СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по организации научно-исследовательской деятельности обучающихся в аспекте внедрения ФГОС ООО

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по организации научно-исследовательской деятельности в аспектах ФГОС ООО помогут всем учителям-предметникам в организации данного вида работы.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации научно-исследовательской деятельности обучающихся в аспекте внедрения ФГОС ООО»

Методические рекомендации  по организации  научно-исследовательской  деятельности обучающихся   Автор: Белоногова Л.А.

Методические рекомендации по организации научно-исследовательской деятельности обучающихся

Автор: Белоногова Л.А.

Как вы думаете, каковы основные цели современной системы образования? Основные цели современной системы образования    Интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умения работать с информацией .

Как вы думаете, каковы основные цели современной системы образования?

Основные цели современной системы образования Интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умения работать с информацией .

 А почему о сновные цели современной системы образования интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умения работать с информацией.       Современные тенденции образования  Современная система образования должна быть построена на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт, на знание собственных Истоков.

А почему о сновные цели современной системы образования интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умения работать с информацией.

Современные тенденции образования

Современная система образования должна быть построена на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт, на знание собственных Истоков.

  Основами развития общества становятся  не ресурсы, а…

Основами развития общества становятся не ресурсы, а…

   знания . . .

знания . . .

Возросшие потоки информации требуют углубления изучения предметов в любой образовательной области, более раннее самоопределение учащихся, освоение уже в процессе учебы в школе практических профессиональных навыков. Выход из этой ситуации находится в использовании новых образовательных технологий, которые позволили бы сократить объем усваиваемой информации учащимися, но одновременно дали бы навык самообразования. Одним из таких технологических подходов может явиться исследовательская деятельность учащихся , которая может развиваться на базе любого ОУ.

Возросшие потоки информации требуют углубления изучения предметов в любой образовательной области, более раннее самоопределение учащихся, освоение уже в процессе учебы в школе практических профессиональных навыков.

Выход из этой ситуации находится в использовании новых образовательных технологий, которые позволили бы сократить объем усваиваемой информации учащимися, но одновременно дали бы навык самообразования.

Одним из таких технологических подходов может явиться исследовательская деятельность учащихся ,

которая может развиваться на базе любого ОУ.

Что такое государственные образовательные стандарты второго поколения? инструмент реализации целей образования в интересах личности, общества и государства инструмент обеспечения общественного согласия и гражданской консолидации

Что такое государственные образовательные стандарты второго поколения?

  • инструмент реализации целей образования в интересах личности, общества и государства
  • инструмент обеспечения общественного согласия и гражданской консолидации
Особенности нового подхода Стандарт как общественный договор, инструмент обеспечения общественного согласия Ориентиры развития гражданского общества как основа разработки стандарта образования Ответственность семьи , общества и государства за результаты исполнения стандарта образования Системно-деятельностный подход: стандарт как знание в действии

Особенности нового подхода

  • Стандарт как общественный договор, инструмент обеспечения общественного согласия
  • Ориентиры развития гражданского общества как основа разработки стандарта образования
  • Ответственность семьи , общества и государства за результаты исполнения стандарта образования
  • Системно-деятельностный подход: стандарт как знание в действии
Познавательно-исследовательская деятельность учащихся активизирует развивает позволяет работать с дополнительными источниками информации СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Познавательно-исследовательская деятельность учащихся

  • активизирует
  • развивает
  • позволяет работать с дополнительными источниками информации
  • СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
Поисково – исследовательская деятельность – это особый вид самостоятельной деятельности, направленный на поиск информации, на изучение какой-либо проблемы. Научно-исследовательская деятельность – это изучение какой-то научной проблемы (когда ребёнок исследует, отвечает на поставленный вопрос)

Поисково – исследовательская деятельность – это особый вид самостоятельной деятельности, направленный на поиск информации, на изучение какой-либо проблемы.

  • Научно-исследовательская деятельность – это изучение какой-то научной проблемы

(когда ребёнок исследует, отвечает на поставленный вопрос)

Цель научно-исследовательской деятельности в педагогическом смысле – приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности. Задачи научно-исследовательской деятельности:   1. Развитие познавательных интересов учащихся.  2. Развитие навыков исследовательской деятельности.  3. Развитие общеучебных умений, навыков и способов  познавательной деятельности

Цель научно-исследовательской деятельности в педагогическом смысле – приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности.

Задачи научно-исследовательской деятельности: 1. Развитие познавательных интересов учащихся. 2. Развитие навыков исследовательской деятельности. 3. Развитие общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности

Развитие общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности, в числе которых:   * навыки осознанного, беглого чтения текстов различных жанров и стилей, их логико-смыслового анализа;  * составление плана, тезиса, конспекта;  * определение структуры объекта, выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого;  * сравнение, сопоставление, оценивание, классификация объектов по одному или нескольким основаниям, критериям;  * разделение процесса на этапы, выделение характерных причинно-следственных связей;  * логическое обоснование и аргументирование собственных суждений;  * выдвижение гипотезы и понимание необходимости ее проверки на практике;  * умение действовать по алгоритму;  * умение пользоваться различными источниками информации.

Развитие общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности, в числе которых: * навыки осознанного, беглого чтения текстов различных жанров и стилей, их логико-смыслового анализа; * составление плана, тезиса, конспекта; * определение структуры объекта, выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; * сравнение, сопоставление, оценивание, классификация объектов по одному или нескольким основаниям, критериям; * разделение процесса на этапы, выделение характерных причинно-следственных связей; * логическое обоснование и аргументирование собственных суждений; * выдвижение гипотезы и понимание необходимости ее проверки на практике; * умение действовать по алгоритму; * умение пользоваться различными источниками информации.

В результате выполнения исследовательской работы учащийся должен показать наличие умений вести исследовательскую деятельность.    С этой целью необходимо:  * научиться пользоваться библиографическими указателями по теме;  * изучить определенный спектр литературы по теме и зафиксировать необходимую информацию;  * грамотно изложить состояние изучаемого вопроса в современной литературе на основе ее анализа;  * обработать полученный материал, проанализировать, систематизировать, интерпретировать его;  * сделать самостоятельные выводы.

В результате выполнения исследовательской работы учащийся должен показать наличие умений вести исследовательскую деятельность. С этой целью необходимо: * научиться пользоваться библиографическими указателями по теме; * изучить определенный спектр литературы по теме и зафиксировать необходимую информацию; * грамотно изложить состояние изучаемого вопроса в современной литературе на основе ее анализа; * обработать полученный материал, проанализировать, систематизировать, интерпретировать его; * сделать самостоятельные выводы.

Исследование – это научное изучение (познание окружающего мира) через работу с источниками, через познание окружающей среды. Деятельность – Я знаю Я ценю Я делаю (знания)

Исследование – это научное изучение (познание окружающего мира) через работу с источниками, через познание окружающей среды.

  • Деятельность –
  • Я знаю
  • Я ценю
  • Я делаю

(знания)

Занятие познавательно- исследовательской деятельностью должны вызывать у обучающегося интерес! Интерес – Мотивация – побуждение, вызывающее активность и направленность деятельности

Занятие познавательно- исследовательской деятельностью должны вызывать у обучающегося интерес!

  • Интерес –
  • Мотивация – побуждение, вызывающее активность и направленность деятельности
ОБУЧЕНИЕ ВОСПИТАНИЕ ПОЛЕ ЗНАНИЙ ДЛЯ УЧЕНИКА, ДЛЯ ЖИЗНИ Развитие личности средствами познавательно-исследовательской деятельности ПОЗНАНИЕ ЗНАНИЯ РЕЗУЛЬТАТ
  • ОБУЧЕНИЕ
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ПОЛЕ ЗНАНИЙ ДЛЯ УЧЕНИКА, ДЛЯ ЖИЗНИ
  • Развитие личности средствами познавательно-исследовательской деятельности

ПОЗНАНИЕ

ЗНАНИЯ

РЕЗУЛЬТАТ

 Сравнение традиционного и исследовательского подходов к обучению           Традиционное обучение Исследовательское обучение 1. Учитель излагает основные представления и понятия, заложенные в содержании учебного предмета и отраженные в изучаемой теме. 1. Учащийся самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их в готовом виде от учителя. 2. Учащиеся узнают жизненно важные идеи и понятия благодаря их прямому изложению учителем. 2. При изучении предметов надо создавать такие ситуации, которые представляют учащимся возможность знакомиться с представлениями, понятиями и в то же время требуют от них самостоятельно устанавливать, обнаруживать эти понятия на предлагаемых примерах. 3. Предметы преподаются как целостный и законченный свод авторитетной и непротиворечивой информации, не подлежащей сомнению. 3. Знакомство с представлениями должно включать альтернативные точки зрения, недостатки имеющихся объяснений, сомнения в достоверности выводов.

Сравнение традиционного и исследовательского подходов к обучению

Традиционное обучение

Исследовательское обучение

1. Учитель излагает основные представления и понятия, заложенные в содержании учебного предмета и отраженные в изучаемой теме.

1. Учащийся самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их в готовом виде от учителя.

2. Учащиеся узнают жизненно важные идеи и понятия благодаря их прямому изложению учителем.

2. При изучении предметов надо создавать такие ситуации, которые представляют учащимся возможность знакомиться с представлениями, понятиями и в то же время требуют от них самостоятельно устанавливать, обнаруживать эти понятия на предлагаемых примерах.

3. Предметы преподаются как целостный и законченный свод авторитетной и непротиворечивой информации, не подлежащей сомнению.

3. Знакомство с представлениями должно включать альтернативные точки зрения, недостатки имеющихся объяснений, сомнения в достоверности выводов.

        Традиционное обучение Исследовательское обучение 4. Учебное познание строится на чёткой логической основе, оптимальной для изложения и усвоения. 4. Учащимся принадлежит ведущая роль в принятии решений о выборе способа работы с изучаемым материалом. 5. Основная цель лабораторных работ – формирование практических манипулятивных навыков, а также способности следовать указаниям, направленным на достижение запланированных результатов. 5. Материалы лабораторных работ побуждают учащихся выдвигать идеи, которые они изучают в классе. 6. Изучение материала в ходе лабораторных работ следует установленным указаниям и определяется методикой, направленной на иллюстрацию изученных в классе понятий и представлений. 6. Учащиеся сталкиваются с новыми явлениями, представлениями, идеями в лабораторных опытах, прежде, чем они будут изложены и изучены на уроке.

Традиционное обучение

Исследовательское обучение

4. Учебное познание строится на чёткой логической основе, оптимальной для изложения и усвоения.

4. Учащимся принадлежит ведущая роль в принятии решений о выборе способа работы с изучаемым материалом.

5. Основная цель лабораторных работ – формирование практических манипулятивных навыков, а также способности следовать указаниям, направленным на достижение запланированных результатов.

5. Материалы лабораторных работ побуждают учащихся выдвигать идеи, которые они изучают в классе.

6. Изучение материала в ходе лабораторных работ следует установленным указаниям и определяется методикой, направленной на иллюстрацию изученных в классе понятий и представлений.

6. Учащиеся сталкиваются с новыми явлениями, представлениями, идеями в лабораторных опытах, прежде, чем они будут изложены и изучены на уроке.

  Требования к организации исследовательской деятельности в школе         1. Общие требования к исследовательской деятельности 1.1. Необходимо, чтобы у учащегося возникло чувство неудовлетворенности имеющимися представлениями. Он должен прийти к ощущению их ограниченности. 1.2. Новые представления (понятия) должны быть такими, чтобы учащиеся ясно представляли их содержание и допускали сосуществование с имеющимися представлениями о мире. 1.3. Новые идеи должны быть явно полезнее «старых». Новые представления будут восприняты как более плодотворные, если они помогают решить нерешенную проблему, ведут к новым идеям, обладают более широкими возможностями для объяснения или предсказания.

Требования к организации исследовательской деятельности в школе

1. Общие требования к исследовательской деятельности

1.1. Необходимо, чтобы у учащегося возникло чувство неудовлетворенности имеющимися представлениями. Он должен прийти к ощущению их ограниченности.

1.2. Новые представления (понятия) должны быть такими, чтобы учащиеся ясно представляли их содержание и допускали сосуществование с имеющимися представлениями о мире.

1.3. Новые идеи должны быть явно полезнее «старых». Новые представления будут восприняты как более плодотворные, если они помогают решить нерешенную проблему, ведут к новым идеям, обладают более широкими возможностями для объяснения или предсказания.

      2. Требования к процессу исследования 2.1. Побуждать учащихся формулировать имеющиеся у них идеи и представления, высказывать их в явном виде. 2.2. Сталкивать учащихся с явлениями, которые входят в противоречие с существующими представлениями. 2.3. Побуждать к выдвижению предположений, догадок, альтернативных объяснений. 2.4. Давать учащимся возможность исследовать свои предположения в свободной и ненапряженной обстановке, особенно путем обсуждений в малых группах. 2.5. Предоставлять ученикам возможность применять новые представления к широкому кругу явлений, ситуаций так чтобы они могли оценить их прикладное значение.

2. Требования к процессу исследования

2.1. Побуждать учащихся формулировать имеющиеся у них идеи и представления, высказывать их в явном виде.

2.2. Сталкивать учащихся с явлениями, которые входят в противоречие с существующими представлениями.

2.3. Побуждать к выдвижению предположений, догадок, альтернативных объяснений.

2.4. Давать учащимся возможность исследовать свои предположения в свободной и ненапряженной обстановке, особенно путем обсуждений в малых группах.

2.5. Предоставлять ученикам возможность применять новые представления к широкому кругу явлений, ситуаций так чтобы они могли оценить их прикладное значение.

3. Требования к учителю, реализующему исследовательский подход к обучению Учитель, руководящий исследовательской деятельностью учащихся, должен: 3.1. Тонко чувствовать проблемность ситуаций, с которыми сталкиваются учащиеся, и уметь ставить перед учеником (группой учащихся) реальные задачи в понятной для учеников форме. 3.2. Выполнять функцию координатора исследовательской деятельности и партнера учеников, избегать директивных приемов. 3.3. Стараться увлечь учащихся проблемой и процессом ее глубокого исследования, стимулировать творческое мышление при помощи поставленных вопросов. 3.4. Проявлять терпимость к ошибкам учеников, предлагать свою помощь или адресовать к нужным источникам информации.

3. Требования к учителю, реализующему исследовательский подход к обучению

Учитель, руководящий исследовательской деятельностью учащихся, должен:

3.1. Тонко чувствовать проблемность ситуаций, с которыми сталкиваются учащиеся, и уметь ставить перед учеником (группой учащихся) реальные задачи в понятной для учеников форме.

3.2. Выполнять функцию координатора исследовательской деятельности и партнера учеников, избегать директивных приемов.

3.3. Стараться увлечь учащихся проблемой и процессом ее глубокого исследования, стимулировать творческое мышление при помощи поставленных вопросов.

3.4. Проявлять терпимость к ошибкам учеников, предлагать свою помощь или адресовать к нужным источникам информации.

      3. Требования к учителю, реализующему исследовательский подход к обучению 3.5. Организовывать мероприятия, способствующие сбору учениками данных, консультации их со специалистами по исследуемой проблематике. 3.6. Предоставлять возможность для регулярных отчетов учащихся, рабочих групп; обмена мнениями в ходе обсуждений. Поощрять критическое мышление учащихся. 3.7. Заканчивать процесс исследовательской деятельности до появления признаков потери интереса ребят к проблеме. 3.8. Способствовать продолжению учащимися научно-исследовательской деятельности.

3. Требования к учителю, реализующему исследовательский подход к обучению

3.5. Организовывать мероприятия, способствующие сбору учениками данных, консультации их со специалистами по исследуемой проблематике.

3.6. Предоставлять возможность для регулярных отчетов учащихся, рабочих групп; обмена мнениями в ходе обсуждений. Поощрять критическое мышление учащихся.

3.7. Заканчивать процесс исследовательской деятельности до появления признаков потери интереса ребят к проблеме.

3.8. Способствовать продолжению учащимися научно-исследовательской деятельности.

      4. Критерии выбора учебных проблем 1. Проблема соответствует познавательным потребностям ученика или группы учащихся. 2. Ученики принимают участие в отборе учебных проблем и в разработке плана действий и способов их решения. 3. Наличие необходимых ресурсов для решения проблемы. 4. Выбранная проблема допускает выбор способов решения, активизируя тем самым механизмы принятия решения. 5. Учет предшествующей подготовки и опыта школьников. 6. Выбранная проблема является достаточно обычной и повторяющейся, чтобы оправдать усилия группы учащихся. 7. Учебная проблема должна быть достаточно серьезной и значимой, чтобы гарантировать заинтересованность всего класса. 8. Проблема отвечает возрастным особенностям учащихся и может быть ими решена (этот критерий особенно важен при формулировке проблемы и отборе материалов для ее решения).

4. Критерии выбора учебных проблем

1. Проблема соответствует познавательным потребностям ученика или группы учащихся.

2. Ученики принимают участие в отборе учебных проблем и в разработке плана действий и способов их решения.

3. Наличие необходимых ресурсов для решения проблемы.

4. Выбранная проблема допускает выбор способов решения, активизируя тем самым механизмы принятия решения.

5. Учет предшествующей подготовки и опыта школьников.

6. Выбранная проблема является достаточно обычной и повторяющейся, чтобы оправдать усилия группы учащихся.

7. Учебная проблема должна быть достаточно серьезной и значимой, чтобы гарантировать заинтересованность всего класса.

8. Проблема отвечает возрастным особенностям учащихся и может быть ими решена (этот критерий особенно важен при формулировке проблемы и отборе материалов для ее решения).

      Понимание сущности понятия проблема              Желае-мое проблема Действи-тельное

Понимание сущности понятия проблема

  • Желае-мое
  • проблема
  • Действи-тельное
Структура и оформление исследовательских работ учащихся 1. Структура исследовательской работы Структура исследовательской работы (в отличие, например, от литературного произведения) стандартна. В исследовательской работе должна быть сформулирована цель исследования . Обычно она заключается в изучении определенных явлений, например, истории гражданской войны села Берёзовка. В исследовании важно выделить гипотезу - предположение, которое в процессе работы либо подтверждается, либо опровергается. Оно должно быть обоснованным, то есть подкрепляться научными данными и логическими соображениями. К примеру, гипотезой может стать предположение о зависимости рельефа местности и боевых действий на определённой территории.

Структура и оформление

исследовательских работ учащихся

1. Структура исследовательской работы

Структура исследовательской работы (в отличие, например, от литературного произведения) стандартна. В исследовательской работе должна быть сформулирована цель исследования . Обычно она заключается в изучении определенных явлений, например, истории гражданской войны села Берёзовка.

В исследовании важно выделить гипотезу - предположение, которое в процессе работы либо подтверждается, либо опровергается. Оно должно быть обоснованным, то есть подкрепляться научными данными и логическими соображениями. К примеру, гипотезой может стать предположение о зависимости рельефа местности и боевых действий на определённой территории.

После определения цели и гипотезы формулируются задачи исследования , посредством решения которых его цель может быть достигнута. Как правило, цель исследовательской работы бывает одна, в то время как задач - несколько. Решение задачи позволяет пройти определенный этап исследования. Формулировка задач тесно связана со структурой исследования, причем отдельные задачи могут быть поставлены как для теоретической (обзор литературы по проблеме), так и для экспериментальной части исследования. Задачи определяют содержание исследования и структуру текста работы. Первое представляет собой все то, что делалось при проведении исследования. В исследовании необходимо дать краткую характеристику того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении оно ранее изучалось. Такая характеристика дается в обзоре литературы по проблеме , который делается на основе анализа нескольких работ.

После определения цели и гипотезы формулируются задачи исследования , посредством решения которых его цель может быть достигнута. Как правило, цель исследовательской работы бывает одна, в то время как задач - несколько. Решение задачи позволяет пройти определенный этап исследования. Формулировка задач тесно связана со структурой исследования, причем отдельные задачи могут быть поставлены как для теоретической (обзор литературы по проблеме), так и для экспериментальной части исследования. Задачи определяют содержание исследования и структуру текста работы. Первое представляет собой все то, что делалось при проведении исследования.

В исследовании необходимо дать краткую характеристику того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении оно ранее изучалось. Такая характеристика дается в обзоре литературы по проблеме , который делается на основе анализа нескольких работ.

      Описание того, что и как делал автор исследования для доказательства справедливости выдвинутой гипотезы, представляет собой методику исследования . Она также должна быть описана в тексте работы. Далее представляются собственные данные, полученные в результате исследовательской деятельности. Полученные данные необходимо сопоставить друг с другом и данными из источников, содержащимися в обзоре литературы по проблеме. После этого следует сформулировать закономерности, обнаруженные в процессе исследования. Чтобы не перегружать основную часть работы, самый интересный первичный материал может выноситься в приложения. Наиболее выигрышной формой представления данных является графическая, которая максимально облегчает читателю восприятие текста.

Описание того, что и как делал автор исследования для доказательства справедливости выдвинутой гипотезы, представляет собой методику исследования . Она также должна быть описана в тексте работы.

Далее представляются собственные данные, полученные в результате исследовательской деятельности. Полученные данные необходимо сопоставить друг с другом и данными из источников, содержащимися в обзоре литературы по проблеме. После этого следует сформулировать закономерности, обнаруженные в процессе исследования.

Чтобы не перегружать основную часть работы, самый интересный первичный материал может выноситься в приложения. Наиболее выигрышной формой представления данных является графическая, которая максимально облегчает читателю восприятие текста.

Завершается работа выводами, в которых тезисами, по порядку выполнения задач, излагаются результаты исследования. Выводы - это в своем роде краткие ответы на вопрос - как решены поставленные исследовательские задачи. Совокупность выводов является доказательством полноты достижения цели. Цель может быть достигнута даже в том случае, если первичная гипотеза оказывается несостоятельной. Нужно хорошо понимать различие текста работы и доклада по ней. Главная задача докладчика - точно сформулировать и эмоционально изложить саму суть исследования, лаконично проиллюстрировав ее небольшим количеством ярко, образно оформленного, удобного для восприятия иллюстративного материала. В ходе доклада недопустимо зачитывание работы, перегрузка его «лишними» данными. Для освещения сути исследования 10 минут вполне достаточно. Все остальное, если у аудитории возник интерес, излагается в ответах на вопросы.

Завершается работа выводами, в которых тезисами, по порядку выполнения задач, излагаются результаты исследования. Выводы - это в своем роде краткие ответы на вопрос - как решены поставленные исследовательские задачи. Совокупность выводов является доказательством полноты достижения цели. Цель может быть достигнута даже в том случае, если первичная гипотеза оказывается несостоятельной.

Нужно хорошо понимать различие текста работы и доклада по ней. Главная задача докладчика - точно сформулировать и эмоционально изложить саму суть исследования, лаконично проиллюстрировав ее небольшим количеством ярко, образно оформленного, удобного для восприятия иллюстративного материала. В ходе доклада недопустимо зачитывание работы, перегрузка его «лишними» данными. Для освещения сути исследования 10 минут вполне достаточно. Все остальное, если у аудитории возник интерес, излагается в ответах на вопросы.

Реферат (подготовка, оформление и процедура защиты) Реферат (от лат. referre - докладывать, сообщать) –  краткое устное сообщение или письменное изложение научной работы, содержания прочитанной книги и т.п.;  доклад на какую-либо тему, основанный на обзоре литературных и других источников. Работа над рефератом предполагает предварительный выбор учеником интересующей его темы с учетом рекомендаций учителя-предметника, последующее глубокое изучение избранной проблемы и изложение выводов о ее состоянии. При этом надо заметить, что такая форма внеурочной деятельности учащихся не должна носить массовый характер - не каждый ученик способен самостоятельно определиться в выборе темы и постановке проблемы, грамотно выстроить работу над рефератом.

Реферат (подготовка, оформление и процедура защиты)

Реферат (от лат. referre - докладывать, сообщать) –

  • краткое устное сообщение или письменное изложение научной работы, содержания прочитанной книги и т.п.;
  • доклад на какую-либо тему, основанный на обзоре литературных и других источников.

Работа над рефератом предполагает предварительный выбор учеником интересующей его темы с учетом рекомендаций учителя-предметника, последующее глубокое изучение избранной проблемы и изложение выводов о ее состоянии. При этом надо заметить, что такая форма внеурочной деятельности учащихся не должна носить массовый характер - не каждый ученик способен самостоятельно определиться в выборе темы и постановке проблемы, грамотно выстроить работу над рефератом.

Сроки написания реферата. Работа над рефератом требует не менее месяца. Надо учесть, что после того как учитель ознакомится с черновым вариантом реферата, понадобится время для корректирования и редактирования текста. Поэтому не позднее, чем за неделю до защиты реферат сдается на рецензию учителю-предметнику, руководившему работой над ним.

Сроки написания реферата.

Работа над рефератом требует не менее месяца. Надо учесть, что после того как учитель ознакомится с черновым вариантом реферата, понадобится время для корректирования и редактирования текста. Поэтому не позднее, чем за неделю до защиты реферат сдается на рецензию учителю-предметнику, руководившему работой над ним.

Структура реферата. • Реферат должен содержать развернутый план, из которого видны его структура и основное содержание: введение, основная часть (разбивается по усмотрению ученика на главы, разделы, параграфы, подпараграфы и т.д.), заключение, список литературных источников (должен оформляться в соответствии с ГОС НРК, который приводится ниже). Реферат также может включать в себя приложения. • Во введении работы описывается актуальность проблемы, определяются цели и задачи реферата («Структура исследовательской работы»). Объем введения - 1-2 страницы. В заключении формулируются выводы, к которым пришел автор реферата, обозначаются возможные перспективы изучения проблемы. Объем заключения - 1-3 страницы.

Структура реферата.

Реферат должен содержать развернутый план, из которого видны его структура и основное содержание: введение, основная часть (разбивается по усмотрению ученика на главы, разделы, параграфы, подпараграфы и т.д.), заключение, список литературных источников (должен оформляться в соответствии с ГОС НРК, который приводится ниже). Реферат также может включать в себя приложения.

Во введении работы описывается актуальность проблемы, определяются цели и задачи реферата («Структура исследовательской работы»). Объем введения - 1-2 страницы. В заключении формулируются выводы, к которым пришел автор реферата, обозначаются возможные перспективы изучения проблемы. Объем заключения - 1-3 страницы.

• Каждая часть реферата завершается логическим выводом, подведением итога, собственной оценкой материала. Текст должен содержать правильно выполненные цитирования и ссылки (см. ниже). • Список использованных источников должен оформляться в соответствии с ГОСТом и может содержать не только названия книг, журналов, газет, но и любые другие источники информации (например, сведения из сети «Internet», информацию из теле- и радиопередач, а также частные сообщения каких-либо специалистов, высказанные в личных беседах их с автором реферата). Во время защиты не должно быть пересказа текста  реферата,  тем более его чтение. В докладе ученик обозначает актуальность выбранной темы, цель реферата, его задачи и полученные выводы. Желательно, чтобы он объяснил причины выбора именно этой темы.

Каждая часть реферата завершается логическим выводом, подведением итога, собственной оценкой материала. Текст должен содержать правильно выполненные цитирования и ссылки (см. ниже).

Список использованных источников должен оформляться в соответствии с ГОСТом и может содержать не только названия книг, журналов, газет, но и любые другие источники информации (например, сведения из сети «Internet», информацию из теле- и радиопередач, а также частные сообщения каких-либо специалистов, высказанные в личных беседах их с автором реферата).

Во время защиты не должно быть пересказа текста реферата, тем более его чтение. В докладе ученик обозначает актуальность выбранной темы, цель реферата, его задачи и полученные выводы. Желательно, чтобы он объяснил причины выбора именно этой темы.

Оценка реферата. При выставлении оценки за реферат необходимо, как нам кажется, учитывать следующие компоненты: - содержательную часть (актуальность темы, глубина постановки проблемы, структура работы и т.п.); - оформление (соответствие стандарту, наличие и эстетика иллюстративного материала и т.п.); - представление на процедуре защиты (как держится докладчик, насколько свободно ориентируется в тексте реферата, как реагирует на вопросы и т.п.).

Оценка реферата.

При выставлении оценки за реферат необходимо, как нам кажется, учитывать следующие компоненты:

- содержательную часть (актуальность темы, глубина постановки проблемы, структура работы и т.п.);

- оформление (соответствие стандарту, наличие и эстетика иллюстративного материала и т.п.);

- представление на процедуре защиты (как держится докладчик, насколько свободно ориентируется в тексте реферата, как реагирует на вопросы и т.п.).

Общие требования и правила оформления текстов (исследовательские работы, рефераты и т.п.) Объем реферата колеблется от 20 до 25 страниц печатного текста (без приложений), доклада - 1-5 страниц (в зависимости от номера класса и степени готовности ученика к такого рода деятельности). Для текста, выполненного на компьютере, - размер шрифта 14, Times New Roman, обычный; интервал между строк - 1,5; размер полей: левого - 30 мм, правого - 10 мм,  верхнего - 20 мм, нижнего - 20 мм (при изменении размеров полей необходимо учитывать, что правое и левое, а также верхнее и нижнее поля должны составлять в сумме 40 мм). При правильно выбранных параметрах на странице должно умещаться в среднем 30 строк, а в строке - в среднем 60 печатных знаков, включая знаки препинания и пробелы между словами.

Общие требования и правила оформления текстов (исследовательские работы, рефераты и т.п.)

Объем реферата колеблется от 20 до 25 страниц печатного текста (без приложений), доклада - 1-5 страниц (в зависимости от номера класса и степени готовности ученика к такого рода деятельности).

Для текста, выполненного на компьютере, - размер шрифта 14, Times New Roman, обычный; интервал между строк - 1,5; размер полей: левого - 30 мм, правого - 10 мм,

верхнего - 20 мм, нижнего - 20 мм (при изменении размеров полей необходимо учитывать, что правое и левое, а также верхнее и нижнее поля должны составлять в сумме 40 мм). При правильно выбранных параметрах на странице должно умещаться в среднем 30 строк, а в строке - в среднем 60 печатных знаков, включая знаки препинания и пробелы между словами.

Текст печатается на одной стороне страницы; сноски и примечания печатаются на той же странице, к которой они относятся (через 1 интервал, более мелким шрифтом, чем текст). Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа; цифру номера страницы ставят вверху по центру страницы; на титульном листе номер страницы не ставится. Каждый новый раздел (введение, главы, параграфы, заключение, список источников, приложения) начинается с новой страницы. Расстояние между названием раздела (заголовками главы или параграфа) и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Заголовок располагается посередине строки, точку в конце заголовка не ставят.

Текст печатается на одной стороне страницы; сноски и примечания печатаются на той же странице, к которой они относятся (через 1 интервал, более мелким шрифтом, чем текст).

Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа; цифру номера страницы ставят вверху по центру страницы; на титульном листе номер страницы не ставится.

Каждый новый раздел (введение, главы, параграфы, заключение, список источников, приложения)

начинается с новой страницы.

Расстояние между названием раздела (заголовками главы или параграфа) и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Заголовок располагается посередине строки, точку в конце заголовка не ставят.

Титульный лист  является первой страницей рукописи и заполняется по определенным правилам. В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения. В среднем поле указывается название темы реферата без слова «тема». Это название пишется без кавычек. Название реферата должно отражать проблему, заявленную в нем, и соответствовать основному содержанию работы. При формулировке темы следует придерживаться правила: чем уже тема, тем больше слов содержится в заголовке. Одно-два слова свидетельствуют о расплывчатости, отсутствии конкретности в содержании, о том, что работа «обо всем и ни о чем». Еще ниже, ближе к правому краю титульного листа, указывается фамилия, имя, отчество ученика, класс. Еще ниже - фамилия, имя, отчество и должность руководителя и, если таковые были, консультантов. В нижнем поле указывается село (посёлок, город) и год выполнения работы (без слова «год»).

Титульный лист является первой страницей рукописи и заполняется по определенным правилам.

В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения.

В среднем поле указывается название темы реферата без слова «тема». Это название пишется без кавычек. Название реферата должно отражать проблему, заявленную в нем, и соответствовать основному содержанию работы. При формулировке темы следует придерживаться правила: чем уже тема, тем больше слов содержится в заголовке. Одно-два слова свидетельствуют о расплывчатости, отсутствии конкретности в содержании, о том, что работа «обо всем и ни о чем».

Еще ниже, ближе к правому краю титульного листа, указывается фамилия, имя, отчество ученика, класс. Еще ниже - фамилия, имя, отчество и должность руководителя и, если таковые были, консультантов.

В нижнем поле указывается село (посёлок, город) и год выполнения работы (без слова «год»).

После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Далее следует введение, основной текст (согласно делению на разделы и с краткими выводами в конце каждого раздела) и заключение. Основной текст может сопровождаться иллюстративным материалом (рисунки, фотографии, диаграммы, схемы, таблицы). Если в основной части содержатся цитаты или ссылки на высказывания, необходимо указать номер источника по списку и страницу в квадратных скобках в конце цитаты или ссылки. Например: Древняя мудрость гласит: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне действовать самому - и я научусь» [3, с. 65]. После заключения принято помещать список  источников

После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте.

Далее следует введение, основной текст (согласно делению на разделы и с краткими выводами в конце каждого раздела) и заключение. Основной текст может сопровождаться иллюстративным материалом (рисунки, фотографии, диаграммы, схемы, таблицы). Если в основной части содержатся цитаты или ссылки на высказывания, необходимо указать номер источника по списку и страницу в квадратных скобках в конце цитаты или ссылки.

Например:

Древняя мудрость гласит: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне действовать самому - и я научусь» [3, с. 65].

После заключения принято помещать список источников

Пример списка источников: 1. Акимов Н.В. История Древнего мира. М.: Арио, 1985, 80 с. 2. Борисова А.Б. Гелиоцентрическая система мира. СПб.: Фобос, 1999, 125 с. 3. Геоцентрическая система мира./Сост. И.Т.Меркурьев. М.: Деймос, 1987, 100 с. 4. Программа «Цивилизация». Канал ОРТ, 15 января 2001 г.

Пример списка источников:

1. Акимов Н.В. История Древнего мира. М.: Арио, 1985, 80 с.

2. Борисова А.Б. Гелиоцентрическая система мира. СПб.: Фобос, 1999, 125 с.

3. Геоцентрическая система мира./Сост. И.Т.Меркурьев. М.: Деймос, 1987, 100 с.

4. Программа «Цивилизация». Канал ОРТ, 15 января 2001 г.

      МЕТОД ПРОЕКТОВ - совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной ПРОБЛЕМЫ, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного ПРОДУКТА. Проект - замысел, план; разработанный план сооружения, механизма; предварительный текст какого- либо документа  (словарь иностранных слов) .

МЕТОД ПРОЕКТОВ

- совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной ПРОБЛЕМЫ, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного ПРОДУКТА.

Проект - замысел, план; разработанный план сооружения, механизма; предварительный текст какого- либо документа (словарь иностранных слов) .

ДЛЯ ЧЕГО НАМ НУЖЕН МЕТОД ПРОЕКТОВ? Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению. Размышлять , опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы . Принимать самостоятельные аргументированные решения . Научить работать в команде , выполняя  разные социальные роли.

ДЛЯ ЧЕГО НАМ НУЖЕН МЕТОД ПРОЕКТОВ?

  • Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению.
  • Размышлять , опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы .
  • Принимать самостоятельные аргументированные решения .
  • Научить работать в команде , выполняя

разные социальные роли.

СУЩНОСТЬ МЕТОДА ПРОЕКТОВ Проблемная ситуация ПРОБЛЕМА Поиск способов решения (выдвижение гипотез) Исследовательская, поисковая пр. деятельность Оформление результатов Защита проекта Прогнозирование новых проблем

СУЩНОСТЬ МЕТОДА ПРОЕКТОВ

Проблемная ситуация

ПРОБЛЕМА

Поиск способов решения

(выдвижение гипотез)

Исследовательская,

поисковая пр. деятельность

Оформление результатов

Защита проекта

Прогнозирование новых проблем

ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕТОДА ПРОЕКТОВ С ТЕХНОЛОГИЯМИ КОМПЕТЕНТНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Метод проектов Ролевые игры Обучение в сотрудничестве Дискуссии Портфель ученика Мозговая атака Тренинги Диалоговые формы общения

ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕТОДА ПРОЕКТОВ С ТЕХНОЛОГИЯМИ КОМПЕТЕНТНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Метод проектов

Ролевые игры

Обучение в сотрудничестве

Дискуссии

Портфель ученика

Мозговая атака

Тренинги

Диалоговые формы общения

      Виды проектов в школе. Монопредметный проект - проект в рамках одного учебного предмета (учебной дисциплины), вполне укладывается в классно-урочную систему. Межпредметный проект - проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам. Чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности. Надпредметный проект - внепредметный проект, выполняется на стыках областей знаний, выходит за рамки школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования.

Виды проектов в школе.

  • Монопредметный проект - проект в рамках одного учебного предмета (учебной дисциплины), вполне укладывается в классно-урочную систему.
  • Межпредметный проект - проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам. Чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности.
  • Надпредметный проект - внепредметный проект, выполняется на стыках областей знаний, выходит за рамки школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования.

Видовая типология проектов По количеству участников проекта :  - индивидуальные,  - п арные,  - групповые . По продолжительности проекта:  - краткосрочные,  - долгосрочные .

Видовая типология проектов

  • По количеству участников проекта :

- индивидуальные,

- п арные,

- групповые .

  • По продолжительности проекта:

- краткосрочные,

- долгосрочные .

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА 1.Представление проблемной ситуации: вербально; с помощью видеоряда; с помощью мультимедийных средств. 2 . Мозговая атака. 3. Обсуждение. 4. Выдвижение гипотез. 5. Определение типа проекта. 6. Организация малых групп сотрудничества, распределение ролей. 7. Обсуждение в группах стратегии исследования, источников информации, способов оформления результатов . 8. Самостоятельная исследовательская, поисковая работа учащихся в соответствии со своим заданием. 9. Промежуточные обсуждения, дискуссии, сбор и обработка данных (на уроках, в научном обществе, в творческих мастерских, в медиатеке). 10. Оформление результатов проектной деятельности. 11. Защита проекта, оппонирование, дискуссия. 12. Выдвижение, прогнозирование новых проблем, вытекающих из полученных результатов. 13. Самооценка, внешняя оценка. Другие

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА

1.Представление проблемной ситуации:

  • вербально;
  • с помощью видеоряда;
  • с помощью мультимедийных средств.

2 . Мозговая атака.

3. Обсуждение.

4. Выдвижение гипотез.

5. Определение типа проекта.

6. Организация малых групп сотрудничества, распределение ролей.

7. Обсуждение в группах стратегии исследования, источников информации, способов оформления результатов .

8. Самостоятельная исследовательская, поисковая работа учащихся в соответствии со своим заданием.

9. Промежуточные обсуждения, дискуссии, сбор и обработка данных (на уроках, в научном обществе, в творческих мастерских, в медиатеке).

10. Оформление результатов проектной деятельности.

11. Защита проекта, оппонирование, дискуссия.

12. Выдвижение, прогнозирование новых проблем, вытекающих из полученных результатов.

13. Самооценка, внешняя оценка.

Другие

  Последовательность работы над проектом       Стадия работы над проектом Содержание работы 1. Подготовка 2.Планирова-ние Деятельность учащихся Определение темы и целей проекта, его исходное положение. Подбор рабочей группы 1. Определение источников необходимой информации. 2. Определение способа сбора и анализа информации. 3. Определение способа представления результатов (форма проекта). 4. Установление процедур и критериев оценки результатов проекта; 5. Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы Деятельность учителя Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Определяют цели проекта Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников Формируют задачи проекта, вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся

Последовательность работы над проектом

Стадия работы над проектом

Содержание

работы

1. Подготовка

2.Планирова-ние

Деятельность

учащихся

Определение темы и целей проекта, его исходное положение. Подбор рабочей группы

1. Определение источников необходимой информации.

2. Определение способа сбора и анализа информации.

3. Определение способа представления результатов (форма проекта).

4. Установление процедур и критериев оценки результатов проекта;

5. Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы

Деятельность

учителя

Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Определяют цели проекта

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников

Формируют задачи проекта, вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности

Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся

3. Исследование

1. Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты).

2. Выявление и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.

3. Выбор варианта хода проекта.

4. Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта

4. Выводы

Анализ информации. Формулирование выводов

5. Представление проекта и оценка его результатов

Поэтапно выполняют задачи проекта

Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет). Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся

Выполняют исследования и работают над проектом, анализируя информацию

Наблюдает, советует (по просьбе учащихся)

Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли участника. Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта

КРИТЕРИИ ВНЕШНЕЙ ОЦЕНКИ ПРОЕКТА З начимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике; корректность используемых методов исследования и методов обработки  получаемых результатов; активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями; коллективный характер принимаемых решений; характер общения и взаимопомощи    участников проекта; необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей; доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы; эстетика оформления результатов  проекта; умение отвечать на вопросы оппонентов.

КРИТЕРИИ ВНЕШНЕЙ ОЦЕНКИ ПРОЕКТА

  • З начимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;
  • корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;
  • активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
  • коллективный характер принимаемых решений;
  • характер общения и взаимопомощи участников проекта;
  • необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;
  • доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
  • эстетика оформления результатов проекта;
  • умение отвечать на вопросы оппонентов.

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К УЧАЩИМСЯ ПРИ РАБОТЕ НАД ПРОЕКТОМ

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К УЧАЩИМСЯ ПРИ РАБОТЕ НАД ПРОЕКТОМ

  Индивидуальная карта учащегося, защищающего проект       Этапы Защита Критерии оценки Самооценка Представление (из 15 баллов) Педагог Ответы на вопросы (из 15 баллов) Процесс проектирования Коллеги по команде  (классу) Интеллектуальная активность (из 10 баллов) Творчество (из 10 баллов) Практическая деятельность  (из 10 баллов) Умение работать в команде (из 10 баллов) Итог Достигнутый результат  (из 15 баллов) Оформление (из 15 баллов)

Индивидуальная карта учащегося, защищающего проект

Этапы

Защита

Критерии оценки

Самооценка

Представление

(из 15 баллов)

Педагог

Ответы на вопросы

(из 15 баллов)

Процесс проектирования

Коллеги по команде (классу)

Интеллектуальная активность (из 10 баллов)

Творчество (из 10 баллов)

Практическая деятельность (из 10 баллов)

Умение работать в команде (из 10 баллов)

Итог

Достигнутый результат (из 15 баллов)

Оформление

(из 15 баллов)

Суммирование в этом случае выглядит следующим образом: 85-100 баллов - «отлично»; 70-85 баллов - «хорошо»; 50-70 баллов - «удовлетворительно»; менее 50 баллов - «неудовлетворительно».  Для избегания «двойки» за проект в ходе проектирования необходимо проводить консультации, дискуссии, насыщать учебную деятельность элементами самостоятельного познания и получения информации.

Суммирование в этом случае выглядит следующим образом: 85-100 баллов - «отлично»; 70-85 баллов - «хорошо»; 50-70 баллов - «удовлетворительно»; менее 50 баллов - «неудовлетворительно». Для избегания «двойки» за проект в ходе проектирования необходимо проводить консультации, дискуссии, насыщать учебную деятельность элементами самостоятельного познания и получения информации.

Второй способ оценивания: Оценка  этапов Критерии оценки Оценка  работы Баллы Актуальность и новизна предлагаемых решений, сложность темы 5, 10, 20 Объем разработок и количество предлагаемых решений 5, 10, 20 Практическая ценность 5, 10 Уровень самостоятельности учеников 10,20 Качество оформления записки, плакатов и др. Оценка рецензентом проекта 5, 10, 15 Оценка  защиты 5,10 Качество доклада 5, 10, 20 Проявление глубины и широты представлений по излагаемой теме 5, 10, 20 Проявление глубины и широты представлений по данному предмету 5, 10, 20 Ответы на вопросы преподавателя 5,10 Ответы на вопросы учащихся 5, 10

Второй способ оценивания:

Оценка этапов

Критерии оценки

Оценка работы

Баллы

Актуальность и новизна предлагаемых решений, сложность темы

5, 10, 20

Объем разработок и количество предлагаемых решений

5, 10, 20

Практическая ценность

5, 10

Уровень самостоятельности учеников

10,20

Качество оформления записки, плакатов и др.

Оценка рецензентом проекта

5, 10, 15

Оценка защиты

5,10

Качество доклада

5, 10, 20

Проявление глубины и широты представлений по излагаемой теме

5, 10, 20

Проявление глубины и широты представлений по данному предмету

5, 10, 20

Ответы на вопросы преподавателя

5,10

Ответы на вопросы учащихся

5, 10

Итоговая оценка (балл): 180-140 баллов - «отлично»; 135-100 баллов - «хорошо»; 95-65 баллов - «удовлетворительно»; менее 65 баллов - «неудовлетворительно».   Памятка «КАК НАПИСАТЬ ОТЧЕТ О ВЫПОЛНЕНИИ ПРОЕКТА»

Итоговая оценка (балл): 180-140 баллов - «отлично»; 135-100 баллов - «хорошо»; 95-65 баллов - «удовлетворительно»; менее 65 баллов - «неудовлетворительно».

Памятка «КАК НАПИСАТЬ ОТЧЕТ О ВЫПОЛНЕНИИ ПРОЕКТА»

Координатор проекта должен обладать определенными качествами: Иметь хорошие организаторские способности Быть методически грамотным Владеть навыками межкультурного общения Уметь устанавливать доверительные, открытые, уважительные отношения с учениками Активно сотрудничать в проектной деятельности Обладать базисными навыками работы в сетях Уметь работать с большими объемами информации Владеть новейшими телекоммуникационными технологиями.

Координатор проекта должен обладать определенными качествами:

  • Иметь хорошие организаторские способности
  • Быть методически грамотным
  • Владеть навыками межкультурного общения
  • Уметь устанавливать доверительные, открытые, уважительные отношения с учениками
  • Активно сотрудничать в проектной деятельности
  • Обладать базисными навыками работы в сетях
  • Уметь работать с большими объемами информации
  • Владеть новейшими телекоммуникационными технологиями.

Портрет будущего выпускника — гражданина России

  • Портрет будущего выпускника — гражданина России
  • Патриот, носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины. Уважающий ценности иных культур, конфессий и мировозренний, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении. Креативный, мотивированный к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни. Уважающий других людей, готовый сотрудничать с ними для достижения совместного результата. Осознающий себя личностью, способный принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность
  • Патриот, носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины.
  • Уважающий ценности иных культур, конфессий и мировозренний, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении.
  • Креативный, мотивированный к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни.
  • Уважающий других людей, готовый сотрудничать с ними для достижения совместного результата.
  • Осознающий себя личностью, способный принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность