В - денег потрачено, С - денег осталось).

  • Оформление приложений: согласно правил оформления творческих проектов, рисунки, фотографии, графики, диаграммы, чертежи, эскизы, таблицы должны быть расположены и оформлены в конце описания творческой работы после Списка литературы на отдельных страницах в приложениях (например: Приложение 1, Приложение 2), надпись Приложение 1 располагается в правом верхнем углу листа. Все перечисленные выше объекты в приложениях нумеруются и подписываются.
    Название располагают под картинкой (например: Рис. 1. Изменение ветра в течении недели, Фото 1. Вид на реку, График 1. Изменение параметра света, Диаграмма 1. Количество людей в Европе). Таблицы в приложениях пронумерованы и озаглавлены. В таблицах применяется интервал одинарный. Обычно название и нумерация стоят под таблицей (Таблица 1. Характеристики роста). При оформлении творческого проекта в конце того предложения где нужно указать на приложение пишут: (Приложение 1).

  • Нумерация страниц творческого проекта: после завершения набора творческой работы следует пронумеровать страницы. Номера страниц ставятся, начиная с цифры 2 со второй страницы. На первой номер не ставится. Расположение нумерации - в правом нижнем углу (или внизу по центру)

Не допускается использование в оформлении творческого проекта рамок и других элементов для украшения.


3.4. Содержание творческого проекта или Оглавление включает название глав и параграфов, которые точно повторяют заголовки в тексте.

«Содержание» помещается на втором листе. Все главы в «Содержании» начинаются с заглавной буквы.

В Содержании творческого проекта приводятся названия глав и параграфов с указанием страниц, с которых они начинаются. Последнее слово главы или параграфа соединяется многоточием с соответствующим ему номером страницы.

При оформлении заголовки ступеней одинакового уровня необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещаются на пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все они начинаются с заглавной буквы без точки в конце.

Главы и параграфы Содержания творческого проекта по технологии нумеруются по многоуровневой системе, то есть обозначаются цифровыми номерами, содержащими во всех ступенях номер своей рубрики и рубрики которой они подчинены.

Пример Содержания творческого проекта:

Содержание (1 вариант – в таблице)

  1. Введение

3

  1. Основная часть

5

2.1 История вязания крючком

5

       2.2 Выбор материалов и инструментов

6

         2.3 Схема и фотография изделия

7

         2.4 Технология изготовления изделия

8

       2.5 Экологическая оценка изделия

8

         2.6 Экономическая оценка изделия

10

       2.7 Организация рабочего места

11

  2.8 Техника безопасности при выполнении проекта

11

  1. Заключение

13

  1. Список источников

14

  1. Приложения

15


Содержание (2 вариант)
1. Введение................................................................................3
(Во введении обычно описывают: цель и задачи проекта, обоснование выбора темы проекта, методика и техника выполнения изделия, основные этапы выполнения проекта, новизна и практическая значимость проекта)
2. Основная часть..................................................................5
        2.1 История вязания крючком.......................................5
        2.2 Выбор материалов и инструментов........................6
        2.3 Организация рабочего места...................................7
        2.4 Техника безопасности при выполнении проекта...8
        2.5 Схема и фотография изделия...................................8
        2.6 Технология изготовления изделия..........................10
        2.7 Экологическая оценка изделия................................11
        2.8 Экономическая оценка изделия...............................11
3. Заключение..........................................................................13
(Итоги работы)
4. Список источников………..................................................14
5. Приложения..........................................................................15





3.5. Введение творческого проекта

Первой главой творческого проекта является Введение. Этот раздел располагается на третьей странице, сразу после содержания и является самым важным. В главе Введение творческого проекта обосновывается актуальность выбранной темы проекта, цель и содержание поставленных задач, формулируется планируемый результат и основные проблемы, рассматриваемые в проекте, сообщается, кому предназначен проект и в чем состоит его новизна.

Актуальность или обоснование актуальности творческого проекта обязательно и включает оценку значимости проекта и предполагаемых результатов.

При обосновании выбора своего проекта в разделе Введение творческого проекта необходимо решить, почему именно эту творческую работу нужно в настоящее время выполнить.

  • Актуальность проекта – это степень его важности в данный момент и в данной ситуации для решения определенной проблемы, задачи или вопроса.

  • Актуальность темы проекта - это востребованность изучения данной проблемы, практической и творческой реализации ее решения.

  • Обоснование актуальности творческого проекта - это объяснение необходимости, нужности и полезности выполнения данного творческого проекта.
    Простыми словами, если творческий проект в наше время будет не актуален, то зачем и для кого его создавать.

  • Обоснование выбора творческого проекта повышает значимость проекта и предполагаемых результатов и дает возможность использования и применения на практике разработки данного проекта.

Написание обоснования творческого проекта по технологии (обоснования выбора модели), как и по любому другому предмету, является основным требованием к любой творческой проектной работе. На защите творческого проекта особое внимание жюри обращает на правильное, грамотное и лаконичное обоснование актуальности творческого проекта учащегося.


Примеры обоснования выбора творческого проекта


1. Обоснование выбора проекта "Подсолнухи за окном"

Как часто мы слышим о том, что вещи изготовленные своими руками приносят в наш дом уют и теплоту. Чтобы достичь этого не всегда нужно затрачивать много средств. Нам хочется внести что-то свежее, новое, оригинальное не только в свою комнату, но создать уют и комфорт и в классной комнате, где мы получаем знания и проводим немало времени. Что можно выбрать для оформления и создания уюта в классной комнате, конечно, настенное панно. Это может быть картина: букет роз, подсолнухи за окном, незабудки, летний букет. Какой картине отдать предпочтение. Работу необходимо будет оформить в рамку и повесить в классной комнате. После долгих раздумий мы решили выполнить картину «Подсолнухи за окном». Она красива, оригинальна, объемна, придаст своеобразный колорит кабинету, в котором мы проводим как занятия, так и классные часы.
Это лучшее решение. И так, мы решили выполнить работу коллективно, выбрали картину «Подсолнухи за окном».

2. Обоснование выбора проекта «Дыхание цветов»

Я живу в удивительной стране, которая богата не только историческими событиями, но и природными ресурсами. Разнообразие и великолепие растительного мира удивляет не только русских поэтов и художников, но и зарубежных. Я с интересом отношусь к растениям, яркие краски цветов привлекают мое внимание. Я любуюсь их пестротой и весной, и летом, и в холодный осенний день. Вот почему я решила соединить их всех вместе, избрав метод аппликации. Выбранные растения объединяют разнообразные краски, от них веет теплом, светом, радостью. В холодный зимний день композиция из цветов напомнит мне о теплых, ясных днях.


3. Обоснование выбора проекта «Ваза-трансформер «Лебедь»
Вазу - трансформер можно использовать непосредственно, как вазу под фрукты, а также, как разделочную доску и подставку под горячее. Так же можно использовать, как элемент декора. Фруктовница очень компактна, в случае необходимости ее всегда можно легко сложить. В сложенном состоянии она практически не занимает места и в любой момент может быть снова приведена в "боевую готовность". В нашем небольшом городе, нет возможности приобрести такую вазу в магазине, поэтому создание такой вазы, будет хорошим решением для приобретения её в подарок. Основными критериями, на которые, я, опирался, являются:

Прочность

  • эстетичность

  • практичность в использовании

  • технологичность

  • невысокая трудоёмкость

  • оригинальность форм

  • доступность материала

  • возможность массового производства

Я провел опрос: какая модель фруктовницы самая оригинальная, эстетичная?

  • «Лебедь» 40%

  • «Яблоко» 33%

  • «Тигр» 37%

Большинство голосов получила модель «Лебедь» и выпиливать свою первую вазу я решил начать с нее.


Далее формулируется Цель творческого проекта – модель желаемого конечного результата (продукта).

Четкая и грамотная формулировка цели творческого проекта очень важна.

  • Цель творческого проекта – это модель желаемого конечного практического результата (продукта), который должен быть достигнут учащимся в итоге проведения творческой работы по технологии или любому другому школьному предмету.

Цель описывается во Введении творческого проекта простыми словами и одним-двумя предложениями!

Простая схема составления цели творческого проекта:


1. Выберите одно из слов типа: изготовить, разработать, создать, усовершенствовать, выполнить, сшить, нарисовать, вышить и др.

2. Добавьте название изделия

3. Добавьте одну из фраз типа:

  • в какой технике будет выполнено, из чего? (например, "изготовление в технике ручной вышивки", "из дерева");

  • применение изделия? (например, "для украшения интерьера");

  • для кого будет предназначено? (например, "для мамы");

  • полезность изделия? (например, "которое поможет в борьбе с насекомыми");

  • чему или кому посвящено изделие? (например, "посвященное Дню Победы")

Примеры

  • Изготовить украшение в технике бисероплетение.

  • Изготовить панно из ...

  • Изготовить жилет и аксессуары к нему

  • Изготовить вазу – трансформер, компактную и многофункциональную. Закрепить и усовершенствовать навыки плетения.

  • Изготовить новогодние костюмы для младших сестры и брата.

  • Изготовить декоративные диванные подушки.

  • Изготовить украшение из полимерной глины.

  • Изготовить постельное бельё, халат, пижаму и маску для глаз.

  • Изготовить панно «Летний мотив» в технике ручной вышивки по бабушкиным образцам.

  • Разработать способы утилизации отходов пластиковых изделий, предметы для украшения интерьера помещений и дизайна садовых участков из пластиковых бутылок.

  • Разработать и изготовить подставку для карандашей, ручек и бумаги из отходов производства.

  • Разработать и изготовить вешалку, для украшения кухонного интерьера и использования хозяйкой в качестве подвеса для прихваток, полотенец и других предметов бытовой утвари.

  • Разработать и изготовить детский развивающий коврик, для детей в возрасте до 3 лет.

  • Разработка и создание текстового редактора Блокнот и браузера в среде программирования Borland Delphi.

  • Создать декоративное панно посвященное годовщине победы русского народа в годы Великой Отечественной войны.

  • Создать развивающий коврик для детей, который поможет детям развивать мелкую моторику, сенсорику, координацию и тактильные ощущения.

  • Выполнить из бисера композицию полевых цветов.

  • Сшить мягкую игрушку Обезьянку– символ 2016 года.

  • Изготовить Новогоднюю ёлку из вторичного сырья.


От формулировки цели проекта необходимо перейти к указанию конкретных задач творческого проекта, которые предстоит решать.

Задачи творческого проекта - это все последовательные этапы организации и изготовления изделия с начало до конца. Задачи описываются учащимся во Введении творческого проекта после цели.

Для того, чтобы определить задачи творческого проекта, необходимо последовательно ответить на вопрос: «Что нужно сделать, чтобы достичь цели проекта?»

Обычно задачи творческой работы перечисляются (научиться..., разработать..., усовершенствовать..., ознакомиться..., освоить..., определить..., выбрать..., подобрать..., провести..., изучить..., развить..., соблюдать..., проанализировать..., закрепить... и т.п.).


Примеры задач творческого проекта (замените слово "Изделие" на название Вашего изделия, слово "Материалы" - на название Ваших материалов)

  • изучить историю возникновения такого рода изделий

  • изучить изделие на возможность его утилизации

  • изучить положительное или отрицательное воздействие на организм человека изделия

  • изучить технологию изготовления

  • изучить технологию моделирования

  • изучить технологию расчета изделия (вязаного изделия)

  • изучить историю технологии изготовления

  • изучить литературу по изделию, технологии изготовления и т.п.

  • ознакомиться с основным приемом изготовления изделия, деталий изделия

  • ознакомиться с современными технологиями изготовления изделия

  • ознакомиться с историей создания такого рода изделий

  • разработать план изготовления изделия

  • разработать форму изделия

  • разработать дизайн изделия (диванных подушек)

  • разработать конкурсы и развлечения

  • разработать технологическую карту изготовления изделия (детского развивающего коврика)

  • выбрать оригинальную технику изготовления изделия

  • выбрать необходимый материал для изготовления изделия (ткань, нитки, кружева)

  • выбрать экологически чистый материал для изготовления изделия

  • подобрать недорогой, экологически чистый и легкий в обработке материал

  • подобрать дизайн

  • подобрать цветовую гамму (тканей, красок, и т.п.)

  • научиться оценивать свои способности

  • научиться самостоятельно решать технологические задачи, логически мыслить, выбирать необходимые материалы и применять нужные инструменты

  • научиться выполнять любые технологические операции

  • научиться соблюдать технику безопасности

  • научиться использовать в работе чертежи и таблицы

  • научиться находить верные решения и оптимальные варианты

  • научиться правильно работать с материалами (полимерной глиной, фурнитурой)

  • научиться обрабатывать материалы (сложную ткань, древесину)

  • научиться выполнять сложные приёмы (приемы шитья, пайки)

  • научиться изготавливать (вышивать) в технике (декоративного шва)

  • освоить технику изготовления (резьбы, вышивки, приготовления, вязания, рисования)

  • освоить технологию изготовления (выпиливания лобзиком)

  • освоить приёмы изготовления изделия в этой технике

  • усовершенствовать свои умения и навыки в изготовлении (в рукоделии, шитье, резьбе)

  • усовершенствовать навыки и умения в процессе выполнения (столярных, швейных, кулинарных) технологических операций

  • определить цветовую гамму, возможности комбинирования

  • определить пути утилизации отходов

  • произвести экономический расчёт

  • провести анализ изделия

  • провести анкетирование среди своих сверстников

  • соблюдать аккуратность в работе

  • соблюдать правила техники безопасности

  • соблюдать санитарно-гигиенические требования

  • развить художественные и творческие способности

  • развить познавательный интерес, трудолюбие

  • провести работу по изучению подобных изделий

  • провести теоретический обзор литературы по изготовлению изделия

  • проанализировать рисунки и выбрать лучший вариант для выполнения

  • проанализировать, какие аналогичные изделия уже разработаны и имеются в продаже

  • составить банк идей по созданию изделия

  • затратить минимум денежных средств на изготовление изделия

  • подобрать необходимые материалы и инструменты

  • выполнить работу аккуратно и качественно

  • закрепить навыки обработки материала (древесины, ткани)

  • закрепить знания и умения в технике (вязания) в выполнении изделия

  • возобновить схему изделия или технологии изготовления с помощью компьютерной программы «excel»

  • отработать навыки изготовления (шитья на швейной машине)

  • раскроить изделие

  • сшить изделия

В Введении творческого проекта всегда рассматривается предполагаемая методика и техника выполнения проекта (изделия). Так же дается краткая характеристика основных источников информации. Желательно перечислить используемые в ходе выполнения проекта оборудование и материалы.

Во введении творческой работы по технологии также кратко можно обозначить основные этапы выполнения проекта.

Структура введения творческого проекта:

  • обоснование творческого проекта

  • цель творческого проекта

  • задачи творческого проекта

  • методика и техника выполнения изделия

  • планируемый результат

  • новизна творческого проекта

  • основные этапы выполнения проекта

  • практическая значимость проекта

  • краткая характеристика источников получения информации

Все из перечисленных пунктов Введения творческого проекта описываются с нового абзаца, без нумерации и с тем же размером шрифта. Можно выделить жирным, курсивным, подчеркнутым шрифтом словосочетания: актуальность проекта, цель исследования, задачи исследования, планируемый результат, практическая значимость и т.п.

Глава Введение оформляется согласно правил оформления творческого проекта. Объем введения обычно составляет 1-1,5 страницы.


3.6. Технологический этап

Технологическая карта творческого проекта разрабатывается на Технологическом этапе создания творческого проекта, т.е. на этапе выполнения операций, предусмотренных самим технологическим процессом.

Тех­нологическую карту творческого проекта или как чаще встречается у технологов технологическую карту изделия (изготавливаемого изделия) обычно представляют в виде таблицы.

При изготовлении изделия творческого проекта учащийся должен строго соблюдать последовательность операций (алгоритм выполненя), указанных в технологической карте изделия, а также придерживаться правил охраны труда и безопасности выполнения работы.

Как правило технологические карты содержат следующие графы:

  • название операции или последовательность выполнения работ;

  • технические и технологические условия;

  • эскиз,

  • инструменты, оборудование, материалы.

Пример

Инструкционно - технологическая карта вышивки картины «Подсолнухи»

Название операции

Технические условия

Этапы выполнения работы

(фотографии)

Инструменты, оборудование, материалы

1

2

3

4

нанести контур рисунка

схема картины



вышить серединки подсолнухов бисером

пришить бисер





1

2

3

4

вышить лентами домик

шов вперед иголка



вышить нитками мулине крышу дома

шов атласная гладь



лентой 3мм вшить забор

прямые стежки с прикрепом



вышить стебли подсолнухов

шов прямые стежки с прикрепом



вышить листья подсолнухов

шов «петля»



вышить травку возле дома

шов «узелки»



вышить свободные петли

незакрепленные петли




3.7. Заключение творческого проекта

Заключение – это итог работы, суть которой должна быть понятна без чтения основной части. Заключение творческого проекта содержит краткие выводы по результатам выполненного проекта, по решению поставленных задач.

В заключении творческого проекта последовательно излагаются полученные результаты, обращается внимание и делаются выводы по достижению цели и выполнении поставленных задач, дается оценка полноты решения задач, описывается подтверждение выдвинутых гипотез.

В заключении творческой работы также дается самооценка учащимся проделанной им работы. Заключение может содержать рекомендации по конкретному использованию результатов работы, ее экономическую, научную или социальную значимость. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследования темы, а также конкретные задачи, которые предстоит при этом решать. Содержание данного раздела должно представлять собой обобщение наиболее значимых результатов и выводов. Выводы должны быть написаны четким, лаконичным и ясным стилем. Важно написать, что Вы сделали и к каким выводам пришли в результате проделанной работы. Важно, чтобы выводы в Заключении творческого проекта, соответствовали задачам творческого проекта, поставленным в исследовании и сформулированным во Введении творческого проекта. По тому, как грамотно написано Заключение, судят о Вашем умении обобщать, выделять то существенное, что достигнуто в результате проведенной работы. Объем заключения – 1-1,5 страницы.


3.8. Список источников творческого проекта

Список источников (Список литературы или Список использованной литературы) в творческом проекте располагается в алфавитном порядке и нумеруется. Список источников творческого проекта помещается на отдельном листе. По правилам Список источников принято помещать после Заключения. В список включают все источники, на которые имеются ссылки в тексте и которые использовались для работы над творческим проектом.

Источники в списке нумеруются в порядке их упоминания в тексте арабскими цифрами без точки. Располагаются в алфавитном порядке.

Сведения об источниках должны включать: фамилию, инициалы автора, название источника, место издания, издательство, год издания, количество страниц. Фамилию автора указывают в именительном падеже. Наименование места издания необходимо приводить полностью в именительном падеже.

Для статей указываются инициалы автора, название статьи, название журнала, год издания, номер страницы.

Официальные документы ставятся в начале списка литературы в определенном порядке: Конституции; Кодексы; Законы; Указы Президента; Постановление Правительства; другие нормативные акты (письма, приказы и т. д.).

Литература на иностранных языках ставится в конце списка после литературы на русском языке.


Оформление Списка источников

Использованная литература

Государственные стандарты и сборники документов
1. ГОСТ 7.1.-84 – Введ. 01.01.86 – М, 1984 – 75с.
2. О правительственной комиссии по проведению административной реформы: Постановление Правительства РФ от 1 июля 2004 N 458 // Собрание законодательства РФ. - 2004. - N 34. - Ст. 3158

Учебники и учебные пособия
3. Экономика предприятия: учеб. пособие / Е. А. Соломенникова, В. В. Гурин, Е. А. Прищепко, И. Б. Дзюбенко, Н. Н. Кулабахова - Киев: НАУ, 2003. - 245 с.

Книги с одним автором 
4. Атаманчук, Г. В. Сущность государственной службы: История, теория, закон, практика / Г. В. Атаманчук. - М.: РАГС, 2003. - 268 с.

Книги одного, двух, трех и более авторов
5. В.С., Семенюк Э.П., Урсул А.Д. Категории современной науки: Становление и развитие – М.: Мысль, 1984.-268с.

Статья из газеты или журнала
6. Егорова П.Д., Минтусов И.Л. Портрет делового человека // проблемы теории и практики управления. – 1992 – №6. – С.3-17.

7. Андрейчук Н.В. Правила оформления титульного листа творческого проекта по технологии для учащихся. - 2015 - №5 - С.4-18

Статья из энциклопедии или словаря
8. Бирюков Б.В. Моделирование // БСЭ – 3е изд. – М., 1974. – Т. 16. – С.393-395

9. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М.: Азбуковник, 2000. - 940 с.

Электронные ресурсы
10. Obuchonok, Inc.(2015). План оформления исследовательской работы. Симферополь, Obuchonok. Web: http://obuchonok.ru/plan




3.9. Приложения творческого проекта

В приложениях выносятся иллюстративные, поясняющие материалы, графики, таблицы, диаграммы, рисунки, чертежи, фотографии и т.п.

Приложения творческой работы помещаются на отдельных листах.
В правом верхнем углу листа пишется – «Приложение 1» и его название. При наличии приложений обязательны ссылки на них в тексте, например: (см. Приложение 1). Номер приложения должен соответствовать порядку ссылки на него в тексте.

В Приложениях творческого проекта размещают: таблицы большого формата;

  • дополнительные расчеты;

  • рисунки и фотографии;

  • схемы и чертежи;

  • иллюстрации составных частей изделия;

  • графики и диаграммы;

Приложения творческого проекта располагают в порядке ссылок на них в тексте документа. Все Приложения д.б. подписаны (фотографии – источник, год, кто или что изображено, автор фотографии), чертежи, выкройки, схемы (что изображено)

Приложения, как правило, выполняют на листах формата А4. Допускается оформлять приложения на листах формата А3; А2; А1 (чертежи, выкройки, схемы).




  1. ЗАЩИТА ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ


Время защиты 5-10 минут.

План защиты проекта (выступление)

  • сообщение темы творческого проекта;

  • анализ источников по теме;

  • рассказать о цели творческого проекта;

  • аргументировать выбор темы;

  • обосновать потребность в изделии;

  • рассказать о поставленных перед собой задачах: конструктивных, технологических, экологических, эстетических, экономических и маркетинговых;

  • дать краткую историческую справку по теме проекта (время возникновения изделия, конструкции изделия в прошлом и в настоящее время, применяемые материалы);

  • рассказать о ходе выполнения проекта: вид и количество материала, использованного в изделии; какие технологичные приемы применялись при изготовлении изделия; конструкторско-технологическое решение поставленных задач; решение проблем, возникших в ходе практической работы);

  • рассказать о экономической целесообразности изготовления изделия (исходя из анализа рыночной цены аналогичного изделия, расчетной себестоимости изделия и реальных денежных затрат);

  • рассказать о решении экологических задач;

  • сделать выводы по теме проекта (достижение поставленной цели, результаты решения поставленных задач, анализ испытания изделия, возможная модернизация изделия, что узнал нового, чему научился);

  • демонстрация изготовленных изделий

На защите творческого проекта после выступления присутствующие могут задавать вопросы, высказывать свое мнение. Вопросы и объяснения должны быть по существу проектной работы.

На защите творческого проекта от учащегося должны быть получены все объяснения по содержанию, оформлению и выполнению работы, даны аргументированные ссылки на источники информации.




  1. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ



Практически все мероприятия в настоящее время проводятся с использованием программы Power Point. Количество презентаций с каждым годом растёт, а вот качество подчас оставляет желать лучшего. Мультимедийная презентация - очень ёмкий и динамичный способ представления той или иной информации. Успешность её применения во многом зависит от нескольких факторов:

  • правильное оформление;

  • научность;

  • образность;

  • целесообразность использования.

Презентация – praesentatio (лат.) – представление, предъявление.

Презентации бывают различных видов, они выполняются в различных компьютерных программах и ориентируются на определенные цели и категории слушателей (зрителей).

В зависимости от того, какую работу вы представляете (исследовательскую, научную или творческую), на какой технике и в какой аудитории, для слушателей какого возраста и категории, кем будет управляться презентация (показ слайдов) – автором или автоматически, нужно и создавать данный компьютерный продукт.

Проектирование презентации – это многошаговая процедура, включающая определение целей, изучение аудитории, формирование структуры и логики подачи материала. Помните – презентация нужна для демонстрации, для дополнения выступления (а не дублирования его). Презентация – дополнительное средство, иллюстрирующее необходимые элементы доклада, сопровождающее выступление автора, а не главный продукт научной работы.

Условно презентации можно разделить на группы:

- официальные (строгие, научные) и деловые презентации;

- учебные (обучающие) презентации;

- официально-эмоциональные презентации;

- эмоциональные (творческие, личные) презентации;

- информационные ролики;

- рекламные ролики;

- иллюстрации - буклеты, электронные открытки, слайд-шоу;

- автоматически управляемые презентации – «минифильмы» и др.

    1. Алгоритм проектирования презентации

Разрабатывая презентацию к докладу, необходимо ответить на ряд вопросов:

1. Какая цель создания презентации?

2. Кому адресована презентация?

3. Какова информативная функция презентации?

4. Что является главным информационным объектом?

5. Имеются ли особые условия и требования к составу презентации или внешнему виду слайдов?

Проектирование презентации включает в себя

  • определение целей;

  • сбор информации об аудитории;

  • определение основной идеи презентации;

  • подбор дополнительной информации;

  • планирование выступления;

  • создание структуры презентации;

  • разработка презентации;

  • оформление презентации;

  • проверка логики подачи материала.

  • подготовка заключения.

    1. Требования к оформлению презентации.

В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.

Основные слайды презентации

  • Титульный лист.

  • Желательно слайд с фотографией автора и контактной информацией (почта, телефон).

  • Содержание с кнопками навигации.

  • Основные пункты презентации.

  • Список источников

  • Завершающий слайд. (Обычно копия слайда №2 с контактной информацией об авторе.)

Требования к оформлению слайдов.

Стиль презентации должен быть деловым, официальным, единым на весь материал (лучше использовать классический белый фон и чёткий строгий черный шрифт, старайтесь избегать ярких и узорных фонов, цветных, пёстрых и бегающих заголовков, разного вида анимации и движущихся картинок – у вас же научный труд)

Для фона выбирайте более холодные тона (синий или зеленый). Пёстрый фон не применять. Для лучшего восприятия старайтесь придерживаться единого формата слайдов (одинаковый тип шрифта, сходная цветовая гамма).

Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации. На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста. Для фона и текста используйте контрастные цвета. Списки использовать только там, где они нужны. Используйте короткие слова и предложения.

При подготовке слайдов в обязательном порядке должны соблюдаться принятые правила орфографии, пунктуации, сокращений и правила оформления текста (отсутствие точки в заголовках и т.д.).

Размер шрифта не должен быть мелким. Самый «мелкий» для презентации - шрифт 22 пт. Желательно использовать шрифты без засечек (их легче читать): Arial, Verdana . Желательно установить единый стиль шрифта для всей презентации. Отказаться от курсива. Больше «воздуха» между строк (полуторный межстрочный интервал).

Шрифты:

· Для заголовков – не менее 24.

· Для информации не менее 18.

· Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния.

· Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.


Расположение информации на странице


Объем информации.

Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.

Размещать много мелкого текста на слайде недопустимо.


Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде

Проще считывать информацию расположенную горизонтально, а не вертикально. Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. Желательно форматировать текст по ширине. Не допускать «рваных» краёв текста. Уровень запоминания информации зависит от её расположения на экране.

33%

28%

16%

23%


  • Предпочтительно горизонтальное расположение информации.

  • Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

  • Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней

В левом верхнем углу слайда располагается самая важная

Размещение изображений (фотографий), их оптимизация


Материалы располагаются на слайдах так, чтобы слева, справа, сверху, снизу от края слайда оставалось свободные поля.

В презентации желательно размещать только оптимизированные (например, уменьшенные с помощью Microsoft Office Picture Manager) изображения. В результате фотографии «весом» в 2 Мб превращается в 50 – 200 Кб. Плохой считается презентация, которая долго загружается из-за изображений имеющих большой размер.

Способы выделения информации

Если хотите привлечь внимание к информации, используйте рисунки, диаграммы, схемы.

При использовании чертежей, схем, диаграмм, технических рисунков, географических или исторических карт и т.д., следует помнить, что аудитория должна быть подготовлена к восприятию подобной графики.

Формулы, модели, пиктограммы, символы, значки, эмблемы, экслибрисы, и т.д. имеют большую смысловую нагрузку. Рекомендуется применять не более 3-5 единиц на презентацию

Следует использовать рамки, границы, заливку, разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки. Для обводки-объединения различных по смыслу элементов надо использовать узнаваемые геометрические фигуры, различные по форме, а также по характеру линий.

Вспомогательные указатели, смысловые акценты, юмористические детали и т.п. применяются для эмоциональной разгрузки зрителей.

Анимация не должна быть навязчивой. Желательно включать не более 2-3 единиц на презентацию, сплошными по цвету и форме, не анимированными. Желательно не использовать побуквенную или аналогичную анимацию текста, а также сопровождение появления текста звуковыми эффектами (из стандартного набора звуков). Не рекомендуется применять эффекты анимации к заголовкам, особенно такие, как «вращение», «спираль» и т.п. Но не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимания от содержания информации на слайде. Музыкальное сопровождение должно быть ненавязчивым.

Таким образом, подводя итог, можно сделать следующие выводы:

  • презентация должна быть представлена в виде схем, графиков, фотографий, рисунков, отражающих суть работы;

  • текстовая информация в презентации, дублирующая текст доклада не допускается.

  • сохранять презентацию лучше как «Демонстрация PowerPoint» расширением pps, тогда в одном файле окажутся все приложения (музыка, ссылки и т.д.)


Эффективность презентации снижается:

  • ярким оформлением слайдов в ущерб содержанию.

  • часто встречающимися образно - графическими решениями.

  • отсутствием логики в выстраивании череды слайдов.

  • отсутствием дидактической составляющей.

  • избыточное применение компьютерных эффектов

В заключение 2 раза проверьте грамотность написания всех фраз в режиме «показ слайда» и 2 раза прорепетируйте выступление под презентацию, управляя ей самостоятельно и с помощью ассистента.





  1. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ



Литература

  1. Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.- C. 36-43.- (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова).

  2. Демин И. С. Применение информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 144-150.

  3. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с 151-157

  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Полат Е. С. и др.Под ред Е. С. Полат. - М.,: Издательский центр "Академия", 1999, - 224 с.

  5. Пахомова Н. Ю. Метод проектов. //Информатика и образование. Международный специальный выпуск журнала: Технологическое образование. 1996.

  6. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001. - 272 с.

  7. Чечель И. Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. - М.: Сентябрь, 1998.


 Интернет-ресурсы по проблемам проектной и исследовательской деятельности

  1. http://schools.keldysh.ru/labmro - Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО

  2. www.vernadsky.dnttm.ru - сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского. Русская и английская версии. Публикуются нормативные документы по конкурсу, рекомендации по участию в нем, детские исследовательские работы. Организована система on-line регистрации рецензентов, каждый посетитель сайта может написать отзыв или рецензию на выбранную работу.

  3. www.issl.dnttm.ru - сайт журнала "Исследовательская работа школьника". Публикуются основные материалы проекта, избранные тексты, информация по подписке.

  4. www.konkurs.dnttm.ru - обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр.