Государственное профессиональное образовательное учреждение
Ярославской области
Угличский индустриально-педагогический колледж
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по выполнению самостоятельной работы
по учебной дисциплине
ОП. 03 «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»
Специальность 44.02.01 Дошкольное образование
Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Форма обучения очная
г.Углич
2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по учебной дисциплине являются составной частью рабочей программы Возрастная анатомия, физиология и гигиена, разработанной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальностям 44.02.01 «Дошкольное образование» и 44.02.02 Преподавание в начальных классах.
Цели и задачи организации самостоятельной работы по учебной дисциплине Возрастная анатомия, физиологи и гигиена
Цели:
1. Формирование творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности;
2. Систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
3. Углубление и расширение полученных ранее теоретических знаний;
4. Формирование умения использовать специальную литературу;
5. Развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
6. Формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
7. Развитие исследовательских умений.
.
Задачи:
1. Изучить анатомо-физиологические особенности организма детей и подростков;
2. Ознакомить студентов с физиологическими основами процессов обучение и воспитания;
3. Научить использовать знания о морфо-функциональных особенностях организма детей и подростков для правильной организации учебно-воспитательного процесса в дошкольных учреждениях.
Глава 1. Предмет, методы и задачи возрастной анатомии и физиологии
План лекции:
. Предмет возрастной анатомии и физиологии и связь с другими науками.
1.2. Методы возрастной анатомии и физиологии и гигиены.
Вопросы для самоконтроля
План лекции:
1. Что изучает возрастная анатомия и физиология?
2. Каково практическое значение возрастных аспектов строения и функционирования детского и подросткового организма?
3. Перечислите методы возрастной анатомии и физиологии и гигиены.
4. Каковы отличительные особенности поперечного и продольного срезов?
Глава 2. Общие закономерности роста и развития детей и подростков
План лекции:
2.1. Понятие о росте и развитии детского организма.
2.2. Понятие об онтогенезе.
2.3. Проблема возрастной периодизации и ее критерии.
2.4. Гетерохронность и гармоничность.
2.5. Этапность в развитии организма детей и подростков.
2.6. Критические периоды в постнатальном развитии детей и подростков.
2.7. Резистентность, реактивность, адаптация.
2.8. Принцип опережающего развития органов и функциональных систем у детей и подростков.
2.9. Акселерация и ретардация.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое рост и развитие детского организма? Чем они принципиально отличаются?
2. Перечислите этапы онтогенеза человека.
3. Перечислите основные периоды основные периоды постнатальной жизни человека.
4. Дайте определения понятиям: гетерохронность, гармоничность, этапность, принцип опережающего развития, акселерация.
5. Перечислите критические периоды в развитии организма детей и подростков.
Глава 3. Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата (костно-мышечной системы)
План лекции:
3.1. Развитие костной ткани.
3.2. Развитие суставов.
3.3. Возрастные особенности позвоночного столба
3.4. Возрастные особенности грудной клетки.
3.5. Возрастные особенности верхних конечностей.
3.6. Возрастные особенности нижних конечностей.
3.7. Возрастные особенности черепа
3.8. Возрастные особенности скелетной мускулатуры.
Вопросы для самоконтроля
1. Перечислите стадии развития скелета. В чем их особенность?
2. В каком возрасте завершается окончательное окостенение скелета у мужчин и женщин? 3. Перечислите изгибы позвоночного столба в порядке их появления у ребенка.
4. Что такое роднички? В чем их функция?
5. Перечислите двигательные качества скелетных мышц в порядке их созревания.
Глава 4. Возрастные особенности системы крови
План лекции:
4.1. Общее количество крови ее основные параметры.
4.2. Возрастные особенности форменных элементов крови.
4.3.Возрастные особенности свертывания крови.
4.4.Проблема резус-конфликта в возрастной физиологии.
4.5.Возрастные особенности кроветворения (гемопоэза).
Вопросы для самоконтроля
1. В чем заключатся возрастная динамика численности форменных элементов крови?
2. Какие особенности имеет лейкоцитарная формула у детей?
3. Каковы особенности переливания крови?
4. Опишите механизм резус-конфликта матери и плода.
5. Опишите особенности свертывания крови.
Глава 5. Возрастные особенности иммунной системы
План лекции:
5.1. Возрастные особенности центральных органов иммунной системы.
5.2. Возрастные особенности периферических органов иммунной системы.
5.3. Возрастные особенности функционирования иммунной системы.
Вопросы для самоконтроля
1. В какие сроки закладываются органы иммунной системы в эмбриогенезе?
2. В чем заключаются возрастные особенности тимуса?
3. Перечислите возрастные особенности функционирования иммунной системы.
Глава 6. Возрастные особенности сердечно-сосудистой системы. Лимфатическая система
План лекции:
6.1. Возрастные особенности сердца.
6.2.Возрастные особенности сосудов.
6.2.1. Возрастные особенности артерий.
6.2.2. Возрастные особенности вен.
6.3.Возрастные особенности кровяного давления.
6.4. Кровообращение плода.
6.5.Химический состав и функции лимфы.
.Характеристика лимфатических капилляров, сосудов и узлов.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем заключаются возрастные особенности анатомии и физиологии сердца?
2. Сформулируйте энергетическое правило поверхности Рубнера. В чем его физиологическое значение?
3. Перечислите основные возрастные особенности артерий вен.
4. В чем причины повышения артериального кровяного давления?
5. В чем заключаются особенности фетального кровообращения?
6. Виды иммунитета: естественный врожденный, естественный приобретенный, искусственный активный, искусственный пассивный. Роль здорового образа жизни в поддержании иммунитета.
7. Состояние здоровья детей и подростков.
Глава 7. Возрастные особенности системы дыхания
План лекции:
7.1. Возрастные особенности воздухоносных путей.
7.2. Возрастные особенности легких.
7.3. Возрастные особенности регуляции дыхания.
Вопросы для самоконтроля
Перечислите возрастные особенности носовых полостей, носоглотки и гортани.
В чем заключаются особенности дыхания у детей?
К какому возрасту жизненная емкость легких достигает величин, характерных для взрослого человека?
Перечислите этапы созревания регуляторных функций легких.
Глава 8. Возрастные особенности системы пищеварения
План лекции:
Органы пищеварительной системы и их возрастные особенности.
Полостное и пристеночное пищеварение.
Строение зубов. Сроки прорезывания молочных и постоянных зубов. Формула зубов.
Питательные вещества, питательные ферменты. Витамины.
Энергозатраты в организме при различных видах работы.
Вопросы для самоконтроля
Перечислите, в какой последовательности появляются у детей молочные и постоянные зубы.
В чем заключаются основные возрастные особенности желудка.
Какие основные моменты развития поджелудочной железы и печени у детей.
Глава 9. Возрастные особенности обмена веществ и энергии
План лекции:
9.1. Обмен белков, жиров и углеводов.
9.2. Водно-солевой обмен.
9.3. Витамины.
9.4. Энергетический обмен у детей и подростков.
Вопросы для самоконтроля
1. Какова суточная потребность в белках, жирах и углеводах у детей различного возраста? 2. Какова суточная потребность в воде у детей различного возраста?
3. Какова суточная норма витаминов групп А, В, С и D для детей различного возраста?
Глава 10. Возрастные особенности мочеполовой системы
План лекции:
10.1. Возрастные особенности мочевыделительной системы
10.2. Возрастные особенности половой системы
10.2.1. Возрастные особенности мужской половой системы
10.2.2. Возрастные особенности женской половой системы
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы особенности развития почки в пренатальном онтогенезе?
2. Как изменяется с возрастом топография почек?
3. Каковы основные особенности развития мужской половой системы в пре- и постнатальном онтогенезе?
4. Каковы основные особенности развития женской половой системы в пре- и постнатальном онтогенезе?
Глава 11. Возрастные особенности эндокринной системы
План лекции:
1. Общие понятия об эндокринной системе и гормонах.
2. Физиологическое значение желез внутренней секреции и их развитие в процессе онтогенеза:
- гипофиз, эпифиз, их строение и основные гормоны;
- щитовидная железа, паращитовидные железы. Влияние их гормонов на рост и развитие ребенка;
- тимус, его роль в формировании иммунитета;
- надпочечники, роль гормонов в механизмах адаптации;
- поджелудочная железа и регуляция гомеостаза;
- половые железы, влияние их гормонов на развитие ребенка.
3. Гипоталамо-гипофизарная система и ее роль в регуляции деятельности желез внутренней секреции.
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы особенности развития гипофиза в пре- и постнатальном онтогенезе?
2. Перечислите основные возрастные особенности щитовидной железы.
3. В чем заключаются особенности развития эндокринной части поджелудочной железы? 4. В какое время у плода начинается выработка кортизола и альдостерона?
5. Перечислите основные этапы полового созревания мальчиков и девочек?
Глава 12. Возрастные особенности нервной системы
План лекции:
12.1. Возрастные особенности спинного мозга.
12.2. Возрастные особенности головного мозга.
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы основные этапы развития нервной системы в пренатальном онтогенезе?
2. Перечислите основные безусловные рефлексы у новорожденных.
3. В чем заключаются основные возрастные особенности развития различных отделов головного мозга.
Глава 13. Возрастные особенности анализаторов
План лекции:
13.1. Возрастные особенности зрительного анализатора
13.2. Возрастные особенности вестибуло- слухового анализатора
13.3. Возрастные особенности кожного (тактильного) анализатора
13.4. Возрастные особенности вкусового и обонятельного анализаторов
Вопросы для самоконтроля.
1. Как с возрастом изменяется острота зрения?
2. Каковы основные возрастные особенности развития глазного яблока в пре- и постнатальном онтогенезе?
3. Как с возрастом изменяется абсолютный порог слуховой чувствительности?
4. Каковы возрастные особенности болевой чувствительности?
5. Перечислите основные возрастные особенности развития вкусового и обонятельного анализаторов.
Глава 14. Возрастные особенности высшей нервной деятельности
План лекции:
Типы высшей нервной деятельности, значение их в формировании наследственности и воспитании.
Что такое сон, какие фазы у него выделяют?
Вопросы для самоконтроля
1. С какого возраста начинают созревать свойства нервных процессов?
2. В чем особенности условнорефлекторной деятельности детей 1 – 3 лет?
3. Что такое стадия аффективности? Для какого возраста она характерна?
4. В чем заключаются основные особенности ВНД подростков?
Задания ко внеаудиторной самостоятельной работе студентов по курсу
«Возрастная анатомия и физиология и гигиена»
№ п/п | Тема для ВАСРС | Задания |
1. | Рост и развитие организма | Перечислите критерии возрастной периодизации. Охарактеризуйте основные периоды роста и развития ребенка. Сенситивные периоды развития ребенка. |
2. | Классификация тканей | Зарисуйте основные виды соединительных тканей человека. Дайте характеристику органному и системному уровням организации. |
3. | Нервная система ее развитие и строение | Опишите структурно-функциональную организацию коры больших полушарий. Изобразите схематично рефлекторную дугу и обозначьте ее элементы. Изучите по муляжам и составьте опорную таблицу по структуре нервной системы |
4. | Сенсорные системы и их значение для развития человека | Дайте характеристику зрительным функциям и их возрастным особенностям. Зарисуйте элементы отделов органа слуха. Дайте характеристику слуховому анализатору. Возможности компенсации нарушенных сенсорных функций. |
5. | Железы внутренней секреции | Составьте опорную таблицу по действию основных гормонов на развитие ребенка. Охарактеризуйте строение и топографию надпочечников, тимуса, половых желез. |
6. | Опорно-двигательный аппарат. | Охарактеризуйте возрастные особенности хим. состава костей. Назовите и охарактеризуйте основные отделы скелета человека. Зарисуйте строение скелетных мышц. Раскройте понятие о мышечном тонусе и его регуляции. Составить рекомендации по профилактике функциональных нарушений осанки. |
7. | Пищеварительная система и ее функции | Дайте характеристику строению зубов, этапам их смены. Составьте рекомендации по профилактике кариеса у детей. Составьте опорную таблицу по характеристике пищеварительных ферментов. |
8. | Сущность метаболизма в организме человека | Раскройте понятие основных сторон обмена веществ. Дайте характеристику влияния витаминов А, группы В, С, D, Е, РР, К. Зарисуйте схему строения нефрона и опишите механизм его работы. |
9. | Терморегуляция | Опишите механизмы терморегуляции на разных возрастных этапах. |
10. | Возрастные особенности лимфатической системы | Охарактеризуйте структурные компоненты лимфатической системы, ее возрастные особенности. Охарактеризуйте основные виды иммунитета. |
11. | Возрастные особенности систем крови и кровообращения | Изобразите основные отделы сердца и обозначьте проводящую систему сердца. Дайте характеристику показателям работы сердечнососудистой системы в разных возрастных группах. Опишите группы крови по резус-фактору. Иммунный конфликт матери и плода. |
12. | Анатомия и физиология дыхательной системы | Значение носового дыхания для развития детей. Сформулируйте основные профилактические меры по предупреждению заболеваний верхних дыхательных путей. Изобразите строение ацинуса и дайте характеристику его работы. |
13. | Строение кожи ребенка. Возрастные особенности ее функций. | Зарисовать строение основных слоев кожи и дать характеристику их функций. Сформулируйте основные правила закаливающих процедур. |
14. | Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка. | Охарактеризуйте основные этапы диагностики развития ребенка. Критерии готовности ребенка к систематическому обучению. Проанализируйте современное состояние здоровья в разных возрастных группах, выделите основные тенденции. |
Рекомендуемая литература:
1. Алейникова, Т.В. Возрастная психофизиология: Учеб.пособие для вузов / Науч.ред.Г.А.Кураев. - Ростов н/Д : ООО "ЦВВР", 2013. - 201с.
2. Антонова, О. А. Возрастная анатомия и физиология: пособие для сдачи экзамена / О. А. Антонова. - М. : Высш. образование, 2016. - 189 c.
Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология.- М.: изд. АСАДЕМА, 2010.
2. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. - М.: Высшая школа, 2014. - С. 246-260.
Любимова З.В. Возрастная физиология: учебник для вузов: в 2 ч. Ч. 2 / З.В. Любимова, К.В. Маринова, А.А. Никитина. - М.: Владос, 2014. - 306 с.
Матюшонок М.Т., Турик Г.Г., Крюкова А.А. Физиология и гигиена детей и подростков. – Минск: Высшая школа, 2015. - С. 218-219
Ноздрачев А.Д. Общий курс физиологии человека и животных. Физиология нервной, мышечной и сенсорной систем. - М.: Высшая школа, 2013. - Т. I. - С. 72-102.
Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков.- М.: изд. АСАДЕМА, 2014.
Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека : С возраст.особенностями дет. организма: Учеб.пособие для сред. пед.учеб.заведений рек.МО РФ. - 3-е изд.,стер. - М.: Академия, 2012. - 438с.
10. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. – М.: изд. Просвещение, 2012