КОЛЛЕДЖ ЭКОНОМИКИ, БИЗНЕСА И ПРАВА
КАРАГАНДИНСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА КАЗПОТРЕБСОЮЗА
П(Ц)К МЕНЕДЖМЕНТА И ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ТУРИСТСКОГО ПОХОДА
СОСТАВИТЕЛЬ: ПАРЕМСКАЯ Е.В., ПРЕПОДАВАТЕЛЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН, РУКОВОДИТЕЛЬ ОМО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ТУРИЗМ И ЧС»
КАРАГАНДА-2017
СОДЕРЖАНИЕ
1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………………..3
2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТУРИСТСКИХ ПОХОДОВ…………………...4
3 ДОПУСК СТУДЕНТОВ К ТУРИСТСКИМ ПОХОДАМ ……………………....5
4 РУКОВОДИТЕЛИ. ЗАМЕСТИТЕЛИ, ОТВЕТСТВЕННЫЕ В ТУРИСТСКИХ ПОХОДАХ…………………………………………………………………….…..6
5 ОБЯЗАННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ (ПОМОЩНИКОВ) РУКОВОДИТЕЛЕЙ В ТУРИСТСКОМ ПОХОДЕ……………………………...8
6 ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ ПОХОДА………………………..12
7 ОБЩИЕ ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ ТУРИСТСКИХ ПОХОДОВ..…………13
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………...16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………...19
1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Туристская деятельность во всех ее формах способствует всестороннему развитию личности студента. Она направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению края, приобретению навыков самостоятельной деятельности.
Пешеходный туризм — массовый и доступный вид туризма. На плановые и самодеятельные пешеходные маршруты ежегодно выходят миллионы людей.
Самодеятельный туристский поход сочетает активный здоровый отдых, познание и освоение окружающего мира, что ставит его в ряд наиболее эффективных методов комплексного воспитания подрастающего поколения.
Туристический поход - групповое или индивидуальное мероприятие, связанное с перемещением по туристскому маршруту в рекреационных, спортивных, познавательных целях.
Спектр походов весьма широк: от неспешной прогулки в лесу до спуска по порогам. Поход совершаемый в исследовательских целях (изучение и освоение туристского района) часто называют туристской экспедицией.
Главная задача туристского похода— удовлетворить естественную потребность студентов в непосредственном познании мира, своего края; показать, как он прекрасен, воспитать активную любовь к нему, преданность народу и земле, на которой им посчастливилось родиться.
Цели туристского похода:
- научить студентов правильно использовать туристское снаряжение, ориентироваться на местности, составлять топографический план, отработка навыков и умений по технике пешеходного туризма.
- развить навыки работы в команде, физическую выносливость, логическое мышление, развитие личности.
- воспитать бережное отношение к природе родного края, патриатическое воспитание в туризме, формирование здорового образа жизни.
Дать студентам возможность освоить все премудрости пешеходного туризма — значит дать им путевку в большой туризм, на всю жизнь привить им страсть к путешествиям, к познанию, к самосовершенствованию.
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТУРИСТКИХ ПОХОДОВ
Туристский поход — это прохождение группы студентов по определенному маршруту активными способами передвижения с целями познания, физического развития, выполнения общественно полезной и краеведческой работы в пути, определенных спортивно-туристских нормативов, отработки военно-прикладных навыков, содержательного отдыха.
Туристские походы классифицируются по степени и категории сложности. Существуют три степени (1, 2, 3) и пять категорий сложности (I, II, III, IV, V).
Туристские походы, экспедиции и экскурсии, могут быть:
самодеятельными, если участники готовят и проводят их на условиях самоуправления и самообслуживания;
плановыми, если они организуются и проводятся по путевкам туристско-экскурсионными учреждениями.
Все туристские походы, экспедиции и экскурсии относятся к учебно-воспитательным, оздоровительным мероприятиям.
Туристские походы, экспедиции и экскурсии по территории проведения подразделяются на местные и дальние. Местные проводятся по своему краю, области, городу. Допускается выход (выезд) в сопредельную территорию, если это продиктовано административно-территориальным расположением проводящей организации, физико-географическими особенностями местности и логичностью построения маршрута. Все остальные походы, экспедиции и экскурсии считаются дальними.
Туристские походы могут быть пешеходными, лыжными, горными, водными (лодки, байдарки, плоты, катамараны), велосипедными, спелеологическими, комбинированными по видам туризма. Походы бывают однодневные, двухдневные.
Прохождение маршрутов должно быть компактным по времени.
Разрывы между частями похода более трех дней не допускаются.
Общая продолжительность туристских походов, экспедиций и экскурсий студентов не должна превышать: для I—II классов — 1 день, III—IV классов — 3 дня, V—IV классов — 18 дней, VII—IX классов — 24 дня, X—XI (XII) классов — 30 дней.
1.7. Администрации организации, проводящей дальние походы, экспедиции, экскурсии, а также местные походы, экспедиции продолжительностью свыше 4 дней, местные экскурсии продолжительностью до 5 дней.
3 ДОПУСК СТУДЕНТОВ К ТУРИСТКИМ ПОХОДАМ
К туристским походам и экскурсиям допускаются физически здоровые студенты. Состояние здоровья подтверждается справкой врача поликлиники или работника медицинского пункта учебного заведения.
Количественный состав группы, отряда в туристских прогулках, походах, экспедициях и экскурсиях устанавливается исходя из минимального количества — 8 студентов, максимального:
в прогулках, однодневных и двухдневных походах, экспедициях и экскурсиях — 30 студентов;
в походах I—III степени сложности — 20 студентов, в водных походах — 14 студентов;
в походе I категории сложности — 15 студентов;
в походах II—III категории сложности — 12 студентов.
Количественный состав экскурсионной группы определяет туристско-экскурсионная организация, проводящая плановые экскурсионные маршруты.
При формировании туристских групп для совершения походов учитывается туристский опыт студентов:
в походах 1-й и 2-й степени сложности необходимо иметь опыт участия в нескольких одно - двухдневных походах;
для походов I категории сложности члены туристской группы должны иметь опыт участия в походах определенной степени сложности по данному виду туризма, опыт организации ночлегов в полевых условиях;
для похода по маршруту II категории сложности две /трети состава туристской группы должны иметь опыт участия в походах по маршруту I категории сложности, остальные — опыт участия в походах какой-либо степени сложности;
для похода по маршруту III категории сложности по всем видам туризма, кроме горного и лыжного, не менее двух третей состава туристской группы должны иметь опыт участия в походе на категорию ниже по данному виду туризма, а остальные участники могут иметь опыт походов на две категории ниже по данному виду туризма.
Все участники лыжных туристских походов II и III категории сложности должны иметь опыт организации ночлегов в зимних условиях (опыт "холодных" ночевок) и уметь оказывать доврачебную медицинскую помощь при простудах и обморожениях.
Участники походов в горной местности, предусматривающих переходы через перевалы определенной категории сложности, должны иметь опыт прохождения перевалов на одну полу категорию трудности ниже максимальной для данного маршрута.
Участники спелеопоходов должны иметь опыт других видов туризма, применяемых на подходе к пещерам.
Участники комбинированного похода должны иметь соответствующий опыт участия в походах по видам туризма, составляющим его маршрут.
Участники туристских походов 3-й степени, I—II категории сложности, проводящихся не в установленные сроки (межсезонье), должны иметь соответствующий опыт походов, совершенных в этот период, или опыт походов той же степени, категории сложности, совершенных в установленные сроки.
Все участники водных походов, а также походов I—III категории сложности по всем видам туризма должны уметь плавать.
4 РУКОВОДИТЕЛИ, ЗАМЕСТИТЕЛИ, ОТВЕСТВЕННЫЕ В ТУРИСТКИХ ПОХОДАХ
В каждой туристской, экскурсионной группе и экспедиционном отряде должны быть руководитель и заместитель руководителя (в местных туристских походах, экспедициях, экскурсиях продолжительностью до 5 дней включительно, а также в туристских прогулках может быть помощник руководителя).
Если в походах различной степени или категории сложности участвует три и более туристских групп с количеством участников не менее 35 и их маршруты и графики движения в основном совпадают, то общее руководство этими группами может быть возложено на освобожденного старшего руководителя.
Руководителем и его заместителем может быть преподаватель или лицо в возрасте не моложе 18 лет, которому администрация организации, проводящей туристский поход, экспедицию или экскурсию, доверяет руководство группой студентов.
Руководитель и заместитель руководителя должны быть физически подготовленными людьми, обладать необходимыми организаторскими и педагогическими способностями, пользоваться авторитетом и уважением коллектива студентов, иметь соответствующую подготовку.
Требования к руководителю:
- При проведении однодневных и двухдневных походов, местных экспедиций и экскурсий продолжительностью до 4 дней включительно — иметь соответственно опыт участия в двух однодневных, двухдневном походах с ночлегом в полевых условиях или двух местных экскурсиях.
- при проведении местных и дальних многодневных экспедиций или экскурсий — иметь опыт участия в аналогичных мероприятиях и опыт руководства одно - двухдневными туристскими экспедициями или экскурсиями с студентами;
- проведении походов различной степени и категории сложности руководитель должен удовлетворять следующему минимуму требований, представленных в таблице 1.
Таблица 1. Требования к руководителю
Классификация сложности | Возраст (не менее лет) | Теоретическая подготовка | Практический туристский опыт (по тому же виду туризма) |
1-я степень | 18 | - | Руководство двумя двухдневными походами |
2-я степень | 18 | Семинар по 26-часовой | Участие в походе 2-й программе степени сложности, руководство походом 1-й степени сложности |
3-я степень | 18 | В объеме программы начальной туристской подготовки | Участие в походе 3-й степени сложности, руководство походом 2-й степени сложности |
1 категория | 19 | В объеме программы «Инструктор туризма» | Участие в походе I категории сложности, руководство походом 3-й степени сложности для пешеходного туризма; участие в походе 11 категории сложности, руководство походом 3-й степени сложности для остальных видов туризма |
II категория | 20 | Семинар по программе средней туристской подготовки | Участие в походе IV категории сложности, руководство походом I категории сложности |
III категория | 21 | | Участие в походе IV категории сложности, руководство походом II категории сложности |
Источник: Подготовка туристских общественных кадров (положения, учебные, планы и программы). — М., 2012 |
Руководитель группы, совершающей комбинированный поход, должен иметь соответствующий опыт руководства походами по видам туризма, составляющим маршрут данного похода.
Руководитель группы, совершающей поход, который предусматривает переходы через перевалы определенной категории сложности, должен иметь опыт руководства прохождением перевалов на одну полу категорию трудности ниже максимальной для данного маршрута.
Опыт руководителя группы, совершающей многодневный неклассифицированный поход, определяется в зависимости от количества дней и протяженности активной части маршрута.
Руководитель и заместитель руководителя группы, совершающие поход по категории сложности, должны иметь знания и навыки для оказания первой доврачебной помощи.
Помощниками руководителя при проведении туристских походов, экспедиций и экскурсий продолжительностью до 4 дней включительно могут быть студенты выпускных групп, зарекомендовавшие себя ответственными, опытными и знающими туристами, проявившие себя как энергичные, требовательные и заботливые, пользующиеся уважением и авторитетом, которым администрация доверяет выполнение этого общественного поручения.
5 ОБЯЗАННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ (ПОМОЩНИКОВ) РУКОВОДИТЕЛЕЙ
Руководитель и его заместитель несут полную ответственность за жизнь, здоровье студентов и безопасное проведение походов, экспедиций и экскурсий, за выполнение плана мероприятия, содержание воспитательной и познавательной работы, за выполнение правил пожарной безопасности в лесу и населенных пунктах.
Руководитель до начала похода, экспедиции, экскурсии обязан:
- Рассмотреть и утвердить у администрации предусмотренные годовым планом основные характеристики предстоящего туристского похода, экспедиции, экскурсии: их цели, задачи, тему и район проведения, контингент студентов, сроки проведения, продолжительность, сложность (степень, категория), меры безопасности, стоимость мероприятия и источники покрытия расходов.
- Проверить принципиальную возможность похода, экскурсии, экспедиции по выбранному маршруту в планируемые сроки путем консультации у специалистов туристских учреждений.
- Подобрать группу студентов соответствующего возраста, туристской квалификации, и специальной подготовки, проработать с ней и с родителями основные вопросы похода (цели, задачи, район, смету расходов и т. д.), составить план подготовки и распределить среди студентов виды работы по этому плану, определить формы общественно полезной работы и распределить обязанности среди студентов.
- Разработать маршрут похода с учетом поставленных целей, краеведческой темы или экспедиционного задания и других видов общественно полезной работы с учетом норм, нагрузок и требований, разработать календарный план прохождения маршрута похода, разработать запасной вариант марш рута. Наметить контрольные пункты, сроки их прохождения. Обеспечить проведение похода необходимым картографическим справочным материалом.
- Организовать всестороннюю подготовку студентов к походу.
- Организовать занятия врача (медицинского работника) с участниками похода, по соблюдению ими правил личной гигиены, научить участников самоконтролю, оказанию первой доврачебной медицинской помощи, пользованию аптечкой.
- Ознакомить участников похода со способами передвижения в труднопроходимых местах в зависимости от избранного вида туризма: пеший, лыжный, горный, водный, вело, спелеотуризм.
- Ознакомить участников походов с правилами дорожного движения и транспортных перевозок на автомобильных, железных дорогах, на водных и воздушных трассах, с требованиями по соблюдению природоохранных мер, а также пожарной безопасности в лесу и других местах.
- Спланировать воспитательную, общественно полезную, оздоровительную и познавательную работу на маршруте. Предусмотреть различные экскурсии, наблюдения, встречи, беседы, сбор образцов, фотографирование, ведение записей и другую работу по выполнению экспедиционных заданий.
- Предусмотреть также специальные мероприятия по физической подготовке, гигиене студентов, их культурному досугу, практические занятия и тренировки по совершенствованию туристско-краеведческих умений и навыков.
- Организовать медицинский осмотр студентов (при подготовке многодневных походов, экспедиций, экскурсий осмотр должен быть проведен дважды: первый раз — при комплектовании группы, отряда; второй — перед началом похода, экспедиции, экскурсии) и получить на каждого из них справку о состоянии здоровья, заверенную печатью медицинского учреждения.
- Установить контакт с родителями студентов предстоящего похода, экспедиции, экскурсии: провести родительское собрание, привлечь родителей к подготовке похода.
- Подобрать и представить на утверждение администрации кандидатуру заместителя руководителя (помощника — для походов продолжительностью до 4 дней включительно), заранее привлечь его к конкретной работе по подготовке похода участию в местных экскурсиях, походах, экспедициях.
- Подать администрации учебного заведения заявочные документы на планируемый поход в двух экземплярах в сроки не позднее чем: на походы 2—3-й степени сложности, на дальние многодневные экскурсии и экспедиции — за 2 недели до начала; на походы I—III категории сложности — за месяц до начала.
Заявочными документами являются:
для походов определенной категории сложности — заявочная книжка;
для обычных походов — заявка с указанием фамилии, инициалов руководителя и заместителя руководителя, подписанная директором учреждения; календарный план-маршрут мероприятия, подписанный руководителем; список группы, отряда (указать год рождения; группу, в котором учится студент; туристский или экскурсионный опыт; обязанность в группе, отряде; домашний адрес), подписанный руководителем; схема маршрута.
- Подготовить финансовое, продовольственное и материальное обеспечение похода: совместно с активом разработать и утвердить приходно-расходную смету, собрать по ведомости взносы родителей, получить в бухгалтерии аванс и инструктаж по финансовому отчету; произвести расчет питания, закупку, расфасовку, раскладку и при необходимости заброску продуктов на маршрут; подготовить списки и обеспечить наличие группового, специального и личного снаряжения студентов, а также походной мед аптечки и снаряжения для краеведческой и экспедиционной работы; оформить и приобрести проездные билеты.
- В случае, когда планом самодеятельного похода предусматривается остановка в городах и крупных населенных пунктах, заранее направить в местные органы народного образования или другие местные организации запрос и получить официальное письменное или телеграфное подтверждение об обеспечении группы, отряда в намеченные сроки помещением для размещения и ночлегом.
- При проведении самодеятельных многодневных походов, экспедиций, экскурсий провести до выезда общий контрольный сбор группы, отряда для окончательной практической проверки коллективной и личной подготовки участников к началу похода, экспедиции, экскурсии.
Руководитель во время похода, экспедиции, экскурсии обязан:
- Строго придерживаться утвержденного календарного плана и маршрута похода, экспедиции, экскурсии. В случае необходимости изменения контрольных сроков похода, экспедиции, экскурсии или использования запасного варианта маршрута немедленно сообщать об этом администрации организации, проводящей поход.
- Обратить особое внимание на воспитание дружбы и товарищества, на сплочение коллектива студентов, на привитие им навыков культурного поведения в общественных местах, в быту, на уважение к людям и местным национальным обычаям, на привитие трудовых навыков, на строгое соблюдение норм коммунистической морали, правил и требований дисциплины; обеспечивать выполнение студентами положений об охране и использовании памятников истории и культуры, воспитание чувства высокой ответственности за сохранение и приумножение природных богатств, бережное их использование, а также соблюдение мер противопожарной безопасности при следовании по маршруту и во время привалов, ночлегов в населенных пунктах или полевых условиях.
- Всемерно способствовать интенсивной и познавательной деятельности участников похода, экспедиции, экскурсии: проводить наблюдения, встречи, беседы; путем организации викторин, диспутов, ведения каждым туристом записей наблюдений пробуждать их любознательность, пытливость мысли, приучать их анализировать и обобщать увиденное.
- Организовать физическую подготовку, закаливание участников похода, экспедиции, экскурсии: соблюдение режима дня и движения по маршруту, проведение ежедневной, гимнастики, подвижных игр, преодоление естественных препятствий, использование основных факторов природы — воздуха, солнца, воды. Не допускать физической, интеллектуальной и эмоциональной перегрузки студентов.
- Строить жизнь и труд коллектива на основе принципов самоуправления в условиях похода, экспедиции, экскурсии — питание, отдых, ночлег, санитарно-гигиенические мероприятия и т. д., а также их культурный досуг — чтение газет, книг, проведение викторин, конкурсов, игр, выпуск походных газет, посещение театров, кинотеатров, выставок, написание писем родным, поздравления участников с их днем рождения, проведение торжественных линеек, костров, бесед по случаю всенародных праздников, участие в местных мероприятиях, праздниках, субботниках и т. п.
- Строго соблюдать правила предупреждения несчастных случаев, принимать все необходимые меры по оказанию доврачебной помощи, в кратчайший срок обращаться в ближайшее медицинское учреждение.
- Перевозку студентов осуществлять только на рейсовых или соответственно оборудованных для перевозки людей видах транспорта с привлечением водителей I и II класса. Использование прочего транспорта категорически воспрещается.
- При прохождении трудных и опасных мест строго соблюдать меры безопасности.
- Соблюдать санитарно-эпидемиологические правила: не разрешать пить некипяченую воду (за исключением чистых горных ручьев, проверенных колодцев и родников), проверять качество употребляемых в пищу продуктов (мясо, рыба, консервы, ягоды, грибы и т. д.), не допускать приготовления пищи в оцинкованной и полиэтиленовой посуде (ведра, бачки и т. д. без надписи «Для пищевых продуктов»), предупреждать случаи солнечных ожогов, солнечных и тепловых ударов, обморожений, переохлаждений, переутомлений и других травм и заболеваний.
- Не допускать разделения группы, отставания от группы, самовольных отлучек, а также индивидуальных или групповых временных отъездов без сопровождения руководителя или его заместителя.
Руководитель по возвращении из похода, экспедиции, экскурсии обязан:
- Организовать обработку материалов по итогам выполнения экспедиционного, краеведческого задания.
- Подготовить выступление участников похода на студенческих собраниях, вечерах, пионерских сборах, иллюстрируя их фотографиями, собранными научными материалами, показом кино- или диафильма, магнитофонными записями.
- По окончании многодневного похода, экспедиции, экскурсии провести итоговый вечер участников.
Руководитель имеет право:
- Изменить маршрут в сторону упрощения или прекратить поход в связи с возникшими опасными для жизни и здоровья участников природными явлениями и другими обстоятельствами.
- Передавать в случае необходимости руководство своему заместителю, имеющему соответствующую подготовку.
6 ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ ПОХОДА
Участник туристского похода имеет право:
подготовки и проведения похода, распределения обязанностей, заданий по видам работ и т. д.;
участвовать в обсуждении итогов по возвращении из похода;
пользоваться туристским снаряжением и инвентарем организации, проводящей поход бесплатно.
Участник туристского похода, экспедиции, экскурсии обязан:
соблюдать дисциплину, выполнять все указания руководителя и его заместителя, не допускать самовольных отлучек;
до начала мероприятия пройти соответствующую подготовку, инструктаж по вопросам соблюдения правопорядка, охраны памятников истории, культуры и природы, пожарной безопасности, предупреждения пожаров и способов их тушения, правил дорожного движения, безопасности на воде, предупреждения травматизма и заболеваний, постоянно совершенствовать свои туристские и краеведческие знания, умения и навыки;
пройти медицинский осмотр и представить справку о состоянии здоровья; соблюдать правила личной гигиены, своевременно информировать руководителя группы, отряда или его заместителя (помощника) об ухудшении состояния здоровья или травмах; заниматься физической подготовкой, обучиться плаванию, способам спасения утопающих и оказанию первой доврачебной помощи;
принимать активное участие в организационной, краеведческой, общественно полезной, спортивной, культурной и хозяйственной работе группы, отряда в период его подготовки, во время проведения похода, экспедиции, экскурсии и после их окончания;
уважать местные традиции и обычаи; бережно относиться к природе, памятникам истории и культуры, к личному и групповому снаряжению.
при обнаружении взрывоопасных предметов и оружия не трогать их, о месте нахождения срочно сообщать руководителю или заместителю руководителя (помощнику) группы, отряда;
добросовестно выполнять возложенные на него общественные обязанности и отдельные поручения.
За нарушение Инструкции к участникам могут быть применены (в зависимости от степени и характера нарушения) следующие меры воздействия: незачет участия в данном походе, экспедиции, экскурсии; аннулирование зачета ранее пройденных походов с соответствующим понижением в спортивном разряде.
7 ОБЩИЕ ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ ТУРИСТСКИХ ПОХОДОВ
Туристский поход со студентами должен быть итогом четко организованной, планомерной подготовительной работы. Заблаговременное тщательное планирование тактических действий, всех мероприятий в походе, в т.ч. досуговых, является основой успешного, интересного и безаварийного путешествия.
В туристской практике существует определенная очередность этапов подготовки к походу.
1. Определить задачи (цели) похода. Поход может быть оздоровительным, учебным, спортивным, тренировочным, экологическим, познавательным, комбинированным (спортивные и краеведческие цели) и т.д. Главное, чтобы каждый кандидат в участники похода знал и серьезно осознавал главную цель похода, а не реализовывал в походе только свою личную цель. Например, чрезмерное увлечение личным хобби (ловить, фотографировать бабочек) может сорвать планируемый график движения группы по маршруту.
2. Определить район похода. Район похода выбирается обычно коллективно, исходя из цели похода и времени года. 1-2-х дневные походы (так называемые походы выходного дня), в т.ч. с ночлегом в полевых условиях, предпочтительнее проводить по окрестностям родного города. Везде есть места для походов с учебной, познавательной, краеведческой целью.
3. Сформировать команду. Следует определить состав походной группы исходя из предполагаемой сложности маршрута, или наоборот, планировать сложность похода исходя из фактического туристского опыта кандидатов в поход. Комплектовать группу для похода можно и до определения цели и района путешествия. При комплектовании группы необходимо соблюдать определенные требования, в т.ч. возрастные и по туристскому опыту.
4. Изучить район путешествия. Любой поход будет интересным и познавательно полезным, если заранее собрать сведения о районе путешествия: краеведческие (интересные краеведческие объекты, памятники природы, культуры); спортивные – определить сложность перевалов, вершин, переправ и порогов на реке и других препятствий, удовлетворяющих планируемую сложность маршрута, способы их безопасного преодоления.
Не следует допускать в походах со студентами участков первопрохождения (не имея никаких сведений о них или заведомо ранее никем не пройденных). Рекомендуется руководителю (заместителю руководителя) пройти планируемый маршрут до начала похода с учащимися.
5. Разработать маршрут. Разработка маршрута опирается на количество ходовых дней и протяженность маршрута, которую туристы смогут преодолеть за эти дни.
Определение стратегической схемы маршрута: маршрут линейный, кольцевой, или радиально-кольцевой.
Маршрут чертится на картах:
обзорная карта, масштаб от 1:200000 до 1:500000, с нанесением основного, запасного и аварийного вариантов маршрута похода штриховыми линиями разного цвета со стрелками, основных препятствий (перевалов, вершин, порогов), краеведческих объектов, путей подъезда (выезда) к месту старта (финиша) похода;
маршрутная карта (маршрутные ленты, схемы), масштаб 1:100000, 1:50000, где отображается топографическая ситуация местности, точки фотосъемки, места ночлегов, локальные препятствия (водопады, перевалы, переправы и т.п.), экскурсионные и др. объекты (таблица условных знаков дается на полях карты).
6. Составить календарный план похода (план-график движения). Копия календарного плана остается у администрации образовательного учреждения, организующего поход.
Общая продолжительность загородной экскурсии (прогулки) со студентами должна составлять 1-4 часа, однодневного туристского похода – до 8 часов. В многодневном туристском походе продолжительность времени в пути на маршруте не должна превышать 6-7 часов в день.
7. Составить список необходимого группового, личного и специального снаряжения (приложение 1).
При подготовке снаряжения следует руководствоваться гигиеническими нормами физической нагрузки школьников в туристском походе.
8. Составить раскладку продуктов на поход (приложение 2). Трудности в организации питания в походе с учащимися заключаются в том, что дети и подростки имеют ограничения (гигиенические нормы) по физическим нагрузкам при переноске груза. Организация питания в походах выходного дня, а также в многодневных походах по населенной местности с развитой торговой сетью — задача простая и легко решаемая.
В однодневные походы (без приготовления горячей пищи) можно брать: сыр, копченую колбасу, отваренное мясо, хлеб, сырые овощи, фрукты, бутерброды, яйца (сваренные вкрутую), воду, умеренно сладкие напитки (чай, кофе, компот – в термосах, пластиковых бутылках). В двухдневных и многодневных походах для приготовления горячей пищи необходимы продукты, обеспечивающие приготовление первого (суп), второго (мясное, овощное, молочное) и третьего блюд.
9. Составить и утвердить директором образовательного учреждения смету расходов на поход.
10. Получить медицинский допуск студентов в поход уполномоченным врачом.
11.Оформить документацию на поход.
Документом на многодневный поход является маршрутная книжка, маршрутный лист – на поход выходного дня, выдается учреждением, организующим поход. Подготовить и утвердить приказ по учреждению.
12. Составить и утвердить директором образовательного учреждения инструкцию по обеспечению безопасности участников мероприятия. Произвести подробный инструктаж по мерам безопасности при подъездах и на маршруте под роспись каждого участника похода.
13. Решить вопросы подъезда и отъезда, закупить продукты.
14. Зарегистрировать группу в подразделении службы спасения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Перечень рекомендуемого туристского снаряжения для туристского похода (в летний период)
Личное снаряжение:
Рюкзак (или заплечная сумка, ранец).
Накидка (плащ) от дождя, ветра (из полиэтилена, ткани с водоотталкивающей пропиткой);
Коврик для сидения (около 30см х 20см – из пенопласта, полиуретана и т.п.).
Спортивный костюм (легкий, желательно – х/б). В очень жаркую солнечную погоду – светлая рубашка х/б с длинным рукавом и брюки (не шорты), носки – х/б, без грубых швов.
Колготки надевать в походы не рекомендуется (затрудняют оказывать медицинскую помощь при травмировании и потертостях ног, а так же переодевать их в случае намокания).
Ботинки туристские или кроссовки – удобные (разношенные, не тесные), с нескользкой подошвой, на низком каблуке. При планировании переправы вброд – запасная обувь (кеды, сандалии спортивные и т.д.).
Альпеншток (лыжная палка, крепкая деревянная палка).
Запасные вещи (в рюкзаке, в отдельном пакете): носки (без грубых швов) – 1 пара, легкая куртка, платок носовой, перчатки х/б (рукавицы – верхонки с резинками) – для работы с веревками (по программе похода).
Головной убор (панама, бейсболка).
Очки солнцезащитные.
Кружка (желательно металлическая), ложка, нож (зачехленный), спички (в герметической упаковке). Миска эмалированная, из пластика (если планируется готовить горячий обед).
Блокнот, карандаши, фломастеры (для путевых записей, рисования); с разрешения руководителя: кино-видео-аппаратура, фотоаппарат, бинокль.
12. Медицинская аптечка (бинт стерильный, лейкопластырь, индивидуальные лекарства по медицинским показаниям – ношпа,
аллергетики и др.), туалетная бумага; салфетки одноразовые, репелленты.
13. Чай, напитки, питьевая вода, в термосе с металлической колбой или в пластиковой бутылке; еда на один – два раза, в зависимости от программы мероприятия: бутерброды, фрукты, овощи. Скоропортящиеся продукты (вареная колбаса, молочные продукты, мясные и рыбные консервы в открытых ранее банках) не употреблять!
Кроме того, для посещения пещер:
система освещения с запасными батарейками и лампочками, свечи;
сменная одежда, рукавицы, шапочка шерстяная, каска;
обувь – непромокаемая, теплая (или на две пары носок), нескользкая, на низком каблуке.
Групповое снаряжение:
Компасы - 2, картографический материал (схема маршрута), маршрутный лист, фотоаппараты - 2.
Тент групповой (на случай дождя).
Медицинская аптечка.
Ремонтный набор (нитки, швейные иглы, скотч, изолента, булавки, киперная лента, резина бельевая, сухое горючее, спички, ножницы).
Топор (в чехле), пила (в чехле), трос-таган с крючками, котлы, половник, полиэтилен для «стола» (если планируется готовить обед на костре).
Веревки, страховочные обвязки, карабины – для организации страховки, в количестве, соответствующем препятствиям и количеству участников, программе практических занятий
Приборы, инструменты, оборудование для исследовательских работ (по программе похода), кино-видео-аппаратура, бинокль.
Приложение 2.
О нормах расходов на питание
в туристских мероприятиях
Примерный перечень продуктов питания, рекомендуемых при составлении суточного рациона юного туриста в походах и путешествиях:
Наименование продуктов Вес в граммах
1. Хлеб, черный и белый 500
сухари, печенье, галеты, хлебцы хрустящие, мука 20
2. Крупы, макаронные изделия, готовые концентраты каш 100-200, концентраты супов в пакетах, 50
3. Масло сливочное, топленое, растительное 50-60
4. Мясо тушеное, фарш, паштет, печеночный паштет 150, мясо сублимированное 50
5. Сахар 80-100, конфеты, шоколад, халва, мед 70-100
6. Колбаса сырокопченая, грудинка, корейка, сало-шпиг, ветчина, сосиски консервированные 50
7. Рыбопродукты, рыба соленая, консервированная в масле, томате, вяленая, холодного и горячего копчения 50
8. Овощи свежие 100, овощи сухие, сублимированные 50
9. Молоко сухое, сливки сухие 25-35, молоко сгущенное 50, яичный порошок 5
10. Сыр, сыр плавленный, брынза, творог сублимированный, 20-40
11. Фрукты свежие 100, сухофрукты разные; концентрированные кисели, орехи 30
12. Кофе 3, какао-порошок 10, чай 4
13. Специи: перец, горчица, лавровый лист, томат (паста, соус), лук, чеснок, лимонная кислота, крахмал, желатин 30-40
14. Витамин, глюкоза
15. Соль 10-12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Александрова А. Ю., «Международный туризм», М., 2010.
2. Гуляев В.Г. Организация туристической деятельности. М.: Нолидж, 2012
3. Мышлявцева С.Э. Активные виды отдыха // Путеводитель. М.: «Авангард», 2013. С. 132 - 143.
4. Ремизов Л. П., «Отдых на горных лыжах» - М.: Профиздат, 2010.
5. Сенин В.С. Введение в туризм. МБИ. М.: Просвещение, 2011
6. Энциклопедический справочник "Весь мир".- Минск: Харвест. 2013
20