МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГАМ,
ОРГАНИЗУЮЩИМ ПРОФОРИЕНТАЦИОННУЮ РАБОТУ
В УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
В данных рекомендациях освещены методические аспекты организации различных форм работы по профессиональному самоопределению учащихся. Методические рекомендации предназначены для всех, кто заинтересован в эффективной организации процесса профессионального самоопределения.
Профессиональная ориентация - это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов, а также занятий по психологии. Это неслучайно, т. к. только на них происходит прямое воздействие на психику школьника через специально организованную деятельность общения. Т. о. можно выделить следующие аспекты: социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический.
Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентации молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы.
Экономический аспект - это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).
Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).
Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.
Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.
Решение задач профориентации осуществляется в различных видах деятельности уч-ся (познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой, производительном труде).
С этой целью методистами ежегодно составляются школьные планы работы по профориентации. Ответственными за профориентационную работу являются методисты, которые оказывают помощь классным руководителям, социальным педагогам, психологам, преподавателям, учителям «Трудового обучения» и «Технологий». Тесные контакты МУПК со школами, предприятиями, учебными заведениями профтехобразования, средними и высшими учебными заведениями, внешкольными учреждениями, территориальными центрами профориентации дают возможность разнопланово ознакомить учащихся с «Миром профессий». Одной из составляющих сторон системы профориентации является диагностика профессиональной направленности учащихся 7-9 классов, которую проводят психологи и методисты. На основании этих данных они разрабатывают необходимые рекомендации по профориентации.
Всем ясно, что профессиональное самоопределение учащихся, сделанное с учётом таких факторов, как запрос рынка труда, требования профессии к человеку и его индивидуальным особенностям, становится важнейшим условием успешного освоения профессии, гармоничного вхождения в трудовую деятельность, формирования конкурентоспособного профессионала, в конечном счёте – благополучия его семьи.
Одним из активных средств решения данной проблемы являются кабинеты и уголки по профориентации.
Уголок по профориентации – это центр для организации и проведения профориентационной работы с учителями, учащимися и родителями, а также для самостоятельного ознакомления школьников с материалами о разных профессиях, их требованиях к качествам личности, индивидуальных и групповых консультаций по курсу «Основы выбора профессии»
Цели, задачи и формы профориентационной работы.
Экономическая и политическая обстановка требует высокий профессионализм, выносливость и ответственность в работе. В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.
Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Цели :
создать условия для дифференциации и индивидуализации содержания образования школьников, обеспечить широкие и гибкие возможности для построения ими индивидуальной образовательной траектории;
оказать профориентационную поддержку учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи:
сформировать положительное отношение учащихся к профессиональному миру;
создать условия для возможности проявления добросовестного отношения к труду, обеспечить понимание его роли в жизни человека и общества;
научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;
научить соотносить требования, предъявляемые профессией с индивидуальными качествами;
сформировать профессиональную направленность способствовать осознанию учащимися своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе;
научить анализировать свои возможности и способности (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности);
получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;
обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках и в воспитательной работе;
создать условия для дифференциации содержания образования;
сотрудничество с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, республики.
Формы работы:
- профориентационные уроки;
- экскурсии в учебные заведения и предприятия;
- классный час;
- устный журнал по профориентации;
- встречи, круглые столы со специалистами;
- профессиональные исследования;
- родительские собрания по профориентационной тематике.
С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы, содержание профориентационной работы в школе:
5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.
8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе экскурсий в учебные заведения профтехобразования, средние и высшие учебные заведения, внешкольные учреждения, предприятия; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.
10-11 классы: обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.