Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации тренировочного процесса физкультурно-оздоровительной деятельности детей с ОВЗ»
Методические рекомендации по организации тренировочного процесса физкультурно-оздоровительной деятельности детей с ОВЗ
Многолетние занятия физкультурно-оздоровительной (физкультурно-коррекционной) деятельностью детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья следует рассматривать как единый педагогический процесс, направленный на обучение жизненно-важных умениям и навыкам, развитие и совершенствование физических и психологических качеств и способностей. Процесс тренировки необходимо осуществлять с направлением на коррекцию основного дефекта и профилактикой сопутствующих заболеваний и вторичных отношений.
Обучение двигательных действиям у детей инвалидов и лиц с отклонениями в развитии, является важнейшим и наиболее кропотливым разделом работы. Ее эффективность значительно повысится при умелом сочетании традиционных методов обучения, используя физические упражнения с методом объяснения и наглядности.
В начале обучения следует очень осторожно подходить к соревновательным моментам, т.к. в данном случае мышечная деятельность будут направлены не на способ освоения техники, а на его быстрейшее выполнение, что может привести к появлению ошибок, которые труднее исправить, чем предупредить.
Организационно-методические особенности организации учебно-тренировочного процесса с детьми – инвалидами и детьми с ограниченными возможностями.
Занятия со слепыми и слабовидящими детьми необходимо строить с опорой на дидактические принципы, принятые в тифлопедагогике: коррекционная направленность, дифференцированный подход, компенсаторная направленность занятий.
В процессе занятий с детьми с нарушениями зрения особое место занимают следующие методы обучения.
А) Словесный метод. При описании и повествовании тренер не только сообщает ученикам предлагаемый материал, но и создает живые образы, формирует пространственные представления о предметах и действиях. Тренер должен умело пользоваться своим голосом, всеми его возможностями. Отдаваемые команды должны быть спокойные, уверенные, твердые. На занятиях широко используются звуковые сигналы.
Б) Метод наглядности реализуется посредством осязания: пальцевым, ладонными и кистевыми способами.
В) Метод показа или «контактный» метод, применяют в том случае, если ученик не понял действия со слов тренера, взяв руки ученика, выполняет движения вместе с ними. При активном методе ученик осязает положение частей тела партнера или тренера при выполнении им какого-либо движения.
Г) Метод мышечно-двигательного чувства. Тренер направляет внимание ученика на ощущение, возникающее в мышцах, суставах, связках при выполнении двигательных действий.
Д) Метод звуковой демонстрации помогает тренеру акцентировать внимание ученика на сознательно подчеркнутом звуке, характер, скорость, ритм темп мягкость или резкость выполнения упражнения.
Е) Метод дистанционного управления предполагает команды тренера ученику с расстояния: «поверни налево», «иди вперед» и т.п.
Ж) Метод стимулирования двигательной активности. Тренеру необходимо как можно чаще поощрять воспитанников, давать им почувствовать радость движений, помогать им избавляться от чувства страха пространства и т.п.
При реализации принципа коррекционно-оздоровительной направленности физкультурно-спортивных занятий с детьми, имеющими нарушения зрения, следует придерживаться следующих рекомендаций.
Индивидуализации в методике и дозировке физических упражнений в зависимости от первичного дефекта зрения и вторичных отклонений в развитии.
Системность воздействия с обеспечением определенного индивидуального подбора упражнений и последовательности их применения
Регулярность
Длительность применения и упорное повторение
Нарастание физической нагрузки в течение учебного года
Разнообразие и новизна (10-15 % упражнений обновляются, а 85-90% - повторяются для закрепления ранее приобретенных умений навыков)
Умеренность воздействия
Цикличность – чередование выполнения упражнения с отдыхом необходимо для профилактики переутомления, поскольку у спепых детей утомления наступает быстрее, чем у зрячих.
Всестороннее воздействие