Методические рекомендации по разработке программ внеурочной деятельности обучающихся
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения «базисный учебный план образовательных учреждений Российской Федерации состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей внеурочную деятельность», что существенно расширило возможности обучающихся, их родителей влиять на формирование индивидуальной образовательной траектории школьников.
При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением могут быть использованы возможности учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. «Организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут оказывать помощь педагогическим коллективам других образовательных организаций в реализации дополнительных образовательных программ, организации досуговой и внеучебной деятельности учащихся, а также молодежным и детским общественным объединениям и организациям на договорной основе».
Большим потенциалом для оказания организационно-методической помощи общеобразовательным учреждениям в организации внеурочной деятельности обучающихся обладают учреждения дополнительного образования. Об этом свидетельствует:
свобода выбора обучающимися и родителями образовательной программы, режима ее освоения;
широкий набор видов деятельности, позволяющий обучающимся осуществлять выбор исходя из собственных интересов и способностей;
общественно-значимая связь с практикой;
возможности для приобретения социального опыта, опыта практической деятельности;
наличие дополнительных образовательных программ, продолжающих содержательную линию общеобразовательных предметов, что является необходимым для программ внеурочной деятельности;
наличие высококвалифицированных специалистов и материально-технической базы, позволяющее обеспечить необходимые условия для реализации данных программ.
Именно поэтому интеграция учреждений основного и дополнительного образования в рамках организации внеурочной деятельности обучающихся необходима. Инструментом интеграции может выступать программа внеурочной деятельности.
Один из подходов к созданию программ внеурочной деятельности обучающихся разработан экспертной группой в рамках реализации задач региональной инновационной площадки по теме «Механизм взаимодействия учреждений основного и дополнительного образования детей по организации внеурочной деятельности обучающихся», координатором деятельности которой являлся ГОУ ЯО «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий».
По мнению экспертов, программа внеурочной деятельности должна способствовать не только достижению образовательных результатов нового уровня, как того требует ФГОС, но и формировать у обучающихся компетенции в конкретных сферах человеческой (в том числе предпрофессиональной) деятельности, что является задачей дополнительного образования детей. Этот подход предъявляет следующие требования к структуре и содержанию программы внеурочной деятельности:
в программе должны быть представлены планируемые предметные, метапредметные и личностные образовательные результаты достижимые в рамках того вида деятельности, который осваивают обучающиеся в соответствии с программой, и предъявлены средства измерения уровня достижения планируемых результатов;
в программе должно быть отражено содержание конкретного вида практической деятельности, который осваивают обучающиеся, и представлены информационно-методические, кадровые и материально-технические условия реализации данного содержания;
формы и методы работы обучающихся должны соответствовать не только возрастным и психологическим особенностям детей, но и виду деятельности, осваиваемому обучающимися в рамках программы.
Требования к качеству программ внеурочной деятельности обучающихся были сформулированы экспертами с учетом следующих документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
методические рекомендации об организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного стандарта общего образования
критерии оценки дополнительных образовательных программ, разработанные в рамках проекта Минобрнауки РФ «Создание и поддержка банка программ в сфере дополнительного образования детей».
предлагаются два пути разработки программ внеурочной деятельности обучающихся.
Первый – педагогические работники общеобразовательных учреждений разрабатывают программы внеурочной деятельности на основе рабочих программ по общеобразовательным предметам, продолжая предметную линию, с учетом требований к структуре и содержанию программы, изложенных в методических рекомендациях (приложение 1).
Второй – специалисты системы дополнительного образования детей актуализируют имеющиеся дополнительные образовательные программы с учетом требований, изложенных в методических рекомендациях (приложение 1).
Механизм создания программы внеурочной деятельности предусматривает следующие этапы:
1. Разработка программы внеурочной деятельности обучающихся в соответствии с требованиями, изложенными в методических рекомендациях (приложение 1).
2. Проведение экспертизы программы. В процедуре экспертизы могут принимать участие руководители методических объединений общеобразовательных учреждений, методисты учреждений дополнительного образования детей, специалисты муниципальных и региональных методических служб.
3. Утверждение программы руководителем образовательного учреждения, в котором она реализуется.
Приложение 1.
Требования к структуре и содержанию программы внеурочной деятельности обучающихся
Структура программы внеурочной деятельности:
титульный лист;
пояснительная записка;
общая характеристика курса;
результаты изучения учебного курса;
содержание курса;
тематическое планирование;
условия реализации программы.
Титульный лист
Содержит наименование образовательного учреждения, название курса, отражающее его суть, указание на возраст обучающихся, для которых предназначена программа, направление внеурочной деятельности, в рамках которого реализуется курс, срок реализации программы, Ф.И.О., должность педагога, гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа руководителя образовательного учреждения), название города и год создания программы.
Пояснительная записка
Отражает актуальность, цель и задачи программы. Формулировка цели должна быть направлена на достижение результатов. Цель и задачи курса должны быть взаимосвязаны между собой, дополнять или объяснять друг друга.
При описании актуальности данного курса необходимо указать, на решение каких современных проблем он направлен, кратко сформулировать, как учитывается конкретный социальный заказ детей и родителей.
Если за основу взята примерная программа внеурочной деятельности, это также должно найти отражение в пояснительной записке.
Общая характеристика курса
Раскрывает ценностные ориентиры содержания учебного курса, место учебного курса в учебном плане, продолжительность курса, формы организации и режим проведения занятий, возрастные и личностные особенности обучающихся, на которых он ориентирован. Следует учесть, что для организации внеурочной деятельности рекомендованы такие формы проведения занятий, как экскурсии, конференции, круглые столы, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования и др.
Результаты изучения курса
В разделе формулируются личностные, предметные и метапредметные результаты освоения курса. При этом необходимо соотнести их с целью и задачами курса, определить степень их соответствия друг другу. Необходимо также оценить, насколько результаты программы диагностичны (реальны, конкретны, фиксируемы, отслеживаемы), насколько они соответствуют уровню субъектов образовательной деятельности (детей определенного возраста, пола, образовательных возможностей и т.д.).
Тематическое планирование
Представляет собой ориентировочное распределение учебных часов по крупным разделам курса с указанием количества теоретических и практических занятий и определением основных видов деятельности обучающихся.
Содержание курса
Являет собой логично изложенный перечень изучаемого учебного материала. Необходимо учесть соответствие содержания программы её цели и задачам и преемственность с теми обязательными предметами основной образовательной программы, предметную линию которых она продолжает.
Условия реализации программы
В разделе описывается весь комплекс условий, необходимых для реализации программы:
методическое обеспечение — описание подходов к организации образовательной деятельности, необходимого дидактического материала, системы оценки образовательных результатов (как, с помощью каких методов и методик планируется оценивать изменения, происходящие в результате реализации данной программы);
информационное обеспечение — описание информационных ресурсов, необходимых для реализации программы, в том числе и список литературы;
материально-техническое обеспечение — необходимые материалы, оборудование, денежные средства и т. д.;
кадровое обеспечение — требования к подготовке педагога, реализующего данную программу, необходимость привлечения специалистов по разным вопросам программы.
По образцу
1 Пояснительная записка.
2 Цели и задачи обучения.
3 Условия реализации программы
4 Методы реализации программы
5 Методические рекомендации и основные принципы реализации программы.
6 Дидактический материал:
7 Техническое оснащение занятий:
8 Материально-техническое обеспечение реализации образовательной программы
9. Формы подведения итогов
10 Формы проведения занятий
11 Образовательный результат
12 Содержание и формы педагогического контроля
13 Содержание курса
14 Тематическое планирование
15 Список литературы